Турист Анна (Any_storm)
Анна
была вчера 11:01

Сочи, Красная Поляна — Россия Октябрь 2023

Однажды летом я лениво пролистывала фотографии в запрещенной сейчас сети, как вдруг глаз зацепился за чудесные виды. Горы, луга, прекрасные цветущие рододендроны, где же эта красота? Открыв геолокацию, я поняла, что это как-то подозрительно близко к Сочи. Начала разбираться и выяснила, что место это называется Бзерпинский карниз, а добраться до него и обратно можно за один световой день из Сочи. В октябре как раз планировалась поездка в эти края, я тут же решила, что обязательно нужно добавить поход на карниз в свою программу.

Сначала на глаза попадались только организованные туры с гидами. Но чем ближе была поездка и чем глубже я погружалась в исследование темы однодневных походов в горы в районе Сочи, тем тверже становилась уверенность в том, что справлюсь без гида.

Вот и наступил октябрь, я уже активно дышала морским сочинским воздухом и внимательно следила за прогнозом погоды на ближайшие дни. Нужно было выбрать наиболее ясный день без дождя для похода. Это было не самой простой задачей, погода в Сочи в октябре (а в прочем, как и в любой другой месяц), совсем как настроение капризной представительницы женского пола.

Выбор пал на 5 октября, в этот день прогноз показывал ни одного облачка во всем районе Сочи. Поэтому за день до похода на нашем маленьком совете, состоящем из моей мамы и еще одной нашей спутницы, было решено поехать на разведку в Красную поляну. В план нашей разведки входило посмотреть маршрут от жд станции до подъемника Газпрома, узнать, где оформить пропуск в заповедник (он обязательно нужен!) и взять в аренду треккинговые палки. Но мы же не могли просто так скататься в горы и вернуться назад? Конечно нет! В этот день мы еще прогулялись по экотропам «Папоротниковая» и «Времена года».

Кавказский заповедник: Бзерпинский карниз

Станцию подъемников Газпрома мы нашли быстро, она сразу напротив жд станции Розы Хутор. Заходим внутрь, понимаем, что тут подозрительно малолюдно и тихо. Тут же вижу магазин «Альпика сервис», вспоминаю, что именно здесь можно взять в аренду треккинговые палки и оформить пропуск в заповедник. Направляемся к нему, в магазине никого нет. Немного подождали, подошел молодой человек. Узнали, что пропуск можно оформить действительно здесь, но лучше это сделать самим на сайте. Палки для похода тоже можно взять, аренда 300 рублей день, плюс залог 5 тыс. руб. или паспорт. Так же сотрудник поведал нам о том, что канатная дорога А3 временно не работает. Вот почему тут так мало людей. Наш маршрут усложнается, утром придется тратить драгоценное время и добираться до дальней станции Газпрома.

Вечером вернувшись в санаторий (да, именно в санатории мы отдыхали) мы думали как бы сэкономить утром время. Вспомнили, что в санатории есть спортзал, в котором должны быть треккинговые палки. Пока я оформляла пропуски в заповедник и бегала печатать их на ресепшен, мама уже шла из спортивного зала с палками, которые выдали под честное слово.

Наступило утро, мы плотно позавтракали, собрали рюкзаки и отправились на ближайщую к нам жд станцию Известия. Поезд до Розы Хутор должен был прибыть на платформу в 8:59. Пока ждем поезд расскажу немного о том, что нужно взять с собой. Чек-лист для пешего похода есть на сайте Кавказского заповедника, при оформлении пропуска самостоятельно, вы точно с ним ознакомитесь. Хочу отметить, что не стоит пренебрегать рекомендациями взять солнцезащитный крем, головной убор, доджевик, шестяные носки, теплую одежду. Янедкс погода показывала на Пихтовой поляне +10, на Бзерпинском карнизе +6, я надела тонкий термо лонгслив юникло, толстовку с флисом и вертовку, все пригодилось! По ходу маршрута что-то надевала, что-то снимала. На ноги — лосины, удобные кроссовки, термоноски с шерстью.

Вот и подошла наша Ласточка, мы сели и в 9:39 оказались на жд вокзале Роза Хутор. Чтобы не тратить время и силы, вызвали такси и через 5 минут стояли на станции канатных дорог Газпрома Лаура. Внимание! Чтобы подняться на Бзерпинский карниз нужно покупать билет на Лауру, не на Альпику, даже если вы поднимаетесь на А3 со станции Альпики. Подойдя к кассе мы обнаружили, что билет, который еще вчера стоил 1700 руб, опустился в цене до 1100 руб. По этому билету все открытые на данный момент канатные дороги Лауры доступны для нас. Кроме нас на стации была только группа журналистов с большим количеством аппаратуры. Мы сели на канатную дорогу А1 и покатились вверх.

Кавказский заповедник: Бзерпинский карниз

Поднимались все выше и выше, где-то вдалеке виднеется старая Красная Поляна.

Уже подъезжаем к Приюту Псехако, увидели автомобильную дорогу и очень удивились. Я не могла предположить, что так высоко протянули дорогу. Но машин на ней нет, что показалось еще более удивительным. Неожиданное объяснение этому и еще нескольким удивительным фактам по ходу нашего путешествия ждали нас в конце нашего дня, а вас ждут в конце отзыва.

Кавказский заповедник: Бзерпинский карниз

Вышли из кабинки и пошли прогуляться, чтобы «привыкнуть к высоте» — сказала мама. Увидели большую территорию отеля Поляна 1389, которая обнесена моим любимым зеленым забором.

Я немного побурчала на тему целесообразности нахождания этого забора и оглянувшись увидела работающую кресельную канатную дорогу. Вот так удача! Мы посмотрели на время — 10:20. Подошли к дороге, кажется это была дорога В. Спросили у сотрудника сколько займет полный круг, ответил, что около 20 минут. Как такое можно пропустить, конечно мы поехали, причем были на ней одни, ни одного человека на встречу не проехало.

Кавказский заповедник: Бзерпинский карниз

В какой-то момент мы ехали достаточно низко и начали говорить о том, что будет, если телефон уронить вниз, кто доставать будет? И прямо в этот момент увидели опершегося на дерево мужчину, который стоял внизу вдоль линии канатки. А потом еще одного. Подумали, что граница с Абхазией рядом, видимо, бдят порядок.

Вернувшись к Приюту Псехако мы прошли к канатной дороге А2 и на ней поднялись к начальной точке пешеходного маршрута — Приют Пихтовый, который находится на высоте 1660 м. Видите треугольник из густого леса на фотографии? Вот на вершину этого треугольника нам предстоит забраться, а потом огибать гору по левой стороне. на часах — 11:05. Для начала спускаемся вниз по протоптанной дорожке. Упираемся в забор и от него поднимаемся влево вверх прямо в лес.

Кавказский заповедник: Бзерпинский карниз

Тут какое-то время спокойно идем по прямой, пока дорожка опять не поведет нас вверх по лесу.

Дорожка иногда раздваивается, но потом сходится снова, заблудиться достаточно сложно. Этот участок маршрута считается самым сложным, требудет неплохой физической подготовки.

Кавказский заповедник: Бзерпинский карниз

Осенний лес просто прекрасен, краски сказочные! Было бы так красиво летом?

Вот мы и добрались до Медвежьих ворот, это вершина того самого треугольника. Время — 12:05.

Кавказский заповедник: Бзерпинский карниз

Здесь есть место для отдыха — столы и лавочки. Можно перевести дыхание и перекусить, если успели проголодаться.

Кавказский заповедник: Бзерпинский карниз

Через 20 минут выдвинулись дальше. Можно пойти по хребту горы Табунная, но мы выбираем более простой маршрут и идем вдоль по ее склону. Вокруг открываются умопоморочительные виды, глаз трудно оторвать, а еще под ноги нужно смотреть!

Некоторые пишут, что дальше дорога значительно легче, чем предыдущая в лесу. Но у меня язык не поворачивается назвать эту дорожку легкой. Змейкой она ведет все вверх и вверх. А еще, условия открытого солнца усложняют ее, в лесу дышалось легче. Тут я уже вспоминаю хоббитов, которые несли кольцо и начинаю им сопереживать.

Кавказский заповедник: Бзерпинский карниз

Мы заходим за один из поворотов и тут взору открывается вид на гору, которая напоминает грудную клетку огромного дракона, который прилег отдохнуть, а на его ребрах вырасли сосны. Маловероятно фото предают те ощущения, которые я испытала в тот момент.

Через какое-то время стали виднеться домики на карнизе. В этот момент казалось, что осталось совсем немного.

Кавказский заповедник: Бзерпинский карниз

Но не тут то было, дорожка то поднималась змейкой вверх, то спускалась вниз и мы вместе с ней. А я не могла оторвать глаз от склонов, по которым рассыпаны деревья и кусты цвета охры.

На одном из поворотов обернулись назад, в тени виднеется дорога, которую мы уже преодолели.

Кавказский заповедник: Бзерпинский карниз

Оставалось совсем немного. 13:30 — вот и Бзерпинский карниз!

Получется, от Медвежьих ворот до карниза мы шли около часа. Но мне показалось, что целую вечность. Может быть, потому что виды постоянно менялись?

Кавказский заповедник: Бзерпинский карниз

Такие беседки оборудованы для отдыха путников. Ветер там и правда достаточно сильный, хорошо, что есть где от него укрыться. Нам сильно повезло с погодой и за весь наш поход ни разу не было дождя, но доджевики были в наших рюкзаках.

Мы заняли одну из беседок для обеда. Брали с собой хлеб, сыр, шоколад, вафли, сок. Постарайтесь взять в поход что-то питатальное и легкое. Воду можно взять из расчета в одну сторону. Для пути в обратную сторону, воду можно набрать в источнике, который находится на карнизе. И главное помните, никаких мусорок в горах нет. Все, что принес с собой — нужно унести или съесть.

Кавказский заповедник: Бзерпинский карниз

Пока сидели — замерзли. Пришлось одеваться, тут пригодились теплые запасные толстовки, которые были в рюкзаках. Если пройти по прямой вглубь карниза, то примерно за пол часа можно дойти до озера, но мы посмотрели на время — 14:30 и решили выдвигаться назад.

Дорога назад до Медвежьих ворот показалась быстрее.

Кавказский заповедник: Бзерпинский карниз

А вот и мои любимые ребра дракона снова.

Тень все больше накрывала дорожку и назад мы почти не шли по солнцу. Только на небольших участках оно щедро светило на нас.

Кавказский заповедник: Бзерпинский карниз

Идя после Медвежьих ворот по лесу вниз, я оценила все приемущества треккинговых палок, очень удобно опираться на них и потом ставить ногу. Намного меньше вероятность подскользнуться на листьсях или мелких камнях.

Когда мы окончательно спустились и вышли из леса — показался вдалеке подъемник. К нему снова взбираться на гору! В начале мы на таком энтузизме сбежали по этому склону, что и заметить не успели. И если во время восхождения на гору я не чувствовала ни кислородного голодания, ни каких-либо проблем с самочувствием, то только спустившись с нее, моя гипотония дала о себе знать. Появилось легкое головокружение и слабость, последний рывок до подъемника дался мне физически тяжело. Поэтому увидев на станции кафе — я быстро (на сколько могла) направилась к нему. Думала, что возьму кофе и сейчас точно полегчает. Окинув взглядом меню, приметила глинвейн на сладком вине. Это то, что мне нужно сейчас!

Кавказский заповедник: Бзерпинский карниз

В 16:50 мы сели в кабинку подъмника и покатились вниз. Спустившись, вызвали такси до жд станции Розы Хутор. Водитель такси начал ругаться на то, что навигатор сегодня совсем не работает. Мы поинтересовались почему, оказалось, Владимир Владимирович приехал на Валдай, а с ним множество гостей и 42-х стран мира. Теперь сложилась картинка, почему с нами журналисты поднимались, и почему дороги были такие пустые в горах, и почему по кустам охрана сидела под кресельными подъемниками.

В 17:51 мы сели на Ласточку. В 18:37 были на нашей станции, даже успели еще на ужин.

Что по итогу?

Нужно реально оценивать свои силы и готовиться к походу. Я была нашим проводником сама, но если вы плохо ориентируетесь на местности, то лучше нанять гида. Дорога сложная и требует выносливости, это не просто прогулка по прямой тропинке. Треккинговые палки обязательны! Они дают дополнительный упор и снимают нагрузку с коленей при подъеме по лесным ступеням. Маршрут доступен с середины июня, когда сходит последний снег в горах, и до начала октября. Мы ходили 5 октября, погода была удачная.

По ходу маршрута мы встречали и совсем юных туристов (6–7 лет) с маленькими рюкзачками и людей пенсионного возраста. Их было немного, но они были. Я смотрела на ребенка, который сложил свои маленькие треккинговые палочки и играл камушками, пока его родители отдыхали на привале, и думала о том, что из него однозначно вырастет хороший человек. В отличии от многих легкодоступных парков, в горах совсем нет мусора. Я долго размышляла об этом, и пришла к выводу, что люди более осознанные и по-настоящему ценящие природу ходят в такие места.

Раньше я думала, что самые красивые доступные места находятся на территории Европы, но прямо под носом хранились такие жемчужины. Путешествуйте, исследуйте мир и берегите природу.