Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 0:18

Хило — США Июль 2023

Среди многочисленных Гавайских островов выделяется остров, который называется Гавайи. Правда никто не знает, что он так называется и называют его Большой. Он и на самом деле большой, больше, чем все остальные двадцать четыре острова вместе взятые.

Большой остров в лучших своих проявлениях

Большой остров получился таким большим, потому что он сформирован четырьмя вулканами, а другим островам досталось по одному. Совсем маленьким островам своего полноценного вулкана не досталось, обошлись ложными кратерами. Кстати, среди малых Гавайских островов есть остров Лисянский, названый в честь русского мореплавателя. На остров Лисянского я очень хочу. У него, по слухам, два очень больших достоинства — полное отсутствие населения и роскошные коралловые сады, но злые орнитологи захватили остров и никого туда не пускают.

Большой остров самый молодой среди своих вулканических братьев. Его возраст всего полмиллиона лет, против четырех миллионов Оаху, при этом вулканы, из которых он состоит, выше всех остальных вулканов на Гавайях и больше всех остальных вулканов на Планете. Ближайший конкурент на Марсе.

Большая часть гавайских вулканов скрыта под водой, но даже то, что находится на поверхности впечатляет. Надводная часть самого высокого вулкана Большого острова — Мауна Кеа — ростом почти с алтайскую Белуху, четыре двести против четырех пятисот, при том, что глубина моря здесь порядка шести тысяч метров. Официальная высота Мауна Кеа от основания 10200 метров, хотя не совсем понятно, что брать за основание.

Самые большие горы

Вулканы, соответственно и острова вытянулись цепочкой вдоль края Тихоокеанской плиты. Это одно из самых сейсмоопасных мест в мире. Плита двигается с очень большой, по геологическим меркам, скоростью. За последний миллион лет она прошла пятьдесят два километра, под плитой находится Гавайская Горячая Точка.

Гавайские вулканы были бы еще выше, если бы небыли щитовыми. Щитовой вулкан образуется если лава застывает очень медленно. Скорость застывания лавы зависит от ее минерального состава. В случае гавайских вулканов, лава, после извержения разливается по очень большой площади и застывает виде щита. При следующем извержении образуется новый щит, который ложится на предыдущий. На Гавайях вулканы настолько плоские что на высоту больше четырех тысяч метров можно без особого напряга заехать на автомобиле, не сказать даже, чтобы дорога особо серпантинистая была.

Заехать на сравнимый по высоте стратовулкан Эльбрус (5642), хватило ума только у моих старинных друзей в 1997 году, но они очень сильные и просто ввосьмером за два месяца вперли Лэнд Ровер на вершину. Назад он съехал сам, быстро, но ребята опытные, все успели выскочить. Педаль тормоза лежит у моего друга в сокровищнице, рядом с бюстом Ленина, капсулами с письмами комсомольцам двадцать первого века и другими полезными вещами, которые альпинисты носили на высочайшие вершины за небольшие деньги.

Одно из самых интересных мест Большого острова это Национальный Парк Гавайские Вулканы. Самое главное в Парке конечно многочисленные кратеры вулканов, многие из которых выглядят достаточно угрожающе.

Самые большие горы

По сути, все что ты видишь в этом парке другое не похожее на привычный мир. Большинство растений, которые здесь тебя окружают абсолютно уникальны и произрастают только на Гавайских островах.

До ближайшего континента тысячи километров, попавшее сюда семя жило в условиях абсолютно отличных от условий жизни своих родителей, адоптировалось и мутировало как умело, своим умом. Может я опять все перепутал, но, по-моему, на картинке ниже ягель, его олени ели за Полярным Кругом, что он делает на экваторе, я не знаю.

Особенно сильное впечатление на неокрепший в области ботаники ум нефтяника производят огромные папоротники. Очень хочется сделать из них нефть как бывалоча в Каменноугольный.

Фото: © Метров по десять высотой

Животные тоже хороши. Удивительно понимать, что до прихода людей здесь из млекопитающих были только летучие мыши. Удивительно, но крыс привезли не белые мореплаватели, а полинезийцы. Остается предположить, что-либо они многократно плавали на столь далекие расстояния, либо что потерявшиеся в результате урагана люди, которых много месяцев мотало по океану, не смогли найти в пустой пироге крыс и съесть их.

Всех остальных млекопитающих привезли белые. Самые крупные конечно свиньи. Свиньи в здешних лесах, черные похожи на диких европейских кабанов, вряд ли это домашние свиньи могли так мутировать, скорее всего кто-то специально привез диких. Людей дикие свиньи не боятся, ведут себя крайне нагло, пристают к женщинам, получив пинка огрызаются.

Самые классные кошки. Они тоже одичали и живут прямо на лавовых полях. У них какая-то совершенно удивительная окраска или лучше сказать рисунок. На них нарисованы скалы. Даже в движении их совсем не видно.

Самое яркое (в прямом смысле этого слова) впечатление среди Гавайских вулканов оставляет вулкан Килауэа. Формально он считается непрерывно извергающимся, реально не всем везет. Когда я покупал билеты на Гавайи лава из Килауэа изливалась, когда заказывал гостиницу тоже изливалась, а когда приехал на Большой остров, прекратила изливаться. Потрогал еще тепленькая была, но картинки из мечты с огненной рекой я не видел.

Вулкан Килауэа расположен недалеко от берега. Лавовые потоки стекают прямо в океан, по слухам, все очень ярко и шумно. Ядовитых выбросов у этого вулкана нет, к лавовой реке разрешают подходить довольно близко, а я это все не видел.

Из интернета

За последние десять лет Килауэа вынудил к переселению несколько сотен человек. Их дома находились в опасной близости к потенциальным руслам лавовых рек. Несколько раз потоки лавы перекрывали дороги и отрезали туристов от «большой земли», приходилось эвакуировать на вертолетах. Но и польза для гавайцев от Килауэа есть, во-первых, во время его извержений существенно увеличивается поток туристов на Большой остров, цены на жилье подскакивают в два-три раза, во-вторых, из него уже вылилось столько лавы, что остров увеличился в площади на два километра.

Другой способ, которым вулканы обеспечивают рост островов — это выброс вулканического пепла. Понятие пепел у большинства людей не ассоциирует со значительными объемами, да и вообще, с чем ни будь существенным. Так оно обычно и есть, если речь идет не о вулканическом пепле. Просто для примера, столица Эквадора Кито не была бы самой высокогорной столицей мира если бы не стояла на полуторакилометровой подушке из вулканического пепла. Вулканы выбрасывают пепел в колоссальных объемах, кубическими километрами.

Как ни удивительно, по своему минеральному составу вулканический пепел — это то же самое, что вулканическая лава. Хотя, если рассуждать здраво, что еще может выплюнуть вулкан если из него прет лава. Вулканический пепел сформирован из мелких (порядка миллиметра) частиц лавы. Частицы выбрасываются вулканами на высоту несколько километров, а потом медленно оседают на землю. На первом этапе пепел формирует на поверхности легкое и неустойчивое покрытие, постепенно происходит цементирование породы и формируется твердый, высокопористый пласт.

Видел и другие интересные вулканические вещи. В Национальном Вулканическом Парке прогулялись по лавовой трубе. Отличалась от всех остальных лавовых труб, в которые я лазал, тем, что там было тепло. У Гавайев свое безусловное преимущество — средняя температура. В Обезьяньих пещерах (лавовые трубы) штата Вашингтон чуть дуба не дали от холода и сумасшедшего ветра, а на Гавайях во всех пещерах абсолютно комфортно.

Пещеры в виде труб образуются, когда лавовый поток захватывает органику и деструктирует ее внутри себя без доступа кислорода. Рано или поздно сожжённая органика вымывается водой, а внутри монолита из застывшей лавы образуется полая труба с гладкими стенками. На Гавайях есть лавовые трубы, которые находятся ниже уровня океана, если я был старый, одинокий гигантский акул, я бы жил в такой трубе.

Явление, подобное образованию труб, можно часто видеть на поверхности лавовых полей. На картинке ниже небольшое дерево, оказавшееся в лавовом саркофаге. В какой-то пиковый момент уровень лавы был на пару метров выше, чем текущий затвердевший. Потом лава растеклась, осела, везде кроме тех мест, где зацепилась за деревья и кусты.

Если расковырять лавовый саркофаг, то внутри ничего нет. Там ведь была температура в несколько тысяч градусов. Дерево превратилось в пыль оставив на лаве свой последний отпечаток. Таже самая лавовая труба, просто по размерам гораздо меньше.

У каждого национального парка своя особенность, но в общем случае вещи и явления, которые ты там видишь, обычные, просто очень красивые. Национальный Парк Гавайские Вулканы не такой, там в основном видишь то, что больше нигде увидеть нельзя, некие уникальные вещи. Мне показалась интересной прогулка по дну кратера, или это не дно, наоборот крыша, с какой стороны смотреть. Диаметр кратера шесть километров, представьте себе шесть километров абсолютно плоской поверхности со всех сторон ограниченной довольно крутыми стенами.

В этом высокогорном вулканическом мире очень многое не так как у нас внизу. Удивил переход от дождливой погоды к солнечной и обратно, точнее отсутствие какого-либо перехода. С начала было солнце, и мы гуляли в майках, потом в кратер упала туча, стало мокро и холодно. Событие произошло в течении одной минуты. Это не был дождь в нашем обычном понимании, вода не капала, она находилась во взвешенном состоянии, суше от этого не становилось.

Из-за того, что мне исходно пришлось разбить фантастическую картину вулканического парка на элементы, она существенно упростилась. Реально ее главная черта злодейская таинственность. Здесь не обязательно знать названия животных, растений или минералов, все намного сложнее этого условного определения. Вот посмотрите на фотографию ниже, и вы сразу поймете почему на Гавайях доминирующим хищником стали кошки, а не собаки, например, как в Австралии. Для простых и прямолинейных собак такая сложно построенная система губительна, а кошкам как раз.

Самые большие горы

Такая природа не может оставить человека безразличным, она либо очень нравится, либо эпатирует. По идее, это не должно нравиться, здесь побеждают деструктивные силы, уничтожается пригодная для человека жизненная среда, но многим, в том числе мне, нравиться и это не запретишь. В любом случае посмотреть советую, для того чтобы понять, что ты любишь, нужно как минимум это увидеть.