Турист Татьяна Заварова (Tat_jana_Zavarova)
Татьяна Заварова — была вчера 13:11
Cumbre o muerte!

Ушуайя — Аргентина Октябрь 2023
Tierra del fuego

Архипелаг Огненная Земля или на испанском Tierra del Fuego расположен между Атлантическим и Тихим океанами и насчитывает в своём составе 40 тысяч островов. Самый крупный из них — Isla Grandу поделённый между Аргентиной и Чили, и на нём же находятся наиболее крупные города этих двух стран, одним из которых является Ушуайя. Архипелаг был открыт в 1520 году мореплавателем Фернандо Магеланом, который увидев огни от костров, которые жгли местные аборигены, назвал эту землю — Огненная.

При подлёте к международному аэропорту Ушуайи «Malvinas Argentinas» самолёт начинает снижаться и перед взором предстаёт величественный и суровый пейзаж в виде тёмных остроконечных горных вершин окончания (или начала?) Андского хребта покрытых белоснежными шапками. Багаж получили быстро, аэропорт небольшой, по большей части деревянный, но довольно комфортный — кафе, залы ожидания, всё есть. И, что бросается в глаза, пассажиропоток, здесь довольно большой, даже в невысокий туристический сезон. Самолёт на котором я прилетела был полный.

В этот раз, зная, что в самой Ушуайе всегда очень много туристов, а значит шума и разной движухи, я забронировала себе жильё не в самом городе, а в пригороде. Кроме того, мне очень интересно посмотреть на жизнь местных жителей изнутри, и поэтому я нашла себе комнату в частном загородном доме. Заранее договорилась с хозяйкой, что она меня встретит в аэропорту. Келита, хозяйка, оказалась очень энергичной дружелюбной женщиной 62 лет, ранее работавшей преподавателем физики в школе, а по выходе на пенсию решила заняться работой в туризме. Кроме того, серьёзно увлекается йогой и медитациями и даже некоторое время изучала йогу в Индии. Её дочь и сын тоже живут в Ушуайе и работают в туризме. Вообще, немного забегая вперёд, я заметела, что аргентинские женщины очень энергичные, причём до весьма преклонного возраста. Пока ехали из аэропорта, Келита рассказывала мне, что где находится, что стоит посетить и какие природные красоты здесь есть. По дороге заехали в супермаркет, затарились продуктами. И здесь я впервые столкнулась с такой особенностью, что при оплате на кассе банковской картой могут попросить паспорт. Продуктовый ассортимент показался мне похожим, на тот, что у нас в северных городах — вроде всё есть, но всё равно какое-то не совсем оно.

Парковка возле супермаркета

Ушуайя с первого взгляда, определённо понравилась и показалась интересной и необычной. Домов такой архитектуры до этого я не встречала. И ещё одна особенность, которая бросилась мне в глаза — очень много автомобилей.

Архипелаг Tierra del Fuego. Ушуайя

До дома Келиты ехать из центра Ушуайи было около 10 километров. Дом находится в пригороде, окружённый лесом с приличной придомовой территорией, которая спускается к небольшой реке, а на противоположном берегу — горный хребет. Очень хорошо для тихих прогулок. А ещё недалеко начинается несколько треккинговых троп — sendero, воспользоваться которыми у меня увы не получилось. На Ушуайю я заложила четыре дня, в итоге мне повезло с погодой 50/50 — два первых дня погода была хорошая, а два последующих шёл облажной снег, дороги обледенели и ходить в горы стало опасно. Сейчас оглядываясь назад, на Огненную Землю я бы заложила не меньше десяти дней — здесь реально есть что посмотреть, особенно для любителей треккинга и природы.

Архипелаг Tierra del Fuego. Ушуайя

Внутри дома четыре жилые комнаты — в двух живёт Келита и две сдаются туристам, кроме того есть зал совмещённый с кухней и летняя зимняя веранда. Первое время, я удивлялась, почему Келита так экономит воду? Буквально каждую каплю. Оказалось, что, несмотря на близость реки, водопроводной воды здесь как таковой нет — для бытовых нужд вода подаётся из цистерны, в которую периодически завозится, а питьевая покупается в двадцатилитровых бутылях.

Отопление есть и как в виде обычных водяных радиаторов — для холодов, так и в виде камина на дровах — для прохладной погоды. Спросила у Келиты какие температуры здесь наиболее низкие — минус 20–25 градусов. То есть сильных морозов здесь не бывает. А у горящего камина так приятно посидеть прохладным вечером.

Архипелаг Tierra del Fuego. Ушуайя

Заселившись и немного отдохнув, я собралась в город воплощать свою идею фикс — мне очень хотелось увидеть пингвинов. Келита предложила мне подвезти до центра, а когда доехали объясняла как добраться обратно. Я слушала её в пол уха, и как позже оказалось очень зря.

Турагенства в Ушуайе находятся на набережной недалеко от знак, а Fin del Mundo. Судя по слухам, экскурсии прям так, чтобы походить рядом с пингвинами организовывают два агенства: Piratour и Paladine. В первом я и купила на завтра экскурсию на остров Martillo за 90000 ARM и на послезавтра прогулку на катамаране по проливу Бигль к маяку Les Eclaireurs. После чего моя душа успокоилась и я спокойно пошла гулять по Ушуайе.

Архипелаг Tierra del Fuego. Ушуайя

Долгое время в районе сегодняшнего города была китобойная станция, потом были открыты месторождения золота, которые оказались небольшими по запасам и были быстро отработаны. Город же Ушуайя был основан 12 октября 1882 года на берегу пролива Бигль, и назван в честь корабля Бигль второго корабля Королевского флота Великобритании, носившего это имя. На этом корабле Чарльз Дарвин совершил своё путешествие обогнув Южную Америку, пройдя через только что открытый пролив. С языка коренных жителей архипелага индейцев ямана Ушуайя переводится как «Залив смотрящий на запад». Первым европейцем поселившимся здесь был английский миссионер В. Стерлинг в 1870 году. В 1872 году родился первый белый ребёнок. В 1884 году здесь была основана аргентинская военно-морская база.

Архипелаг Tierra del Fuego. Ушуайя

В 1902 году началось строительство тюрьмы, которое продолжалось до 1920 года. Строительством тюрьмы занимались сами заключённые, которые также отвечали за создание инфраструктуры, на которой в будущем базировался сам город, занимаясь вырубкой леса, строительством домов и железнодорожных путей, соединивших город с лесными массивами. Тюрьма просуществовала до 1947 года.

В настоящее время население Ушуайи составляет порядка 82000 человек. Основными сферами деятельности на сегодня являются овцеводство, изготовление электроники и конечно же, туризм. Именно из порта Ушуайи отправляются круизные лайнеры к берегам Антарктиды. Кроме того, Ушуайя является зоной свободной торговли.

Архипелаг Tierra del Fuego. Ушуайя

Почти напротив пятачка с турагенствами находится здание администрации департамента Огненная Земля с остроконечной крышей, и недалеко от него, памятник воинам погибшим в войне с Великобританией за Мальвинские острова, которая продолжалась со 2 апреля по 14 июня 1982 года и закончилась поражением Аргентины. Здесь же горит вечный огонь.

Архипелаг Tierra del Fuego. Ушуайя

Неподалёку стоит оригинальный памятник посвещённый коренным народам.

Идём дальше вдоль набережной. Чуть в стороне находится здание первой католической церкви Ушуайи, довольно простенькое.

Архипелаг Tierra del Fuego. Ушуайя

Постепенно дошла до большой вывески с названием города Ушуайя. Пока шла, заметила, что погода здесь имеет свойство очень резко меняться — то тепло и солнечно, то вдруг реко пасмурно, холодно и пронизывающий ветер.

Вообще Ушуайя производит очень приятное впечатление и настраивает на позитивный лад: дома и строения здесь необычной конструкции и покрашены в яркие цвета.

Поскольку Ушуайя город очень туристический — сюда стекаются люди буквально со всей планеты, то здесь много чего ориентировано на туристов: очень много сувенирных магазинов, гостинец, различных кафе, ресторанов, есть магазины со спортивно-туристической одеждой и инвентарём, музеи. Самая туристическая улица — Сан-Мартин.

Архипелаг Tierra del Fuego. Ушуайя

Очень креативно оформлен музей посвещённый истории развития Ушуайи. Внутрь, к сожалению попасть не удалось, поэтому не могу сказать интересно или нет.

Ещё, я для себя сделала открытие, что на Огненной Земле и в Патагоннии производится очень вкусный шоколад — ммм… просто пальчики оближешь. Шоколад здесь тоже продаётся во многих магазинах.

Нагулявшись и пообедав в одном из кафе, я решила часть пути домой доехать на автобусе, а потом прогуляться пешком, поскольку дальше городской автобус не ходит, а маршрутка коллективо ходит очень редко. Забила в навигатор адрес, который был использован при бронировании и пошла. Во второй части пути стали охватывать сомнения, туда-ли я иду, поскольку местность показалась мне незнакомой. И точно, в итоге вышла на пустырь с остатками каких-то разрушенных строений, кучей мусора и сворой злобно гавкающих собак. Так, и куда дальше? И тут вспоминаю, что Келита говорила мне что-то о перепланировке и перименованию улиц и что, как правило люди и таксисты этого района не знают. Пришлось ей звонить: «Спасите, помогите, заблудилась!!!». Оказалось, что я свернула на предыдущем повороте, который был километра за два до нужного. Дорогу на этот раз я запомнила, но на всякий случай забила координаты на месте, и когда брала такси не говорила водителю адрес, а показывала точку на карте, куда мне нужно. Такси из центра стоило 2000 — 2300 ARM.

Кроме меня, у Келиты на тот момент был второй постоялец — Рамон из Буэнос-Айреса, он завтра уезжал и решил угостить нас на ужин чудесным cordero (бараниной) приготовленным с бататом и вкуснейшим аргентинским вином. Вот так хорошо закончился мой первый день прибывания на Огненной земле. А на завтра у меня была экскурсия к пингвинам.

С утра Келита повезла Рамона в Аэропорт, а заодно и меня подкинула до турагенства. Я была уверена, что на остров Martillo нужно будет добираться на каком-нибудь катере, но оказалось нет. Собралась группа в составе 12 человек, мы погрузились в микроавтобус и ехали чуть больше часа. По дороге знакомились и слушали информацию гида об архипелаге. Туристы были из Аргентины, США, Франции и Бразилии и Норвегии. Поэтому гиду приходилось повторять информацию и на английском. Таким образом мы доехали до побережья небольшого залива и пересели в небольшой катер на котором и пошли собственно к острову Martillo, который расположен в проливе Бигль.

Архипелаг Tierra del Fuego. Ушуайя

С утра было памурно, накрапывал мелкий дождик и дул пронизывающий ветер, но к моменту высадки на остров тучи вдруг исчезли, появилось яркое солнце и перед глазами появились шикарнейшие пейзажи.

Архипелаг Tierra del Fuego. Ушуайя

На берегу нас приветствовали пингвины!

Честно говоря я не ожидала, что пингвинов будет так много, супер!!! Они такие милахи! Очень тяжело оторваться от фотографирования и послушать, что нам объясняет гид. На острове Martillo пингвинов можно увидеть в период с октября по апрель, когда они приплывают сюда с целью гнездования и выведения потомства. И да, со стороны парочки пингвинов выглядят этакими солидными семейными парами.

На момент нашего визита можно было наблюдать две колониии пингвинов: магеллановых — с серыми лапами и клювом и папуанских с рыжими лапами и клювом. Проскочила и пара-тройка королевских.

Пингвины здесь совсем не боятся людей и подпускают к себе вплотную.

Архипелаг Tierra del Fuego. Ушуайя

Когда время вышло совсем не хотелось отсюда уходить, да и погода располагала. По возвращению в Ушуайю иду в один из запримеченных накануне ресторанов, где готовят национальное блюдо Огенной Земли и южной части Патагонии — «Cordero Fueguino». Целая тушка барана растягивается на кресте и жарится на открытом огне. Мясо получается сочным, но не жирным и не пережаренным. Очень вкусно. И то, что надо после прогулки на свежем воздухе.

Мясо подаётся на небольшом мангале с улями для подогрева, так что остыть не успевает даже если есть медленно.

Архипелаг Tierra del Fuego. Ушуайя

И тут меня удивила ещё одна Аргентинская особенность — при оплате безналом, мало того, что отдаёшь карту официанту, так ещё и называешь код. После чего он с ней уходит и возвращается минут через 5–10. По началу я нервничала при таких моментах, но потом привыкла, и за время всей поездки всё было нормально.

Остатки светового дня немного гуляю, релаксирую. Завтра морская прогулка по каналу бигль к маяку Les Eclaireurs.

Сегодня у меня морская экскурсия, но начинается она в 14:00. Хотела сходить в исторический музей — Historia Fueguina, но он оказался закрыт из-за отключения электричества. Тогда я зашла в другой музей -Museo Territorial.

Архипелаг Tierra del Fuego. Ушуайя

Музей небольшой, его экспозиция посвещена природе и истории Ушуайи.

После посещения музея времени у меня оставалось ещё приличнои я взяла обзорную экскурсию по городу на автобусе за 5000 ARM.

Архипелаг Tierra del Fuego. Ушуайя

Честно признаться экскурсия оказалась скучноватой — нас провезли по городу попутно рассказывая о его истории и сегодняшней жизни, пару раз останавливаясь чтобы сделать панорамные фото города и ещё возле небольшого симпатичного озерца.

Архипелаг Tierra del Fuego. Ушуайя

Экскурсия к маяку на была катамаране: здесь было закрытое пространство с мягкими удобными сиденьями, а также открытая палуба. Кафе тоже имелось. В закрытой части на пути туда почти никого не осталось, тем более, что ярко светило солнце и открывались потрясающие виды — все вышли на палубу.

Архипелаг Tierra del Fuego. Ушуайя

Маяк Les Eclaireurs находится на самом северо-восточном острове группы островов Les Eclaireurs, что в переводе с французского означает разведчики. Был построен из кирпича и сдан в эксплуатацию 23 декабря 1920 года. Высота 10 м, ширина 3 м, дальность излучаемого света 22,5 м над уровнем моря. Работает и по сей день. Электричество сегодня вырабатывается солнечными батареями. Маяк автоматизирован, с дистанционным управлением. Считается самым южным маяком мира.

При подходе к маяку погода резко сменилась — солнце скрылось, подул сильный пронизывающий ветер и пошёл снег.

И стало очень холодно.

Архипелаг Tierra del Fuego. Ушуайя

Но всё, же я думаю, основная масса людей берёт эту экскурсию вовсе не из-за маяка, пускай даже и самого южного, а из-за морских львов и котиков, которых можно набюдать в изобилии как на острове где построен маяк, так и на соседних. Уже при приближении, слышишь характерные звуки издаваемые морскими львами и котиками, а также чувствуется их запах.

Здесь видна ещё одна закономерность, с одной стороны острова в основном расположились морские львы и котики, а с другой весь склон усеян птицами.

На обратном пути остановились ещё на одном небольшом острове, где раньше был естественный причал Senda Puerto Carela, который использовался рыбаками-ремеслинниками, а до этого здесь жили индейцы ямана.

А вид в сторону Ушуайи вот такой.

Архипелаг Tierra del Fuego. Ушуайя

На заключительный день в Ушуайе первоначально я планировала треккинг к озеру Эсмеральда, тем более, что Келита объяснила как туда проще пройти. Но погода внесла свои коррективы, прогноз был крайне неблагоприятный — снег, дождь, туман, сильный ветер, обледенение на дорогах. Я подумала и решила взять экскурсию в Национальный парк Tierra del Fuego. Обошлась мне в 48000 ARM с поездом El Tren del Fin del Mundo. Без поезда была на 7000 ARM дешевле — не существенная разница.

Проснувшись утром я увидела, что снега нападало сантиметров 10, было пасмурно. Хорошо, что я всё же взяла на сегодня экскурсию.

Национальный парк Tierra del Fuego расположен в 11 километрах от города и является самым южным природным заповедником в мире, с лабиринтом озёр, рек, заснеженными вершинами гор и ледниками. Парк был основан в октябре 1960 года, затем расширен в 1966 году и в настоящее время занимает 63 тысячи гектар земли. Здесь есть много треккинговых маршрутов от коротких прогулочных до многочасовых.

Наша же экскурсия началась с поездки на поезде. Чтобы сесть в поезд нужно сначала зайти в вокзал, который украшен флагами разных стран и различными предметами связанными с историей самой южной железной дороги построенной заключёнными и которая первоначально использовалась для транспортировки стройматериалов необходимых для строительства города, а ныне служит для развлечения туристов. Желающих проехаться на поезде стабильно много, поэтому минут 20–30 придётся постоять в очереди.

Купе небольшие рассчитанные на четыре посадочных места, дверь окрывается прямо на перрон. Состав тянет паровоз. После гудка поезд начинает медленно двигаться, за окном проплывают красивые пейзажи. Во время движения аудиогид рассказывает историю строительства этой самой южной железной дороги. Перевод идёт на семи языках: перед посадкой спрашивают кто из какой страны, и видимо исходя из этого компануется система языковых переводов. По пути есть несколько остановок минут на 15–20 во время которых можно выйти и немного погулять. Общая продолжительность движения поезда около часа.

Моими соседями по купе оказались трое пожилых венесуэльцев, которые тоже путешествовали по Аргентине.

После поездки на поезде экскурсия продолжилась на автобусе. Порадовало, что группа скомпановалась относительно небольшая — человек 15. Мы поехали по парку периодически останавливаясь и выходя на небольшой променад. Несмотря, на то, что большую часть времени местность была затянута туманом, периодически шёл то дождь, то снег, можно заметить, что природа здесь великолепна, и хотелось бы вернуться сюда ещё раз, но уже не ехать на автобусе, а походить пешком. Здесь есть и реки и озёра и горы и лес — всё, что нужно для активного отдыха.

На следующий день я улетала дальше по своему аргентинскому пути — в Эль-Калафате.