Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 0:18

Хило — США Январь 2023

Район Хило, на Большом острове, это место противоположное району Коно. Все время пока мы были на Западном Берегу в Коно, погода была ясная, как только переехали на восточный в Хило, пошел дождь. Это не явилось для нас неожиданностью, мы знали на что мы идем. Нам хотелось в цветущие джунгли, а джунгли побочный продукт тропических дождей.

Экзотика со всеми удобствами

Прямо рядом с Хило находится ботанический сад. Сад очень хороший и достаточно большой по площади. Он, конечно, не джунгли, но передает образ, причем в концентрированном и адаптированном для неподготовленного восприятия виде. Мы провели в ботаническом саду часа два, ушли не потому, что надоело, а потому, что дождь перешел в ливень.

Там нет тысяч видов всяких растений, как в очень научных ботанических садах, но то, что есть такое яркое и душистое, что ни в сказке сказать, ни пером описать, а если честно, не будучи специалистом, в детали лезть не пытаюсь, большие красные цветы меня вполне устраивают.

Экзотика со всеми удобствами

Из сада есть выход на берег океана, советую при случае воспользоваться. Берег в этом месте очень хорош. В прилив океанские волны подкатывают прямо к гавайским джунглям — это вершина экзотики.

Сумасшедшее количество осадков определяет структуру гидросети на восточной стороне Большого острова. Понятно, что она очень плотная. Еще она красивая. Здесь перепад высот четыре километра на двадцать, то есть склон крутой горы. Понятно, что много красивых каньонов и водопадов.

Экзотика со всеми удобствами

Мы посмотрели два основных водопада, если честно, самых доступных. Позабавили смешные правила. За осмотр природных достопримечательностей деньги брать нельзя, берут за парковку, или точнее за охрану машин, потому что специальной парковки с асфальтом и разметкой нет.

Для того чтобы было понятно какие услуги ты оплачиваешь, между машин ходит огромный детина с дубиной и изо всех сил демонстрирует как он тщательно и внимательно охраняет машины. Он, то забирается на дерево и из-под ладони осматривает окрестности в поисках опасности, то прячется в кустах подстерегая злоумышленников. Короче, деньги было не очень обидно отдавать.

Экзотика со всеми удобствами

Водопады хороши не только сами по себе, но и замечательным обрамлением из джунглей и скал. Знаете, всегда приятно, когда драгоценный камень не просто так в спичечной коробке валяется, а размещен в изящной оправе.

Удивительно, но гидросеть не ограничивается дневной поверхностью. Похоже большая часть воды стекает с гор в океан не по рекам и ручьям, а по неким высокопроницаемым породам внутри горного массива. Вполне допустимо, что часть водосброса происходит по лавовым трубам.

Это не заливы, это озера с абсолютно чистой и пресной водой

Практически везде, на границе моря и гор, из-под земли, бьют ключи с холодной водой. Вокруг каждого ключа образуется небольшое озеро, над озером пальма, под пальмой кресло… Хорошо то, как… Только полный кАзел, в таких условиях, может быть трудолюбивым.

У разноцветных девчонок свой остров

Мы прилетели на Гавайи из замученного многолетней засухой Техаса, изо всех сил мы старались радоваться за гавайцев, которым не надо экономить каждую каплю и поливать газоны вторичной водой. В Техасе, с прошлого года, вода ни по одной реке до Залива не дошла, а у гавайцев чистейший дождевой нектар миллионами тонн в океан выливается.

Экзотика со всеми удобствами

Хило второй по размерам город на Гавайских островах, но это совсем не значит, что он большой. Строительство высотных домов начинается и заканчивается в Гонолулу. Не небоскребами славна столица Большого острова. Хило один из немногих американских городов, которые могут сгореть за пять минут или развалиться на мелкие кусочки от любого паршивенького землетрясения.

Наличие аборигенов и примкнувших к ним белых бомжей ведет к увеличению риска пожаров. Люди удивились, когда в новостях показали, что сгорел гавайский поселок Лохайна, а я не удивился. Я там недалеко дом снимал. Было хорошо заметно, что городку жить осталось совсем недолго.

Экзотика со всеми удобствами

Целые районы брошенных домов, где живут бомжи, полное несоблюдение элементарных противопожарных норм. Демократия сильна, снести бульдозерами гадюшник, нельзя. Можно потребовать от населения гадюшника, соблюдения противопожарных норм, но это если очень хочешь, чтобы тебя послали.

За апартамент в Хило мы заплатили даже больше чем в Коно и многого от него ожидали. Действительность превзошла ожидания. На момент нашего приезда, прямо посередине комплекса, недалеко от изящного фонтана, стоял мужик местного разлива и орал. Он не пытался петь или как-то разнообразить свой крик, орал практически на одной ноте часа два. Ровно в одиннадцать приехали полицейские и забрали крикуна, видимо до одиннадцати он имеет право орать и уверенно этим правом пользуется.

Экзотика со всеми удобствами

Местные мужики выглядят не так, чтобы кому-то из приезжих захотелось к ним подойти и сказать: «Не ори». Хотя вполне возможно они добрые, просто не хочется экспериментировать. Меня много критикуют в сетях за выделение специфичных национальных особенностей, но я остаюсь при мнении, что разные народы обладают различными интеллектуальными и физическими возможностями и анализировать их интересно и важно.

Для иллюстрации физических возможностей гавайцев можно привести хороший пример. В профессиональной лиге самого физически агрессивного вида спорта — американского футбола выступает тринадцать гавайцев, и для сравнения ни одного индийца.

Теперь он Сталевар из Питсбурга. Фото из Интернета.

При этом гавайцев в Штатах проживает сто пятьдесят тысяч, а индийцев три миллиона, кушают индийцы лучше, чем гавайцы и безусловно ведут более здоровый образ жизни, просто не получается у них с футболом. У гавайцев хорошо получается с любым видом спорта, требующим непомерную силу, она у них есть.

Японцы готовят гавайца к схватке, я верю в его победу. Фото из Интернета

Возникает естественный вопрос, откуда они такие здоровые посреди океана взялись. Как ни странно, с Тайваня приплыли. Сравнение генетических особенностей аборигенов Тайваня и полинезийцев указывает на их общее происхождение. Современные исследователи предполагают, что люди, относящиеся к тайваньскому племени амис, являются прародителями народов заселивших тысячи океанических островов, от Хоккайдо до Новой Зеландии.

Пирога с балансирами очень эффективная лодка

Что интересно, в большинстве случаев, эти люди океана оказывались на новом острове не в результате какой-то бури. Они намерено путешествовали по океану в поисках новой земли. Об этом свидетельствуют домашние животные, завезенные на многие острова.

Одичавшая гавайская кошка

Свиньи, собаки и крысы сохранили свой тайваньский генотип, не смотря на смешение с европейскими собратьями. Маловероятно, что люди моря рыбачили со свиньями в пирогах и попав в шторм оказывались на новых островах. Скорее всего найдя новую землю, они переправляли туда поселенцев со всем скарбом.

Экзотика со всеми удобствами

Удивительно, но основатели величайшей морской державы живут сейчас на горе, не умеют делать лодки и даже просто плавать. Волна за волной на Тайвань накатывались колонизаторы и оттесняли коренное население с берега. Так было до японского господства, японцы были конкретнее и без затей перерезали большую часть аборигенов, некоторые племена были истреблены полностью. Сейчас на острове живет около трехсот тысяч коренных жителей, условия их обитания достаточно комфортные.

Перечитал, понял, что остался открытый вопрос, почему предполагается переселение людей с Тайваня на Гавайи, а не с Гавайев на Тайвань. Раскопки показывают, что поселения на Тайване на десять тысяч лет древнее чем на Гавайях. Кстати, Тайвань внешне и внутренне очень на Гавайи похож, такой же огромный вулкан в океане.

Экзотика со всеми удобствами

Цветущие джунгли на Большом острове прекрасны, лучше только берег моря. Согласно народной молве, лучшие пляжи находятся в западной части острова, у меня на этот счет особое мнение. Прямо в городе Хило находится местечко, которое называется Ричардсон Ошен Парк, вот оно, на мой непросвещенный взгляд, и является лучшим пляжем Большого острова.

Может быть это и не пляж вовсе, но на берегу коралловый песочек и волны особой нет, т. е. главные требования к понятию пляж соблюдены. Главное конечно не в этом, песочка и соленной воды у меня и в Техасе выше крыши. У меня нет кораллов, красивых рыбок и огромных черепах.

Экзотика со всеми удобствами

Подводной камеры для фотика у меня с собой не было, как честный турист я не буду вставлять сюда фотографии кораллов с Карибских островов, да и искать их, если честно лень. Вам придется поверить на слово, что кораллы были яркие, а рыбок было много и они тоже были яркие. Самое большое впечатление на меня произвели черепахи. Одна была такая большая, что я подумал, что она дохлая. Потом пришли добрые дети и стали ее спасать, она тихо матюгнулась и уплыла. Дети сделали вид что обрадовались.

У пляжика есть проблема, вода в бухте прилично холоднее, чем в отрытом океане, видимо впадает холодная подземная река, может как раз из-за этой опресненной, прохладной воды и образовался этот прекрасный коралловый сад. Так что пусть будет, не такая уж она и холодная, просто избаловался я.

Экзотика со всеми удобствами

Наверно, просто описания красот и интересностей недостаточно, нужно дать какие-то практические советы по пользованию Большим островом. У нас получилось, что жить на западной стороне острова удобнее, а смотреть восточную интереснее.

Если бы я поехал на Большой еще раз, я бы не стал переезжать в Хило. Я бы остался жить в Коно, но каждый вечер внимательно смотрел прогноз погоды на восточном берегу. Если на завтра в Хило предполагается дождь, серфи себе потихонечку в Коно, если погода хорошая, с утра пораньше по коням и Дранг нах Остен.

Экзотика со всеми удобствами

Что теряем? Езды чуть больше часа, ну червонец американских на бензин, не смертельно. За-то может повезет, и погода действительно будет хорошая, ну и жить на западном берегу намного комфортнее и безопаснее.

Хошь тебе ананасы, а хошь апельсины

В качестве краткого вывода могу сказать, что Хило одно из самых экзотичных среди легко достижимых мест. Здесь удобные дороги, хорошие рестораны и чистые парки, при это тебя окружает совершенно невероятная природа. Вот честно, если бы меня попросили такую природу придумать, я бы не сумел.