Турист Дарья Молоканова (Lacanaillie)
Дарья Молоканова — был вчера 18:54
В ожидании путешествия

Териберка — Россия Февраль 2023

В конце февраля 2023 года мы небольшой компанией из трех человек отправились на 4 дня в Мурманск и область. Поскольку дорогу из Мурманска в Териберку часто закрывают из-за снега, мы отправились туда сразу из аэропорта, чтобы в нашем распоряжении было несколько дней.

На Авито нашли Никиту — гида-сопровождающего с автомобилем за более чем приемлемую цену в 12 тыс. рублей. Это действительно был подарок судьбы, поскольку первоначальный наш гид отказался нас везти из-за поломки машины, да и запрашивал он гораздо больше. В цену этого трансфера был включён переезд в Териберку, экскурсия с гидом на следующий день и переезд обратно в Мурманск. Плюс забота и внимание, которое мы получили. А это бесценно!

Итак, закупившись всем необходимым в магазине неподалеку от аэропорта (а это нужно обязательно сделать, т.к продуктовых магазинов в Териберке всего два или три и выбор там более чем скромный, а цены выше, чем в Мурманске), мы отправились в наше трехчасовое путешествие в Териберку. По мере удаления от Мурманска тёмные холмы и сопки сменялись снежными равнинами, над которыми парили кайтеры. Мы оказались в тундре.

Териберка. Путешествие за полярный круг

В Териберке мы арендовали целый дом с собственной баней в гостинице «Причал». Там же находится один из лучших гастропабов поселка «Mole», который, к сожалению, был закрыт по техническим причинам.

Мы немного огорчились, но благо хороших ресторанов там достаточно. Поэтому, отдохнув, взяли такси за грабительские 500 рублей (другого варианта все равно не было) и через 5 мин были в атмосферном ресторане «Grebeshki». Здесь и обстановка, и еда была выше всяких похвал. Конечно же, мы брали местные специалитеты: гребешки, суп с морепродуктами, мидии, десерт с северными ягодами.

Териберка. Путешествие за полярный круг

После ресторана решили пройтись пешком, заодно изучили местность, которая, казалось бы, ничем не примечательна, но в зимней мгле, в окружении сопок и бухты Баренцева моря она завораживала.

Териберка. Путешествие за полярный круг

По возвращении в доме нас ждала баня (дрова входили в стоимость) и свежеприготовленный камчатский краб. Да, тут именно камчатские крабы, которых когда-то завезли, и они очень хорошо прижились в Баренцевом море, съели почти всю живность, за что и подвергаются охоте (на радость туристам). Он был восхитителен!

Териберка. Путешествие за полярный круг

А потом мы увидели его! Северное сияние! Аurora borealis!

Териберка. Путешествие за полярный круг

Нам повезло с погодой, поэтому мы увидели сияние в первый же день, и во второй по пути в Мурманск. А ещё летящую комету. Это было бинго!

Утром было морозно, около -20 градусов, но невероятно солнечно. Одевшись в горнолыжные костюмы, мы в сопровождении Никиты отправились в заповедное место — природный парк Териберка.

Териберка. Путешествие за полярный круг

Чтобы попасть сюда, нужно оформить разрешение на сайте:

Здесь находятся многие природные достопримечательности, из-за которых туристы приезжают в Териберку.

Первым делом мы посетили каменный мыс и пляж «Яйца драконов». Действительно необычное место с множеством овальных камней разных размеров, напоминающих яйца динозавров. После выхода сериала «Игра престолов» яйца стали драконьими, но суть их не изменилась. Яркое солнце, редкие серо-розовые облака и море, от которого шёл пар (благодаря теплому течению Гольфстрим), сделало это место нереальным.

Териберка. Путешествие за полярный круг

Далее мы отправились в сторону Малого и Большого Батарейских озер и Батарейского водопада. Сюда можно доехать и на снегоходах за 1000 рублей, но мы решили самостоятельно преодолеть эти 1.5 км, тем более, что вокруг были такие фантастические пейзажи. Хотя маршрут простым не назовешь.

Териберка. Путешествие за полярный круг

В зимний период водопадом насладиться не получится, зато можно прогуляться по замерзшему озеру и устроить привал с горячим чаем, который предусмотрительно взял наш гид.

Териберка. Путешествие за полярный круг

После «ланча» нам предстоял подъем на сопку, склоны которой покрывал ягель, небольшие кустарники и различные ягоды. Я нашла воронику и, кажется, остатки брусники. А ещё здесь можно построить пирамидки из камней, как в Карелии, и загадать желание.

Териберка. Путешествие за полярный круг

Достигнув вершины, мы замерли с открытыми ртами. Ёжась от пронизывающего ветра, старались запечатлеть в памяти своей и камеры эти виды и разглядеть внизу остатки артиллерийской батареи береговой обороны. И все время не покидала мысль: «Мы на самом севере, за полярным кругом, практически на берегу ледовитого океана! Дальше только Северный полюс!»

Добравшись до машины, мы поехали наслаждаться дарами моря — гребешками и морскими ежами, которые местные рыбаки продают… в гаражах. Антураж далеко не ресторанный, но зато за 150 рублей получаешь свежайший продукт. Мы ели их прямо так, сырые, из раковин, и это было нечто! Главное не получить белковое отравление от количества съеденных моллюсков.

Териберка. Путешествие за полярный круг

Следующей точкой маршрута был ресторан и отель «Полярный кит», расположенные на самом берегу моря, рядом с которыми лежит настоящий скелет кашалота. Скажу сразу, что он здесь не единственный. Местные и туристы питают какую-то тайную страсть к этим животным. А многим даже удаётся увидеть их во время морской прогулки. Но её лучше совершать в летнее время. А в этом месте можно полюбоваться незамысловатой инсталляцией в виде китовых хвостов ну и скелета.

Териберка. Путешествие за полярный круг

Неподалеку от «китовой обители» — кладбище кораблей. Место жуткое, грустное и одновременно завораживающее. Некогда Териберка была процветающим поселком с рыбзаводами и прочей инфраструктурой. Но после перемещения райцентра в Североморск все здесь пришло в упадок, и брошенные рыболовецкие суда тихо ржавели на берегу. Теперь же они стали привлекать сталкеров.

Териберка. Путешествие за полярный круг

Покинув село Лодейное, мы перебрались на другой берег в старую Териберку. И тут наступил epic fail — подошва моих сапог не выдержала таких походов и просто отвалилась. Пришлось срочно искать скотч в местном магазине и хоть как-то её приматывать. Хватило буквально на небольшую прогулку по пляжу. А здесь есть что посмотреть.

Старая Териберка с её деревянными домиками расположена на берегу длинного песчаного пляжа. Здесь же находятся различные отели и рестораны. Так как изначально строили все под богатых китайских туристов, то и качество здесь соответствующее. При этом не скажу, что цены очень высокие. Зато все достопримечательности бесплатные и даже в какой-то мере экологичные.

Арт-объект «Место встречи изменить нельзя» построен из старых деревянных лодок с лавочками внутри, в которых можно укрыться от непогоды.

Териберка. Путешествие за полярный круг

Дети и любители острых ощущений могут прокатиться на самых северных качелях.

А фанаты уже упомянутой «Игры престолов» могут почувствовать себя властителями Севера, ну или какое королевство вы предпочитаете.

Териберка. Путешествие за полярный круг

Пройдя дальше по берегу, мы обнаружили ржавый рыбацкий траулер. Выброшенный на берег, он стал отличным местом для фотосессий.

Териберка. Путешествие за полярный круг

Из-за «аварии» с сапогами, я не смогла пойти дальше с ребятами за холм, в какое-то тайное место нашего гида, поэтому осталась любоваться морем и невероятно красивым закатом. А ещё причудливыми волнами, которые, достигая берега и смешиваясь с песком, превращаются в ледяную пену.

Териберка. Путешествие за полярный круг

Пока ждала возвращения моих друзей, стемнело, а, значит, наступило время ужина и обратной дороги в Мурманск. Мы выбрали ресторан «Сияние севера», в котором под стеклянным куполом можно наблюдать причудливую игру огней в ночном небе, а также попробовать оленину.

Териберка. Путешествие за полярный круг

Неподалеку от ресторана находится ещё один скелет кита, только уже бутафорский. Именно благодаря ему, а точнее фильму «Левиафан» С. Звягинцева, про Териберку узнал весь мир, а журнал National Geographic включил ее в топ-20 красивейших мест России.

Териберка. Путешествие за полярный круг

С этим сложно не согласиться!

Про наше путешествие на край земли можно посмотреть на канале Маршрут на отпуск.