Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 0:18

Антверпен — Бельгия Август 2023

Некоторые европейские города, от длительного употребления, превратились в скульптуры. Конечно, физически город остается городом, в скульптуру он превращается поведенчески. Приходят люди и смотря на него — а он просто стоит, люди уходят — он все также безразлично стоит. Антверпен жив, что в Бельгии не часто случается.

Город злых великанов и мускулистых великомучеников

Первое что я сделал, когда приехал в Антверпен — удивился. Все что я до этого видел в Бельгии было стареньким и уютным. А тут вокзал, нет Вокзалище. В такой вокзал пол Брюгге можно запихать.

Мне показалось, что просто сказать, что вокзал огромный и красивый будет маловато. Все в этом мире бывает почему-то. Вот Брюгге морской порт на реке и Антверпен тоже, а если дом на фотографии ниже поставить в центр Брюгге, он обидится, а Антверпену как раз.

Город злых великанов и мускулистых великомучеников

Почему Антверпене широкие прямые улицы, а в Генте и Брюгге кривые и узкие? А, не знаете? Вы этого не знаете по тому, что вы марки не собирали. В прошлом веке у маленькой Бельгии было большое Конго и те, кто участвовал в освоении хорошо заработали.

Бельгийцам удалось организовать в Конго плантации гевей и стать крупнейшим экспортером натурального каучука. Антверпен стоял на пути экспорта и в нем оседали большие деньги. На радостях начали все перестраивать, главное крикнуть погромче: «Будем жить по-человечески, а не в этих старинных голубятнях», свой Осман всегда найдется.

Город злых великанов и мускулистых великомучеников

Счастье было совсем близко, но построить город-сад не успели, хотя площадь под новые широкие проспекты расчистили капитально. Тут как раз подоспели русские, Лебедев в Союзе, Остромысленский в Штатах и все испортили своим копеечным синтетическим каучуком. Хорошо хоть шоколад не научились синтезировать.

Вспомнилась отсыпка под трамвайную линию где-то в Колумбийской Армении, уверено уходящая из небольшого поселка в джунгли. Там тоже города росли на каучуковых дрожжах, с фантастической скоростью, вот и замахнулся муниципалитет на модный в то время трамвай.

Город злых великанов и мускулистых великомучеников

Не так чтобы после сжатия каучукового рынка местные совсем пропали, второй по размерам порт в Европе никуда не делся, т. е. у грузчиков работа есть. Любители больших авантюрных доходов тоже забыты не остались, на смену каучуку пришли бриллианты. Бриллианты — еврейский бизнес, а евреев в торговом городе Антверпене было хоть отбавляй. Сейчас больше 80% алмазного сырья проходит через Антверпен, хотя теперь наверно уже нет, данные за 2020 год. Опять русские виноваты, алмазы были в основном из России.

Итак, мы определились с ролью русского народа в сохранении традиционных бельгийских ценностей. В городе много всего интересного, но именно традиционная бельгийская архитектура понравилась нам больше всего. При том что сам Антверпен, город большой, где-то наверно на полмиллиона, историческая (древне историческая) его часть достаточно компактна и размещается вокруг центральной площади.

Город злых великанов и мускулистых великомучеников

Для каждой страны есть свое характерное построение главных площадей. Главная площадь на то и главная, чтобы обозначить на ней иерархию. Нам в наследство от Союза достались площади с древнеримскими зданиями обкомов и силовых структур, на которые указывал рукой Ленин, чтобы не забывались. В Бельгии доминируют здания гильдий, причем этот принцип соблюдался во всех бельгийских городах, которые я успел посмотреть. Здесь деньги потеснили административный ресурс.

Административное здание присутствует, куда без него, но выглядит оно намного скромнее архитектурно агрессивных гильдий.

Город злых великанов и мускулистых великомучеников

Памятник на центральной площади Антверпена тоже есть и тоже с рукой, но довольно садистского содержания, мужик один, руки три. Монумент, он же фонтан, отражает завершающий этап страшной истории. В этих местах жил злой великан, который отрывал непокорным руки и выбрасывал в реку. Он не знал, что такая практика может существовать только в течении ограниченного времени. Очень скоро, великан не сумел договориться с проезжим римским оккупантом, те свои руки просто так налево и на право не раздавали.

По легенде, парень оторвал руку великану и выбросил в ту же реку, но думаю, что без гладиуса здесь дело не обошлось. Не силой римляне брали, а умением, в первую очередь умением обращаться с оружием, да и видно на памятнике, что рука отсечена, а не оторвана. Легенда очень лаконичная, даже без прекрасной дамы. Чем занялся безрукий великан легенда умалчивает, не ясна также и дальнейшая судьба странствующего героя, наверно поехал дальше по своим важным оккупантским делам.

Зря уехал, мог бы заработать еще один памятник, великан был не последний. Правда тот второй людей не калечил, по крайней мере физически. Он пугал пьяниц. Вот ведь делать нечего было бельгийским великанам. Говорят некоторые пьяницы бросили пить. Я честно сказать не верю, если пьяницу испугать, он выпьет для смелости, а если не пугать, тоже выпьет.

Город злых великанов и мускулистых великомучеников

Если памятник на главной площади отражает торжество человечества над грубой великанской силой, то здесь великан уверено доминирует над деградировавшими представителями человечества. Замок, который стоит за спиной великана самое старое здание в городе. Он так себе, нам не очень понравился, будет лишнее время сходите посмотрите.

Антверпен — родина Рубенса, со всеми вытекающими отсюда последствиями: памятник, дом музей, картины в музее и церквях. Я люблю Рубенса с детства, все что вы мне можете сказать о философской глубине работ Малевича, о чистоте истины, заложенной в полотнах Кандинского и в целом, о поступательном развитии живописи, я слышал, когда мне было 5–6 лет, но до сих пор сразу после зала постимпрессионизма, я норовлю закольцевать на ренессанс.

Город злых великанов и мускулистых великомучеников

Уж если вспомнил про детство и Рубенса, не обойтись без старинной бельгийской легенды. Маленькому мальчику много рассказывали про картины Рубенса, и он очень хотел их посмотреть. У него не было дедушки профессора, и он не знал, что картины Рубенса, которые так интересны мальчикам, в церквях не вешают и хотел пойти посмотреть картины в городской собор.

«Ох, рельеф мускулатуры! Дельтовидные - сильны!»

Меркантильные церковнослужители брали за вход деньги, денег у мальчика не было. Была собачка, но она в событиях никакого участия не принимала и была введена в сюжет, чтобы вызвать сочувствие у потенциальных слушателей. Легенда грустная, но многовариантная, в самом оптимистичном варианте легенды в собор мальчик пробрался, картины посмотрел, правда чуть не замерз, но его и собачку спасла дорога, которая накрыла их как одеяло.

«На нем был праздничный кафтан; он вел Муму на веревочке»

Собор Богоматери, в который по ошибке так стремился мальчик, действительно хорош, тем более что теперь вход в него бесплатный.

Город злых великанов и мускулистых великомучеников

Прекрасно в нем все, как в том Чеховском человеке, высокие, элегантные готические башни и строгий, гармоничный интерьер, свет и простор.

Рубенс и его ученики интерьер, прямо скажем, не портят. Собор Богоматери одно из немногих мест, где можно сидеть целый час в кресле смотреть на Рубенса, в естественной среде обитания, и никто тебя не обидит и денег не попросит. Вот какие разительные перемены произошли в мире со времен Мальчика с Собачкой.

«Если человек состоит из плоти и крови, таковым его и следует изображать»

Самое удивительное, что людей в Соборе было совсем мало, а красот видимо невидимо.

Город злых великанов и мускулистых великомучеников

После осмотра Собора, мы решили, что обязательная программа выполнена и приступили к произвольной. Собор действительно требует больших интеллектуальных усилий, и вогнать в себя еще что-то серьезное, после него нельзя или не стоит. Гуляли по городу «просто так», ели вафли и шоколад.

Город очень интересен. Он абсолютно эклектичен. Я знаю, что это плохо, но вырос я в Москве, в ней и тренировался города смотреть. Признаюсь в страшном грехе, Антверпен мне понравился даже больше чем Норильск, построенный однажды и навсегда по единому архитектурному плану.

Город злых великанов и мускулистых великомучеников

На улицах Антверпена каждый следующий архитектор писал новую страничку его истории. Здесь записано все — победы Города и его поражения, богатство и нищета. Думаю, мало нашлось бы капитанов, которые бы отказались от такого балкончика. Может и мне поставить цистерну вместо гаража.

Почему-то очень обрадовались, когда набрели на школу. Там наверно продленка гуляла, было как всегда. Когда видишь много детей, которые хорошо играют, чувствуешь себя дома, уютно и спокойно. Верещат, скачут значит в их мире все в порядке. Я всегда пугаюсь, когда дети себя «хорошо» ведут.

Город злых великанов и мускулистых великомучеников

Порадовали новые кварталы, на берегу реки, не знаю сколько это стоит, но выглядит хорошо. Не все ведь еще хотят жить в доме пятнадцатого века.

Вот и Ван Дейк, он указывает острым взглядом великого художника на Вокзал, значит пора ехать домой. Как хорошо, что дом на той неделе у нас был в Генте, не так обидно уезжать из Антверпена.

Мне понравилось в Антверпене. Это живой настоящий город. Нет я не против городов-музеев, я скорее за разнообразие. Если кругом будут только музеи, станет нечего кушать и люди расхотят их смотреть.