Турист Андрей Панин (arxitektor)
Андрей Панин
был вчера 8:40

Акташ — Россия Сентябрь 2023
Улаганский тракт и Чулышманская долина

В посёлке Акташ мы пересели из большого экскурсионного автобуса в два маленьких, но более проходимых УАЗа.

Сам Улаганский тракт почти весь асфальтирован, но наш путь лежал дальше, туда — где асфальта ещё нет.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

Звучит, конечно, круто — Улаганский тракт. На самом деле, это просто дорога длинной 70 км из Акташа в посёлки Улаган и Балыктуюль. Хотя нет, не просто дорога, а красивая дорога по горному плато с подъёмом до 2080 метров.

Первая остановка через 8 км пути у Красных ворот. Это — самое узкое место между Айгулакским и Курайским горными хребтами.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

Моё внимание привлекла послевоенная надпись на скалах. Как сказал местный шофёр, надпись оригинальная. Её только периодически подновляют.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

Поднявшись на Улаганский перевал, тормознули у озера Киделю. Да и как можно проехать мимо такой красоты? Завораживающий горный пейзаж с озером и снежными вершинами украсит любой фотоальбом.

Почти сразу за селом Балыктуюль осмотрели Пазырыкские курганы. Места древнейшие. Из Вики: «Пазырыкская культура — археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.). Своё название получила по памятнику в урочище Пазырык долины реки Большой Улаган близ села Балыктуюль, где экспедицией в 1929 году раскопаны усыпальницы пазырыкской племенной знати».

Здесь мы увидели только россыпи камней на местах раскопанных курганов и любопытных сусликов.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

Уже дома сходили в Эрмитаж и посмотрели на результаты раскопок. Это и древнейший в мире ворсовый ковёр, и колесница, и мумии, и множество других находок.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

Дорога от села Балыктуюль до южного края Телецкого озера является, по сути, продолжением Улаганского тракта. Пока ехали до знаменитого перевала Кату-Ярык несколько раз останавливались, чтобы полюбоваться красотами горного Алтая.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

Перевал Кату-Ярык — это трёхкилометровый грунтовый серпантин, по которому мы спустились в Чулышманскую долину.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

Он такой сложный, что запрещено перевозить более трёх человек хоть в автобусах, хоть в автомобилях. Так что большая часть нашей группы спускалась пешком.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

Утром мы поехали на Телецкое озеро с надеждой увидеть водопады. Вообще-то, о катере надо договариваться заранее, но нам повезло. Удалось связаться с хозяином единственного катера и договорится на рейс. Правда, вернётся он часа через два.

Пока гуляли по берегу в ожидании катера, возникло ощущение, что озеро, зажатое между высоких и крутых гор, очень похоже на фьорды Норвегии. И, пока мы плыли вдоль его берегов, это ощущение только усиливалось.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

В южной половине озера зрелищных водопадов не так много. А вот водопад Корбу, конечная цель нашего маршрута, впечатляет. Не зря он считается самым знаменитым водопадом Телецкого озера.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

В Чулышманской долине ещё много необычных мест. Разговорившись с попутчиками, мы узнали, что долина знаменита на весь Алтай уникальными яблоневыми садами. Местные яблоки прославились не столько полученными на выставках медалями, сколько минеральным и витаминным составом. Скорее даже его концентрацией. Что, кстати характерно для Алтайской растительности.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

Как мы заметили, трава здесь невысокая, не сравнишь с нашими лугами. Но она очень насыщенная всем, что необходимо для питания животных. Жирность молока у местных коров доходит до 6%! Телята на таком молоке растут прямо на глазах. Правда, молочная продукция здесь не основная, скот выращивают, в основном, для мяса.

Следующее уникальное место — каменные грибы. Подъём к грибнице вроде и не очень сложный, но есть на узких тропинках участки мелкой сыпухи.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

Это единственное в России место, где есть подобное образование. Внешний вид грибов постоянно меняется. Ветер обтачивает ствол гриба, а мягкие породы основания вымываются водой. Ветер обтачивает ствол гриба, а мягкие породы основания вымываются водой, поэтому грибы как бы растут. Когда ствол уже не выдерживает давление шляпки-валуна гриб падает.

Прямо напротив каменных грибов, на другой стороне долины, покоится на склонах шаман-камень. Туда тропа более лёгкая. Даже коровы забираются.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

Секрет этого места в том, что, когда поднимаешься на небольшой горизонтальный уступ, видишь два больших валуна. Один поменьше, примерно 1,2 м в диаметре, а второй большой с профилем лица.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

И вам никто не скажет, который из них шаман-камень. Каждый, включая и самих шаманов, решает сам. Мы потрогали меньший валун. Ничего не почувствовали. Потом приложили руки к большому валуну и ощутили что-то. Какое-то движение внутри камня, похожее на волны энергии. Странно. Нам же было всё равно, какой камень не простой. Но нас выбрал этот камень.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

Для дальнейшего погружения в местный колорит, пошли вечером на концерт мастера горлового пения. Тем более, что его аил (юрта) находилась недалеко от базы. Трудно описать словами то, что услышали. Когда мастер соединил в одно время три стиля горлового пения — было просто невозможно поверить, что все эти звуки идут из одного горла. Я поискал динамики или что-то ещё похожее. Но нет. Все звуки одновременно извлекал один человек. Просто шок для сознания.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

На утро мы попрощались с Чулышманской долиной и отправились в обратный путь.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

Тормозились у водопадов и на красивых видовых площадках.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

Удалось погулять у перевала Кату-Ярык, пока наши товарищи поднимались по серпантину.

Прямо на ходу попытался сфотографировать любопытную выставку взлетевших автомобилей.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

Бонусом нам показали ещё не очень раскрученное место — целующиеся скалы.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

Они находятся на реке Чуя около порога Бегемот.

Надо от моста пройти немного вниз по правому берегу сначала по тропе, потом перелезая через огромные валуны. Будьте осторожны, это не просто.

Улаганский тракт и Чулышманская долина

Вот и всё. Мы не увидели золотых осенних склонов, о которых мечтали, но увидели столько красивого, интересного и необычного, что были наполнены счастьем до самой макушки.