Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 23:07

Великий Устюг — Россия Декабрь 2022

В прошлом рассказе я рассказала про старинные храмы и архитектурные сооружения, украшающие Великий Устюг. В Великом Устюге невероятное количество исторической каменной и деревянной архитектуры, разной степени сохранности. Всё мы, конечно, не успели увидеть, но у нас получилось посмотреть на Великий Устюг не только как на родину Деда Мороза, а как на действительно великий город с древней историей. И я приглашаю вас продолжить прогулку по Великому Устюгу — старинному городу Русского Севера.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Как я уже писала, Великий Устюг был богатым купеческим городом — одним из крупнейших торговых центров всей России. Но не только торговлей и богатой купеческой жизнью был известен Великий Устюг, он прославился и своими землепроходцами и мореплавателями, и это не случайно. Торговые связи устюжан охватывали огромные территории и они постепенно расширялись. С 17 века большое значение в развитии экономики города приобретает Сибирь. «Без устюжан в Сибири не обойдется никакое дело», — именно так говорили россияне в далеком XVIII веке. Устюжане были также участниками многих открытий в Тихом океане и на Аляске. Среди первооткрывателей достойное место занимают устюжане Семён Дежнев, Федот Попов, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов.

В городе несколько памятников великим землякам-землепроходцам. Один из них — Дежневу — исследователю Северной и Восточной Сибири, известному мореплавателю установлен рядом с Успенским собором. Дежнев за 80 лет до Беринга прошел по проливу, который стал позже называться Беринговым, и понял, что он разделяет два океана, два континента.

Зимой день в Великом Устюге короткий, не успели пройтись по набережной, как уже стало смеркаться, и дальнейшую прогулку по Устюгу мы совершали уже при свете фонарей. Вот и памятник Дежневу мы увидели уже, когда стемнело, к тому же пошел снег, и видимость ухудшилась.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Великий Устюг, как всем известно, лежит близ слияния рек Сухоны и Юга. И этот факт отразился в старинном гербе города, который появился в конце 18 века: «лежащий на берегу Нептун, держащий в обеих руках красные кувшины, из которых льется вода». Позже, уже в советское время, герб был несколько изменен, Нептун был заменен на Водолея (зачем?), но два кувшина — Сухона и Юг — остались. За памятником Дежнева установлена монументальная плита, где и изображена вся эта история: Водолей, выливая воду из двух кувшинов, соединяет их в один водный поток:

Соединяет седой Водолей
Реки друг с другом.
Соединяет средь рощ и полей
Сухону с Югом.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

На улице быстро темнело, но мы все-таки решили пройти еще к одной старинной достопримечательности. И по древней улочке, которой больше 800 лет(!!!) мы направились в Михайло-Архангельский монастырь. Эта улочка, вернее переулок, называется Октябрьский, так он стал называться после революции, а раньше это была Архангельская улица, соединяющая Соборное дворище с Михайлово-Архангельским монастырем.

Основание монастыря в честь Архангела Михаила восходит к началу далекого XIII в. Это старейшая обитель на Русском Севере. Киприан, о жизни которого не очень-то много и известно, но разве то, что жил он в одно время с Прокопием Устюжским и тот даже был его духовным наставником, основал монастырь по просьбе горожан, которые и сами помогали Киприану строить монастырь. Все строения были из дерева.

И на протяжении почти 400 лет монастырь был центром духовной жизни, его знали и любили горожане. А в середине 17 века случился пожар, практически уничтоживший монастырь. Пожары были большой бедой того времени. Они уничтожали и храмы, и монастыри, и целые кварталы жилых домов горожан. Но монастырь не исчез. К его восстановлению подключились все жители города, в том числе и местное купечество. И вот этот комплекс построек, который мы видим, это все из 17–18 веков. Что интересно, церкви неплохо сохранились, несмотря на такой вот почтенный возраст, но, к сожалению, находятся в законсервированном состоянии.

В 1919 году Михайло-Архангельский монастырь был закрыт. В советские годы тут был и концлагерь, и склады, и мастерские, и военное училище. На сегодняшний день Михайло-Архангельской собор, Владимирская церковь переданы в веденье музея. А в ряде построек сразу после войны расположился автомобильный техникум, и до сих пор он там находится.

В монастырь мы вошли через ворота в монастырской стене, фрагмент которой сохранился до наших дней. Во дворе монастыря было пусто, кроме нас тут никого и не было. Войдя на территорию монастыря сразу увидели Владимирскую надвратную церковь, построенную в 1682 году.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Церковь отличается богатством декоративного убранства, что говорит о влиянии московского зодчества. На второй фотографии Владимирская церковь со стороны апсиды. Портал 17 века и росписи 18 века удивительным образом сохранились до настоящего времени.

За церковью — Михайло-Архангельский собор с шатровой колокольней, с крестами невероятной красоты. История главного храма насчитывает почти восемь веков. Вначале он был деревянным. Нарядный и живописный, он был одним из интереснейших храмов древнего Устюга. Каменный храм был построен на средства устюжского купца Никифора Ревякина в 1653–1656 годах.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Между Михайло-Архангельским собором и Владимирской церковью — маленькая и уютная церковь Препловения Пятидесятницы, возведенная в камне в начале 18 века.

Все сооружения Михайло-Архангельского собора почтенного возраста. К сожалению, десятилетиями они остаются заброшенными, реставрация их не проводится. Вроде бы в 80-х годах прошлого столетия проводились какие-то работы, но они были поверхностными и не особо услучшили состояние сооружений. И все равно, даже при отсутствии должного ухода, сооружения находятся в относительно неплохом состоянии.

Надо заметить, что все старинные сооружения, припорошенные снегом, выглядят несколько по-другому, чем в бесснежное время года, более торжественно, что ли. Не так заметны следы разрушения, сооружения смотрятся более величественно, в другое время года неухоженность многих сооружений налицо. Я смотрела фотографии старинных сооружений, сделанных в разное время года, и, как мне показалось, зима украшает Великий Устюг.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

И все-таки обидно, что долгие годы монастырь с такой богатой историей остается в забвении. Но, как говорят, в последние годы все-таки он начинает возрождаться. Правда, средств для проведения реставрационных работ не особо хватает, что, честно сказать, вызывает недоумение. Уж на такое вот праведное дело можно было бы найти средства.

И надо еще обязательно сказать об атмосфере, царящей здесь. Она необыкновенная! Здесь спокойно, тихо, умиротворенно. Именно здесь в полной мере можно почувствовать дух времени, ощутить колорит ушедших веков.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Прогулявшись немного по территории монастыря, направляемся к выходу. С этой стороны можно лучше рассмотреть главные ворота. Они очень интересные, с двух сторон окруженные часовнями во имя Прокопия и Иоанна Устюгских, украшенные высокими шпилями с металлическими шарами.

Ну, а теперь по переулку Октябрьскому идем к Советскому проспекту. Октябрьский переулок (раньше — Архангельская улица) — древнейшая улица Устюга. Улица небольшая, поэтому и называют ее переулком. И в наши дни переулок сохранил неповторимость архитектурного облика. Гуляя по нем, можно увидеть старинные каменные и даже деревянные здания.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

К сожалению, времени у нас было не так много, тем более уже было поздно, да и мороз не очень располагал к продолжительной прогулке, поэтому увидели мы не так много, как хотелось бы. Вот летом бы прогуляться по такой старинной улице!

На углу переулка Октябрьский и улицы Красной стоит вот такое интересное здание. Оно постройки середины 19 века. Когда-то он принадлежал основателю пивомедоваренного завода «Бавария» Людвигу Зебальду. Первый этаж он сдавал под кондитерскую, а второй — под квартиры горожан. В доме некоторое время размещалось даже городское училище. Сейчас, к сожалению, здание нуждается в реставрации. И вот его неприглядный вид спрятали за баннерами, и, как мне кажется, получилось совсем неплохо.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

И еще один старинный дом начала 19 века по адресу пер. Октябрьский, 3. Это дом купца Василия Красильникова, где он жил со своей семьей. Потом в конце 19 века Красильников продал дом крестьянину Платону Лагиреву. Вот такие богатые тогда были крестьяне, и такой шикарный дом могли купить! На первом этаже Лагирев устроил типографию, а второй этаж и мезонин занимали хозяева. В годы советской власти тут был и Дом пионеров, и музыкальная школа, и различные учреждения районного масштаба.

По адресу пер. Октябрьский, 1а деревянный домик с резным крыльцом. Это почта Деда Мороза, если на конверте написано «Великий Устюг, Деду Морозу», то письма приходят сюда. Отсюда можно отправить новогоднюю открытку друзьям, знакомым, а можно и самому себе.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

И уже на Советском проспекте красивое здание, ярко подсвеченное. Это городская резиденция Деда Мороза. Здание имеет полуторавековую историю. И что интересно, это здание также принадлежало Красильникову. Он его построил и переселился сюда, продав дом по адресу Октябрьский, 3.

Наш насыщенный день закончился посещением городской резиденции Деда Мороза. Вначале была экскурсия по резиденции, встреча со сказочными героями, а потом мастер-класс по изготовлению новогодних сувениров.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Главной целью нашей поездки было посещение вотчины Деда Мороза, мы сюда ехали, чтобы увидеть настоящего Деда Мороза — главного волшебника страны, погулять по Вотчине, весело встретить Новый год, но попав в Великий Устюг поняли, что здесь много интересного и без Деда Мороза, и мы решили выделить два дня только на Великий Устюг.

Об одном дне я рассказала, а второй день начался с посещения завода «Северная Чернь», выпускающего изделия из серебра.

В конце 17 века в Великом Устюге получило развитие такое искусство, как чернь по серебру. Чернь по серебру — это когда изделия из серебра — подносы, бокалы, чарки, шкатулки, столовое серебро покрываются рисунком, гравируются, и гравировка заполняется черным составом. В 18 веке Великий Устюг стал одним из центров по изготовлению серебряных изделий с черневым рисунком в России. Местные мастера создали свой неповторимый стиль чернения, их знали даже в Москве.

Для великоустюжской черни периодом наивысшего расцвета явился 18 век. К сожалению, в 19 веке этот промысел пришел в упадок. Так получилось, к началу 20 века в Великом Устюге оставался один единственный мастер, знавший секрет приготовления черни — Чирков М. П. Он был внуком Кошкина — великого мастера второй половины 19 века. Заграничные мастера предлагали большие деньги за секрет чернения, но Чирков решил передать технологию чернения только в руки советского государства.

В конце 20-х годов началось возрождение народных ремесел. Чирков начал обучение молодых мастеров художественным приемам и технике черневого дела. Объединившись в 1933 году в артель «Северная чернь», они возродили старинный промысел и наладили выпуск простых ювелирных изделий, подстаканников, ложек.

В 1935 году в артель пришел талантливейший художник Шильниковский Е. П. Памятник ему мы видели на набережной. По 1965 год он являлся художественным руководителем артели. Практически он стал единственным автором огромного количества прекрасных и разнообразных по тематике и технике исполнения рисунков для черни на серебре.

Сейчас «Северная чернь» — довольно крупное предприятие. Это одно из немногих производств, где по сей день используют старинные технологии.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

На заводе «Северная чернь» нет поточных штампованных работ. Здесь работают талантливые мастера, их изделия поражают своеобразием, изяществом, тонкостью работы. При этом соблюдены все традиции сложного ювелирного искусства. Изделия великоустюжских мастеров не раз получали высшие награды на престижных международных выставках.

В цеха предприятия попасть нельзя, но зато при заводе организован музей, где выставлены лучшие изделия, произведенные на заводе, а также проводятся экскурсии, где показывается вся технология изготовления этих шедевров.

Экскурсия очень интересная и познавательная. Экскурсоводы подробно и интересно рассказывают о технологии изготовления, и не только рассказывают, но и наглядно показывают, как проходит сам процесс производства — чернь, гравировка, полировка, можно сказать, проводят по всей производственной линии с начала до конца. Видно, что экскурсоводы — люди, знающие производство не понаслышке, они сами занимались этим промыслом, работали в цехах. И оттого их рассказ вдвойне интересен.

Потом мы пришли в прекрасно оформленный демонстрационный зал, где выставлены потрясающие изделия из серебра с чернью, изготовленные мастерами, работающими на заводе. Здесь можно увидеть эксклюзивные авторские работы, победившие в различных конкурсах, в том числе и международных.

Столовые приборы, кубки для вина, кувшины, бокалы, подносы, штофы, столовые, чайные и кофейные наборы, украшения — экспозиция богатая, разнообразная. Изделия поражают изяществом, высочайшим качеством, филигранностью отделки.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Есть здесь и по-настоящему уникальные экспонаты. Вот, например, эта сумочка — серебро, чернь, золочение. Изготовлена она в 1940 году, автор — Шильниковский. Не знаю, что в нее можно положить, но по своим художественным качествам эта сумочка — произведение искусства.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Столовый набор «Пушкинская серия», выполненный самим Шильниковским. Это изделие получило высшую награду на выставке в Париже в 1937 году. Шедевр! И больше ничего говорить не надо!

Очень красивы кофейные и чайные сервизы. От вида чайных и кофейных чашек с золочением дух захватывает! А какие красивые чайники! Царское чаепитие!

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Особым шиком считается фарфоровая посуда с серебряным рисунком.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Трудно представить, сколько труда вложено в эту красоту! Глядя на все эти вазы, кубки, розетки, просто поражаешься, как можно из прочного металла сделать столь изящные изделия? Ответ прост — вся эта красота получается, потому что на заводе работают мастера своего дела, талантливые и опытные.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Как нам рассказали, доля ручного труда в каждом изделии составляет до 90%. Процесс производства изделия сложный и занимающий немало времени. Особенно сложно вырезать изображение под чернение. Ну, а самый ответственный момент — чернение. Тут огромную роль играют именно мастерство и опыт самого мастера. Мастер должен почувствовать, когда высохнет чернь! Почувствовать! Если изделие не досохнет или пересохнет — все, это брак, изделие отправляется на переплавку. Ну, а если все сделано правильно, получается неописуемая красота. Каждый мастер вкладывает душу в каждое свое изделие, чутьем угадывая, что и как нужно сделать, чтобы изделие получилось уникальным!

А еще здесь проводится уникальный мастер-класс на монете. Мы, конечно, его посетили. Нам показали процесс подготовки монеты к гравировке, научили работать настоящим инструментом гравера — штихелем. И мы выгравировали на монете волшебную снежинку! Эта монета осталась у каждого на память об этом уникальном событии. И нам выдали сертификат об участии в мастер-классе. Конечно, мастерами-граверами мы не стали, но приоткрыли дверцу и заглянули в удивительный мир создания уникальных изделий из черненного серебра.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

На выходе — магазин. Изделия завода «Северная чернь» — серьги, кольца, цепочки, медальоны, столовые приборы, предметы для сервировки стола, кубки для вина, вазы, кувшины — шикарны! Без покупки отсюда трудно уйти, и мы купили здесь подарки и себе, и близким.

Завод «Северная чернь» расположен в самом начале улицы, носящей имя Героя Советского Союза Анатолия Ефимовича Угловского. Обычная улица обычного городка Русского севера, где тихо, спокойно, уютно. Здесь жизнь течет размеренно, не спеша, и попав в такое вот место, расслабляешься, оставляя все заботы и тревоги где-то там. Пусть на день-два, но становишься частью этой провинциальной жизни. И вот на этой волне мы пошли медленно и без особой цели по улице и…вышли к Смольниковскому озеру.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Озеро все в снегу. Столько снега мы давно не видели! Причем это был снег не на один день, обещающий вот-вот растаять, а лежащий основательно, на всю зиму.

На снежных склонах озера устроены горки на любой вкус: крутые — для любителей прокатиться с ветерком и более пологие — для тех, кто не такой смелый ну или для тех, кто возрастом помладше.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Есть и деревянные горки: большая и малая.

Катаются в основном на ватрушках. У нас ватрушек, конечно же, не было, но это не беда, в пункте проката можно взять ватрушку хоть на час, хоть на два… Цена — чисто символическая.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Тут же и небольшой каток. Коньки тоже можно взять в пункте проката.

Желающих покататься с горок очень много, и взрослые, и дети всех возрастов, от мала до велика. Смех, веселье тут с утра до вечера. Внук был несказанно рад такой зимней забаве. От души накатался на всю зиму вперед!

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Ну и еще один объект, о котором я хочу рассказать. Это вокзал.

В городе есть железная дорога и существует свой железнодорожный вокзал. Причем, Великий Устюг — конечная станция, поезда дальше не идут. Да по большому счету, сюда-то и приходят только туристические поезда, большей частью в новогодние праздники, в определенные даты. А регулярные пассажирские поезда приходят на станцию Котлас-Южный, откуда до Великого Устюга километров 60. Удивило то, что не было электричек с Котласа, хотя, думаю, приехать из Котласа в Великий Устюг и обратно на электричке было бы очень удобно.

Но раз вокзал есть, его надо обязательно посетить, что мы и сделали. Тем более внук интересуется железнодорожным транспортом, и он очень хотел побывать на этом вокзале, да и нам было интересно.

Вокзал находится на некотором расстоянии от центра, но такси в Великом Устюге стоит дешево, поэтому доехать до вокзала не составит труда.

Здание вокзала современное, построено в 1982 году. Но это не значит, что железная дорога появилась здесь в то же время, нет, она появилась гораздо раньше — в 1898 году. Скорей всего, это современное здание построили взамен старого.

Перед зданием вокзала елка и фигурки оленей.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Вокзал был открыт, но людей было совсем мало. Думаю, находящиеся здесь также, как и мы, пришли сюда, чтобы увидеть, что же представляет собой вокзал. А может все-таки ожидалось прибытие туристического поезда, но никаких объявлений по этому поводу не было.

Внутри вокзал большой, мы даже не ожидали, что он такой. Зал ожидания красиво оформлен. Новогодние инсталляции, фотозоны, часы, показывающие предновогоднее время — новогоднее убранство зала потрясающее!

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Небольшое кафе «Вокзалы России» работало. Чтобы согреться, мы выпили горячего чая с пирожными. Тут можно и что-то более серьезное съесть. Опять это нас удивило. Вроде бы поезда не приходят, не уходят, но вот кафе работает. К тому же на вокзале есть сувенирный ларек с ценами ниже, чем в городе и на Вотчине Деда Мороза.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Пройдя через вокзал, мы вышли на платформу. И даже, если вы никуда не едете, сюда можно выйти без проблем. Вход со стороны перрона тоже нарядно украшен.

Да, пассажирских поездов нет, но грузовые сюда приходят, и когда мы были здесь, на рельсах стоял грузовой состав.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Чуть в стороне от платформы небольшой сквер, украшением которого являются большая нарядная елка и разные ледяные фигуры.

Также в сквере находятся горки, на которых можно кататься всем желающим.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Правда, вначале мы расстерялись: горка есть, а где взять ватрушки? Но нам подсказали, ватрушки можно взять напрокат у охранников вокзала. Мы так и сделали, обратились к охранникам, и те выдали нам ватрушки, причем опять за чисто символическую плату, даже не оговорив на какое время мы берем ватрушки: катайтесь, сколько хотите! Так что внук еще раз с ветерком прокатился с горки.

Великий Устюг, кроме Вотчины Деда Мороза

Вот такой он, Великий Устюг, небольшой город на Русском Севере. И надеюсь, я вас убедила, что и без Вотчины Деда Мороза здесь есть, что посмотреть, есть, чем заняться!