Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был вчера 19:16

Руан — Франция Август 2023

Путешествие должно быть разнообразным. Желательно, чтобы каждый день, проведенный вне дома, приносил новое удивление. При подготовке поездки по Европе, летом 2023 года, в качестве базового элемента сразу выделили маленькие города в Бельгии, потом нарисовались замки во Франции, куда без них. При этом было понятно, что нужен контраккорд, замки и маленькие города, они то, что на английском cute, ближайший аналог в русском симпатичные, для разнообразия следует искать, что-то патетичное, торжественное. Большие церкви во Франции и Германии — это как раз то, что нужно.

Вопрос за малым, где и какие. Обратился к друзьям, получил адреса и явки, за что им спасибо, круг сузил, теперь решающий момент. В окончательном выборе помогла недавняя выставка в Хьюстоне. Бывают выставки хорошие, а это была умная, что не менее интересно. Вот, к примеру смотрели Выбор Добычиной? Ну очень средний уровень картин, но какой умище у организатора.

В Хьюстоне выставляли импрессионистов, идея выставки заключалась в повторяемости изображаемого объекта: одна и та же модель, позировавшая разным живописцам, исписанная до дыр Этрета и конечно Руанский собор с утра до вечера. Мне очень понравилось, на эту выставку три раза сходил. Ведь мы хотим понять, что нам говорят, а повторение это вариант разъяснения. Когда пошел на выставку в третий раз, смотрел только Руанский собор и хотел в Руан, а почему бы теперь не съездить.

Музей Живописи Руана

Езды от Парижского Сен Лазара до Руана часа полтора. Поезд идет вдоль Сены, красиво и не утомительно. Вокзал в Руане недалеко от исторического центра города. Просто, идите вниз в сторону Сены, не промахнетесь.

Первая пешеходная улица Франции

Руан столица Нормандии, Нормандия провинция Франции, но это не всегда так было. Вслушайтесь в слово Норман — северный человек и это вовсе не потому, что Нормандия находится на севере Франции. Тысячу лет назад французы в своих молитвах обращались к Богу с жалобной просьбой: A buroxe North Mannorum libera nos, Domine! (Спаси нас, Господи, от ярости норманнов!)

В стародавние времена норманны не были французами, в рамках нынешних распределений территорий, они были скорее норвежцами. Историю с Рюриком помните. Если это славный основоположник русских великокняжеских династий, сумел разыскать маленький Киев, стоящий на реке черноморского бассейна, то понятно, что его коллеги без особо труда нашли самый большой европейский город на Сене. Город им понравился, домой они привезли много сувениров.

Традиционно викинги летом ловили рыбу или грабили соседей, а зимой возвращались домой и писали про это саги. После очередного славного грабежа Парижа в год с роковым номером 911, ярл Роллон по прозвищу Пешеход задумался, что в целом для викингов было не характерно.

Некоторые уголки города за последние пять веков изменились мало

Мысль была простая — плавать так далеко за добычей логистически неразумно. Надо обосноваться, где ни будь недалеко от источника благополучия и пополнять запасы по мере необходимости. У викингов не было особого выбора мыслей, поэтому и сомнения редко возникали. Спустившись километров на сто вниз по Сене, он захватил Руан и объявил его своей столицей. Руан очень удобно расположен, он стоит на Сене, но она здесь такая большая, что порт считается морским.

Король Франции юридически закрепил этот факт признав Нормандию толи герцогством или толи графством трудно понять, да и не очень важно это было для норманнов. На церемонии принятия присяги на верность Франции, предполагалось целовании ноги короля. Роллону наклоняться тяжело было и он поднял короля за ногу, главное все формальности были соблюдены.

Как норманны стали нормандцами

На том этапе норманны были самой мощной военной силой в регионе. В 949 году у французов возникли сомнения по этому поводу, но норманны эти сомнения развеяли, навешав по полной программе и королю, и германскому императору, и графу Фландрии, так за один раз, чтобы два раза с трона не вставать.

Такой-то ярл, в такой-то год, купил селедочный завод

В свободное от войн время они захватили Англию и стали ее королями. Мы ведь все знаем, что Ричард Львиное Сердце был англичанином и боролся против французского засилья. При этом относительно не многие знают, что то самое Львиное Сердце было забальзамировано, отвезено в Руан и похоронено на родине в Руанском соборе, т. е. во Франции.

Пассионарность норманны растратили только к тринадцатому веку, французам удалось захватить Руан и ликвидировать институт Норманнского Герцогства. Не так чтобы после этого Нормандия сразу стала совсем Францией, но постепенно произошла ее адаптация в единое французское государство. При этом определенная специфика видимо сохранилась, не даром в классической французской литературе за атлетически сложенными блондинами из Нормандии жестко закрепилось роль положительных героев.

В Руане есть что посмотреть. Все в первую очередь вспоминают Руанский Нотр Дам, а я, если бы я был Моне писал бы Сен-Маклу. Может быть здесь другой принцип сработал. Нотр Дам он мог писать прямо из окна своей комнаты в гостинице. Это безусловно удобнее, чем торчать как пенек посреди городской площади.

Сен-Маклу строили весь пятнадцатый век. Работа удалась на славу. Из-за того, что готика поздняя уже не страшно. Еще в четырнадцатом веке главной задачей было напугать, типа, будешь недостаточно послушным, отправишься к чертям. Позже старались просто сделать красиво. Здесь тоже на нижнем барельефе Христос правой рукой указывает на ад, а левой на рай, но все это как-то ненавязчиво, если инструкцию не читать, сам не догадаешься.

Руан в целом можно назвать городом готическим. Конечно здесь, есть все, но специалисты выделяют четыре основные туристические достопримечательности — это три готические церкви и одна не церковь.

Дворец правосудия

Когда речь идет о пламенеющей готике слушатель обычно воспринимает это как рассказ о церкви. В Руане можно увидеть исключение, огромное готическое здание в центре города исходно было выстроено как Парламент Нормандии, в наши дни здесь размещается дворец правосудия. Это очень плохо, потому что правосудители не только отгородились от потенциальных клиентов высоким металлическим забором, но и закрыли забор сзади толстым пластиком, который не дает сделать качественную фотографию роскошного здания.

Как норманны стали нормандцами

Фотографировать в Руане не просто, даже там, где власти нагадить не успели. Площади маленькие, а соборы большие. Если пытаешься впихнуть в кадр все здание, получается довольно криво, по крайней мере у меня получается криво.

Поясняю на словах, собор огромный, когда-то был самым высоким зданием в мире. При этом нет ощущение грубой громадности, кружевной узор фасада делает центральную часть практически невесомой. Если бы башни не держали собор на земле, он бы мог летать. Думаю, это именно то, что хотел показать Моне, когда рисовал его в тумане. К сожалению, все церкви в городе были за крыты на реставрацию. Французы готовятся к олимпиаде и приводят в порядок все значимые исторические памятники. Вот и Сент-Уэн пришлось фотографировать сзади.

От целого дня на улице, среди большого количества людей, устали, в Остине мы столько людей за год не видим. Пошли в музей живописи. Людей там не было, а картины, к нашему удивлению, были. Все никак не могу привыкнуть, что в провинциальном городе может быть приличная картинная галерея. Слова доброго я про руанский музей не слышал, а там очень даже.

Руанский музей живописи

По результатам поездки можно сделать простой вывод. Руан — один из красивейших городов в мире, здесь в правильной пропорции перемешалась мощь викингов и изящество французов. При этом, не стоит закладывать на него больше одного полного дня. Все очень компактно и смотрится относительно быстро и легко. С другой стороны, если вы специалист по готике, туда и жить переехать можно.