Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 20:35

Солохаул — Россия Февраль 2024

Сочи — это прежде всего море, солнце, зеленые парки, буйство субтропической растительности, и в то же время Сочи — это то место, где встречаются море и горы, а если подняться по серпантину в эти самые горы, можно увидеть, как шумят бурные реки, стекают со скал, разбиваясь на множество брызг, потрясающие водопады, как растет самый северный чай в мире…

И все это можно увидеть, не уезжая далеко от Сочи. Причем в любое время года! И если летом солнце, море, пляж — это в приоритете, то вот несезон как раз таки самое время для знакомства с невероятной завораживающей природой юга.

Не морем единым знаменит Сочи...

В Кавминводах я не раз ездила в джиптуры, и этот формат путешествий стал для меня самым оптимальным, от этих поездок остались только самые приятные впечатления. Вот и здесь мы решили попробовать съездить в горы именно в таком формате. Выбор остановили на джип-туре в Солох-аул.

Сразу скажу, красивейшая природа, интересный монастырь, потрясающие виды — все это было, и об этом я сейчас расскажу, но вот сама организация тура, водитель, его поведение на маршруте — ну это совсем не Кавминводы. То, что нам обещали при продаже билетов и что было написано в проспекте, было выполнено в лучшем случае на 50 процентов. Если на Кавминводах водители были еще и гидами, и рассказы их были неординарными и интересными, то тут информации — ноль! Одни пустые разговоры и практически всю дорогу прегромкая музыка непонятного жанра, от которой растрескивалась голова. И при этом еще мажорская манера вождения! Надо помнить, что здесь при подъеме в горы сплошные серпантины. Честно сказать, не очень комфортно было ехать по ним с таким водителем. И для тех, кто плохо переносит езду по серпантинам, независимо от водителя, плохого ли, хорошего, учитывайте, серпантины здесь крутые, может укачать.

Судя по нашей поездке, такой формат путешествий, как джиптуры здесь не очень-то и развит, ну или нам не повезло. Хотя скорей всего вернее первое, так как, например, возле монастыря или возле водопада собиралось несколько машин, и все водители вели себя, как и наш, бесконечные разговоры о чем-то своем, а вы, туристы, идите сами куда хотите, там увидите, куда идти. Ну вот примерно так проходила наша экскурсия.

Но если отвлечься от всех этих негативных моментов, то в целом можно сказать, что ради красивой девственной природы, потрясающих пейзажев, чистого горного воздуха, необыкновенной атмосферы монастыря обязательно нужно поехать в такую поездку!

Не морем единым знаменит Сочи...

Итак, около 12 часов дня мы выехали из Сириуса, по пути забрали еще двух женщин из Адлера, и вперед, к Дагомысу. Дагомыс — это уже Лазаревский район, но все это все равно Большой Сочи. Большой Сочи — муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края — это участок, растянувшийся на 145 километров возле трассы, или на 105 километров вдоль Черноморского побережья. Считается, что Сочи — самый длинный город Европы и второй в мире, после Мехико. В Большой Сочи входят города и поселки, расположенные на этой территории, хотя каждый их этих населенных пунктов имеет свое название, и если мы едем в Дагомыс, то так и говорим — в Дагомыс, хотя, думаю, понятно, как это называется официально. Вот такая запутанная история.

В границах Большого Сочи расположен знаменитый Сочинский национальный парк. Он простирается вдоль Черноморского побережья от границы с Туапсинским районом до Абхазии и вглубь на 40–50 километров от берега Черного моря до отрогов Главного Кавказского хребта. Здесь множество природных достопримечательностей, и так как это не заповедник, а национальный парк, все они открыты для туристов, без всяких пропусков и разрешений.

В Дагомысе мы повернули в сторону гор, и буквально километров через 10 остановка. По подвесному мостику через реку Западный Дагомыс переходим на другую сторону. Проходим через ворота.

Не морем единым знаменит Сочи...

И сразу перед нами небольшая чайная плантация. Ровные ряды чайных кустов уходят вдаль.

В Сочи растет самый северный чай в мире. Главная заслуга в распространении чая в таких вот непривычных для него условиях принадлежит Иуде Кошману, который в 1901 году приехал в Солох-аул и посадил 800 кустов чая, привезенных из Грузии. Никто не верил, что чайные кустики приживутся, но они прижились, и уже в 1906 году он собрал первый урожай. Именно Солох-аул, куда мы едем, и является родиной краснодарского чая. В Солох-ауле находится и дом-усадьба Кошмана, где устроен музей русского чая, и старинные чайные плантации, посаженные самим Кошманом.

Почему я сейчас об этом рассказала? Да потому, что в музей мы не попали, наш водитель сказал, что времени нет на «этот, в вообщем-то неинтересный музей», хотя я читала, что музей познавательный и там можно узнать много интересного о чае. И вот так получилось, что это единственная чайная плантация, которую мы увидели.

Не морем единым знаменит Сочи...

Как я уже прочитала после поездки, время сбора чая май—октябрь, и что самое главное, для того, чтобы получился высококачественный чай, собирать нужно только три верхних очень нежных листика, и делают это вручную. А из листьев пониже, это уже чай качеством похуже, тут можно собирать и с помощью машинки. А потом дальнейшая переработка, вообщем процесс производства чая сложный и долгий. Интересно было бы пойти на экскурсию на чайную фабрику, но не знаю, есть ли такие. Но зато могу сказать, краснодарский чай неплохой, по крайней мере, тот, что мы купили в Сочи, пьем с удовольствием.

Ну вообщем-то про чай всё, хотя в проспекте было написано, что после поездки мы будем настоящими знатоками чайного дела…

Не морем единым знаменит Сочи...

Ну, а дальше, за чайной плантацией, действительно очень красивое место, это так называемые Дагомысские корыта. Дагомысские корыта по сути — природные бассейны на реке Западный Дагомыс в среднем ее течении.

Бурный поток воды несется по живописному ущелью, сложенному из осадочных пород, в результате воздействия воды на породы на протяжении длительного времени и сформировались эти естественные углубления. Издали они напоминают большие ступени, покрытые бирюзовой водой, бурно стекающей по порогам.

Вода, перетекая из одного водоема в другой, создает небольшие водопады. Сами ванночки имеют прямоугольную форму. Глубина их разная, большей частью эти ванночки неглубокие. И вот несмотря на то, что река горная, вода в бассейнах не холодная, а летом так она вообще хорошо прогревается.

Не морем единым знаменит Сочи...

Другое название этих живописных природных бассейнов — «Озера любви». Считается, что купаясь здесь со второй своей половинкой, можно загадать самые невероятные желания, и они сбудутся.

С апреля по октябрь сюда приезжают, чтобы окунуться в эти необычные купели с чистейшей водой. По ступенькам можно спуститься вниз, к воде. Есть тут и раздевалки.

Мы, конечно, приехали сюда не для того, чтобы искупаться, а для того, чтобы увидеть это потрясающее место, полюбоваться работой матушки-природы, умеющей создавать такие чудеса.

Не морем единым знаменит Сочи...

Само ущелье очень живописное. Природные купели окружены реликтовыми деревьями, зарослями плюща. Скалы ущелья покрыты мхом. Вид нетронутой природы, скал, бурных потоков воды завораживает.

Людей было здесь мало, хотя добраться сюда можно даже на автобусе, идущем и из Сочи, и из Дагомыса. Недалеко от уникальных природных бассейнов находится и кафе, и баня, но когда мы там были, все было закрыто. В принципе нам это и не нужно было. Полюбовавшись удивительными Дагомысскими корытами, насладившись красотой окружающих пейзажев, мы покинули это место и поехали дальше.

Не морем единым знаменит Сочи...

Дорога петляла по горам, слева проплывали живописные пейзажи, но, честно сказать, постоянные повороты, порой очень даже крутые, как-то не вызывали особого желания любоваться горными пейзажами.

И вот, наконец, остановка на смотровой площадке возле кафе под названием «На краю земли». Отсюда открывается невероятный вид на просторную и глубокую долину реки Шахе. Река петляет по горному ущелью. Сверху она кажется тонкой лентой, а вблизи она, наверное, шумная и полноводная.

Также взору открывается чудесный вид Кавказских гор, утопающих в зелени. Этой красотой можно наслаждаться бесконечно.

Не морем единым знаменит Сочи...

Тут же ребята из Солохаул-парка, который расположен недалеко, предлагают спуск на зип-лайне, одном из самых длинных в России. Тех, кто соглашается, на УАЗике везут на скалу, возвышающуюся над смотровой площадкой, откуда стартует аттракцион. Спуск на зип-лайне пролегает прямо над долиной реки Шаха. Думаю, что во время спуска вряд ли можно полюбоваться окружающей красотой, а вот экстремальные ощущения гарантированы.

Чтобы попасть в сам Солохаул-парк, от смотровой площадки нужно поехать направо и вверх, до парка 2,5 километра. Основная площадка — «Зеленая поляна» Здесь есть развлечения на любой вкус и на любой возраст. Но мы там не были, хотя при покупке билетов обещали нам и Солохаул-парк, вообщем, рассказать про парк не могу, но слышала, что сюда едут и с Сочи, и с Дагомыса, и других мест. Из Дагомыса сюда даже ходит автобус под номером 154.

Ну, а теперь едем в Солох-аул.

Не морем единым знаменит Сочи...

Горное село Солох-аул расположено в 50 км от города-курорта Сочи и 35 км от поселка Дагомыс, по левому берегу реки Шахе на высоте 660 м над уровнем моря у подножия гор Кавказского хребта Зубцы, Шахан и Стриженая. Здесь всего пять улиц. Население — чуть больше двухсот человек.

И хотя вроде бы отсюда не так далеко от Сочи, но жизнь здесь совершенно другая — размеренная, неспешная. Мы немного прошлись по селу, дома разные, одни новые, другие постарее. На улицах малолюдно, видели только работающих на приусадебных участках, они здесь довольно большие.

Не морем единым знаменит Сочи...

Я вам уже говорила, что это село — родина краснодарского чая, и здесь в селе есть музей-усадьба Кошмана, но нам там не удалось побывать, о чем до сих пор жалею.

Ну, а главная достопримечательность Солох-аула — монастырь Крестовая пустынь.

Не морем единым знаменит Сочи...

Еще до революции в этих уединенных местах жили монахи, которые вели отшельнический образ жизни. И вот на этом месте, не так давно, в 2000 году, был открыт мужской монастырь «Крестовая пустынь» в знак сербско-русской дружбы. Построили его сербские мастера на свои же пожертвования. А проект монастыря разработал сочинский архитектор Борис Бабаков.

Небольшая территория монастыря окружена необычной стеной, выложенной из камней. Монастырь «Крестовая пустынь» строился по подобию Афонских монастырей с Афонским уставом. Поэтому здесь строгие правила, но все-таки женщин в монастырь пропускают. А вот фотографировать запрещается.

Не морем единым знаменит Сочи...

Монастырь действующий, посещение его свободное, можно посещать его и мужчинам, и женщинам. Правда, есть определенные требования к женской одежде, она должна быть закрытой, юбка, головной убор — это в обязательном порядке.

Территория монастыря, доступная для посещения, совсем небольшая, здесь всего одна двухэтажная постройка, в которой размещен храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, а также братские кельи, трапезная и библиотека. На втором этаже расположена домовая церковь в честь святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А перед храмом небольшая площадка с колоколами и беседка со стоящим рядом крестом.

Не морем единым знаменит Сочи...

Мы заглянули в беседку, полюбовались колоколами и зашли в сам храм. Внутри храм совсем маленький, но зато много икон. Некоторые я видела впервые. Много надписей не сербском языке. Фотографировать, как я уже говорила, нельзя, я и не пыталась это делать.

Не морем единым знаменит Сочи...

Судя по стене, окружающей монастырь, территория монастыря простирается дальше, за здание храма. Скорей всего, там монастырское подсобное хозяйство.

Не морем единым знаменит Сочи...

Вне территории монастыря находится ещё одна святыня — источник святого великомученика и целителя Пантелеймона. Это очень живописное место, сама природа постаралась сделать его уникальным, ну и люди приложили усилия, чтобы облагородить его.

Не морем единым знаменит Сочи...

Сверху стекает красивый горный каскадный ручей-водопад, в некоторых местах очень даже бурный и шумный. Дорожки выложены природным камнем, получился более менее удобный спуск/подъем. Хотя и подниматься, и спускаться нужно очень осторожно, так как ступеньки мокрые и скользкие.

Не морем единым знаменит Сочи...

Для перехода через ручей установлены мостики.

Не морем единым знаменит Сочи...

Тут есть источник, где можно набрать святой воды, которая, как сказали нам в монастыре, может исцелить от многих недугов.

И самое главное, силами монахов местного монастыря здесь сооружено несколько купелей. Они выложили их камнем, обустроили удобные подходы к ним. В купели могут окунуться все желающие. Вода холодная, но говорят, что это бодрит и заряжает энергией. Для удобства желающих искупаться в купелях тут устроены раздевалки.

Не морем единым знаменит Сочи...

Рядом с одной из купален оборудовано место, где установлены крест и иконы со свечами, при желании сюда можно поставить свечку.

Не морем единым знаменит Сочи...

Здесь очень красивая природа, склоны небольшого ущелья покрыты зеленой растительностью и ярко-зеленым мхом. Мы в купель не окунались, но зато получили массу положительных эмоций от посещения этого места. Атмосфера здесь потрясающая!

Не морем единым знаменит Сочи...

Ну, а нас ждет водопад «Девичьи слезы». От Солох-аула до водопада совсем недалеко, но опять придется попетлять по серпантину.

И вот наконец водопад. Он довольно полноводный и высокий.

Не морем единым знаменит Сочи...

К тому же он двухъярусный. Это видно, если отойти от моста на некоторое расстояние — первый ярус выше моста, второй — ниже моста.

Не морем единым знаменит Сочи...

Любоваться водопадом можно с металлического мостика, откуда отлично виден его верхний ярус. Погода была безветренная, так что несмотря на то, что струи водопада падали с приличной высоты, брызги сюда не долетали.

Не морем единым знаменит Сочи...

Сразу за мостиком расположен небольшой источник с чистой родниковой водой. Вода в источнике очень холодная и вкусная, мы пробовали.

Отсюда открываются виды на долину реки Шахе и виднеющиеся вдали горы.

Не морем единым знаменит Сочи...

Кроме того железного мостика, с которого мы любовались водопадом, тут еще есть такой большой мост. Видно, что мост старый, но построен на совесть и поэтому для проезда вполне пригоден. С этого моста мы и любовались окружающими видами.

За мостом дорога идет дальше, но мы туда не поедем, на этом экскурсия закончена, и мы едем домой.

Не морем единым знаменит Сочи...

Часов в 7 вечера мы были в отеле. Экскурсия заняла вроде бы немного времени, но даже за это короткое время мы увидели много интересных мест, познакомились с первозданной природой юга. А если бы водитель был еще и гидом, и если бы экскурсия проходила так, как было обещано нам при покупке билетов, мы бы увидели и узнали гораздо больше.

И в заключении хочу сказать: если вы будете в Сочи, и кроме моря, пляжа, буйной субтропической зелени вам захочется чего-то другого, например, увидеть горы, водопады, искупаться не в море, а в купели, идите в экскурсионное бюро, покупайте билет на экскурсию в Солох-аул, и вперед, за новыми впечатлениями! И от души желаю, чтобы ваш водитель оказался нормальным гидом и уважал своих туристов.