Турист Странник или скиталец (yorkzel)
Странник или скиталец
был сегодня 15:16

Путешествие по Новгородской области. Самое чистое озеро на северо-западе России. Часть 2

Новгородская область — Россия Июнь 2016

Озеро Вельё — второе по величине в Новгородской области расположено довольно высоко над уровнем моря, аж на 212 метрах выше. Дно и берега в основном песчаные. Водоём заселён по северному и западному берегу, восточный и южный берег — почти безлюден из-за чего в окрестных лесах полно зверья. Озеро Вильё встретило недружелюбно, существенной тряской из-за крепкого встречного ветра.

Заселили в комнату на втором этаже деревянного дома. На первом этаже этого дома располагалась гостиная и кухня, в которой готовили завтрак, обед и ужин, но только при заранее оговоренном заказе. Сама деревня находилась в трёхстах метрах от базы отдыха, к которой вела улица Набережная.

До коллективизации в деревни проживало 1650 человек. В поселении была своя церковь Святого преподобного Нила Столобенского Чудотворца, разрушена в тридцатые годы прошлого столетия. На её месте остался лишь фундамент из дикого камня. Это место самое высокое в деревни.

Жили здесь до революции два помещика. Один по эту сторону озера, другой — на противоположном. Усадьбы не сохранились, но в народной памяти остались удивительные для нас, ныне живущих, факты. Как-то раз случился в деревне пожар. Несколько домов выгорело дотла. Так местный помещик помог погорельцам и лесом, и материалами, а главное ни копейки с них не взял. И другой факт. Несколько лет назад в этой же деревни сгорел дом, принадлежащий работнику местного лесхоза. Так от щедрот своих управление выделило ему на восстановление аж двадцать целковых. Вот такая правда о плохой жизни в дореволюционной России! Ныне в деревне постоянно проживают чуть более двух десятков человек, в основном дачники. Деревня в Демянском районе Новгородской области на озере Вельё красивое и труднодоступное для самостоятельного посещения место. Это не надо рассматривать как восторг не видевшего красивейших мест новичка, но мнение объездившего более половины страны пристрастного путешественника. Сама деревня расположилась на полуострове глубоко вдающемся в озеро.

Ранее в деревне было более сотни дворов. Это была процветающая деревня и местные жители ещё помнят те времена.

Жаль, что они миновали. Сейчас деревня возрождается. Много заново отстроенных дворов, восстановлена часовня.

Возможно в ближайшее время отстроят и храм, разрушенный богоненавистниками — большевиками. Место уникальное. Тишина.

Природа.

Правда, в южной части деревни встречаются гадюки. По свидетельству деда Михаила следы первых поселений, найденные здесь, относятся к временам до нашей эры. Фермерское хозяйство, которое содержит Мария. Женщина уникальная, востоковед по образованию, конник по призванию и путешественница, так она себя называет. Вместе с мужем (уж не знаю кто он по образованию, призванию и т. д.) организовала для всех желающих замечательный отдых в центре среднерусской равнины. Деревня, вытянувшаяся вдоль берега на километр, представляет собой гибрид дачного посёлка с фермерским хозяйством, которое ведёт всего одна семья, посему и названное частной усадьбой «Русская деревенька».

Деревня с хорошими выходами к озеру, есть песчаные пляжи. Супротив деревни острова с красивыми названиями Боровик и Березовик, а чуть далее — остров Валдайка. Само озеро Вельё ледникового происхождения расположено севернее Селигера. Береговая линия сильно изрезана имеет много проток и заливов.

Более двухсот островов разбросано по его территории. В восточной его части, говорят находится сто метровый плавучий остров. Рыбные запасы ныне истощены из-за промышленного лова и работы гидроузла в восточной части, где прорыт канал в реку Либья. Берега озера пока мало заселены, но ситуация с каждым годом ухудшается.

Ведётся активное строительство во всех разбросанных по территории деревнях. Вода в озере чистая и прозрачная. Есть на озере и древнейший Никольский рыборазводный завод, его деятельность создаёт противоречивое мнение у людей, как местных, так и приезжих. Факт остаётся фактом многие отмечают, что рыбы стало меньше, а экземпляры измельчали. Шарапиха — деревня в нескольких километрах от Балуево.

Мы с внучкой ходили туда через девственный лес по просёлочной дороге. Почему лес девственный? А где ещё вы встретите глухаря, если на «неведомых» дорожках. А вот мы встретили. Это поселение также вытянуто вдоль берега, но количество домов меньше, а постоянно проживающих, похоже, нет вообще. Много новостроя, не по месту и климату выстроенных домов, кичащихся богатством своих владельцев.

Есть и старые дома с покосившимися стенами и прохудившимися крышами. Их хозяева не так богаты или уже нет сил поддерживать их в надлежащем состоянии.

Берег озера у деревни заросший и только причалы выходят к воде. Добраться сюда ещё сложнее, чем в Балуево. Местные жители не привечают приезжих. Остановиться здесь негде, разве что в собственной палатке.

Пару дней назад местную собаку Джика укусила гадюка. Он сильно страдал, шея распухла, а сегодня он чувствовал себя намного лучше, опухоль спала. По прибытию в Пабережье я рассчитался за проживание, сели в машину и уехали в Бологое. На этот раз поездка обошлась нам в 2000 рублей. Прибыв в Бологое, я убедился, что ждать электричку придётся достаточно долго, посему несколько словно о Бологое. Типичный провинциальный город — административный центр и крупнейший железнодорожный узел Октябрьской железной дороги.

Географически находится посредине между Санкт-Петербургом и Москвой, этакая Среднестолица России. Расположен на берегу одноимённого озера.

Город производит удручающее впечатление: дороги разбиты, дома обшарпаны даже в центре города, озеро протухло, пыльно. Невольно возникает вопрос: как тут люди живут? Транспортная связь с другими населёнными пунктами плохая, автобусы ходят редко. Электрички тоже не дождёшься, да и дорого. На «Сапсанах» и «Ласточках» похоже только единороссы летают. Короче, пыль, шум, грязь и ничего человеческого, остаётся лишь чувство глубокой благодарности, что это не у тебя дома. Теперь я понимаю аборигена воскликнувшего, на пожелание всего хорошего: «Как можно жить? — я Вас спрашиваю, — Как можно жить?.. не матерясь, в таких условиях!» Хочу отметить, что жители тверской области отличаются исключительным чувством юмора и неиссякаемым оптимизмом. Это они прозвали туристов «московскими верблюдами», а гладь Бологоевского озера от здания местной администрации до Троицкой церкви зовут «святым шоссе». История города уникальна. Если бы не географическое положение, неизвестно как развилась бы его судьба. Открытие станции на Николаевской железной дороги сыграло ключевую роль в дальнейшем развитии города.

Особенную роль сыграл город во время Великой Отечественной войны, как важнейший стратегический коммуникационный узел, посему и был удержан войсками Советской армии. Станция и город пережили 527 налётов вражеской авиации.

Из-за сложившихся реалий население города неуклонно падает с 2012 года, попросту вымирает, но есть надежда, что тенденция вскоре прекратится, когда последний горожанин помрёт. Не могу обойти ещё один культовый момент, опять связанный с географическим расположением. Бологое является лингвистическим центром, где спор по правильному употреблению слов к тем или иным предметам и явлениям достиг апогея. Бордюр или поребник, подъезд или парадная, эстакада или виадук, сезонка или проездной, половник или поварёшка, салочки или пятнашки, обезьянник или аквариум и даже финн или чухонец — всё это символизирует многообразие русского языка, способствует его развитию на базе исторических корней без иностранщины и непонятных, а потому абсурдных выражений. В городе широкая торговая сеть. Слава богу, полиция местных коробейников не гоняет, они торгует продуктами от производителя, то бишь, со своего сада — огорода. Есть и кафешки, столовые. Не обделён город и достопримечательностями: ещё сохранилась водонапорная башня близ железнодорожного вокзала, памятник подвигу железнодорожников в Великую Отечественную войну и другие. Вот, собственно, и всё.