Турист Елена Смирнова (lesik1)
Елена Смирнова
сейчас на сайте

Аргун, Шали, Хой — Россия Май 2023

Этот день был, наверное, наиболее насыщенным и ярким по эмоциональному наполнению. Может быть, большую роль в этом сыграло то, что гидом в этот раз был молодой весёлый парень, безумно любящий свою Родину и стремящийся передать эту любовь окружающим. Он много нас фотографировал, и эта поездка превратилась в небольшой фото-тур:).

Три дня в Чечне. День третий. Мечети, озеро и древнее село

В программу тура входило посещение двух мечетей и поездка к озеру Кезеной-Ам и древнему селу Хой.

Первым пунктом программы стала мечеть «Сердце Матери» в городе Аргун. Это одно из красивейших культовых сооружений и первая мечеть в стране, построенная в стиле хай-тек. Она совсем не похожа на классическую постройку и выглядит очень необычно. Минареты здесь — не традиционной круглой формы, а в виде трехгранных стел.

Три дня в Чечне. День третий. Мечети, озеро и древнее село

Строительство мечети в Аргуне шло чуть более 3 лет и завершено в апреле 2014 года. Она названа в честь вдовы первого президента Чеченской Республики Ахмата Кадырова и матери действующего президента Рамзана Кадырова. Автором проекта стало турецкое архитектурное бюро под началом Дениза Байкана, строительство также велось специалистами этой страны.

Как принято, для осмотра подобного рода сооружения мы с Романом разделились: мужчины направо на первый этаж, женщины — налево на второй.

Три дня в Чечне. День третий. Мечети, озеро и древнее село

Рядом с главным входом расположена ширма, а за ней — шкаф с платками и платьями-балахонами для женщин, одетых «не по уставу». В этот раз мне досталось занятное платье с пришитым к воротнику платком. Оно было очень длинное и к тому же велико мне. Пришлось поддерживать подол, чтобы не упасть. Но я так органично в него вписалась, что муж при выходе не узнал меня, чем несказанно рассмешил нас с гидом:).

Внутренние стены аргунской мечети отделаны турецким мрамором, своды декорированы гипсовой лепниной с белым и красным сусальным золотом. Ковровое покрытие на полу с узорами в виде тюльпанов и цветков граната изготовлено по особому заказу в Турции. Купол украшен орнаментом, рядом с которым очень гармонично смотрятся аяты из Корана, написанные почерком одного из самых известных в исламском мире каллиграфов Хусейна Кутлу.

Три дня в Чечне. День третий. Мечети, озеро и древнее село

В центре главного зала висит люстра в форме символа ислама — полумесяца. Диаметр люстры 30 метров и весит она почти 5 тонн.

Мечеть окружена красивым ухоженным парком с ручейком, прудом, фонтаном, дорожками и скамейками.

С приходом темноты на мечети включается подсветка, которая меняет свой цвет. Для создания световой иллюминации задействовано 50 тысяч светодиодных ламп и сотня прожекторов.

«Гордость мусульман» в городе Шали — ещё одна мечеть в маршруте. Эта белоснежная невероятной красоты мечеть открылась в 2019 году. Построена она по проекту архитектора из Узбекистана Абдукахара Турдиева, поэтому нет ничего удивительного в том, что, глядя на неё, ты в мгновение ока оказываешься в восточной сказке.

Белый сияющий мрамор, их которым отделано это архитектурное чудо, привезён с греческого острова Тасос. Говорят, при солнечном свете приходится даже зажмуриваться — так сияет мрамор!

Возводили религиозный объект лучшие строители из разных стран. Внутри купол мечети расписывали золотом узбекские мастера.

Три дня в Чечне. День третий. Мечети, озеро и древнее село

Изготовление ковра для намаза из новозеландской шерсти для святыни было доверено турецкой фирме.

Также турецкими умельцами выполнено главное украшение мечети — трёхтонная восьмиметровая люстра, сделанная из золота и кристаллов Swarovski.

Три дня в Чечне. День третий. Мечети, озеро и древнее село

Каждый драгоценный камень, а «Гордость мусульман» можно сравнить с драгоценным камнем, требует соответствующей оправы. И такой оправой является территория вокруг мечети.
На площади в четыре гектара высажены около двух тысяч различных пород деревьев. Это и популярные в Чечне клены, березы, липы, экзотические кустарники и растения. Озеленители говорят, только роз здесь около пятидесяти разновидностей.

Три дня в Чечне. День третий. Мечети, озеро и древнее село

Для ухода за территорией и самой мечетью создана специальная организация.

Пора было отправляться дальше. Впереди нас ждала встреча с озером Кезеной-Ам.

Дорога к озеру идёт через перевал Харами. По отзывам многих путешественников, это самая красивая дорога Чечни. Но восхитительными видами нам насладиться не довелось. Последнее, что мы видели перед подъёмом — башню, будто вырастающую посреди холма. Башня это новодел, но прекрасно вписавшийся в окружающее пространство.

Три дня в Чечне. День третий. Мечети, озеро и древнее село

А дальше — дорога вдруг делает крутой поворот и уносит вас в высь. А в нашем случае — в густое облако, настолько плотное, что казалось будто машина пробирается сквозь непроглядный молочно-белый кисель.

Но даже при таком тумане так ощущалась головокружительность серпантина, что порой у меня, сидящей на пассажирском кресле, захватывало дух и останавливалось сердце!

Минут через десять этого аттракциона мы вырвались из туманного плена и ахнули!

Над нами простиралось небо цвета голубого топаза, яркое горное солнце освещало изумрудные склоны, на которых паслись овечки. Ну чем не альпийская пастораль!

Спуск с перевала Харами в разы короче, чем подъём, а впереди — небесного цвета чаша озера Кезеной-Ам. Здесь мы ненадолго покинули Чечню — дорога пересекает Дагестан.

Три дня в Чечне. День третий. Мечети, озеро и древнее село

Готовясь к поездке, я видела фотографии этого удивительного высокогорного озера, но даже не предполагала насколько действительность может превзойти ожидания!

Озеро поражает бирюзовым цветом воды, меняющим оттенок в зависимости от погодных условий, времени года и суток.

Три дня в Чечне. День третий. Мечети, озеро и древнее село

Оно имеет много имён: чеченские Кезеной-Ам и Эйзен-Ам, аварское Ретло, русские Большое Форелевое и попросту Голубое, а то и вовсе Три Лепестка за характерную форму на карте. Располагается на высоте 1869 м и образовалось в результате запруды рек Харсум и Кауха — произошёл крупный обвал ниже слияния рек, образовав плотину более 100 метров высотой. Причиной стало землетрясение, вызвавшее крупный оползень.

Согласно преданию, в этом месте ранее располагался аул под названием Кезеной. Местные жители нарушали традиции гор, главная из которых — гостеприимство. Однажды в аул с небес спустился ангел. Приняв обличие нищего, он обошёл почти все дома, но все отказали ему в ночлеге. В самом конце селения одиноко стоял небольшой домик вдовы, в который Ангел и постучался. Вдова не только предложила страннику остаться переночевать, но и накормила его. В награду за доброту гость признался, что он вовсе не нищий, а посланник Бога, и сказал женщине, что недоволен жадностью и бессердечностью живущих здесь людей, а потому вдове вместе с детьми стоит уйти из аула. Как только женщина исполнила просьбу, земля разверзлась и аул рухнул в пропасть, а на его месте образовалось озеро.

Глубина Кезеной-Ам более 70 метров, но ни один дайвер не сумел увидеть дно своими глазами. Замеры производились с помощью глубоководного оборудования. Стока на поверхности озеро не имеет, но исследователи предполагают наличие подземных трещин и, скорее всего, вода уходит через окружающие Кезеной-Ам известняковые породы. Как и положено горному озеру, в Кезеное студёная вода. К концу лета на отмелях она может прогреваться до 15˚, но большую часть года нет и 10.

Прогулявшись по берегу озера, мы отправились дальше — к древнему горному селу Хой, что находится буквально в нескольких минутах езды от Кезеной-Ам.

Хой — дословно переводится как «стража» или «дозор». Недавно село отреставрировали и сейчас здесь находится Хойский историко-архитектурный комплекс.

Точную дату основания села не может сказать никто, но учёные не сомневаются, что данное поселение является древнейшим в Чечне, и возраст его сравним с возрастом Дербента.

Три дня в Чечне. День третий. Мечети, озеро и древнее село

Скорее всего, жители Хой были свидетелями обвала южного склона хребта Кашкерлам образовавшего естественную запруду и озера Кезеной-Ам, и именно они своими свидетельствами поспособствовали возникновению легенды о сгинувшем в пучине вод озера селении.

Но, вернёмся к названию — почему «дозор»? Как рассказывал нам наш гид — когда-то здесь, по дну ущелья реки Ансалты, проходили торговые караванные пути. Существовало несколько правил от которых зависело как пойдет караван: кратчайший путь к месту назначения, удобство передвижения, снабжение водой и безопасность.

Кратчайший путь от южного побережья Каспия до северного побережья Чёрного моря и далее в Европу проходит через кавказские горы; тропы по дну ущелья удобны для передвижения людей и вьючных животных; по дну ущелья бежит речка Ансалта; а охрану, снабжение караванов, приют больным и ночлег на данном конкретном отрезке пути, как раз, и обеспечивали жители села.

Три дня в Чечне. День третий. Мечети, озеро и древнее село

Возможно, что здесь же могла проходить граница между какими-то территориями, или это было стратегически опасное для вторжения направление и одновременно удобное для отпора врагу.

Первые постройки комплекса датируются XII веком, последние — XIX веком. На территории находятся более сотни объектов, среди которых две сигнально-сторожевые башни и семнадцать жилых, две мечети и множество других жилых и хозяйственных строений. Они сложены без какого-либо раствора из гладко отесанных камней. Археологи отмечают, что такая кладка — особенность древних чеченских архитектурных сооружений.

В отреставрированных постройках камни скреплены цементным раствором — мастеров, которые смогли бы сделать, как раньше, уже нет.

Задние стены некоторых домов вырублены прямо в скале. Во многие строения можно зайти.
Первые этажи — с арочными перекрытиями. Здесь содержался домашний скот. Чем больше арок, тем больше животных — так определялось благосостояние семьи.

Вторые этажи с плоскими кровлями были жилыми. Сейчас в них расставлены немногочисленные предметы мебели под старину — деревянные поднары, маленькие столики, низкие табуретки, детские аги (люльки), домашняя утварь.

Три дня в Чечне. День третий. Мечети, озеро и древнее село

В некоторых хозяйственных постройках собраны всевозможные орудия труда — чем пахали, пололи, косили, рубили. Можно увидеть и обработанные камни-жернова, и, выдолбленные из камня, корыта и чаши.

Здесь, на территории селения, находится одна из старейших мечетей Чечни — в основном сохранилась со времен своей постройки.

Три дня в Чечне. День третий. Мечети, озеро и древнее село

Она интересна тем что михраб, указывающий направление на Мекку, своей кладкой выпирает из стены.

На одну из башен — башню Хобов («Сторожевую») — можно подняться и отсюда любоваться роскошными пейзажами долины Ансалты. Башня практически сохранилась со времён постройки в XIV–XV веках и представляет собой самый архаичный тип вайнахской башни — с плоской площадкой наверху. Но именно поэтому Хобов «сторожевая»: в таких башнях труднее обороняться, но зато с них куда лучше обзор, да и для сигнального костра есть место.

Вторая башня — боевая — была взорвана в начале 2000-х годов и восстановлена по сохранившемуся рисунку.

Три дня в Чечне. День третий. Мечети, озеро и древнее село

По стенам всего комплекса развешаны цитаты из чеченского кодекса чести Къонахалла (къонах — «витязь», «добрый молодец»).

Хой еще недавно называли «Мёртвым городом». Трагическая судьба его в первую очередь связана с депортацией 1944 года. Под давлением времени все жилые строения Хоя постепенно разрушались. А потом были Первая и Вторая Чеченские войны.

Три дня в Чечне. День третий. Мечети, озеро и древнее село

В 2020 году большинство построек было восстановлено в первоначальном виде и сейчас это, реально, туристическая достопримечательность. В Хое можно даже переночевать. Но на это решатся разве что любители острых ощущений.

Ночью в селе-музее включается подсветка сооружений и придает ему таинственный вид.

Вот и закончилась наша поездка в Чечню. Все три дня были насыщенными и просто потрясающими! Мы любовались горами и архитектурой, соприкоснулись с историей и общались с добрыми людьми. Вопреки расхожему мнению — это самый безопасный регион в России.

Чеченская республика — это то место, куда хочется вернуться. И, если вы ещё здесь не были — поезжайте, вам понравится.