Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 10:27

Гродно — Беларусь Январь 2024

Поезд Смоленск — Гродно прибывал на железнодорожный вокзал в 11:46. Обратный отъезд мы запланировали на послеобеденное время следующих суток, рассудив, что двух неполных дней в Гродно не то чтобы за глаза, но вполне себе хватит.

Королевская столица: 7 причин побывать в самом красивом городе Беларуси

Не мудрствуя лукаво, заказываем классные апартаменты в самом сердце древнего города, и идем гулять. План прогулки готов заранее и «пройден» не раз — роуминг, карты и прочие прибамбасы ни разу не пригодились и мы с Маришей не сбились с пути (разве что в формате приятного отклонения от маршрута:)

Посоветую вам 7 точек идеального приключения в Гродно, которые помогут влюбиться в столицу королей, великих князей и современного белорусского туризма.

Увидеть самый красивый и аутентичный Старый город Беларуси

Начинаем нашу прогулку, разумеется, в Старом городе Гродно — сплошь увенчанном табличками, гербами, историческими справками, датами и впечатляющими цифрами. Гродненский old town это узкие мощеные улицы, классические светлые фасады, деревянные двери и черепица крыш. А еще это самый крупный, красивый и лучше всего сохранившийся Старый город в Беларуси.

Королевская столица: 7 причин побывать в самом красивом городе Беларуси

Исторические кварталы Гродно начали формироваться лет этак почти 1000 назад. Гродненский (или Городенский) детинец — деревянно-каменное укрепление на высоком пригорке — появился в XI веке. Почти сразу он стал обрастать торговыми, ремесленными и жилыми кварталами.

Королевская столица: 7 причин побывать в самом красивом городе Беларуси

В 1128 году Гродно упоминается как центр древнерусского княжества. Те самые аутентичные кварталы и улицы стали Старым городом Гродно — культурной столицей Беларуси, а древний детинец — Старым замком Гродно.

Прогуляться по замку князей и королей

В центре внимания всех путешественников Замковая гора в Гродно. Туристов можно понять — тут исторично, спокойно и очень-очень красиво. Со смотровой площадки, на которую мы попали не совсем законным способом (а увлеченные нашим заразительным примером и еще пяток туристов:) шикарно видно течение реки Неман, городские просторы…

Королевская столица: 7 причин побывать в самом красивом городе Беларуси

и разумеется Старый замок.

Старый — потому что в Гродно есть и Новый замок, аккурат напротив — альфа и омега городского туризма.

Королевская столица: 7 причин побывать в самом красивом городе Беларуси

За 2 дня мы не застали столпотворения более нигде, зачастую чувствую себя очень желанными и почти единственными гостями. Полузабытые навыки лавирования между экскурсантами и фотографирования в сложных условиях пригодились только в Старом замке — на мой вкус, я справилась вполне достойно:)

Королевская столица: 7 причин побывать в самом красивом городе Беларуси

Итак, Старый замок в Гродно. Это единственная и самая великолепная королевская резиденция в Беларуси — цитадель помнит и городенских князей, и дочь Владимира Мономаха, литовского князя Витовта и Стефана Батория, который и подарил Гродно столичный статус.

Королевская столица: 7 причин побывать в самом красивом городе Беларуси

Высокий холм обрастал Княжеским теремом, храмами, каменной защитной стеной. Свой самый нарядный вид замок приобрел в эпоху Батория — по сути, современные реставраторы вдохновляются чертежами, гравюрами и видами XVI века.

Получается просто шикарно: белоснежные стены, фрески, арки и вензеля, гербы и кованые ворота, башни, галереи.

Королевская столица: 7 причин побывать в самом красивом городе Беларуси

Несмотря на бросающуюся в глаза свежесть интерьеров, нет ощущения искусственности и новодела — приятное погружение в эпоху. В замке открыт музей с обширными историческими экскурсами — на прогулку закладывайте примерно 1–2 часа.

Полюбоваться на Гродно с идеальной смотровой площадки

Приятный бонус, включенный в стоимость билета в Старый замок — удивительный вид на город с его крыши. Нам повезло на солнечный и ясный день, когда все кажется круче, а тем более такой красавчик как Гродно.

Королевская столица: 7 причин побывать в самом красивом городе Беларуси

Смотровая площадка небольшая, но разносторонняя. В том смысле, что вид открывается на все стороны света и многие достопримечательности — Новый замок, крыши Старого города, костелы и храмы, замковые постройки, течение Немана.

Несмотря на то, что я выскочила на площадку, открытую всем ветрам в одном свитерке (пальто осталось в гардеробной) холода не ощутила — эти виды занимают все чувства и эмоции.

Королевская столица: 7 причин побывать в самом красивом городе Беларуси

Поставить свечу в древней-придревней Коложской церкви

Если внимательно смотреть, со смотровой террасы можно увидеть невероятную Коложскую церковь — чудо истории и храмового зодчества. Нам с вами особенно приглядываться необходимости нет, мы не более часа назад встречали рождественский рассвет около этого храма.

Королевская столица: 7 причин побывать в самом красивом городе Беларуси

Коложская (или Борисоглебская) церковь в Гродно спорит за звание старейшего храма Беларуси. Она ровесница города — постройка церкви датируется XII веком, и бесценный свидетель домонгольского церковного стиля. Википедия определяет ее стиль как романский, а я затрудняюсь комментировать — никогда не видела ничего подобного этому храму.

Королевская столица: 7 причин побывать в самом красивом городе Беларуси

Церковь сложена из плинфы с необычными вставками из огромных валунов и цветной плитки. Стены храма двойные, во внутреннем слое замурованы кувшины-голосники, придающие помещению особую акустику.

Мы пришли сюда очень символично, в Рождественское утро — к теплому сиянию свечей, звезд и ликам икон.

Восхититься роскошью убранства костела Франциска Ксаверия

Исповедующим другую религию стоит зайти в Кафедральный собор святого Франциска. Впрочем, сюда нужно прийти и тем, кто не верит ни во что, кроме Эйнштейна и теории эволюции — настолько храм красив и великолепен.

Королевская столица: 7 причин побывать в самом красивом городе Беларуси

Собор святого Франциска Ксаверия, храм ордена иезуитов, неофициально называется Фарный костел — главный собор Гродно. Это одна из крупнейших и самых красивых барочных базилик Восточной Европы. Но несмотря на идеальные светлые фасады — ярусные башни, треугольный фронтон со статуей покровителя храма, лепнина, лучшее в этом соборе все же скрыто внутри.

Роскошный 21-метровый резной алтарь, десятки (по меньшей мере) скульптур, мрамор и позолота, фресковая роспись — как писал немецкий путешественник Вильгельм Шлемюллер в XVIII веке, «Интерьер костёла соответствует внешней красоте, и даже превосходит её».

Я полностью согласна!

Купить аспирин в самой старой аптеке Беларуси

В Гродно масса местечек, к котором легко сделать приставку «самый». Самый старый театр в Беларуси и самый первый зоопарк, самый древний в республике орган и самые старые часы — куранты на соборе святого Франциска, откуда мы только вышли, собраны не позднее средневековья. Самая древняя синагога, самое старое деревянное здание в Беларуси, но мы зайдем в самую-присамую старинную аптеку.

Королевская столица: 7 причин побывать в самом красивом городе Беларуси

Ее первое упоминание встречается в 1687 году. В наши дни это аптека-музей. Действующий аптечный пункт отлично сочетается со старинными чучелами, микстурами в пыльных банках, весами, ступками, всевозможными склянками и венками трав — полное погружение в кабинет средневекового врачевателя.

Королевская столица: 7 причин побывать в самом красивом городе Беларуси

В такие моменты отрадно, что живешь в XXI веке:)

Попробовать эталонные драники с грибочками. Или сметаной, луком, смаженкой и так далее

Драники — нулевой километр белорусской гастрономии. Их готовят буквально везде, иногда вскользь упоминая в пухлом меню, иногда вынося на рекламный баннер в названии заведения. Мои первые драники случились в красивом ресторане «Карчма» в Старом городе, стилизованном под средневековье — каменные своды, деревянные детали, мягкий полумрак. О нем замечательно рассказала Мариша.

Королевская столица: 7 причин побывать в самом красивом городе Беларуси

Мне больше понравился второй обед в Гродно, в демократичном и очень славном «Драники Гародня». Он расположен в подлинном особняке начала XX века и точно напротив наших апартаментов (если вы решите там поселиться, сделаете исключительно правильный выбор!).

Про главное блюдо кафе вы уже догадались из названия, также подают завтраки, пельмени и вареники, вафли и мороженое. Обратите внимание на картины на стенах — это аутентичная белорусская вышивка крестом.

Королевская столица: 7 причин побывать в самом красивом городе Беларуси

Интересно, что в «Драники Гародня» подают картофельные оладьи размера кинг-сайз — чаще всего солидную порцию представляет всего один огромный драник. Добавьте все, что душа попросит — жареные грибы, сыр, бекон, говядину, индейку, красную рыбу, жареный лук.

И вам определенно еще больше понравится в Гродно:)