Турист Николай Носов (Nikolajj_Nosov)
Николай Носов
был вчера 19:09
Лучший материал
недели

Каир, Александрия, Порт Саид — Египет Февраль 2023

Каирские зарисовки

Открываем дверь в шахту лифта — черный проем и ничего не видно. Подсвечиваем смартфоном — кабина на месте, но двери нет. Местные особенности — зачем в кабинке дверь — экономия и относительно безопасно, если на ходу не прислоняться к стенке шахты. А света нет — потом починят. Осторожно заходим, подсвечивая смартфоном нажимаем на кнопку седьмого этажа — никакой реакции. Оказывается, одновременно с нажатием кнопки надо прикладывать к панели магнитный ключ, который есть только у жильцов. Конечно, такой подход повышает безопасность, но за счет временных постояльцев гостиницы. Придется тащиться с рюкзаками по лестнице.

Мы в Каире, куда в конце января 2023 года прилетели рейсом Аэрофлота. Посетить недавно открывшуюся для туристов Саудовскую Аравию, куда проще добраться через Египет, и так собирались. А когда предложили сделать доклад о египетских путешествиях Николая Гумилева на VI международном фестивале ЛИффТ — 2023 в Каире, сдвинули планы и полетели раньше. Так что в самолете сидели с представительной российской делегацией во главе чемпионом мира по шахматам Анатолием Карповым. Хотел сделать с ним селфи, когда ждали выдачи багажа, но решил, что как-то неудобно.

Выступление Анатолия Карпова

Приезд чемпиона мира в Каир вызвал большой интерес. На предваряющей показ фильма о матче в Багио фильме встрече с Анатолием Карповым в Русском доме не было свободных мест. Даже не думал, что Египет такая шахматная страна. Впрочем, заметка не о фестивале, а Египте. Сбросил организаторам презентацию своего доклада и приступил к осмотру города.

Последний раз в Каире были десять лет назад и за это время город сильно изменился. Новый современный аэропорт, в котором после теракта на Синае отдельно и очень тщательно проверяют улетающих в Россию пассажиров. Выросли новые кварталы на окраинах, стало больше станций метро. Обычной практикой стало вызывать такси через приложение в смартфоне — Uber или местный Career. Таксистам наступление цифровизации не нравится, пытаются как раньше взвинтить для иностранца цены, не пользоваться счетчиком, но имея на руках рыночную цену торговаться с ними стало намного проще. Да и дождаться вызванной через смартфон машины вполне реально. Главное ее найти на узких улочках — навигатор дает слишком большой разброс.

Египет. По следам Николая Гумилева

Без интернета теперь никуда, так что первым делом в аэропорту обменяли доллары и купили сим-карты. В Египте четыре оператора мобильной связи: Etisalat, We (Telecom Egypt), Vodafone, Orange. Стойки операторов расположены в зале прилета в аэропорту. Тарифы запутанные, указанное доступное число гигабайт сильно преувеличено, но если не смотреть фильмы — самого дешевого тарифного плана на небольшую поездку хватит.

Сообщения от оператора приходят на арабском. Это не проблема — делаем на смартфоне снимок экрана с сообщением и переводим файл с картинкой с помощью переводчика Google.

Египет занимает уникальное положение на стыке Европы, Африки и Азии. Главная египетская компания — Telecom Egypt контролирует 17% мирового интернет трафика, ведь ей принадлежит сухопутная часть кабелей, идущих по суше вдоль Суэцкого канала. Трансконтинентальные кабели, как правило, идут по морскому дну, но на севере Красного моря им приходится выходить на сушу, а мировым компаниям — платить крупные суммы египетскому монополисту, причем не за аренду, а за объем трафика, который с каждым годом растет. Наряду с туризмом и Суэцким каналом плата за трафик — одна из основных статей государственного дохода. Монополизм несет и риски: когда в июне 2022 года кабель повредили, то это сказалось на доступе к облакам гиперскейлеров по всему миру и практически оставило без интернета население Эфиопии и Сомали.

Каир и уже слившаяся с ним Гиза — главные центры цифровизации. Впрочем скоро лидерство перейдет к строящемся с нуля в сорока километрах от Каира «умному» городу Administrative Capital for Urban Development (ACUD). Согласно планам, в новую административно-финансовую столицу переместятся министерства и ведомства Египта. В мегаполисе будет проживать около 8 млн человек. Во всем Каире их сейчас чуть больше девяти.

Новый город позиционируется как цифровой — умные дома с проложенным оптоволоконным кабелем, все улицы и дороги просматриваются камерами, умные, оптимизирующие затраты коммунальные услуги, умный трафик с мониторингом аварий и пробок.

На улицах Каира

Последнее особенно актуально для крупнейшего арабоязычного города мира. В Каире за все время видел всего пару светофоров, правила дорожного движения никто не соблюдает, пешеходов даже на «зебре» не пропускает, а переход дороги — экстремальный аттракцион с непредсказуемым итогом. Египетские города не для пешеходов. Тротуаров или нет, или они перекрыты лотками продавцов или припаркованными автомобилями. Особенно тяжело в районе рынков, где по дорогам в разных направлениях движется плотная масса людей и машин. Шок вызывает беременная женщина, держащая в одной руке ребенка, а другой пропихивающая в узкую щель между двигающимися грузовиком и автобусом коляску с младенцем.

Старый город мало изменился. Такая же грязь и кучи мусора на улицах, обшарпанные стены домов, кошки, выпрыгивающие под ноги из мусорных баков, взвинчивающие для иностранцев цены уличные торговцы. С кафе проблема, но уличную еду брать страшно. Антисанитария, пыль, оседающая на аппетитно выглядящих булочках, отсутствие холодильников. При нас продавщица пошла убирать недоеденные тарелки, собрала с них салат и добавила в продаваемый. Такое вот безотходное производство.

Пешком не пройдешь, такси и автобусы стоят в пробках, так что единственный быстрый способ передвижения — метро. Стоимость билета зависит от продолжительности поездки. Засовывая купленный в кассе билетик, не забывайте его забрать после прохождения турникета — понадобится на выходе.

В каирском метро

Интересная особенность — специальные вагоны для женщин, чтобы к ним не прижимались мужчины в переполненных вагонах в час пик. Женщинам можно садиться в любой вагон, а мужчинам в женский нельзя.

Гумилев в Каире

Одна из целей поездки — посетить гумилевские места в стране. Николай Гумилев был не только поэтом, но и путешественником и путешествия на Восток совершал не только виртуальные, в стихах, но и вполне реальные — на кораблях, поездах и верхом. А Ближний Восток рассматривал не только как транзит в Африку, но и как место для самостоятельных путешествий.

Сфинкс

Во время своих пяти посещений Египта с 1907 по 1913 годах Николай Гумилев посетил Порт-Саид, Мемфис и Александрию, побывал на основных туристических объектах Каира и Гизы, осмотрел пирамиды, полюбовался Сфинксом. Все это нашло отражение в его стихах.

Сфинкс улегся на страже святыни
И с улыбкой глядит с высоты,
Ожидая гостей из пустыни,
О которых не ведаешь ты.
Н. Гумилев «Египет» 1918 г.

Главная достопримечательность Каира — Египетский национальный музей — крупнейшее в мире хранилище предметов древнеегипетского искусства. Место, которое обязательно нужно посетить. Огромные современные залы, отличная подсветка, уникальные экспонаты. Еще раз полюбовались на золотого Тутанхамона, а вот статую Нефертити уже не нашли. Во время беспорядков на площади Тахир в 2011 году, приведших к свержению президента Хосни Мубарека, часть экспозиции была разграблена мародерами.

Сикимора Марии

Незаслуженно забытое российскими туристами гумилевское место в Каире — сикимора Марии (Al Matariyah). Сейчас — уютный дворик с засохшим стволом. Впрочем есть и живая часть — от корней пошли новые побеги. Все уже организовано — билеты, касса, охрана. Осталось только повесить стенд о знаменитом поэте Серебряного века с цитатой из стихотворения:

Оглушенная ревом и топотом,
Облеченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят серафимы

И последняя милость, с которою
Отойду я в селенья святые,
Дай скончаться под той сикоморою,
Где с Христом отдыхала Мария.
Н. Гумилев 1908 г.

Другое гумилевское место в Каире — сад Эзбекие. Сейчас до него легко добраться на метро — достаточно выйти на станции Аттаба.

В метро

«Каждый вечер мне кажется, что я или вижу сон или, наоборот, проснулся в своей родине. В Каире близ моего отеля есть сад, устроенный на английский лад, с искусственными горами, гротами, мостами из цельных деревьев. Вечером там почти никого нет, и светит большая бледно-голубая луна», — писал поэт Вере Шварсалон.

В 1917 году в стихотворении «Эзбекие» Николай Гумилев рассказал о сильном впечатлении от посещения сада.

Как странно — ровно десять лет прошло
С тех пор, как я увидел Эзбекие,
Большой каирский сад, луною полной
Торжественно в тот вечер освещенный.

«Ровно десять лет», — еще одно подтверждение визита в Каир поэта в 1907 году.

Мемфис

Спуск в пирамиду Хеопса в Гизе, куда мы дешево добрались с помощью Career на такси, удовольствия не доставил — узкий проход, через который медленно пробираются толпы народа, постоянное стояние в очередях в заторах и духота. Гораздо интересней в расположенных в окрестностях древнего Мемфиса пирамидах Розовая и Ломаная. Эти места не посещают массовые туристы. Лезем по узкому проходу в пирамиду одни. В Розовой очень душно, можно сознание потерять. В Ломаной спасает небольшой сквозняк, но лезть сложнее, особенно для людей высокого роста. Внутри нашли плохо заделанный проход, ведущий в непредназначенную для туристов соседнюю погребальную камеру. Думали, стоит ли рискнуть, но без фонариков пришлось бы слишком трудно.

Статуя Рамзеза II в. Мемфисе

В музее Рамзеса II в. Мемфисе посмотрели на огромную лежащую статую самого популярного фараона и местного сфинкса. Меньше чем в Гизе, зато с сохранившимся носом. Тут же набежали продавцы сувениров. Зная особенности, сразу разделил цену приглянувшегося жене сувенира на три. Египтянин долго торговался, бежал за нами до самой машины, в итоге отдал за названную сумму. Все равно остался не в накладе, в государственном магазине сувениров позже нашли такой же на 10% дешевле.

— Вы откуда, — спросил охраняющий сфинкса охранник.
— Из России.
— Вот мой лучший русский друг, — ответил солдат и похлопал по своему автомату Калашникова.

Отношение к россиянам самое положительное, причем не только в туристических местах. Потенциал у страны огромный, цифровизация только начинается, и российским ИТ-компаниям наверняка найдется место на этом перспективном рынке.

Александрия и Порт-Саид

В Египет Николай Гумилев попадал на пароходах, которые шли до портов в городах Александрия и Порт-Саид. Между Каиром и Александрией поэт наверняка перемещался по тогда уже работавшей железной дороге. Мы поехали так в Александрию тоже. Заодно выяснили интересную особенность — билеты на поезд для иностранцев стоят в пять раз дороже, чем для местных. Так что между городами лучше ездить на автобусах.

Порт Александрии

В стихотворениях темы Александрии поэт не касался, зато в трагедии «Отравленная туника» (1918) появилась александрийская плясунья Феодора, ставшая византийской императрицей. Александрия в пьесе представлена как город смешения культур.

Барельефы города мертвых

И это соответствует действительности — восемь православных храмов мирно сосуществуют с Мечетью Абу Эль Аббаса, в настенных рисунках и барельефах «города мертвых» «соседствуют» элементы египетского, греческого и римского стилей.

Форт Кайт-Бей

Наверняка поэт, как и мы посетил основные туристические достопримечательности Александрии — расположенный на месте Форосского маяка форт Кайт-Бей, катакомбы Ком-эль-Шукафа, римский амфитеатр и колонну Помпея. А вот здания популярной сейчас у туристов Александрийской библиотеки тогда еще не было.

Каналы Дамьета

На ночевку остановились в шикарных апартаментах в жилом доме, дешево снятых на booking.com. Утром на автобусе добрались до расположенного в дельте Нила города Думьят, ранее известного как Дамьет. В стихотворении «Египет» Николай Гумилев писал:

И каналы, каналы, каналы,
Что несутся вдоль глиняных стен,
Орошая Дамьетские скалы
Розоватыми брызгами пен.

Скал так и не нашли, а вот каналов много. Хотя стены уже не глиняные, а вполне кирпичные.

Суэцкий канал

Еще полчаса пути и на автобусе добрались до Порт-Саида. С туристическимм достопримечательностями тут туго — разве что паром, на котором можно пересечь Суэцкий канал, да музей войны с трофейным израильским танком.

Порт-Саид

Повысить привлекательность для российских туристов можно создав в местном краеведческом музее раздел, посвященный африканским экспедициям Николая Гумилева. Египтянам обойдется недорого, да и Гумилевское общество вполне сможет помочь.

Прокатились на бесплатном пароме по каналу, а вечером на рейсовом автобусе вернулись в Каир.