Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 20:35

Безенги — Россия Октябрь 2023

Города Кавминвод известны своими целебными водами, прекрасными парками, интересной архитектурой, тут можно гулять, дышать свежим воздухом, наслаждаться атмосферой отдыха и расслабленности. А еще эти города хороши тем, что с любого из них можно совершить короткую прогулку в горы. Отдыхая в Пятигорске, я объездила практически весь Северный Кавказ и даже в Закавказье — Южную Осетию — съездила. Причем каждый год появляются новые машруты, новые места. А последние 5 лет я езжу исключительно в джип-туры. Во-первых, это малочисленная компания, от 2-х до 5-ти человек, не больше, во-вторых, необычные маршруты. На джипах можно доехать туда, куда на автобусах, даже небольшой вместимости, попасть невозможно, да и на собственном автомобиле доехать затруднительно, если только у вас не надежный внедорожник, к тому же местные водители-гиды — настоящие профессионалы, отлично знают все пути-дороги, и привезут вас в такие места, о которых вы и не знали и от красоты которых дух захватывает. В-третьих, водитель обсуждает с вами маршрут и учитывает ваши предпочтения, конечно, если они не противоречат цели маршрута и мерам безопасности. К тому же, в последние два года водители на джипах — настоящие гиды, они прекрасно знают маршрут, рассказывают интересно и подробно о тех местах, которые посещаем, покажут смотровые площадки с прекрасными видами, подскажут наиболее выгодные ракурсы для фотографий, да и сами сфотографируют вас. За один день такой водитель становится для вас и гидом, и интересным собеседником, и даже другом. И если такой водитель ездит по маршрутам, которые вам интересны, вы с ним можете поехать еще и еще, что и делают многие, в том числе и я. Вот такие преимущества джип-туров.

В этот раз мы поехали в горы Кабардино-Балкарии. Кроме нас с подругой в поездке была еще одна женщина, ну и, конечно, водитель. Мы с Костей ехали в первый раз, а вот наша попутчица уже неоднократно ездила с ним по другим маршрутам, и отзывалась о нем только положительно. И она была права — Костя оказался не только опытнейшим водителем, но и знающим экскурсоводом, вежливым, остроумным человеком.

Все джип-туры начинаются ранним утром, так было и в этот раз. В 6 утра мы уже помчали на встречу с новыми местами.

По нормальному асфальтовому покрытию доехали до села Бабугент. Это село называют воротами гор. Прямо в селе развилка: на Черекское ущелье и Верхнюю Балкарию — прямо и на Безенгийское ущелье — направо. Здесь начинается дорога в Хуламо-Безенгийское ущелье, которое проходит через Лесистый, затем Скалистый, потом Боковой хребты и упирается в Главный Кавказский хребет.

Хуламо-Безенгийское ущелье — суровое ущелье, вместе с тем, это места потрясающей природной красоты, захватывающих пейзажев, высоких гор, снежных вершин. Вот по такому уникальному ущелью нам предстоит проехать.

Горы зовут!

Поворачиваем направо и едем дальше. За селом небольшое сероводородное озеро, рядом с ним протекает река Карасу. Останавливаемся на несколько минут. Тут тихо, спокойно…

Буквально в 15 километрах отсюда находится балкарское село Карасу. Село очень живописное. Находится оно в низине, среди гор, в том месте, где река Карасу впадает в Черек Безенгийский — приток Черека. Жителей в селе немного, чуть более 500. Работают они главным образом на лесопилках в горах.

Отсюда через перевал можно попасть в соседнее Чегемское ущелье, но, как нам рассказали, этот маршрут не из легких и чтобы его пройти, нужно иметь определенную подготовку.

Ну, а мы едем дальше.

За селением Карасу рельеф резко меняется, и буквально через пять километров мы заезжаем в самое узкое место ущелья — Черек-Безенгийскую теснину.

Здесь мы уже находимся на высоте 1200 метров. В этом месте ущелье сужается, иной раз вплоть до нескольких десятков метров. И здесь теснина представляет собой каньон с отвесными скалами, высота которых доходит до 400 метров. Однако и на дне ущелья, и на отвесных скалах много растительности, из деревьев в основном здесь растут сосны и бук.

Горы зовут!

Из расщелин скалистых склонов вытекают родниковые воды, образующие во многих местах небольшие каскадные водопады.

Наиболее крупный карстовый водопад Тыжинты, или как еще его называют, Девичьи слезы. Вытекая из расщелин и трещин скал, струи воды живописно текут вниз по заросшим мхом скалам.

Горы зовут!

Склон имеет ступенчатую структуру, и по эти ступенькам, сделанным самой природой, можно взобраться вверх, но только надо помнить, что тут очень скользко. Вода здесь родниковая, вкусная и прохладная, поэтому проезжающие мимо не только любуются водопадом, но и набирают воду в бутылки.

Рядом с водопадом установлена мраморная плита со стихами Кязима Мечиева — балкарского поэта, который родился в Хуламо-Безенгийском ущелье в высокогорном селении Шыкы:

И каждому есть, что сказать,

Я ваш Кязим, вам завещаю:

Пути иного нет невзгоды переждать —

Должны плечом единым стать!

Горы зовут!

Едем дальше. Вскоре скалы раступаются и перед нами широкая котловина, в которой находится балкарское селение Безенги. Основано оно было после возвращения балкарцев из ссылки в Среднюю Азию. В Безенги объединились вернувшиеся на родину балкарцы — жители ряда селений, находящихся недалеко друг от друга, но полуразрушенных к тому времени. Сейчас Безенги вполне современное селение с добротными домами и приусадебными участками. Живут здесь около 1000 жителей, есть школа, больница, Дом культуры, магазины…

Горы зовут!

С местными жителями мы не общались, но как рассказал наш гид, у них своя особая жизнь, они сохранили в своем быте множество традиций и обычаев своих предков, у них своя традиционная кухня, свои национальные праздники и обряды. Занимаются они скотоводством и выращиванием овощей на своих участках. Жить на высогорье (а село расположено на высоте 1450 метров над уровнем моря) сложно, суровый климат, снежные зимы, но люди здесь живут и не уезжают, это их родина.

От Нальчика до Безенги около 70 километров, но кажется мы уехали далеко-далеко и попали совсем в другой мир — мир первозданной природы, величественных вершин, невероятных пейзажев.

Здесь со всех сторон горы, а впереди — знаменитая Безенгийская стена.

Горы зовут!

Конечно, все знают Эльбрус, Казбек тоже на слуху, а вот другие пятитысячники немногие вспомнят. Ну, а здесь на двенадцати километрах главного Кавказского хребта собрались вместе величественные и могучие горы-пятитысячники: Дыхтау, Коштантау, Джангитау, Шхара, Мижирги, пик Пушкина. Но это только те, высота которых более 5 тыс. метров. А им составляют компанию белоснежные вершины, которые немного не дотягивают до пятиклометровой высоты, ну каких-то пару-тройку сотен метров. Слившись воедину, они образуют Безенгийскую стену.

К сожалению, всю стену с селения Безенги мы не увидели, да, как говорят, и с других мест всю ее сразу увидеть практически нереально. Вот только если от лагеря Безенги, который находится в 17 километрах от селения, спуститься к языку Безенгийского ледника, потом пройти несколько часов по леднику, что без проводника не рекомендуется делать, вот тогда и предстанет перед вами Безенгийская стена во всей красе. Но это уже другой формат путешествия и другая история. Мы же увидели только небольшой фрагмент, Но даже отсюда это зрелище впечатляет, а от языка Тролля, куда мы сейчас поднимемся, на стену и на Безенгийское ущелье открывается еще более захватывающий вид.

В Безенги заканчивается асфальт. Дальше прямо по ущелью можно доехать до альплагеря «Безенги», говорят, дорога не из лучших. Но мы туда не поехали. Мы поехали в гору. Когда мы подъезжали в Безенги, Костя сказал, показывая на высящуюся справа гору: «Сейчас поедем туда». Честно сказать, я подумала, что он шутит, ну уж очень крутой подъем, да и дороги как таковой нет от слова «совсем». Но нет, Костя не шутил. Проехав немного по селу, мы повернули направо, и поехали в гору к языку Тролля.

Горы зовут!

Как нам рассказал Костя, эта достопримечательность появилась не так давно, точнее, она была всегда, но о ней не знали, а потом кто-то из местных сказал кому-то, тот еще кому-то, и информация дошла до ребят — водителей джипов, которые возили туристов в горы. Вот они сюда приехали, обнаружили этот выступ, к нему и дорога была, вернее не дорога, а направление. До депортации балкарцев тут было горное село Хулам, после того, как балкарцы вернулись назад, они уже не стали восстанавливать разрушенные дома, а поселились в Карасу и других селениях, находящихся ниже, но, следуя местным обычаям, регулярно в праздники ездили сюда, где раньше жили их предки. Ребята внесли свое лепту в некоторое улучшение дороги, и вот так появился новый маршрут.

До Языка Тролля 4,5 километра, то есть по обычной дороге можно доехать меньше, чем за 10 минут. Но в нашем случае дорога заняла больше времени. Нельзя сказать, что дорога очень плохая, но и хорошей ее не назовешь, к тому же ведет она круто в гору. Но мы уже поняли, что Костя — водитель от бога, так что никаких страхов и волнений.

Горы зовут!

Все выше и выше, и вот мы уже на площадке на верху скалы, у самого подножия сурового Ак-Кая.

Оставляем машину у небольшого кафе и по узкой тропе идем к Языку Тролля, его назвали так по аналогии со знаменитой норвежской достопримечательностью. На самом деле это небольшой скальный выступ, гораздо скромнее, чем скандинавский, в длину всего чуть более 3-х метров, и в ширину около 2-х метров. Но зато форма его на самом деле напоминает язык мифического существа.

Издали язык Тролля не очень-то и заметишь, сами мы его бы, наверное, и не увидели, если бы Костя не подсказал. Но с определенного ракурса он выглядит очень эффектно. А уж какие виды открываются с него! Простор и красота!

Горы зовут!

В обрыве ниже — руины Верхнего Хулама, некогда большого и процветающего селения. Когда-то здесь в селении Хулам кипела жизнь, люди работали, влюблялись, женились, рожали детей, а потом в один миг селение опустело, и когда в 1957 году закончилось изгнание балкарцев, сюда они больше не вернулись. А здесь, у подножия Ак-Кая остались только руины старинных строений.

Горы зовут!

Далеко внизу — селение Безенги, расположенное у подножия хребта. Вот как высоко мы забрались!

Горы зовут!

А еще отсюда потрясающий вид на загадочный мир гор. Стоя здесь, понимаешь, как прекрасен это мир!

Горы зовут!

Гора справа в виде треугольника — это Гестола — одна из вершин Безенгийской стены, ее высота 4859. Гестолу видно в хорошую погоду даже из Нальчика.

Горы зовут!

Необыкновенная тишина, царящая здесь — это одно из первых, что замечаешь, находясь в этом месте. Здесь можно слушать тишину.

Место это удивительной красоты. Очень впечатляет грандиозный массив Скалистого хребта Ак-кая, каменная суровая красота которого просто потрясает. Рядом с ним, у его подножия, чувствуешь себя крошечной песчинкой в огромном мире…

Горы зовут!

Еще здесь на самом краю обрыва установили качели, парящие в облаках. Конечно, все, кто здесь бывает, не обходят их стороной. Впечатления необыкновенные!

Горы зовут!

И вот такая арка, сделанная природой! Природа никогда не устанет удивлять нас своими чудесами!

Горы зовут!

Несмотря на то, что это место находится довольно высоко, да и проехать к нему не так просто, все равно здесь местные жители смогли открыть небольшое кафе. Хычины, шашлык, травяной чай, ассортимент не велик, но все свежее и очень вкусное, и для перекусить — самое то.

Ну, а вниз Костя повез нас другим путем, более коротким, как он сказал, но лучше бы мы поехали длинной дорогой… Если мы думали, что та дорога, по которой мы поднимались вверх, плохая, то про эту — даже не знаю, что сказать…

Зато по пути мы смогли полюбоваться отарами овец, мирно пасущимися на горных склонах.

Горы зовут!

Спустившись вниз, мы подумали, что все, тряска закончилась, дальше поедем по асфальту, но не тут-то было…«А сейчас едем к замку!» Конечно, едем!

Надо признаться, что поездка к замку — главное испытание в этот день. Дорога уходила круто вверх вдоль скал прямо по кромке обрыва. К тому же она была не только не лучшего качества, но еще и узкая и без всяких ограждений. Не представляю, чтобы было, если бы нам навстречу ехал другой автомобиль, разминуться на этой дороге практически невозможно. Вот честно, было страшновато! Но если будете здесь, обязательно побывайте у этого замка. Плохая дорога забудется, а вот впечатления от замка и от видов, открывающихся от него, останутся с вами навсегда.

Замок Жабоевых (или крепость Жабо-Кала) находится на высокой скале, недоступной с трех сторон. Замок виден даже с большого расстояния. В те далекие времена расположение крепости было более чем удачное. Подойти к нему можно было только с восточной стороны, да и то это был нелегкий путь. К тому же обзор местности отсюда шикарный. С самого замка ущелье просматривалось на много километров вперед. Чтобы охранять вход в долину, в замке вел круглосуточное дежурство гарнизон. Все, что требовалось в то суровое, неспокойное время.

Горы зовут!

Замок строился в несколько этапов, так что строительство его растянулось на века. Основным материалом для строительства замка служили куски той самой скалы, на которой стоит замок. Их скрепляли известковым раствором и оштукатуривали. Исходя из того, что начало строительства замка относят к 12–13 веку, качество строительства впечатляет.

О замке ходит много легенд. Его даже называют замком людоеда. Вроде бы хозяин замка — богатырть Чолура- позвал к себе в гости своего кровного врага, убил его и сварил из него суп. Но это противоречило кавказским законам гостеприимства — гостей, даже кровников, трогать нельзя, гость на Кавказе — святое. И так как он нарушил священный закон гор, то ему отомстили, убив его, остальные защитники крепости тоже или были убиты, или разбежались кто куда. Только беременной жене его сына по имени Жабо удалось спрятаться в замке, а потом все-таки уйти к родственникам. И вот когда родился ребенок, Жабо дала ему в качестве фамилии свое имя, чтобы убившие его деда кабардинцы не мстили ему. А когда Жабо подрос, он вернулся сюда и продолжил владеть замком, расширяя и укрепляя его. Так замок стал называться Жабо-Кала (Кала — замок, крепость).

Некогда грозное сооружение до настоящего времени сохранилось в виде руин. Обидно, что такие удивительные строения разрушаются. Но нам все-таки удалось прикоснуться к такой глубокой древности, увидеть в общих чертах архитектуру строения, а что будет через 10–20 лет? Если не будет проведена реставрация, замок окончательно разрушится, что, конечно, очень печально.

Горы зовут!

Дорога назад, до селения Безенги, не показалась такой уж волнительной, ну во-первых, мы спускались вниз, а во-вторых, я сидела не со стороны обрыва, а если не смотреть вниз, то и не так страшно.

Выехав на асфальтированную дорогу, мы покатили назад.

Вот по такой красивой дороге мы ехали, когда покинули Хуламо-Безенгийское ущелье.

Горы зовут!

И как я уже говорила, на таких экскурсиях можно обсудить с водителем дальнейший маршрут. Среди предложенных вариантов мы выбрали посещение еще одного замка — Шато Эркен, на этот раз современного, хоть и очень похожего на средневековый.

Замок Шато Эркен — не совсем обычная достопримечательность для здешних мест. Находится он в 20 км от Нальчика. Нужно на указателе съехать с федеральной трассы и буквально через 5–6 км будет этот самый замок.

Горы зовут!

Расположен замок среди искусственного озера. Каменный мост соединяет замок с сушей.

Горы зовут!

Построил замок не рыцарь, а предприниматель Эркенов, который высадил впервые в Кабардино-Балкарии виноградники и создал единственное в республике производство вина. А для того, чтобы вступить в какое-то там международное общество виноделов ему требовалось представительское помещение, где можно было устраивать дегустации вин. Вот так и появился этот замок. Но лет 10 назад предприниматель скропостижно умер. А вот наследники не смогли достойно продолжить его дело. Виноградники забросили, производство вина остановилилось, магазины, где продавалось вино, закрылись. Да и сам замок оказался практически брошенным. Если раньше там проводились дегустации вина, устраивались презентации, потом там был ресторан, то сейчас замок закрыт.

Правда, сейчас начались работы по восстановлению виноградников, но так как процесс этот небыстрый, то результаты пока еще не очевидны.

Но несмотря ни на что, место очень красивое. Да, это не старина, но место очень романтичное и атмосферное — гладь озера, величественный замок, отажающийся в воде, шикарные ивы, свешивающие свои ветви до самой воды, утки, лебеди, плавающие в пруду.

Горы зовут!

На берегу озера есть кафе, беседки, где можно посидеть и отдохнуть.

Людей здесь много, нельзя сказать, что толпы, но гуляющих вокруг озера достаточно. Как мы поняли, сюда приезжают главным образом местные, семьями, с детьми, устраивают пикники, просто отдыхают.

Надолго мы здесь не задержались. Обошли озеро по периметру, полюбовались замком с разных ракурсов, понаблюдали за утками и лебедями. Если будете проезжать мимо, обязательно загляните сюда. Этот замок обязательно надо увидеть.

Горы зовут!

Вот на такой романтичной ноте и закончилась наша короткая поездка, оставившая яркие впечатления и воспоминания на всю жизнь.