Турист Alla Mordovina (Alla_Mordovina)
Alla Mordovina — была 7 апреля 11:28
"Странствия — лучшее занятие в мире" (К.Паустовский)

Кишинёв — Молдавия Июль 2023

Мой белый город — текст песни

Мой белый город, ты цветок из камня,
Омытый добрым солнечным дождём.
Как ветрами, овеян ты веками,
Как песня, в сердце ты живёшь моём.

Белый город начинается с «Ворот города», когда-то крайней точки города со стороны аэропорта.

Ворота города (въезд со стороны аэропорта)

Через Ворота города въезжаем в район Ботаника, здесь в 1972 году мы получили квартиру, и наш дом был самым крайним в городе, за ним начинались заброшенные сады. Но очень быстро на их месте выросли дома, и вскоре мы оказались уже вполне себе в центре жилого квартала.

В основном в качестве строительного материала зданий используется известняк, поэтому дома в большинстве своем белые, ярко выделяющиеся на фоне синевы неба и зелени деревьев.

Четыре 22-этажных дома на проспекте Мира (ныне бульвар Дачия) казались заоблачной высоты небоскребами. Во время землетрясения 1977 года они раскачивались и извивались! Эту красочную картину описывали жильцы, выбежавшие на улицу. Мы-то с родителями держали аквариум, ловили сыпавшиеся со шкафа книжки, а когда сообразили. что надо выйти на улицу, было поздно — всё уже закончилось. Как я жалела, что мы не вышли и не увидели извивающихся домов! Сильнее меня расстроился только младший брат, который вообще всё проспал! Мы с ним очень надеялись на повторение)))

Проспект Мира (Дачия) сегодня — четыре полосы, разделенные газонами с тутовыми (шеловичными) деревьями.

Проспект Мира (фото из интернета)

Центр города во время Великой Отечествнной сильно пострадал, большинство зданий было разрушено. А ведь в Кишиневе было очень много купеческих и дворянских усадеб и имений. Но и сейчас центральную улицу города — Штефана Чел Маре (бывшая Ленина, бывшая Александровская) украшают красивые здания как дореволюционной и довоенной. так и «сталинской» постройки.

Мой белый город...

Город очень зеленый, много парков. Парк им. Пушкина (ныне Штефана Чел Маре). Входим в парк по Аллее классиков, вдоль которой установлены бюсты великих молдавских поэтов — Дм. Кантемир, Ион Крянгэ, Михай Эминеску и др. Аллея создана в 1957 году. В 90-е добавлены новые персонажи.

Другой конец аллеи украшен двумя скульптурами львов. Скульптуры являются уменьшенными копиями львов работы скульптора Антонио Канова, которые находятся в Ватикане, на страже у могилы Папы Климента XIII. Из некоторых архивных документов известно, что в 1932 году львы уже были размещены на своём нынешнем месте.
Думаю, каждый ребенок, побывавший в парке, хоть раз сфотографировался верхом на одном из львов))

Мой белый город...

В центре парка — фонтан, за ним установлен бюст А. С. Пушкина. На постаменте строки поэта «Здесь лирой северной пустыни оглашая, скитался я»…

Еще в 60 — х годах XIX века жителями Кишинева были собраны пожертвования, кишиневцы обратились к скульптору А. М. Опекушину с просьбой изваять для города памятник А. С. Пушкину. В это время он как раз работал над памятником Пушкину для Москвы. Вот строки из ответа скульптора: «Позвольте предложить Вам бюст колоссальный, то есть голова в ту же величину и с той же модели, что и на Московской Пушкинской статуе». 26 мая (6 июня) 1885 года, в день рождения поэта при огромном стечении кишиневцев и гостей города памятник был открыт.

У выхода из парка находится памятник молдавского господаря Штефана Чел Маре (Штефана Великого).

Памятник Штефану Чел Маре

А через площадь находится еще один красивый парк — Сквер Кафедрального Собора (бывший Парк Победы).

Он начал строиться 1830 году по проекту архитектора Авраама Мельникова и был построен в стиле классицизма. Триумфальная арка была сделана по проекту архитектора Луки Залушкевича в 1840 году. Она была построена в честь победы российской армии на Османской империей.

Мой белый город...

Еще две прекрасные зеленые зоны, находящиеся в противоположных частях города, это Ботанический сад и Дендропарк. Много зелени, розарии, прудики и фонтанчики, белки и лебеди, утки и черепахи. В Ботаническом саду роскошный пруд с разноцветными лотосами (или кувшинками, ботаническое название не указано). Видели там стайку сверкающих на солнце зимородков, ныряющих в пруд за рыбешками. Просто восторг!

Ботанический сад

Очень красивое, ухоженнее место — это Дендропарк. Много скамеек, много мест для пикника.

Мой белый город...

Милое и душевное место для прогулок — Зоопарк. Ходим туда каждый раз гулять. так как он в пешей доступности от нашего дома и потому что там можно укрыться от жары, а заодно полюбоваться на симпатичных зверушек. Конечно, размерами он уступает многим зоопаркам мира, но те животные, что есть, содержатся очень достойно и соответственно выглядят прекрасно! Так было не всегда, но сейчас это так. Кроме того, возле лавочек установлены распылители воды, так что в летний зной там очень приятно посидеть или постоять рядом!

Валя Морилор (Долина мельниц, бывший ЦПКиО им. Ленинского комсомола). Идея строительства парка и рытья рукотворного Комсомольского озера, принадлежала Леониду Ильичу Брежневу, который тогда занимал пост Первого секретаря ЦК Компартии Молдавии. Сейчас эту прогулочную зону ласково называют «Камсик». Большое озеро, вокруг него прогулочная тропа, беговая дорожка, лавочки, парк аттракционов «Авентура парк». К озеру спускается красивая каскадная лестница из 218 ступеней, по центру украшенная водопадиками и фонтанчиками. На одном берегу песочный пляж.

Мой белый город...

Конечно, город — это не только парки. Национальный музей истории Молдовы — во времена царской России это было здание мужской гимназии. Перед входом установлена капитолийская волчица, подаренная правительством Италии в 1921 г.

Исторический музей (Национальный музей истории Молдовы)

Национальный музей изобразительного искусства — находится в здании бывшей школы для девочек из дворянских семей (архитекор Бернардацци). Красивое здание, просторные светлые залы, очень симпатичная экспозиция.

Художественный музей

Есть здесь Краеведческий музей (Национальный музей этнографии и естественной истории), Музей истории города, ну и конечно же, дом-музей Пушкина. Музей был создан в 1948 году в сохранившемся до наших дней доме купца Наумова, где поэт поселился по прибытии в кишиневскую ссылку. Позже он жил в доме генерала И. Н. Инзова (это здание до наших дней не сохранилось).

Ну, а такая вот симпатичная компания провожает отъезжающих в аэропорту: