Турист Сергей Махинин (SVM)
Сергей Махинин
был вчера 6:17

Прогулка по Череповцу

Череповец — Россия Август 2023

Есть чудный город на Шексне,

Череповцом зовётся,

Зимой и летом наравне,

Здесь хорошо живётся.

Наверное трудно назвать Череповец туристическим городом притягивающий тысячи туристов, тем не менее, будучи в тех краях(запад Вологодской области) я не преминул возможностью прогуляться по городу металлургов. В Череповце я провел чуть менее одного дня, конечно, прежде всего меня интересовала историческая составляющая города. Дореволюционная застройка в городе присутствует, не сказать, чтобы много-но есть.

Учёные, краеведы до сих пор спорят о происхождении названия города. Древнейший топоним Череповесь первоначально служил обозначением целой округи с прилегающими к нему землями с поселениями. У одной только части в названии поселения «весь» несколько значений: вода с финского, деревня со старорусского, а также еще существовала народность «весь».В общем вариантов словосочетаний у названия города множество, хватит разбираться краеведам не один век.

Начнем нашу прогулку по Череповцу, с места, с которого начинают знакомство с городом многие гости города. А именно с железнодорожного вокзала, кстати здесь же находится и автовокзал. Вокзал был введен в эксплуатацию в 1905 году при строительстве железной дороги Санкт-Петербург-Вологда. Интересно, внешний облик современного городского вокзала относит нас в самое начало 20-го века, но примерно половина здания была пристроена уже в нашем веке в той же стилистике

Справа на фото историческая часть вокзала возведенная в 1905 году,слева современная трехэтажная и одноэтажная пристройка 2004-08 годов,органично вписавшись в архитектурную концепцию неорусского стиля.

Напротив вокзала расположился Привокзальный сквер, больше напоминающий небольшой парк. Свою историю общественное пространство ведёт с начала 20-го века, когда была построена железнодорожная станция и власти вознамерились обустроить околовокзальную территорию. Главной достопримечательностью сквера является памятник Медицинской сестре времён Великой Отечественной войны

От Привокзального сквера отправимся по улице М.Горького в сторону исторического центра. К примеру от вокзала до Воскресенского собора, который является что ни на есть сердцем города, чуть более 2,5 километров пути. Перед революцией ул. Горького именовалась Милютинская и была самой окраиной города, теперь же это самый центр города. Примерно в километре от вокзала по пути нам встретится парк им. Ленинского комсомола. Строительство Комсомольского парка стартовало в 1958 году на месте старого Покровского кладбища, где хоронили дворян, купцов и многих других именитых горожан. Через три года на месте бывшего пустыря трудами многих череповчан и возникло современное место отдыха и прогулок

Во время строительства Комсомольского парка появился и до сих пор действующий фонтан.

Западнее Комсомольского парка располагается площадь Металлургов, которая была образована и построена к 1952 году. Сейчас трудно представить, что до площади на этом месте было болото с речкой вытекающей из нее. Но болото убрали и вместо комаров здесь появились демонстрации, митинги и прочие городские мероприятия. Здесь же на площади обустроен сквер-сквер Металлургов, где размещается памятник Металлургам «Преемственность поколений»,ставший определенным символом города

Памятник был открыт в 2006 году в год 50-летия череповецкого металлургического комбината.По задумке скульптора памятник несет идею преемственности металлургических профессий и смелого взгляда в будущее.

К северу от площади Металлургов располагается еще один сквер-сквер им. В.Верещагина с одноименным памятником уроженца Череповца. Бюст русскому художнику-баталисту был установлен в 1957 году

Символические изображения,размещенные внизу постамента,говорят о том,что Верещагин-военный художник:палитра в которую вставлены кисти,обрамлена лавровым венком и по бокам кисти знамен.

Напротив главного входа в Комсомольский парк со стороны ул. М.Горького находится солидная постройка в стиле сталинского ампира-бывший кинотеатр «Комсомолец»,а ныне Дом кино и музыки. Здание было построено в 1957 году по проекту арх. И.Жолтовского, кстати, по этому же проекту были построены и ряд московских кинотеатров. В своё время это здание активно помогали строить местные комсомольцы, поэтому и название будущего кинотеатра было предопределено

Перейдем на параллельный, улице М.Горького, проспект Луначарского и отправимся по нему далее в сторону истока города. На проспекте уже можно встретить ряд зданий из дореволюционного Череповца, кстати, до революции проспект назывался Александровским в честь императора Александра Второго.

На пересечении проспекта Луначарского и улицы К.Маркса(бывшей Садовой) находится здание первого череповецкого музея, построенного в 1898 году. Сейчас здесь также располагается музей-Детский. В его экспозиции находятся, пожалуй, самые главные атрибуты детства-игрушки

Ещё одна экспозиция Детского музея:Загадки музейного бельэтажа,посвящена творчеству художницы-иллюстратору Елизаветы Бем.

Рядом с Детским музеем находится ещё одно музейное здание, это Историко-краеведческий музей. Здание было специально построено для музея в 1928 году. Как и сто лет назад здесь можно увидеть широкую картину истории города: освоение и развитие череповецкого края, буквально, от мезолита до современности

В пяти залах музея представлены редкие и подчас уникальные экспонаты:вооружение ордынского воина,офицерские мундиры и оружие 17-20-веков,деревянный велосипед 19-го века,кожанка комиссара 1918 года..

Идем дальше, на пересечении проспекта и ул. Ленина располагается бывшее здание первого высшего начального училища, построенное в самом конце 19-го века. За долгие годы в здании сменились различные учреждения. Здесь была и детская больница, детский сад, ГОРОНО, ЗАГС, а сейчас располагается Третейский суд

В 1909 году при первом начальном училище была учреждена стипендия имени действительного статского советника И.Милютина.Стипендиаты,согласно уставу,избирались из числа беднейших учеников или из тех из них,кто отличался хорошим поведением или успехами в науках.

Рядом с бывшим начальным училищем находится ещё одно сооружение из имперской России-самое высокая постройка города до первой трети 20-го века-водонапорная башня, построенная в стиле псевдоготики и неоренессанса. Водопровод вместе с башней в Череповце появился в 1915 году и до середины 1950-х годов использовалась в городской системе водоснабжения. Сейчас в отреставрированном здании располагается информационно-выставочный центр «Источник жизни»,раскрывающий историю и тайны городского водоканала

Водонапорная башня с ёмкостью бака 10000 вёдер была сооружена петербургской фирмой Братьев Бромлей.Именно отсюда вода подавалась в городские колонки и квартиры по первым городским водопроводным сетям,общая длина которых составляла на то время 3,6 км.

На пересечении пр. Луначарского и ул. Коммунистов располагается ещё одно учебное заведение из дореволюционной России-бывшее реальное училище, ныне один из корпусов ЧГУ.В былые времена на этом проспекте находилось до половины всех учебных заведений города. А конкретно, реальное училище появилось здесь в 1873 году в собственном двухэтажном здании. Это было первое образовательное среднее учебное заведение для мальчиков, инициатором основания которого был городской голова, он же и почетный попечитель училища И. А. Милютин, кстати, об этом человеке мы ещё услышим далее неоднократно

Потихоньку по проспекту Луначарского мы спустились к главному, а по совместитльству, и самому старому городскому парку «Соляной сад».Этот городской сад появился в Череповце в 1894 году по инициативе головы города И. А. Милютина. Тогда градоначальник отрезал часть земли от усадьбы своей дочери, еще один участок выкупил у местных купцов, поручив разбить на этих территориях общественный сад. Сначала его так и прозвали Милютинский, но в народе больше прижилось Соляной сад, так как на этом месте ранее стояли соляные склады. Уже в 1930-е годы к старой части парка-сада присоединилась новая, увеличив таким образом территорию парка более, чем вдвое. В советские годы Сад был переименован в парк культуры и отдыха с соответствующими атрибутами подобного отдыха. Буквально пару лет назад парк был обновлен, теперь это благоустроенное, уютное место отдыха горожан и гостей города с аттракционами, библиотекой, беседками для шахмат, арт-объектами и прочими парковыми интересностями.

Во время моего визита в парке проходил какой-то масштабный детско-юношеский праздник, поэтому по-хорошему осмотреть и сфотографировать этот прекрасный уголок Череповца толком не удалось

До революции старая часть парка стала своеобразным центром досуга горожан с театром,синематографом.Здесь играл духовой оркестр,читались лекции,устраивались выставки местных кустарных промыслов,проводились курсы кухневодства и огородничества.

От «Соляного сада» уже рукой подать до самого что ни есть исторического ядра Череповца-парка Соборная горка с его Воскресенским собором. Туда мы пойдем чуть позже, а пока заглянем на улицу Труда(до революции Петровская), проходящую рядом с парком, там посмотрим классическое, краснокирпичное дореволюционное здание бывшей почтовой станции и телеграфа. Изначально здание было построено для мещанки О.Лобачевой в 1881 году, позже туда переехали почтовые службы, работавшие там вплоть до революции. Сейчас в свежеотреставрированном здании располагается арт-пространство «Петров Ям»

Соборная горка, находящаяся аккурат напротив слияния рек Ягорбы и Шексны-сердце города, именно отсюда монастырский храм и слобода, появившаяся вокруг него со временем и стали началом города в 1777 году. Воскресенский собор возвышающийся на Соборной горке является единственным дошедшим до нас сооружением древнего Череповецкого Воскресенского монастыря, который был основан, примерно в 1360-е годы учениками Сергия Радонежского-преподобными Афанасием и Феодосием Череповецкими. Монастырь был упразднен в 1764 году, но исчезнув, обитель, через десяток лет по сути дала начало новому городу-Череповцу.

Воскресенский собор заложили в 1721 году, правда, строительство продолжалось по разным причинам 35 лет, и в январе 1756 года храм был освящен. После учреждения Череповца городом, собор превращается в центр жизни уже не монастыря, а небольшого провинциального города. В 1851 году храм был расписан местными художниками и украшен фресками. Через пять лет в соборе прошла масштабная реконструкция, а в 1884 году с западной стороны был пристроен придел в честь прп. Филиппа Ирапского. В 1923 году церковь Воскресения Христова была захвачена обновленцами, а десятью годами позже и вовсе закрыта. Правда, уже в 1946 году было получено разрешение на открытие храма и с тех пор он более не закрывался. В 1988 году были восстановлены башенки и утраченная ограда

Престолы собора:главный-Воскресения Христова;северный-Усекновения главы Иоанна Предтечи;южный-апостола Иоанна Богослова и Филиппа Ирапского-придел в западной пристройке.

Парк Соборная горка эффектно прорезается булыжной мостовой ведущей от площади Революции(бывш. Соборной) к набережной реки Шексна. Когда-то на этой мостовой возвышалась красивая, триумфальная арка с надписью:«Господь сохранит вхождение твоё».То есть каждый приезжающий в Череповец с «воды» получал благословение Божие на своё посещение

Сейчас парадной арки уже давно нет, зато появился, рядом с этим местом, памятник преподобным Феодосию и Афанасию Череповецким-основателям Воскресенского монастыря. Памятник был установлен в 1992 году, когда праздновалось 630-летие основания обители. Интересно, иконописные изображения обоих святых похожи, но скульптор А.Архипов изобразил прп. Афанасия старцем-иноком, а прп. Феодосия-купцом. Тем самым отдав дань уважения местным преданиям, согласно которым Феодосий первоначально был московским купцом

Чуть повыше памятника основателям монастыря, располагается Дом-музей И. А. Милютина.

Пожалуй, надо сказать несколько слов об этом незаурядном человеке-самой яркой исторической фигуры Череповца. Иван Андреевич городской голова, действительный статский советник, купец, судопромышленник, политический деятель, меценат, почетный гражданин города. Милютин оставил большой след в истории города, городским головой, которого он пробыл 46 лет (с 1861 по 1907 год).Сейчас в Череповце его именем названа площадь, улица, а также ему поставлен памятник и бюст.

В начале 2000-х годов было принято решение о восстановлении дома-усадьбы человека, так много сделавшего для города, и организации в нем музея. К сожалению оригинальный дом был практически утерян, так что здание пришлось заново воссоздавать по крупицам по чертежам той эпохи. Подлинных вещей, принадлежавших самому А. И. Милютину, в собрании музея практически нет. Но вся обстановка максимально приближена к той, которая окружала Ивана Андреевича и его семью

В доме два этажа:каменный и деревянный.На первом находятся кабинет-приемная,мужская гостиная,парадный зал,женская гостиная,столовая-буфетная,будуар и мемориальная комната И.А.Милютина..

От Воскресенского собора в северном направлении уходит Советский проспект, до революции именовавшийся Воскресенским. Проспект является своеобразной визитной карточкой, главной исторической улицей Череповца. Здесь сосредоточено чуть ли не 90 процентов всей дореволюционной городской сохранившейся застройки, причём застройка эта цельная. Общая длина Советского проспекта составляет около двух километров, а историческо-туристическая часть около одного

Буквально в этом году прошла реконструкция Советского проспекта,превратив и без того интересную улицу в поистине классное общественное пространство.

Посмотрим поподробнее здания с Советского-Воскресенского проспекта.

На пересечении проспекта и улицы К.Либкнехта(Сергиевской) находится бывший дом купеческой вдовы А.Мостофиной, построенный в 1870 году в стиле позднего классицизма. В 1911 году в здании было открыто «Отделение Государственного банка»

Один из совладельцев дома-Ф.М.Мостофин занимал должность гласного городской думы.Средствами от своей коммерческой деятельности Ф.М. поддерживает Мариинскую женскую гимназию,реальное училище и другие учебные заведения города,а также дом трудолюбия,открытый им в 1896 году.

Следом за домом семьи Мостофиных по этой же стороне улицы расположились еще ряд интересных зданий

Дом купца А.И.Афанасьева,построенный в 1877 году.Александр Иванович потомственный Почётный гражданин Череповца,председатель городской думы,председатель правления-Общества взаимного кредита,попечитель торговой школы,на устройство которой он пожертвовал 2000 руб.

На противоположной стороне проспекта по адресу Советский пр.19,располагается Музей археологии в бывшем доме купца В. Высоцкого 1860 года постройки. Здесь в своё время была известная лавка колониальных товаров, а ещё чуть раньше гостиница «Россия» с трактиром

В музее археологии представлены экспонаты со времён каменного,а также железного века и вплоть до раннего средневековья.До музея в здании на протяжении своей долгой истории располагались военкомат,техникум,детский ДК и вот уже несколько лет музей.

Идем дальше, на пересечении Советского проспекта и улицы Коммунистов(бывш. Казначейской) сохранилась старинная часовня во имя св. Филиппа Ирапского, построенная в 1857 году в русском стиле на средства одноименной пустыни. В конце 1990-х годов часовня была реставрирована, после чего ей вернули первоначальный облик, в частности восстановили шатер с изящной маковкой. А с начала нынешнего века здесь почивают мощи святого Филиппа Ирапского, жившего в 16-м веке. К часовне примыкает бывшее здание монастырского подворья, построенное в тот же год, что и часовня. В свою очередь, к зданию подворья примыкает дом мещанина С. А. Демидова-гласного городской думы, построенный в традициях неоренессанса в 1877 году. В свое время в доме Демидова на первом этаже располагался магазин готового платья, а на втором-уездная земская управа

В доме Демидова провела детство горничная императрицы Александры Федоровны-Анна Степановна Демидова,добровольно разделив судьбу царской семьи и претерпев мученическую кончину в июле 1918 года.В 1981 году А.Демидова была причислена к лику святых РПЦ за границей.

Напротив часовни Ф.Ирапского расположился дом купца А.Судаков, а за ним ещё пара зданий из былых эпох

Дом А.С.Судакова,возведенный в 1847 году в стиле позднего классицизма.В здании в своё время работал магазин колониальных товаров,где продавали чай,кофе,прянности и тд.Афанасий Степанович охотно делился доходами от своей торговой и промышленной деятельности:поддерживал Мариинскую женскую гимназию и торговую школу,являясь их попечителем.Кроме того,он являлся гласным городской думы и уездного земского собрания.

На пересечении современного Советского проспекта и улицы Ленина(бывш. Крестовской) ранее располагалась, довольно таки, крупная Торговая площадь, имевшую восьмиугольную конфигурацию, на которой проходили всё городские ярмарки.

Заполненная торгующе-покупающим людом, в дни ярмарок она переставала быть площадью. Проехать было невозможно, а пройти с трудом. Все пространство заполнялось телегами, крытыми брезентовыми навесами, товарами, выставленными прямо на мостовую. Но, постепенно уютная площадь в начале 20-го века превратилась в обычный перекрёсток. Сначала здесь появились одноэтажные каменные торговые ряды, а потом появились еще три массивных здания. Их и посмотрим.

А начнем со здания по нечетной стороне проспекта, где раньше заседала Городская Дума и Управа, был общественный банк, библиотека и читальня. Это краснокирпичное здание в так называемом «новоримском» стиле было построено в 1912–13 годах. На первом этаже располагались полтора десятка магазинов, здесь торговали кофе, чаем, мехами, посудой, краской, зеркалами, мебелью, самоварами и многим чем еще интересным. Вот уже больше столетия здесь размещается концертный, ныне Филармонистический зал городской Филармонии. После революции здание успело побывать Дворцом труда, а с 1940 года-полвека-городским Домом Культуры. Помимо Филармонии в здании находятся два небольших музея: Аптеки и поэта Александра Башлачева

В июне 1912 года во время торжественной закладки здания в фундамент заложили 4 кирпича в форме креста и под них несколько серебряных монет на счастье.

Здание городской Филармонии своей тыльной стороной выходит на небольшую площадь-площадь Милютина-все что осталось ныне от солидной по размерам Торговой площади. После революции площадь получила название им. 25 октября и носила это имя вплоть до 2004 года, пока не стала Милютинской, а через год здесь был установлен памятник Ивану Андреевичу. Об этом человеке я уже упоминал, но видимо придется еще-уж больно большой след оставил этот незаурядный человек. Не имея образования, Милютин открывает в городе 13 учебных заведений, по его инициативе создавались страховые общества и банки, были открыты общественная библиотека, музей, богадельня. Появились телефонная связь и уличное освещение. Венцом деятельности Ивана Андреевича стала прокладка Северной железной дороги Вятка-Петербург именно через Череповец. Милютин первый пустил пароходы по Мариинской водной системе(соединяющей Волгу и Балтику): на построенном им доке были изготовлены три морских грузовых брига дальнего следования.

Позади памятника И. А. Милютина располагается, кстати, его детище-бывшая Мариинская женская гимназия в здании 1870-х годов постройки. Следует отметить, что в России это было одно из первых женских учебных заведений, открытых в уездных городах. В 1904 году в помещении гимназии была освящена церковь во имя апостола Иоанна Богослова. В советское время в здании была школа, потом его передали пединституту, политехническому институту, пока совсем не забросили. В 2004 году в отреставрированном здании прошло открытие Дворца бракосочетания, а помещение домовой церкви было преобразовано в большой зал торжественной регистрации браков

Прямо напротив бывшей Мариинской женской гимназии «присела» передохнуть Гимназистка. Арт-объкт не имеет конкретного прототипа-это собирательный образ, созданный на основе фотографий воспитанниц гимназии

Арт-объект был установлен в 2020 году и был изготовлен из стеклопластика,тонированного под бронзу.

Возвращаемся на пересечение Советского проспекта и улицы Ленина, где напротив друг другу находятся четыре красавца-здания в кирпичном стиле. Одно здание-Филармонию мы уже посмотрели, теперь черед, находящегося напротив-художественного музея.

Здание строилось в 1906–09 годах как корпус торговых рядов: на первом этаже разместились магазины, второй был отдан Государственной сберегательной кассе и уездному казначейству, основанному в Череповце в 1837 году. После революции первый этаж остался за торговлей, а второй заняли различные районные организации. Сейчас в здании располагается научная библиотека и художественный музей, работающий здесь с начала 1990-х годов. В музее можно насладиться подлинными работами известных русских художников в экспозиции «Русское искусство конца 18-го-начала 20-го столетия

Живопись художников К.Маковского,И.Шишкина,В.Кандинского,Б.Кустодиева,И.Репина и других гармонично дополняют изделия из стекла,фарфора.Также здесь можно увидеть предметы из знаменитой коллекции бронзы С.Абамелек-Лазарева.Интересна и коллекция механических музыкальных инструментов.

Со стороны двора здания музея располагается уютный, милый Музейный дворик-точка притяжения творческого сообщества города. На территории современного арт-пространства оборудовано несколько зон, в том числе сцена и летний кинотеатр, площадка для пленэров и уличных выставок, детский уголок

В музейном дворике проходят выставки,проводятся встречи с художниками,небольшие концерты,лекции и другие мероприятия.

Самое, пожалуй, красивое здание этого перекрестка-здание бывших Новых торговых рядов и Народного театра. Строилось в трудное для страны время-в годы Первой мировой войны и революции(1914–17 гг.), оттого и осталось здание частично не доделано: не успели построить второе крыло(его, правда, возвели уже в наше время при реконструкции, что сделало фасад дома симметричным).После революции Народный театр был преобразован в Губернский показательный театр, который под разными названиями действовал до 1949 года. Затем в здании располагался Дворец культуры металлургов, ну, а сейчас здесь с 1990-х годов базируется Череповецкий Камерный театр

Здание было построено в неоклассическом стиле.Для строительства городские власти взяли заём у известных горожан,в том числе и купцов.По проекту на первом этаже должны были разместиться 14 лавок,а на втором помещения театра.

Посмотрим еще ряд зданий с бывшей Торговой площади

Дом купца П.И.Сухарева.Здание начали строить в 1897 году как одноэтажный магазин,а закончили двухэтажным,с выходом на Воскресенский(Советский) проспект.В свое время первый этаж здания снимала торговая фирма-Братьев Тихоновых,а второй земская управа с библиотекой.

К большому, горькому моему сожалению прогуляться дальше по Советскому проспекту было не суждено. Половина исторической части проспекта, как раз от перекрестка с ул. Ленина была на реконструкции, за плотным забором. И три квартала дореволюционной застройки оказались недоступны для осмотра.

Как раз на этой недоступной части проспекта находится интересный арт-обьект «Купец».Скульптурная композиция состоит из фигуры купца-собирательного образа, символизирующего прежде всего купца-благотворителя, и раскрытой книги. В книге начертаны семь принципов ведения дел в Российской империи, ставших своеобразным Кодексом чести предпринимателей. Принципы были утверждены в 1912 году Российским союзом промышленников и предпринимателей. Среди них-«Будь честен и правдив»,«Уважай право частной собственности»,«Люби и Уважай человека»,«Будь верен своему слову»,а также:«Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны»

На пересечении двух проспектов: Советского и Победы историческая застройка заканчивается и начинаются суровые многоэтажки. До революции здесь была Благовещенская площадь с двумя храмами, а теперь небольшой Красноармейский сквер

Теперь, немного, об улице Ленина, идущей перпендикулярно Советскому проспекту. До революции именовалась-Крестовская. В самом центре города она образовывала перекрёсток с Воскресенским проспектом, называемым в народе «крест»-отсюда и название. Улица, сейчас не может похвастать обилием дореволюционных зданий, но кое-что есть

Солидный,белокаменный дом с балконом 1857 года постройки.Здесь располагался,в своё время,Окружной суд.Некоторое время был занят Реальным училищем.

Заглянем ненадолго на улицу Коммунистов(бывш. Казначейскую), идущую перпендикулярно Советскому проспекту-здесь в квартале от проспекта располагается интересное историческое здание бывших присутственных мест. Деревянное здание с пожарной каланчой на крыше было построено в 1869 году. В нём, кроме полицейского управления, городской управы, общественного городского банка заседала также и городская дума. В этом здании вплоть до 1907 года управлял делами и сам городской голова-И. А. Милютин, портрет которого, впоследствии, стал украшать зал думы. К сожалению пожар и время не пощадили этот памятник архитектуры, но буквально, недавно здание было реконструировано, а фактически отстроено заново

На крыше дома была установлена внушительных размеров граненая каланча,называемая-Недреманным оком города.На ней висел колокол и круглые сутки тут же дежурил бравый каланчовый с бдительным прищуром надзирающий за окрестностями.В советские годы в здании располагался исполком,затем общежитие для студентов и преподавателей пединститута.

В 1782 году был составлен и утвержден план городской застройки города. Проект состоял из обычной для того времени сетки улиц, которых было 24,перпендикулярных друг другу. С некоторыми изменениями эта схема изначального Череповца дошла до наших дней. И заключительной улицей исторического центра, по которой мы пробежимся-будет ул. Социалистическая, до революции Благовещенская, проходящая параллельно Советскому проспекту.

На пересечении Социалистической и Ленина находится красивое краснокирпичное здание с гармоничным неоренессансным декором, выстроенное в 1902 году. До революции здесь располагалось женское профессианальное училище, основанное еще в 1887 году. Интересно, в те времена Череповец величали «Северным Оксфордом» и «Северными Афинами» за обилие учебных заведений на душу населения. Вот уже несколько лет в здании располагается частный музей «Благовещенская старина»,известный больше под неформальным названием «Музей самоваров

На улице Социалистической находится ещё один занимательный музей-мемориальный дом-музей Верещагиных, который хранит память о семье, подарившей миру двух выдающихся людей-Николая Верещагина, основателя молочной промышленности в Россиии, и Василия Верещагина-знаменитого художника. Экспозиции музея находятся в двух зданиях: в каменном доме Никоновой и непосредственно в здании, где родился в 1842 году и провёл детство будущий художник, путешественник и литератор В. В. Верещагин

Обстановка мемориального дома бережно воссоздана по воспоминаниям Василия Верещагина в его автобиографической книге.Здесь посетителей увлекут рассказом о хозяевах дома и их судьбах,покажут подлинные работы В.Верещагина,расскажут о деле жизни брата Николая и предложат попробовать настоящее вологодское масло,кстати,им и изобретённое.В советские годы в доме размещались коммунальные квартиры,а музею здание было передано в 1984 году.

Музеем семьи Верещагиных, пожалуй, закончим прогулку по исторической части города и отправимся гулять и дышать свежим речным воздухом на городские набережные. По Череповцу протекают две, довольно, солидные реки: Шексна и впадающая в нее, прямо в центре города, Ягорба. На сегодня прогулочная зона вдоль городских рек составляет около трёх километров-это целый ряд идущих одна за одной набережных: Курсантская, Университетская, Нины Соколовой, Соборная и Александровская. А начнем нашу прогулку от Ягорбского моста, по которому проходит проспект Победы, вниз к парку Соборная горка

Оригинальные лавочки на фоне грузового порта на стрелке рек Ягорбы и Шексны.

Буквально в этом году была открыта ещё одна часть прогулочного променада-Александровская набережная на месте заброшенного и заросшего берега Шексны. Современный участок набережной протянулся от Соборной горки до улицы М.Горького, а через год-два протянется и ещё дальше до Октябрьского моста, тем самым доведя протяженность прогулочной зоны вдоль рек до четырех километров

Красавица-река Шексна и Октябрьский вантовый мост вдали.

Приятная глазу набережная заканчивается на пересечении с улицей М.Горького. В менее, чем в километре от нее проходит одна из центральных улиц города-улица Сталеваров, уходящая на другой берег р. Шексны. Западнее улицы располагается массивный советский жилой район, примыкающий к главному кормильцу Череповца-металлургичесому комбинату. В районе улицы Сталеваров тоже есть немало интересного, в частности современная площадь Молодежи с главным городским фонтаном. Долгие годы главной городской площадью считалась площадь Металлургов, но в последнее время «пальма первенства» перешла этой площади, тем более, что ее недавно, неплохо так, обновили

Главный городской светомузыкальный фонтан на площади Молодежи был открыт в 2019 году.

Южнее Дворца металлургов, на улице Парковая располагается церковь Рождества Христова. Вообще с историческими храмами в Череповце прямо беда-до революции в черте города насчитывалось 16 храмов, с тех пор в «строю» остался лишь один Воскресенский собор. Вот и Рождественская церковь это лишь воссозданный новодел по старым чертежам. А оригинал был возведен, тогда ещё за пределами города, в 1789 году. В 1931 году храм был закрыт, в бывшей церкви устроили склад, гараж, и в начале 1990-х годов руины храма были просто разобраны, чтобы через несколько лет на этом месте открыть новую, старую церковь Рождества Христова

Освящение нового храма Рождества Христова состоялось в 1997 году,а двумя годами позже состоялось освящение нижнего придела-храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Рядом с Рождественским храмом располагатся живописный сквер с небольшим мемориалом посвященный ликвидатором Чернобыльской АЭС.Совсем недавно в сквере установили красивую, деревянную беседку с шикарным видом на первый на территории РСФСР вантовый мост

Октябрьский вантовый мост был сдан в эксплуатацию в 1979 году.Длина моста 781 метр,высота пилона 83 метра.Этот мост являлся одним из конкурсных объектов проекта-Чудеса России,проводимого телеканалом-Россия.

Заключтельным объектом осмотра городских достопримечательностей стал Парк Победы он же Музей военной техники под открытым небом, находящийся в непосредственной близости от церкви Рождества Христова, живописно расположившись на высоком берегу р. Шексны. Парк относительно новый, он был открыт к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Здесь представлены, как в принципе и в других подобных парках, образцы советского и российского вооружения от танков до пушек. Помимо техники, в музее имеются экспозиции полевой кухни, медчасти, блиндажей, окопов, шалашей. Также представлен макет участка государственной границы РФ и воссоздан участок линии фронта времен ВОВ

На этой военно-патриотичной ноте и закончим нашу прогулку по индустриальному, промышленному городу с немалой долей туристического потенциала, который медленно, но верно городские власти реализуют. Это я еще не сказал о двух знаковых достопримечательностях Череповца, находящихся вне исторического центра-об интерактивном Музее металлургической промышленности и историко-этнографическом музее «Усадьба Гальских»…

Будьте здоровы! Любите путешествия!