Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Манама — Бахрейн Ноябрь 2023

Калат-эль-Бахрейна

Калат-эль-Бахрейн — знаменитая древняя гавань и бывшая столица цивилизации Дилмуна. Это поистине уникальный археологический объект. Форт Калат-аль-Бахрейн известнен также од названием «Крепость Бахрейна», находится на северном побережье острова, всего в десяти минутах езды от центра Манамы.

Привет, Бахрейн! ч.3. О начале начал и традициях

Здесь, на археологической площадке, можно наблюдать слои различных исторических периодов. Много веков назад на этом месте строились крепости, заменившие древний колодец.

Самый новый слой — форт Калат-аль-Бахрейн, внесенный Юнеско в список всемирного наследия, был построен португальцами в 16-ом веке, чтобы укрепить побережье залива.

Привет, Бахрейн! ч.3. О начале начал и традициях

Место было заселено около 2800 года до нашей эры. При раскопках на месте форта и его окрестностях было обнаружено семь исторических слоев, включая руины двух предшествующих укреплений.

К настоящему времени археологи обнаружили множество различных построек, таких как жилые дома, общественные здания, военные казармы и религиозные учреждения. Это разнообразие лишний раз подтверждает, что Калат-аль-Бахрейн в течение нескольких веков был важным торговым центром.

Привет, Бахрейн! ч.3. О начале начал и традициях

На вершине холма расположен португальский форт Калат-аль-Буртугал, который и является названием всего холма.

Привет, Бахрейн! ч.3. О начале начал и традициях

В качестве бывшей столицы Дильмун — одной из самых значимых и могущественных цивилизаций своего времени, этот холм собрал в себе богатую коллекцию предметов быта различных культур и цивилизаций.

Важность Калат-аль-Бахрейну придает также то, что большинство цивилизаций, внесших свой вклад в его развитие, практически полностью забыты. К счастью, некоторые шумерские хроники сохранили отдельные сведения о них. Активные археологические раскопки на данный момент являются, пожалуй, единственной возможностью узнать что-то о культурах, которые уже исчезли.

Привет, Бахрейн! ч.3. О начале начал и традициях

Мне очень нравится вот это фото — эдакий мост между прошлым и настоязим. Стоишь у раскопок. которым 5 тысяч лет на фоне видов современного мегаполиса.

Калат-аль-Бахрейн состоит из четырех элементов. Сам археологический телль (новое слово в моём словарном запасе, так археологи называют холм) — это искусственный холм, выросший с течением времени благодаря последовательным застройкам в течение веков. Его площадь превышает 16 гектаров и он идеально примыкает к северному побережью Бахрейна. Представьте только, сколько исторических событий он видел!

Привет, Бахрейн! ч.3. О начале начал и традициях

Второй объект — морская башня, расположенная на расстоянии приблизительно 1600 метров к северо-западу от телля, она служила маяком для мореплавателей в древние времена.

Третий объект — морской канал — представляет собой обширную площадь, чуть менее 16 гектаров, пролегающую через риф возле морской башни. Этот канал был важным маршрутом для торговли и связи с внешним миром. Наконец, четвертым элементом Калат-эль-Бахрейна являются пальмовые рощи, которые окружают этот археологический комплекс. Величественные и изящные пальмы являлись важным источником пищи и поселением для самого древнего населения.

Привет, Бахрейн! ч.3. О начале начал и традициях

Все четыре элемента Калат-эль-Бахрейна воплощают богатую и интересную историю этого места. Раскопки в Дильмуне, одном из важнейших городов, расположенных на пути в Аравию начались в середине 20-го века.

Первым обнаруженным цивилизационным пластом был Дильмунский поселок у моря окруженный каменной стеной. Его возникновение датируется примерно 2300 годом до нашей эры. Проводя раскопки в глубину археологи обнаружили широкую улицу с монументальными сооружениями в числе которых был дворец датируемый 2200–1800 годами до нашей эры.

Привет, Бахрейн! ч.3. О начале начал и традициях

Во время бронзового века в 1450–1300 до н. э. эти здания были расширены колонизаторами из Месопотамии. Еще один интересный пласт, который был обнаружен в процессе раскопок, относится к железному веку, примерно с 11-го по 5-й век до нашей эры; в этот период поселок стал частью роскошных резиденций и именно в этом слое впервые обнаружено присутствие некоей санитарной системы.

Греческая оккупация и переименование государства в Тилос дает нам следующий пласт, найденный в густо застроенном пятом слое. Он связан с греческой оккупацией дильмуна в 3-ем веке до н. э. Великолепные образцы греческой керамики и стекла подтверждают этот факт.

Привет, Бахрейн! ч.3. О начале начал и традициях

Исламский период — это верхний пласт города. Он начинается с 14-го века, в это время Тилос был переименован и в городе появились новые застройки, включая здания типа караван-сарая. В 1561 году португальские колонисты дополнили крепость: на вершине холма отстроили форт с бастионами, с великолепным видом на окаменевшие коралловые рифы.

Внутри форта множество красивых традиционных арок и галерей.

На верхней площадке есть место, где можно почитать об истории и раскопках.

Привет, Бахрейн! ч.3. О начале начал и традициях

Также на верхней площадке представлена реконструкция загонов для скота, стойла и сараи.

А если спустится на нижний уровень — там множество ранее жилых комнат, хозяйственных построек. Чать помещений огорожена в целях безопасности.

Привет, Бахрейн! ч.3. О начале начал и традициях

Это традиционный зал для переработки фиников. Мешки с финиками клались к стене друг на друга, под действием силы тяжести из них выделялся сок, и по вот этим подсвеченным желобкам стекал в резервуар, после чего загустевал на солнце и получался финиковый сироп.

К форту примыкает небольшой археологический музей, о существовании которого я, к сожалению, узнала после того, как мы уехали с места.

Баб аль Бахрейн

Еще одной из замечательных достопримечательностей Бахрейна, которую стоит обязательно посетить, являются «врата в Бахрейн» или Баб аль Бахрейн, которые служат входом на центральный старый рынок Манамы. «Врата в Бахрейн» были построены Сэром Чарльзом Белгрейвом, британским советником королевской семьи в 1949 году.

Привет, Бахрейн! ч.3. О начале начал и традициях

Изначально они были запланированы как морской вход в город и пристань для доу, традиционных грузовых судов, загруженных товарами, так как это был главный таможенный причал Бахрейна. Однако сейчас море отступило на несколько километров к северу в результате мелиорации земель, и Баб аль Бахрейн превратилась в информационный и туристический центр.

Перед воротами находится главная стоянка такси города и автобусных остановок, откуда можно попасть на мост, ведущий в Саудовскую Аравию. За воротами Баб аль Бахрейн находится старый рынок — это прекрасное место с большим количеством магазинов, предлагающих различные товары: текстиль, специи, благовония, парфюмерию, изделия ручной работы, сувениры, а также современные товары со всего мира.

Привет, Бахрейн! ч.3. О начале начал и традициях

Это уникальное место для шопинга, которое напоминает стиль торговли прошлых времен. На этом оживленном базаре, где звучат разные голоса, соседствуют современные магазины и традиционные лавки.

Недавно рынок был отремонтирован, и теперь он органично вписывается в архитектуру современного Бахрейна. Независимо от того, интересуетесь ли вы арабскими духами или дизайнерскими часами, украшениями из 24-каратного золота или антиквариатом, изделиями местных ремесленников или современной техникой, традиционной одеждой или яркой индийской тканью, здесь вы найдете все, что вам нужно. К тому же, торг и долгие переговоры не только допускаются, но и приветствуются. Жемчуг, который продают на Манама-суке, является полностью натуральным.

Здесь во всей стране строго запрещено ввозить искусственный жемчуг для продажи. С жемчугом в Бахрейне связано очень многое, история, традиции, легенды и предания. Шумеры в своем эпосе о Гильгамеше описывали Бахрейн (который тогда назывался Дилмун) как именно то место, где был Эдемский сад. В эпосе рассказывается о поисках королем Урука священного острова Дилмун, где, по преданию, находится подводное растение, придающее бессмертие. Сегодня мы знаем, что это «растение» на самом деле было устрицей с жемчужиной внутри. Древние верили, что тот, кто съест мясо устрицы и измельченную жемчужину, станет бессмертным. Еще легенда, связанная с бахрейнским жемчугом описана римским писателем Плинием Старшим в книге «Естественная история». Антоний был гурманом, его стол накрывали все более роскошными блюдами и Клеопатра предложила ему задать пир, который обошелся бы в десять миллионов сестерциев, Антоний согласился. И тут Клеопатра сказала, что она сама «в одно лицо» оприходует эту сумму. На пире все блюда были обычными, пока Клеопатра не бросила свою жемчужную подвеску в сосуд уксусом. Жемчуг растворился, Клеопатра выпила этот раствор и выиграла пари. Я, как человек науки, тут же конечно поняла, что это вымысел))) Смотрите. Жемчуг химически это в карбонат кальция, и да, он вступает в химическую реакцию с уксусной кислотой. В результате образуется ацетат кальция, вода и углекислый газ. Но! Для того, чтобы жемчужина предположим весом в один грамм полностью раствориласьв 5% растворе уксусной кислоты — нужно не менее суток. А если бы Клеопатра просто выпила уксус, она бы получила ожог пищевода) Так что легенда противоречит логике) Но речь не об этом, конечно, а о том, что Бахрейнцы говорят о себе, что они — страна белого и черного золота, страна жемчуга и нефти. В общем, я считаю, что на этот рынок сходить обязательно нужно, но не ради шоппинга.

Здесь, больше чем где-либо в Бахрейне, можно погрузиться в местную жизнь и культуру. На рынке также можно найти целый ряд традиционных кафе и ресторанов. И поскольку у нас наконец то пришло время позднего обеда, то в один из таких мы и пошли.

Danet AlTawawish Restaurant & Cafe

Ресторан Данет Аль Тававиш совсем не похож на ресторан, по нашим меркам это могло бы быть забегаловкой. Пластиковая посуда и расположение на рынке как бы не должны внушать доверия, но я доверилась нашему гиду. На самом деле, несмотря на посуду — место очень аутентичное, антикварное, увешанное историческими форографиями.

Еда была приготовлена быстро, всё было невероятно вкусное и свежее. Меню небольшое, все блюда традиционной арабской кухни.

Привет, Бахрейн! ч.3. О начале начал и традициях

Мы взяли кебабы, хумус, мутабаль (паста из запеченного на углях баклажана), табуле (салат из булгура и мелко порубленной зелени петрушки), свежие овощи и мачбус (рис со специями, который может быть с овощами, бараниной, курицей).

На этой приятной ноте я на сегодня закончу, всем приятного аппетита!

Впереди нас ждет ночная Манама, а также виды на город с высоты птичьего полёта и ночная морская прогулка.