Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 10:33
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Липецк — Россия Июль 2023

Уходящая эпоха города…

Сегодня «День города» и моему Липецку исполнилось 330 лет.

Ну, с днем рождения родной город!

И в честь этого события экскурсию по необычному району нашего города проводит мой хороший знакомый Иван. С ним я познакомился ещё в сообществе липецких путешественников — «Открыватели».

О том как мы бюждетно и весело путешествовали по Липецкой (и не только Липецкой) области вместе с «Открывателями» всего 4 года назад я Вам рассказывал неоднократно.

К сожалению сообщество организованное на общественных началах как общество попутчиков и единомышленников в настоящий момент перестало быть таковым.

Оно превратилось сейчас в коммерческий туристический проект.

И там в Открывателях сейчас рулит не Иван, а другие околотуристские люди.

Наш сегодняшний гид Иван — учёный, орнитолог, председатель Липецкого отделения Союза охраны птиц России, ведет курс нескучных лекций из цикла «Места, где ты не был».

Иван стал известен в городской «туристической тусовке» благодаря организованному лично им обществу"Открыватели».

И получив известность теперь ещё и как опытный гид-экскурсовод, вооружившись микрофоном водит по городу толпы любознательных липчан.

Иван не так давно стал в третий раз отцом и подработка ему не помешает.

Уходящая эпоха...

Но сегодня в честь праздника он проводит бесплатную экскурсию поэтому желающих к ней присоединиться собралось человек пятьдесят.

Перекресток Балмочных и Гагарина начало экскурсии.

Улица Гагарина или бывшая улица «Одналичка».

«Одноличкой» в прошлые века называли эту улицу потому, что дома располагались только на одной стороне.

По метровой насыпи мимо нынешней площади Героев до старого здания дореволюционного вокзала проходила булыжная дорога.

До середины прошлого века застройка улицы была одноэтажной из-за того, что рядом с вокзалом находился военный аэродром.

Во времена Быханова 150 лет назад это была окраина города.

В 19-м веке на Одналичке фонарщики зажигали керосиновые фонари.

Памятник «мужику с полотенцем» на центральной улице нашего города (Революции) — это и есть тот самый революционер Балмочных, в честь которого названа улица на которой мы сейчас находимся с Вами.

Улица Балмочных носила прежде название — Садовая.

Уходящая эпоха...

Мы у здания кукольного театра.

Основан наш театр в 1962 году.

Артисты кукольного театра выступали на разных сценах, так как стационарной не было.

Она появилась лишь в феврале 1998 года.

Уходящая эпоха...

Под Театр кукол отдали Дворец культуры Трубного завода. Это здание ДК было построено в 1950 г. и сегодня имеет статус памятника архитектуры.

Мы перемещаемся в Быханов сад.

«Быханов сад» является парком культуры и отдыха, который сформирован в 1954 году на территории питомника Липецкого зеленхоза, который ранее, в свою очередь, был организован на базе питомника плодовых и лесопарковых культур уроженца Липецка и известного липецкого садовода — Василия Васильевича Быханова (1829–1896), брата выдающегося русского ученого предложившего теорию дрейфа материков — Евграфа Васильевича Быханова (1839–1915).

Первоначально, в 1954 году, парк получил имя — Комсомольский (или в обиходе — «комсА»).

Уходящая эпоха...

Этим летом в парке обустроен интересный уголок для детей.

Смотрите, вот например фигура изображающая петушка.

От сосновых щепок уложенных вдоль дорожки отчаянно тянет сосновым ароматом.

Уходящая эпоха...

Интересные граффити этого района соседствуют с вечной стройкой связанной с заменой труб.

Знаменитая двадцать четвертая школа города имени Раковского.

Иван рассказывает о жителях села Талицкий Чамлык.

Сразу же после постройки крепости города Воронежа (основан в 1585 г.) воронежцы организовали в числе других сторожу в устье реки Чамлык. Люди, входившие в состав этой сторо́жи, делали разъезды по степи для наблюдения за передвижениями кочевников. Сторожа упоминается в росписях 1587 и 1623 годов.

На сторожевой границе Московского государства. Фото из интернета.

В 1705 г. группа служилых людей из города Ливны (ныне Орловская область) и затем в 1707 г. более значительная группа казаков из города Талицка заселяют устье Чамлыка и основывают Чамлыкскую слободу. Так возникло село Талицкий Чамлык.

Почему мы вдруг вспомнили об этом селе?

Дело в том, что наша экскурсия проходит сейчас по улице Нестерова.

Выходцами из села Талицкий Чамлык являются в том числе и представители фамилии Нестеровы.

Улица Нестерова названа в честь нашего земляка, погибшего на границе Литвы и Восточной Пруссии в 1944 году.

Городок Нестеров в Калининградской области (до 1938 — Шталлупёнен, нем. Stallupönen), в 1946 году назван в честь моего земляка — танкиста Нестерова.

3 июня 1938 года в рамках кампании по ликвидации топонимов древнепрусского («литовского») происхождения Шталлупёнен (лит. Stalupėnai) переименован властями Третьего рейха в Эбенроде (Ebenrode).

Уходящая эпоха...

Дома на улице Нестерова возводились в 1950 году и заселялись работниками Трубного завода.

Архитектура домов типичный сталинский ампир.

Жители этих домов шутят что проживают в дворянских «дворцах» с колоннами.

Уходящая эпоха...

Я не так давно был в гостях в квартире одного из этих двухэтажных «дворцов».

По словам хозяев как наступпают холода, то в эти квартиры бегут зимовать полчища мышей и крыс, от которых спасенья нет. Особенно, если квартира расположена на первом этаже дома.

Как и положено в сталинках перекрытия межэтажные там деревянные, потолки — трёхметровые.

Уходящая эпоха...

Словоохотливая жительница дома рассказывает нашей группе как раньше жители вечерами собирались во дворе на агит.площадке.

Жили здесь полвека назад дружно. Ходили к друг другу в гости, устраивали танцы во дворах.

Мне это напомнило фильм «Покровские ворота».

Помните персонажей того фильма?

• Олег Меньшиков — Костик
  • Леонид Броневой — Аркадий Велюров
  • Софья Пилявская — Алиса Витальевна
  • Анатолий Равикович — Лев Хоботов
  • Инна Ульянова — Маргарита Хоботова
  • Елена Коренева — Людочка
  • Виктор Борцов — Савва Игнатьевич

Дома эти давно все аварийном состоянии и жители очень рады предстоящему расселению.

Штукатурка в этих квартирах осыпается. Под штукатуркой видна дранка.

Поскольку горячая вода в этих квартирах идет от бойлеров, то коммунальные платежи кусаются.

Преимущественно в этих домах доживают все бывшие работники Трубного завода.

Трубного завода больше не существует.

На память о заводе осталось только остановка с названием — Кольцо Трубного Завода.

Маргинальные обитатели дома несказанно удивлены нашему туристическому

нашествию.

Уходящая эпоха...

Это практически центр города и на «дворянские дома с колоннами» со всех сторон наступают элитные строящиеся дома.

Очень скоро домики снесут.

Жителям предоставят квартиры в новых домах, но не здесь в центре города, а на окраинах.

Уходящая эпоха...

Как говорится умные к умным, а дураки к дуракам.

Рядом с улицей Нестерова расположена улица имени русского композитора Мусоргского.

На ул. великого композитора дома не новее чем на ул. Нестерова.

Их тоже должны скоро снести.

Уходящая эпоха...

Район куда мы следуем дальше носит название Нефтебаза.

Раньше здесь стояли цистерны.

От этого и название пошло.

Климов рассказывает как в советское время район «Карьер» дрался с районом «Нефтебаза».

Недалеко находилось бывшее здание «Липецкгеологии».

В этом учреждении работал наш гид Климов.

Учреждение основано в 20-х годах прошлого века.

Сейчас оно закрыто.

Первые девятиэтажные дома на пересечении улиц Гагарина и Липовской были сданы 30 апреля 1968 года.

А почти тридцать лет спустя, в 1994 году, на бывшей улице Одноличке (ныне — улица Гагарина, 106) открылся новый Липецкий железнодорожный вокзал на 1000 мест.

Уходящая эпоха...

На месте нынешнего ЖД вокзала находился ипподром.

Знать приезжала сюда поглазеть на скачки.

Михаил Александрович Романов приехал на эти скачки в 1911 году.

Брата императора Николая — Михаила Александровича освистали в нашем городе.

Потому что он выглядел непрезентабельно.

Не как великий князь, а как простой обыватель.

Уходящая эпоха...

Старинное строение позапрошлого века.

Мы переходим по ж-д мосту через пути на противоположную сторону от вокзала.

Мы у каскада прудов.

Уходящая эпоха...

Один перетекает в другой…

Родники питают эти пруды.

Но в основном пруды пополняются дождями.

Уходящая эпоха...

По мостику проходим на другой берез прудов.

Мы попадаем в район «Опытной станции».

Этот пруд — излюбленное место отдыха жителей района Опытной станции.

Уходящая эпоха...

Было время, мы там купались, рыбу ловили.

Столько было отдыхающих!!!

К сожалению сейчас с этого пруда даже кошки рыбу не едят.

Там рядом жд пути и вся грязь в этом пруду.

Купаться я сейчас в этих прудах я бы не решился.

Уходящая эпоха...

И тем не менее здесь живописно.

У этого старинного здания времен царизма наша экскурсия заканчивается и мы группами расходимся в разные стороны.

Уходящая эпоха...

Вот такая вышла экскурсия в день рождения города…