Турист Дарья Молоканова (Lacanaillie)
Дарья Молоканова — был вчера 18:54
В ожидании путешествия

Грозный — Россия Июль 2023

Ещё 15–20 лет назад путешествие по Чечне казалось чем-то нереальным. Республика только начала восстанавливаться после войн, и туризму здесь не было места. Но по прошествии времени, оказавшись там, в июле 2023 года, мы обнаружили вполне благополучный регион, открытый миру. И если в глубине души у местных жителей остались печальные воспоминания, они их прятали за суровыми улыбками горцев.

Путешествие по Чечне. Грозный

Наше путешествие началось со столицы республики — города Грозный.
Путь из Москвы на самолете занял около 3 часов, и стоимость билетов за счёт накопленных бонусов составила совсем немного — 6,5 тысяч рублей на двоих с ручной кладью 10 кг и обедом.

Аэропорт Грозного небольшой, напротив находится мечеть. Добраться оттуда до центра города можно как на маршрутке № 111, так и на такси. Яндекс такси не работает, поэтому мы скачали приложение Groz taxi, которое тоже не гарантирует того, что машина будет найдена, но нам повезло и за 230 рублей и 15 мин мы доехали до центра города.

Немного «грозной» истории

Грозный получил свое название от одноименной крепости, заложенной в 1818 году генералом Алексеем Ермоловым в одной из «горячих точек» борьбы за покорение Северного Кавказа. Крепость в низовьях реки Сунжи должна была блокировать выход чеченских горцев на равнину.

Постепенно вокруг военной крепости вырастали станицы и чеченские аулы. А в 1869 году, окончательно утратив свое фортификационное значение, крепость Грозная становится частью города. Сейчас о её существовании напоминают невысокие земляные валы, на которых возвышается филармония. Вот так от войны к искусству перешёл город.

Путешествие по Чечне. Грозный

Около филармонии на площади в 64 тысячи кв.м расположена резиденция главы республики Рамзана Кадырова, снимать которую строго запрещено, хотя в интернете можно спокойно найти эти фотографии. О запрете гласит и табличка на смотровой площадке в Грозный сити, зато любоваться можно сколько угодно и не только резиденцией.

Must visit или обязательно к посещению

Смотровая площадка находится в здании 30-этажного бизнес-центра. Она открыта с 10 утра до 22 часов. Вход сюда стоит 200 рублей. При входе милая девушка на кассе одолжила мне свое платье в пол, поскольку моё по колено показалось ей слишком коротким.

Путешествие по Чечне. Грозный

Внешний вид людей является частью чеченской культуры (в т. ч. ислама), поэтому к нему предъявляют строгие требования. Местные женщины носят юбки или платья по щиколотку, при этом надевают очень изящные туфли на шпильке, которые, как мне кажется, привлекают даже больше внимания, чем короткая юбка. Некоторые носят платки, другие повязки на голову, а кто-то не носит вообще головной убор. К мужчинам требование только одно — отсутствие шорт.

Но вернемся на нашу высотку.

Обзор города в 360° позволяет сполна насладиться центральной площадью с изображением карты Грозного, которую сложно рассмотреть с земли, видом торгового центра Грозный молл с самой большой звездой ислама на крыше. Рядом заложен фундамент для строительства самого высокого здания в Европе (102 этажа) Ахмат Тауэр, которое положит начало появлению нового комплекса высоток Грозный сити-2.

Путешествие по Чечне. Грозный

А вот смотреть на сами высотки лучше с земли. Одну часть комплекса можно увидеть со стороны Цветочного парка. Это излюбленное место прогулок горожан и туристов. Тысячи цветов и растений, травяной зоопарк, аттракционы и кафе, фонтан с традиционными вайнахскими сторжевыми башнями — все это неплохая отсылка к дубайскому Miracle garden, хотя и более скромная.

Здесь же, буквально через дорогу, находится единственная в Грозном православная церковь Михаила Архангела, основанная в конце XIX века терскими казаками. Во время войны храм сильно пострадал и был восстановлен только к 2009 году, в т. ч. за счёт средств благотворительного фонда имени Ахмата Кадырова.

Но поскольку главная религия республики все-таки ислам, то и «Сердцем Чечни» является мечеть, названная в честь первого президента Чеченской республики — Ахмата Кадырова. Построенная в османском стиле, она удивительным образом напоминает Голубую мечеть в Стамбуле. А с другой стороны, почему бы и нет, ведь прекрасное достойно повторения!

Путешествие по Чечне. Грозный

Внутри мечеть имеет изысканную роспись и богатое украшение. А три люстры из кристаллов Swarovski своей формой светильников напоминают основные исламские святыни: иерусалимскую мечеть Куббат-ас-Сахра, Ровзату-Небеви в Медине и черный куб Каабы.

Особая часть «Сердца Чечни» — михраб — молитвенная ниша, обращенная в сторону Мекки и указывающая направление для молитв. Из-за пересекающихся мраморных элементов возникает интересная иллюзия бесконечной глубины ниши.

Перед мечетью расположена площадь, огороженная колоннадой с множеством арок и галерей. Здесь также находятся фонтаны для омовений, обязательных перед намазом.

Позади мечети — необычный памятник… дереву! Это точная копия 1500-летнего оливкового дерева, в тени которого отдыхал Пророк Мухаммад. Оригинал дерева находится в Иордании.

Мечеть могут посещать представители и других религий, главное соблюдать правило к внешнему виду! Но в любом случае при входе есть «гардеробные», где бесплатно можно взять платье с длинными рукавами и платки женщинам или специальную ткань для прикрытия голых ног мужчинам. При этом женщины имеют отдельный вход в любую мечеть и могут находиться только на втором этаже.

Вообще, гуляя по городу, не стоит удивляться тому, что то и дело натыкаешься на парки, улицы, музеи, стадионы, даже футбольный клуб, названные в память об Ахмат-Хаджи Кадырове. Здесь он — национальный герой, избавивший край от терроризма и погибший от него. И повсеместные надписи «Ахмат — сила!» явное тому подтверждение.

Поближе узнать этого человека можно в музее Мемориального комплекса Славы имени Ахмата Кадырова, куда мы и отправились. Музей работает ежедневно с 10 до 17 часов. Входной билет стоит 100 рублей. Можно также взять экскурсию для более глубокого погружения в историю.

Путешествие по Чечне. Грозный

Кроме нас там было несколько человек, так что, не расталкивая друг друга локтями, мы смогли осмотреть произведения искусства местных и других российских художников, скульпторов, а также личные вещи А. Кадырова и небольшую военную экспозицию.

На территории паркового комплекса есть некоторые образцы военной техники и памятники героям Советского Союза.

К сожалению, Национальный музей Чеченской Республики был закрыт на длительную реконструкцию, поэтому мы довольствовались теми немногочисленными экспонатами, которые временно разместили в ТЦ Грозный молл.

Путешествие по Чечне. Грозный

На закате после изнурительной жары приятно прогуляться по пешеходной улице города, названной в честь самого знаменитого чеченца, танцора Махмуда Эсамбаева, или посетить довольно неплохие кафе и рестораны с национальной и международной кухней. Нам повезло, мы жили на бульваре Эсамбаева и каждый вечер могли наслаждаться этим вайбом.

Бульвар упирается в огромную центральную площадь, откуда открывается ещё один изумительный вид на Грозный сити, мечеть «Сердце Чечни» и нулевой километр.

А в тени деревьев перед необычного вида зданием — шайбой спрятано одно из самых грустных мест Грозного — мемориал памяти погибших в борьбе с терроризмом. Чёрный монолит и 38 камней с именами погибших в ходе контртеррористической операции в Чечне напоминают о непрерывной борьбе со злом и пути мира и развития, которых придерживается Чеченская Республика.

Колорит местной кухни

Традиционные блюда вайнахов довольно простые и сытные, ведь предназначены они в основном для питания суровых горцев. Основные ингредиенты — мясо, овощи и зелень, тесто.

Самое популярное блюдо — жижиг-галнаш (варёное мясо и галушки из кукурузной или пшеничной муки). Само по себе блюдо не произвело на нас впечатления, хотя стоило бы попробовать, все-таки национальное, но уже в другой раз. Попробовать его можно практически в любом ресторане, но специализируются, судя по названию, в заведении Жижиг&Galnash, расположенном на проспекте В. В. Путина.

А вот шашлыка из люля из баранины мы наелись вдоволь в различных заведениях:

Купол в Грозный сити (кстати, единственный ресторан, где можно заказать алкоголь)

Инжир (бульвар М. Эсамбаева)

Путешествие по Чечне. Грозный

Гриль хаус (бульвар М. Эсамбаева)

Vesna (бульвар М. Эсамбаева)

Путешествие по Чечне. Грозный

Ездили даже на знаменитую улицу шашлыков в кафе Шашлык-Машлык (ул. Южная).
И практически везде единый подход к композиции на шампуре: пару кусочков хорошего чистого мяса, ребрышки и курдюк, видимо, для сочности. Цена в среднем 600 рублей за шампур.

Очень понравились лепешки с творогом и зеленью — чепалгаш, и тыквой — хингалш. А вот суп жижиган чорпа с бараниной и овощами вполне обычный, но вкусный.

А высоко в горах, среди тумана, у местной бабушки мне посчастливилось купить урбеч — пасту из миндаля, перетертого до состояния густой массы. Одной ложки вполне хватает, чтобы утолить голод и удовлетворить потребность в сладком, хотя сахара там нет, а вот калорий предостаточно.

Подробнее о нашем путешествии по Чечне и не только смотрите на моем Youtube-канале Маршрут на отпуск!