Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был сегодня 9:28
...

Турин — Италия Февраль 2024

В Турин я хотел давно, но получилось спонтанно. Вообще-то, зимой я всегда дома, только если по городам Литвы, и то редко. А тут какая-то хандра нахлынула, и руки сами потянулись посмотреть, что там интересненькое предлагают наши лоукостеры. Хотелось, хоть на пару деньков нырнуть в более менее теплую погоду. В этом году у нас не зима, а кошмар. Перепады температуры, и собственно, погоды, радости не приносят.

И тут выпадает Турин!.. Судьба!.. Три недели ожидания, и вот мы уже в переполненном самолете летим в столицу Пьемонта. Правда, что время отлета, что прилета — не радовало. Прилетели после девяти вечера, а улетали в восемь утра. На все про все ровно две пары суток. Хотелось еще успеть поужинать, но кроме коктейля ничего не получили. Хотя, несмотря на четверг, жизнь в кафе бурлила!..

Февральский блеск Турина. День первый. Начало

Назавтра с утра пошли закупиться продуктами. В восемь утра, город еще спал, но уже просыпался.

Февральский блеск Турина. День первый. Начало

А вокзал Порта-Нуова так, вообще, наверное никогда не спит!.. Является одним из крупнейших вокзалов Европы!.. Название Порта- Нуова или Новые ворота восходят к 1620 году, когда здесь они были построены на новом участке городских стен при расширении города на юг. Станция открылась в декабре 1864 года, при этом никакого официального открытия вокзала не было, может, потому, что столица Италии была перенесена из Турина во Флоренцию.

Февральский блеск Турина. День первый. Начало

Вокзал, конечно, огромнейший. Правда фасад мне понравился больше, чем внутри. Поэтому мы только зашли, глянули, и обратно. Нет времени!.. Вообще, Турин просто большой город!.. Огромные проспекты, монументальные скульптуры и широкие площади — это все Турин. Обойти его пешком за пару дней точно не получится.

Быть в Италии и не зайти на чашечку кофе с выпечкой?.. Отказать в этом удовольствии мы себе, естественно, не могли!.. Благо, их тут на каждом углу россыпь. Мы выбрали ту, что находится рядом с памятником Луиджи Лангранжу. Она так и названа в честь него. В свое время, а именно в восемнадцатом веке, крупнейший математик, наряду с Эйлером.

Февральский блеск Турина. День первый. Начало

Родился в Турине в богатой семье военного казначея. Его отец хотел, чтобы сын стал адвокатом, и определил его в Туринский университет. Но, все же судьба напророчила ему стать математиком. Случайно в руки ему попал трактат по математической оптике, и он стал увлеченно изучать математическую литературу, а в последствии прославиться исключительным мастерством в области обобщения и синтеза накопленного научного материала. Вот, что значит призвание!..

Тем временем в кафе творилась своя история. Пришлось даже отстоять небольшую очередь. Шум и гам заставил стряхнуть с нас остатки сна. И вкусить прелести хлебобулочных изделий и ароматного капучино!..

Февральский блеск Турина. День первый. Начало

После покупок в продуктовом магазине. Мы, наконец, отправились осматривать центр города. Я назвал свой рассказ «Блеск Турина», но это не значит, что он блестит. Здесь блестящая архитектура и памятники, скверы, парки и фонтаны с церквями. Но, совсем не блестит. Ровная архитектура домов. Бывало даже складывалось впечатление, что дома строил один архитектор, настолько они похожи. Особенно цветовая гамма!..

Февральский блеск Турина. День первый. Начало

Церкви тоже внутри мрачноватые. Внутри темно, но опять же архитектура впечатляет!.. Именно своей какой-то грузностью и тяжеловесностью. В первый день с ними не повезло, только в одну попали. Зато на следующий день немного наверстали упущенное. Их очень много, и все посетить просто нереально.

Церковь Карла Борромео

Выручала погода. Вот с ней нам очень повезло. Во второй день термометр показывал восемнадцать градусов тепла!.. А вот и первая площадь на пути под названием Бодони. Разумеется, посередине памятник видному военачальнику, Альфонсо Ферреро делла Мармора.

Конная статуя Альфонсо Ферреро делла Мармора

Был двенадцатым из 13 детей маркиза Ферреро делла Мармора. В 1816–1823 годах учился в Королевской академии в Турине, по окончании которой поступил на военную службу в чине лейтенанта артиллерии. Высокое происхождение и семейные связи избавили его от армейской рутины, молодой лейтенант начал службу с поездок по ряду стран Европы с целью изучения организации артиллерии ведущих европейских армий. По разработанным им предложениям была создана пьемонтская конная артиллерия, организацией которой он усердно занимался.

В 1848 году, во время вспыхнувшего народного восстания, Мармора предпринял инициативные действия и во главе приведённых им к дворцу войск спас короля Карла Альберто, за что был произведён в генерал-майоры.

Король Карло Альберто

А в 1849 году после отречения короля и капитуляции перед австрийцами вспыхнуло массовое восстание республиканцев в Генуе. Новый король Виктор Эммануил II наделил Ламармору большими полномочиями по подавлению восстания, после чего тот очень жестоко подавил его, расстреливая восставших прямо на улицах огнём артиллерии (было убито свыше 500 человек). В июле 1849 года во главе отряда войск заблокировал отряд защитников только что павшей Римской республики под командованием Джузеппе Гарибальди, и под угрозой уничтожения вынудил его распустить отряд, а самому уехать в изгнание.

Король Виктор Эммануил II

В том же году, после окончания войны с Австрией Виктор Эммануил II произвёл Ламармора в генерал-лейтенанты и в третий раз назначил военным министром. В течение шести лет управления министерством Ламармора проводил реорганизацию армии.

На фото внизу обратная обратной стороны церквей, которые на площади Сан-Карло, есть небольшая площадь, на которой установлены фонтаны с аллегориями рек По и Дора-Рипария. В церкви в первый день мы не попали. Одна на реставрации, а в другую — Сан-Карло Борромео попали на следующий день. Внутри, как я уже писал, мне не хватило легкости, хотя в инете она казалась чуть ли не самой красивой.

Февральский блеск Турина. День первый. Начало

И вот сама площадь Сан-Карло, которая появилась в начале XVII века, тогда она называлась Королевской. Потом столетие на площади проходили парады и она, называлась площадью Армии. И, наконец, в 1750 году получило нынешнее название, по названию церкви. В середине статуя Эммануилу Филиберту герцогу Савойскому.

Конная статуя Эммануилу Филиберто, герцогу Савойскому

Когда его отец был вынужден в борьбе Франции с Испанией встать на сторону последней, Эммануил поступил на службу в испанскую армию (1545 год) и быстро завоевал себе репутацию одаренного полководца.

Эммануил Филиберт, герцог Савойский

После перемирия 1556 года он получил под командование нидерландскую армию и в 1557 году разбил французов при Сен-Кантене, что привело к заключению мира в Като-Камбрези в 1559 году. По одному из условий мирного договора Эммануил получил обратно свои владения. Страна была разорена, но он довольно быстро сумел восстановить её благосостояние. При нём столица Савойи была перенесена в 1563 году из Шамбери в Турин.

Февральский блеск Турина. День первый. Начало

Сама площадь огроменная!.. Если пройти ее по периметру, то это займет час не меньше, естественно заглядывая в многочисленные магазины. И портики, портики… Я думал Болонья город портиков, но и Турин явно не уступает, если не превосходит по их количеству.

Рядом с площадью мы обнаружили галерею Сан Федерико. Она была уже третьей по счету после галерей Субальпина и Умберто. Идея о создании новой крытой коммерческой зоны принадлежала тогдашнему мэру города Таону ди Ревелю. Работы начались в 1932 году по проекту Джованни Канова и архитектора Витторио Бонаде Боттино. Что интересно, Канова до этого был фехтовальщиком, и даже завоевал золотую медаль на Олимпийских играх, а потом стал инженером!.. Вот еще один пример призвания!..

Работы отличались быстрыми темпами и завершились в 1933 году, всего через год после открытия строительной площадки. Первые офисы заняла историческая штаб-квартира газеты La Stampa, а в 1934 году был открыт большой кинотеатр Cinema Rex. С тех пор галерея Сан-Федерико стала престижным домом для магазинов, ювелиров и профессиональных студий, а с 1965 по 1985 год здесь также располагалась штаб-квартира футбольного клуба «Ювентус» .

Февральский блеск Турина. День первый. Начало

Галерея Сан-Федерико — типичный пример здания в стиле эклектики «небо-земля», присутствующего в крупных городах Италии и Европы. Его планировка в виде буквы «Т» обеспечивает три маршрута доступа из окрестностей через улицы Бертолу, Рома и Санта-Тереза. Она имеет шесть этажей, четыре из которых надземные, а также прилегающий мезонин и чердак.

Далее мы вышли на еще одну площадь, где находится Королевский дворец, но об этом в продолжении…