Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 0:18

Хило — США Июль 2023

Все тропические острова разные, но как обычно в основу понятия заложены общие принципы. Некоторые из таких принципов важны для туристов, другие хоть и являются основополагающими не оказывают существенного влияния на жизнь отдыхающих. Один из важнейших законов, обязательным к запоминанию, является базовый принцип распределения осадков.

Закон в моей формулировке прозвучит следующим образом — Если на тропическом острове есть большая гора, то один из ее склонов будет сухим, а другой влажным.

Почему так? В любой точке экваториальной зоны есть преобладающее направление ветров. Океан испаряет огромное количество воды, насыщенный влагой теплый воздух поднимается вверх. На высоте порядка семисот метров температура становится достаточно низкой для начала конденсации, формируются тучи. Ветер гонит тучи, в случае, например Гавайев с востока на запад. Тучи идут на высоте 500–1000 метров и с разгона врезаются в какой ни будь Мауна Киа высотой в четыре тысячи и шириной километров двадцать, не объедешь, начинается проливной дождь.

Застряло, теперь пока не выльется солнца не будет

Если вас не очень волнует теория формирования дождевых осадков в тропиках, можно забыть то, что вы прочитали выше и оставить в памяти только один факт — дождь идет только с одной стороны горы, наветренной. Если вам хочется купаться спокойно езжайте на другую сторону там скорее всего будет солнышко. Если хочется полазать по джунглям, посмотреть водопады и всякую тропическую растительность, берите зонтик, надевайте ботики и вперед. Всегда чем-то приходится жертвовать, курицы живут там, где есть охотники.

Часто у людей, путешествующих по островам на круизных лайнерах, складывается совершено не оправданное мнение по поводу того или иного острова. Туристы собираются большими группами и начинают утверждать, что на острове «А» нет джунглей, а на остове «В» очень дождливо. Скорее все эти два острова подобны, разница определяется тем с какой стороны острова находится глубоководная бухта, в которой останавливаются круизные лайнеры.

Та же история с волнами, на геологически подобный островах волны приблизительно одинаковые, если острова друг друга не закрывают, что случается достаточно редко. Океан велик, по великому океану со скоростью до десятков км/час идет трех-пятиметровая зыбь, на пути этой волны, остров размером в пару километров, что он ей, так треснула в лоб, мимоходом и дальше пошла.

Если вам рассказывают, что на этом острове огромные волны, а на соседнем замечательные пляжи со спокойной водой, вы и к этому рассказу отнеситесь с подозрением. Скорее всего рассказчик не объехал острова по периметру. Кстати, волны на остров идут совершено не обязательно с наветренной стороны, плевали они на местный несерьезный ветер, у них на все свое мнение.

Большой остров на Гавайях иллюстрация, приведенных выше закономерностей, ну может на счет волн не в полной мере. Волны на соседнем Мауи существенно выше, чем на Большом. Мауи стоит на пути океанской зыби и принимает на себя первый удар самых больших волн.

У волны, которая веками бьется о северный берег Мауи даже есть свое имя — Челюсти. Зимой, где-то на Рождество, она достигает высоты десять метров, любой великий серфер считает за честь встретить Рождество в объятиях этой волны. Волны на северном берегу Большого значительно ниже, но метров пять, конечно, набирается.

С дождями на Большом все по плану. Климат на западном берегу острова сухой, солнечный. Любые деревья — продукт трудового энтузиазма людей, без системы орошения ничего не растет. Самый большой город западного побережья называется Кона. Чтобы не напрягаться с запоминанием длинных полинезийских слов, туристы называют Кона все населенные пункты западного побережья.

На восточном побережье правильные названия тоже трудны, поэтому все называют Хило, до предела расширив территорию местного административного центра. Хило одно из самых дождливых мест в мире. Что хорошо дождь идет не всегда, просто очень сильно, когда дождя нет тропическое солнце из-за всех сил старается наверстать упущенное. Практически все восточное побережье покрыто непроходимыми джунглями. Здесь в отличии от западного побережья много рек. Реки быстрые, узкие, с водопадами.

Хило – второй по размерам населенный пункт Гавайских островов

В этом рассказе давайте подробнее остановимся на западном побережье, тем более что большинство туристов о существовании восточного побережья даже не подозревают. На западном побережье находится основной международный аэропорт. Считается, что он, как и все остальное, находится в городе Кона. Большинство туристов, не заезжая в город, едут в туристические поселки, расположенные южнее аэропорта вдоль западного побережья. Это обычная Америка, чистая ухоженная и удобная.

Не пытаясь искать от добра, мы тоже так поступили. Ездили с сыном и его невестой, сняли апартаменты с двумя спальнями. Цена не критическая, я вообще плохо понимаю систему ценообразования на курортах. Если кто ни будь мне расскажет почему аренда машины на Аляске стоит в три-четыре раза дороже чем на Гавайях, я буду очень благодарен, а пока воспринимаю как факт. На Гавайях все кроме еды было по вполне разумной цене. С едой решение тоже нашлось, в центре Кона есть мелкооптовый магазин Костко, такой же как по всей Америке и цены там такие же как в нормальной Америке. Не то что бы мы совсем отказались от закатного коктейля на берегу, просто не использовали его как основной вид питания.

На западном побережье останавливаются люди, которые хотят купаться в океане, мы хотели. Ближайший пляж находился метрах в ста от дома и был неплохим, но не идеальным. На нем были небольшие, но волны и песок был, но грубоватый. Мы решили по совету Андрея (Огромное спасибо!), поехать на Хапуна Бич, минут десять езды от нашего кондо, там было намного лучше.

Закон выпадения осадков

Дети у нас чемпионы всего по плаванью, поэтому они сразу растворились в туманной дали. Я технически не понимаю, как можно так быстро плавать и очень горожусь, что это я Димку научил. Без детей нам с Иришей стало одиноко, мы надели белые одежды и пошли гулять.

Растения на Гавайях удивительно разноцветны

Очень порадовало, что вдоль всего берега идет тропинка. Еще здорово, что на Гавайях совершенно не жарко, солнце светит во всю, а температура ниже тридцати, для техасцев это огромный подарок. Прошли уверено больше пяти километров, тропинка не кончилась, хотя на мэпс, она обрывается раньше. Несколько раз она удалялась от берега метров на пятьдесят, обходя особо олигархичные дома (есть понятие исторического права), но потом, осмелев опять возвращалась прямо к кромке воды.

Через каждые пару километров были бухты с пляжиками, на которых стояли гостиницы. Гостиницы не имеют права препятствовать гражданам выходить на берег и купаться в океане там, где гражданам заблагорассудится. В общей постановке пол пляжа было занято зонтиками и лежаками в цветах гостиницы, вторая половина оставалась свободной, но по всей видимости гостиничные служащие за ней тоже как-то ухаживают, ни мусора, ни травы нет. В зоне частной застройки, через каждые пятьдесят-сто метров стоит указатель — «Проход к Берегу».

Закон выпадения осадков

По мере продвижения на север, вдоль западного побережья, пляжи улучшаются. Когда мы дошли до пляжа гостиницы Мауна Киа, мы поняли, что нашли то, что искали. Место для купания было практически идеальное. Купаться мы не стали, потому что Ириша решила, что дети волнуются — куда мы исчезли и вернулись на Хапуна бич. Дети там вообще не волновались, ни капли.

На следующий день решили ехать сразу на Пляж Мауна Киа. Когда мы первый раз пришли пешком на этот пляж, нас удивила малолюдность в таком славном месте. Подъехав на машине, мы поняли причину, дорога была перекрыта шлагбаумом. Ребенок в университете долго учил Закон и поэтому он сигналил пока не подошел служащий, дальше последовала очень содержательная беседа:

— Вы здесь в гостинице живете?

— Нет мы едем на пляж.

— Там все места для парковок заняты.

— А мы там постоим и подождем пока место освободится.

Дальше у служащего оставался выбор пропустить нас или нарушить Закон, а оно ему нужно, пропустил конечно. Про парковку он нагло врал мест было полно. В каждый наш следующий приезд процедура повторялась, но заканчивалась в нашу пользу.

Авокадо вам!

Помимо купания на Западном побережье есть дополнительный, ограниченный набор развлечений. Можно выпить, чем все в основном и занимаются. Можно понырять в коралловых садах. Честно сказать, для ныряния я знаю места получше, но поездка на нырятельном катамаране вдоль берега, сама по себе очень интересна и познавательна, так что не пожалели. Главное нас подвезли прямо к памятнику герою моего детства — Капитану Куку. Именно здесь его съели добрые аборигены. Кроме шуток, мне было важно здесь побывать и поклониться величайшему из Водителей Фрегатов, я возложил на памятник, полевой цветок. Понравилось, что земля, на которой стоит монумент передана во владение Британии. Это правильно Великий Капитан заслужил того, чтобы покоиться на Родине.

Маленький кусочек Британии

Еще можно поехать в сам город Кона, а можно и не ездить. Город Кона культурный центр районного значения. В нем есть скромный дворец последнего гавайского короля, несколько церквей и много ресторанов. В церквях свободных мест полно, а в ресторанах все занято.

Закон выпадения осадков

Думаю, что, если вам не нужно срочно помолиться, ездить в Кона не обязательно. Вывод, который мы сделали для себя, по Западному берегу, однозначен — это отличное баклажное место.

Интересно получилось, как воронка

Если использовать его по назначению можно получить большое удовольствие, пытаться выжать из него больше, чем это, не имеет смысла, да и зачем ведь у Большого острова есть еще три берега и там можно развлекаться совершено по-другому. Я об этом напишу в следующем рассказе.