Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была вчера 14:34
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Вологда — Россия Июль 2022

Как много бывает планов по весне! Изначально разработала маршрут от Москвы через Ярославль, Вологду, Вытегру в посёлок Шальский: полюбоваться закатом над Онежским озером, поболтать в воде ногами с лодки, поесть свежую рыбу, приготовленную на живом огне, — в общем, вы понимаете. Однако в итоге остановились на Вологде, потому что наши родственники и давние попутчики, которых мы иногда приглашаем в поездки, ибо больше некому их побаловать, значительно старше нас (да и мы глубоко за), и такие переезды им было бы тяжело выдержать. От Москвы до Вологды 460 км, больше 5 часов непрерывной езды по федеральной трассе М8 «Холмогоры». Конечно, хотелось где-нибудь остановиться. И, конечно, идеальное место для этого — Ярославль. Прогуляться-размяться на набережной, в красивом месте, поесть нормально, в конце концов!

Неделя в Вологде. Первое знакомство

Въезжая в Вологду, поразилась тому, насколько это большой город с очень интенсивным движением! Апартаменты заказывала на «Суточно», и очень удачно! Локация — улица со смешным названием Козлёнская, в историческом районе — недалеко от старого речного вокзала, минутах в 15 пешком от исторического центра с Вологодским кремлём. Крепкий кирпичный 5-этажный дом с перепланированной трёхкомнатной квартирой, очень удобный для проживания вчетвером и оборудованный всем, что требуется. Наш временный дом почти на неделю. Три фотографии хозяйки квартиры, одна моя.

Неделя в Вологде. Первое знакомство

Надо было оглядеться, понять, как наладить быт и успеть всё по возможности посмотреть. Выйдя из дома, поняли, что с едой проблем не будет — рядом сетевые магазины, небольшой рынок с местными молочными продуктами, свежим хлебом, овощами-фруктами. Осталось обнаружить кафе-рестораны недалеко от мест, по которым мы планировали прогуливаться — ориентировались на рейтинги, соответствие им определяли опытным путём. Первый день, естественно, уже перевалил на вторую половину, поэтому знакомство с городом мы начали с ближайших к дому достопримечательностей. На карте обнаружили речной вокзал буквально в квартале от дома, но, подойдя к нему, были разочарованы тем, что он оказался совершенно непригодным не только для речных прогулок, но и вообще для использования в каком-либо виде. Мало того, что он уже не работал, ещё и незадолго до нашего приезда случился пожар, и теперь это было душераздирающее зрелище. Ну всё, подумалось мне, приехали… А как же знаменитые водные ворота Вологодской области? А как же водная прогулка на катере, в конце концов?

Она в итоге состоялась, но надо было немножко потрудиться. Однако и от неработающего речного вокзала не торопитесь уходить. Рядом, в начале сквера стоит очень трогательный памятник поэту Николаю Рубцову. Место для него выбрано не случайно. Николай Рубцов, рано потерявший мать, воспитывался в детском доме. Вечный странник, он получил однокомнатную квартиру в Вологде — единственное своё жильё — лишь за три года до смерти совсем недалеко от места, где установлен этот памятник. Здесь он и погиб во время ссоры с невестой за месяц до назначенной свадьбы — 19 января 1971 года. Остались лишь его щемяще-нежные стихи:

Неделя в Вологде. Первое знакомство

Чуть дальше, в сквере Петра I, находится Дом-музей Петра I — самый старый музей, открывшийся в Вологодской губернии 5 июня 1885 года. Пристани для торговых и пассажирских судов в прежние времена тянулись от района нынешнего Красного моста до места, где мы сейчас находимся, и купцы старались строить свои дома недалеко от них. Не исключением стал и голландец Гутман, выстроивший после 1693 года на берегу усадьбу, от которой остался только этот каменный дом — одноэтажное каменное здание со сводчатым потолком и двумя голландскими печами, украшенными изразцами 17 века — памятник архитектуры 17 века, объект культурного наследия России федерального значения.

Голландский купец Иван Алферьев сын Гутман, как его называли по-русски, был крупнейшим поставщиком аптечных товаров на Северо-Западе России. Братья Иван и Адольф Гутманы долгое время поддерживали деловые и дружеские отношения с царём Петром Алексеевичем. В марте 1724 года на дворе Гутманов останавливался Пётр I с супругой Екатериной Алексеевной проездом по пути с олонецких лечебных вод.

Неделя в Вологде. Первое знакомство

Это был последний, шестой приезд Петра в Вологду, до 1724 года он бывал здесь ещё пять раз по служебной надобности — в 1692, 1993, 1694, 1702 и 1722 годах, причём из документов известно, что в 1694 году он посетил Козлёнскую слободу, славящуюся канатным производством, там он внимательно наблюдал за витьём канатов и работой вологодских мастеров остался очень доволен. Так что с выбором места жительства в Вологде я не ошиблась!

Неделя в Вологде. Первое знакомство

Музей небольшой — около 100 экспонатов. В числе уникальных — одежда Петра I, посмертная маска императора, кубок генералиссимуса Александра Меньшикова, два стула голландской работы с датой «1704», «било» с петровским вензелем и датой «1706», «зерцало» с указами Петра, солдатская фляга под водку с надписью «Пей вино анисовое, да ума не пропей», оружие — стволы пушек, мушкет и ружьё с ударно-кремневым замком, бронзовая отливка руки Петра I, герб над входом с инициалами H. R. S (Голландские Республиканские Штаты).

Неделя в Вологде. Первое знакомство

А что же с прогулками на теплоходе? Они есть, один прогулочный теплоход мы увидели недалеко от недействующего речного вокзала и срочно выяснили, как нам найти работающую пристань.

Неделя в Вологде. Первое знакомство

По реке катает маленький прогулочный теплоход «Персей», а пристань находится на Заречной стороне, на набережной 6-й Армии, у дома 137. Не так чтобы близко, но расстояние не непреодолимое, главное — добраться до моста. Наиболее удобный нам мост — Красный, до него около двух автобусных остановок сначала по Советскому проспекту, потом по Зосимовской улице. Место по-своему уникальное: рядом бывший губернаторский дом (конец 18 — начало 19 века), в котором сейчас размещается приемная Президента РФ в Вологде, но в большом зале и приемной проводят церемонии торжественной регистрации брака.

Рядом, в здании бывшей церкви Зосимы и Савватия Соловецких, построенной в стиле барокко в 1759–1773 годах, но сильно переделанной в советское время, Вологодский областной театр кукол «Теремок».

Неделя в Вологде. Первое знакомство

Но наибольший восторг вызвал памятник первому электрическому фонарю, точнее, не сам памятник — на фонарь, если не знать, что это памятник, и внимания особого не обратишь, но фигурка собачки, сразу нашедшей полезное применение новому столбу, искренне порадовала.

Вид с Красного моста открылся потрясающий! Жаль только, солнце светило прямо в лицо. А если хорошо приблизить, можно и главы Софийского собора на Кремлёвской площади разглядеть.

Неделя в Вологде. Первое знакомство

Вот он, наконец, вожделенный причал. Теплоход следует в одну сторону до памятника 800-летия Вологды, потом возвращается и плывёт в другую сторону — до Петровского домика, всего 1–1,5 часа — очень хорошо для первого знакомства с городом, потому что предусмотрена не только прогулка по реке, но и экскурсия. Что замечательно, всем нашлось место на открытой верхней палубе.

Неделя в Вологде. Первое знакомство

Самые интересные фрагменты прогулки по реке, которые потом очень помогли сориентироваться в городе и узнать его историю, здесь. На высоком правом берегу реки Вологды в 1567 году была заложена крепость, следы которой теперь трудно отыскать, а то, что сейчас называют кремлём, на самом деле Архиерейский двор, который находился внутри крепости, построенной по приказу Ивана IV (Грозного), — пойдём смотреть завтра.

Сретенская церковь (1731–1735, перестроена в 1830 году) — эту красоту можно будет рассмотреть со смотровой площадки рядом с Кремлёвским садом.

Неделя в Вологде. Первое знакомство

Редкая возможность взглянуть на ансамбль Кремлёвской площади со стороны реки. Особенно интересно выглядит отсюда памятник Константину Батюшкову — воину и поэту, уроженцу Вологды: силуэты человека и пасущейся лошади выглядят, как живые.

Неделя в Вологде. Первое знакомство

Правда, в объектив не входит весь памятник целиком — ещё на некотором расстоянии от основной фигуры две музы поэта: нежная крестьянская девушка со свирелью (слева) и воинственная Афина (справа).

Неделя в Вологде. Первое знакомство

Церковь Иоанна Златоуста (17 век) — украшение Заречной части города. Она расположена прямо напротив памятника Батюшкову на противоположном берегу реки и так и просится, чтобы её сфотографировали.

Неделя в Вологде. Первое знакомство

Церковь Дмитрия Прилуцкого на Наволоке (1651 год) сразу за Октябрьским мостом — одна из первых каменных церквей Вологды с сохранившимися фресками начала 18 века, которые нам, к сожалению, не удалось увидеть.

Оглянемся здесь назад — Октябрьский мост соединяет город с его Заречной частью, куда мы ещё сходим, посмотрим Спасо-Прилуцкий монастырь, основанный этим самым Дмитрием Прилуцким, кому посвящена церковь, и с удивлением узнаем, что он родом из наших мест: родился в Переславле-Залесском, там же принял постриг в Горицком Успенском монастыре, основал Никольский общежительный монастырь, был сподвижником Сергия Радонежского и под его влиянием принял решение отправиться на Север. Как, однако, тесен мир!

Неделя в Вологде. Первое знакомство

Церковь святителя Николая Чудотворца во Владычной слободе принадлежит к древнейшим по времени построения церквям города Вологды. Каменный храм был построен в 1669 году. Местность, в которой он находится, получила название по принадлежности до 1649 года Вологодскому Архиерейскому дому (Владыке). Это третий по древности из сохранившихся в городе памятников каменного зодчества, после Софийского собора и церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке.

Церковь Андрея Первозванного — памятник 17–18 веков. За свою многовековую историю церковь несколько раз переосвящалась. Интересно она была названа в первой половине 18 века — Спасо-Преображенский храм во Фрязинове. Фрязиново — название дворцового села, местности в Заречье, где в 16–18 веках жили иностранцы, которых в Древней Руси называли собирательным словом «фрязины» (помните Алевиза Фрязина — архитектора Московского Кремля?), это потом, после Петра I, будет для этих целей использоваться другое слово — «немцы». Ибо не говорят по-русски, «немые». Колокольня церкви имеет необычный силуэт, не характерный для Вологды.

Неделя в Вологде. Первое знакомство
Дошли до домика Петра I и повернули назад, к пристани.

Как хорошо, что получилась эта прогулка! Всё в Вологде обойти невозможно, да ещё и загородные поездки запланированы, а тут такая благодать — увидеть все древние храмы, расположенные на берегах реки, и ещё послушать рассказ об истории города. Пусть и далеко не полный, но ведь у нас впереди ещё уйма времени — гуляй, наслаждайся, любуйся, узнавай…

А сейчас, мил человек, поговорим о делах наших грешных — о еде, тем более пора отведать местной кухни. Пожалуй, стоит сразу рассказать о нескольких ресторанах, в которых мы бывали, а в некоторых были дважды. Сдаю адреса, явки, пароли — вдруг понадобится. Самым удобным по расположению в этот вечер был «Устюг Великий» (Зосимовская ул., д. 31) — по пути домой, недалеко от Красного моста. Он был первым, он же был выбран и в последний вечер в Вологде. Говорят, что владелец этого ресторана родом из Великого Устюга, поэтому интерьер оформлен и меню составлено соответственно. Внутри этой лодки — заказанный нами стол.

Неделя в Вологде. Первое знакомство

«Устюг Великий» интересен блюдами русской кухни, приготовленными по великоустюгским рецептам. Где ещё вы сможете отведать уху из стерляди, говяжий рубец, скоблянку из оленины, пельмени с олениной и котлету из лосятины? Две странички из меню — оцените сами. Много, сытно, чуть непривычно — нечасто мы едим блюда из дичи.

Фото меню с сайта ресторана

При этом «Устюг Великий» — пивной ресторан. Здесь, кроме прочего, предлагают фирменное пиво Великоустюгского пивоваренного завода. На что уж я не пивец-пивун, но это пиво понравилось. Сначала думали, что 3 литра — это жутко много, но ошиблись! К пиву подают и русские, и баварские закуски — колбаски собственного приготовления, рульки, свиные ребрышки, потому что пивной завод в Великом Устюге построил в 1876 году немецкий пивовар Людвиг Зебальд с амбициозной целью производить лучшее в мире пиво. Великоустюгский пивоваренный завод варит пиво старым традиционным методом открытого брожения. Пиво созревает 45 суток, как это и положено, сохраняя все свои полезные свойства.

Неделя в Вологде. Первое знакомство

Когда мы гуляли в центре города, один раз обедали в ресторане «Мясо» (ул. Лермонтова, д. 4). Меню мало отличается от меню подобных ресторанов, приблизительно такое, как в любимом «Техасе» в Переславле-Залесском, но интересно было посидеть на летней веранде с видом на зелёный овраг, по дну которого протекает речка Золотуха.

Скан страницы сайта ресторана «Мясо»

Дважды обедали баре-ресторане «Прометей» (улица Мира, д. 8). «Вышли» на него совершенно случайно: хотели зайти в «Монблан» рядом с Кремлёвской площадью, но там был забронирован зал для свадьбы, и нам порекомендовали «Прометей». Еле нашли! В укромном месте за рынком, вход со стороны улицы Мира. Может быть, мы сильно проголодались, но всё было вкусно, особенно интересные салаты.

Неделя в Вологде. Первое знакомство

Если хотите попробовать, как в Вологде готовят блюда восточной кухни, или просто любите сытно и много есть, идите в «Bazar» (ул. М. Ульяновой, 12).

Блюда огромные! Вот, например, один обед: салат, лагман и мясо. С учётом приобретённого опыта, одно из блюд точно можно не брать.

Неделя в Вологде. Первое знакомство

Если желудок не готов растягиваться до бесконечности, воспользуйтесь моим опытом: люля со свежими и приготовленными на гриле овощами — и хватит!

Неделя в Вологде. Первое знакомство
Забавно получилось с чаем. В меню был чай с северными травами. Вкусный. Поинтересовались, какие травы в составе. Ответ убил: мята, чабрец и розмарин. Розмарин! Где северные травы? А нам наука: вкусно — и не любопытничай!

Кажется, всё на сегодня. Прогулка состоялась, на теплоходике покатались, про рестораны я рассказала, к этому теперь можно не возвращаться. А следующие рассказы, альбомы и отзывы — о пище исключительно духовной.