Турист Алена (vkusnoomeste)
Алена — была сегодня 16:11
Хочу в 2009 год! ..Но всё же - всех со 2-й половиной весны, ранними рассветами и природной зеленью!

Столбцы — Беларусь Август 2022

С пешеходного моста на железнодорожном вокзале Столбцов открывается вид на озеро. За ним проходит улица 17 Сентября. Начинается она от железнодорожных путей, за озером углубляется в частный сектор и, переходя в улицы Олега Кошевого и Сенкевича, приводит в окруженный живописными лесами микрорайон Акинчицы (Окинчицы), где в 1882 году родился классик белорусской литературы Константин Мицкевич, известный как Якуб Колас. Для многих Столбцы известны именно благодаря Коласу и реке Неман. Для меня Столбцы начинались в детстве, как один из городов, куда заезжал автобус по пути в бабушкину деревню. Намного позже приоткрылся еще больший персональный смысл. А заодно достопримечательности, истории, вкус, местные приколы, сюрпризы и пейзажи. Кстати, про пейзажи. Начну с того, какие «столбцы» стали Столбцами, и с моих путей к Неману.

Город находится на правом берегу реки Неман.

Столбцы на берегу Немана

Есть популярная версия, что название поселения произошло в средние века от расположенных вдоль берега свай-столбиков-столбцов, к которым привязывали плоты, лодки и витины, чтобы их не унесло течением. Тех самых столбиков уже не найти, как и пристани. Но макет торгового судна к местности «привязан» — между улицей Набережной и Неманом.

Как вариант, к кораблику можно свернуть, если по улице Танкистов идти к тому автомобильному мосту, который близко к железнодорожному. А дальше, при желании, увидеть и сфотографировать речку с моста.

Мой любимый путь к Неману (из столбцовских) — с площади Ленина по идущей к берегу улице Пионерской. Открыла его очень легко. Но не в детстве, а, увы, намного позже. Однажды во второй декаде сентября 2020 года. Я поехала в Столбцы, потому что искала там… поза-позавчерашний (из советской части детства, из года 1989) или «вчерашний» (из годов 2006–2011) день. Я и сейчас хочу туда вернуться, в те годы, в те мои дни… Но здесь, на туристическом портале, возвращаюсь сейчас к рассказу про столбцовские места… От площади Ленина (бывшего центра Столбцов) до Немана — один квартальчик по частному сектору. Улочка летне-«деревенского» спокойствия среди вирусного и непредсказуемого сентября. «Эх, надо было летом 2006-го поехать не на экскурсию в Чехию, а сюда, по милому маршруту из детства. А еще в Брест в том году. И…" Улочка уперлась в по-летнему зеленую лужайку. Сейчас такие тропинки — то, что надо. Привет, Неманчик!

Столбцы на берегу Немана

И все же тогда, в сентябре 2020 в Столбцах я первым делом хотела увидеть автостанцию — то место из детских поездок, где можно было выйти из автобуса, немного размяться и купить печеные пирожки с разными начинками. Но оказалось, что автостанцию как раз ремонтируют. В обновленном виде я увидела ее позже, и не раз. Однажды услышала от мамы, что бабушка когда-то обмолвилась, будто у нас были (есть) дальние родственники в паре деревушек под Столбцами, и, возможно, там жил кто-то из предков. А если так — то они наверняка часто бывали в Столбцах, на торговой площади, на близлежащих улицах…

Что ж, добро пожаловать в наши Столбцы! К слову, железнодорожный вокзал и автостанция там рядышком друг с другом. А дальше — в райцентре можно выделить три любопытных направления: историческое (площадь Ленина и прилегающие кварталы с часто встречающейся застройкой конца XIX — начала ХХ в. в.); колосовское (бывшая деревня, а сейчас сельский микрорайон Акинчицы (Окинчицы), где один из филиалов музея Якуба Коласа) и современное (новые кварталы в северной части города, в том числе с храмовой архитектурой).

Самое известное старинное здание города — церковь Святой Анны (на улице Советской, 6), построенная в 1825 году.

Столбцы на берегу Немана

Православная церковь в Столбцах существовала и намного раньше. Так причудливо вышло, что известно об этом из…покостельной записи, в которой во времена строительства в 1625 году монастыря доминиканцев и католического костела было сказано (написано), что костел должен быть поставлен напротив «русской церкви», уже стоявшей тогда. Однако то здание костела и та церковь, напротив которой он некогда строился, до нынешних дней в историческом центре Столбцов не сохранились.

Но все же в районе площади Ленина (на бывшей торговой площади) тонкая атмосфера связи времен ощущается легко. И порой забавно. Большинство зданий — «с историей», а с 2022 года они еще и с… росписью. Ведущая к Неману улица Пионерская начинается здесь — между одним из магазинов и одноэтажным жилым домом.

Столбцы на берегу Немана

Если верить граффити, когда-то в нем действовала «былая школа-сямiгодка» (бывшая школа-семилетка) и размещалась «карчма «Лабзавянка» (корчма, нечто вроде…рестобара). Интересно, находились ли они там в одно и то же время или в разные времена… В любом случае, путь к берегу Немана стал еще любопытнее. Кстати, разноплановые росписи домов (местно-исторические, весьма неожиданные, познавательные) есть на всех сторонах площади.

Памятник Владимиру Ленину на площади стоит посреди скверика.

Столбцы на берегу Немана

Не все знают, но история столбцовского памятника Ильичу отчасти уходит в 1911 (и даже в 1812) год. На другом берегу Немана, чуть южнее Столбцов находится городок Новый Свержень. В 1911 году там был установлен памятник в честь воинов-победителей в Отечественной войне 1812 года. В 1920-м, во время польской интервенции, его разрушили польские солдаты. В 1939 году произошло воссоединение западных белорусских земель с восточными белорусскими землями (с БССР). В 1940 районные власти перевезли части памятника в Столбцы. С давних времен и в наши дни часть постамента используется как основание для памятника Ленину. Сзади в нижней части постамента читается более чем вековая надпись «Въ 1812 г.».

В некотором смысле площадь осталась торговой — там есть несколько магазинов. И место, где покушать. В сентябре 2020 я обедала в кафе «Привал рыцаря». В следующем году оно закрылось. Было жаль, потому что на такой площади просто просилось какое-нибудь заведение общепита. И вот в прошлом году в том же помещении появилось кафе от местного РАЙПО (правда, работает только с понедельника по пятницу включительно). Кстати, и обеденное меню, и чебуреки с пирожками пользуются спросом. В 12.00–12.15 туда, бывает, приходит на обед большая компания из какой-то организации. И не из одной. Однажды я в 12.30 укатила на автобусе в деревеньку, а, когда вернулась в интервале 14–15.00, там уже…всё поели. Поэтому лучше приходите туда в 12.00. А знаете, это действительно здоровая привычка большинства людей в регионах — пораньше утром вставать и пораньше завтракать, стараться пораньше обедать (в 12.00–13.30 (!), а не после 15.30 «как в офисе сложится», «когда менеджер по персоналу и методист пообедают» …), ложиться спать вечером (а не ночью) и т. п.

Наличие площади имени Ленина — дело вполне обычное для городов СНГ. Но интересно, что к Столбцам гораздо ближе персона Феликса Дзержинского (1877–1926). Будущий основатель ВЧК (Всероссийской чрезвычайной комиссии) родился на территории теперешнего Столбцовского района, в имении Дзержиново (сейчас там музей-усадьба). Если кто-то захочет найти, важно не спутать с городом Дзержинском (административным центром соседнего Дзержинского района).

Сами же Столбцы наиболее известны благодаря имени Якуба Коласа (1882–1956). Поэт и писатель еще в советские времена стал любимым земляком и важной туристической «изюминкой». В здании железнодорожного вокзала висит портрет Коласа, карта и фотографии всех близлежащих филиалов литературно-мемориального музея «Николаевщина» (это Акинчицы, Ласток, Альбуть и Смольня).

Что касается усадеб-музеев, то у каждого из них своя «фишка». Самый близкий из филиалов — Акинчицы (в пределах города, как уже написано в самом начале), где Константин Мицкевич родился.

Столбцы на берегу Немана

Кстати, туда прямо от автостанции ходит местный городской автобус. Есть несколько промежуточных остановок, в том числе и за озером, которое вы уже видели в другом ракурсе на «обложке» рассказа. Когда, проезжая по улице 17 Сентября, увидите слева это озеро, станет ясно, что едете в правильном направлении.

Лесничевка «Ласток» ценна тем, что там сохранился оригинальный дом (которому уже более 130 лет), где прошли «дошкольные» годы Костуся с трех до восьми лет. Но это в лесу километрах в 12 от деревни Николаевщина. Отец мальчика, Михаил Мицкевич, служил лесником у князя Радзивилла — и семье приходилось часто переезжать. Михаил мечтал «Купiць зямлю, прыдбаць свой кут, каб з панскiх выпутацца пут…», но в 1902 году (в 52 года) он умер, не успев осуществить мечту о своей собственной земле, доме… Если говорить о своем доме семьи Мицкевичей, то это «Смольня» на окраине деревни Николаевщина, где мать, дядя, сестры и братья Константина жили с 1910 года. Но это позже. А в детстве еще была «Альбуть» в лесочке за Акинчицами, где семья жила с 1890 по 1904 годы. И именно Альбуть описана в поэме «Новая зямля» как Поречье (Парэчча).

Якуб Колас очень любил столбцовщину. В своих произведениях, например, во многом биографической трилогии «На ростанях», среди тем работы, любви, родни, политики, знакомых… он часто с удовольствием описывает местность: Николаевщину (в романе — как Микутичи), Новый Свержень (как Понемонь), Столбцы (как Столбуны), пути-дороги между ними и его любимый Неман.

Однако случилось так, что лет 18 писатель не мог навещать родные места. К сожалению, после бурных, мягко говоря, событий (таких, как Первая мировая война, гражданская война, немецкая, а затем польская интервенции…) в 1921 году западная часть белорусских земель (включая Столбцы) была оккупирована польскими войсками и оказалась в составе Польши, под названием «кресы всходни». Если говорить о брестском направлении железной дороги, то граница проходила между станциями Колосово и Мезиновка, совпадая с границей теперешних Столбцовского и Дзержинского районов. При этом западная железнодорожная колея (узкая) доходила до станции Негорелое, а советская колея (пошире) — до Столбцов, которые стали пограничным городом. Якуб Колас с его семьей жил и работал в Минске. А Столбцы, Николаевщина, его мама, сестры и братья оказались…за границей. Надолго.

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, а к середине сентября польское правительство бежало в Англию. Гитлеровцы приближались к территории «кресов»…

17 сентября 1939 года Красная Армия начала освободительный поход и Столбцы стали советскими. …Для Коласа вновь открылся путь в родные места. Даже символично, что сейчас в его «родны кут» ведет улица 17 Сентября.

15 января 1940 года были образованы многие районы, в том числе — Столбцовский район Барановичской (в то время) области. Посвященный этому событию камень-валун стоит, правда, не у райисполкома, а у местного центра культуры.

Столбцы на берегу Немана

Но, как по мне, он там хорошо вписался. В сентябре 2020 года это место выглядело так, как на фото, а позже у камня появилась ажурная арочка.

Одно из самых запомнившихся мне еще в 2020 году мест — площадь Бессмертия. Начиная от названия (все-таки не везде такая есть), продолжая сутью и интересным рельефом. На возвышенности находится мемориал, включающий братскую могилу и памятник партизанам и воинам советской (Красной) армии, освобождавшим Столбцовский район от немецко-фашистских захватчиков.

Столбцы на берегу Немана

Кстати, Столбцы были освобождены на 1 день раньше Минска — 2 июля 1944 года. Так получилось благодаря разработанному Рокоссовским тактическому ходу, глубокому рейду. Целью было не допустить уничтожения отступавшим врагом железнодорожного моста через Неман у Столбцов. …От площади Бессмертия расходится несколько путей-улиц. В сторону автомобильного моста через Неман (по улице Танкистов) или в сторону парка Дружбы народов (по Танкистов, но в обратном направлении), в сторону упоминавшегося центра культуры и площади Ленина (по улице Коперника), в сторону райисполкома (по Социалистической) или в сторону вокзалов (по Социалистической, но в другом направлении), в тихие старые дворики (по Коминтерна). В разные, но взаимосвязанные стороны столбцовской жизни.

В новые и новейшие кварталы Столбцов я дошла на годик позже — в 2021. Здешние архитектурные доминанты — новый костел Святого Казимира и освященная в 2019 году церковь Воскресения Христова.

Столбцы на берегу Немана

В квартале новостроек (где церковь Воскресения Христова) в 2021 году открылась новейшая средняя школа. Со столовой, но без корчмы (это мне сейчас вспомнилось граффити на площади Ленина %F0%9 °F%98%8A).

Столбцы на берегу Немана

Как и во многих городках, в Столбцах каждый замечает то, на что повезет (или не совсем) «упасть» взгляду. Всякое бывало. …Как-то я ехала из Мира. «Радоновский» автобус (Санаторий «Радон» — Минск) зарулил в Столбцы и подкатил к автостанции. Сидящий вблизи молодой мужчина удивленно глянул в окна: «Что это?.. Столбцы. Есть такой город? Что здесь?.." А далее он стал читать отдаленную вывеску магазина некоторых печальных услуг. Я (поймите меня правильно) не могла не улыбнуться: «Что? Ну вот… чего ж сразу… Среди всего, что здесь у вокзала есть… %F0%9 °F%98%8A» Молодой человек тоже заулыбался. Ибо через дорогу от вокзала находилось предостаточно вполне живеньких мест: один из фирменных магазинчиков местного мясоконсервного, одна из гостиниц, продуктовый, промтоварный, киоск газетный… В общем, если с другого ракурса, то как-то так (снимок сделала недавно):

Сейчас напишу несколько субъективно. Как по мне, у Столбцов есть свой запах — на берегу Немана, запах свежести, бодрости и чего-то настоящего.

И, что уже вполне объективно, у Столбцов есть свой вкус, даже вкусы. Вкус березового сока. И других соков (в Столбцах есть филиал Городейского сахарного со своими садами в окрестностях города). И вкус более «существенной» еды. То есть из Столбцов по известной туристической привычке можно прихватить с собой некоторые местные съедобные «трофеи». Но я еще не совсем разобралась, что и как здесь можно (или нельзя) писать на эти темы. Поэтому лучше когда-нибудь напишу отдельно — в отзыве, например, о магазине.

А, что касается моих воспоминаний из детства о печеных пирожках на автовокзале — их там уже (или пока что) нет. Если чуть серьезнее, то в обновленном здании автостанции есть небольшое частное кафе (кофеек, другие напитки, куриные бургеры). Камеры хранения, бесплатный аккуратненький туалет.

Если начинать прогулку по Столбцам от вокзалов, то я бы посоветовала такой маршрут: улица Социалистическая (начиная от мини-рыночка за автостанцией, в сторону исторического центра) — площадь Бессмертия — улица Коперника — улица Ленинская (а там через пару кварталов поворот на Советскую к церкви Св. Анны) — площадь Ленина (памятник с вдвойне историческим постаментом, старая 1-2-этажная застройка, забавные граффити) — улица Пионерская (Якуб Колас, кстати, тоже по ней с площади к Неману хаживал) — бережок Немана. Обратно — как решите. Столбцы подскажут.