Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Фиагдон, Даргавс — Россия Июль 2023

В первой части мы остановились на посещении Аланского монастыря. Ну, не совсем, конечно) закончили мы поеданием знаменитых осетинских пирогов, но из достопримечательностей — монастырем. Двигаемся дальше. Мы начали подъем вверх, и я не знаю почему — но буквально на каждом метре хочется остановтиь машину и запечатлеть красоту вокруг. Пейзажи какие-то невозможные и умопомрачительные.

Очередная точка маршрута это башни Курта и Тага со смотровой площадкой. Проскочить этот объект невозможно, т. к. там всегда огромное количество машин. И не только) место у площадки высоко ценят и местные коровки)

Знакомство с Осетией, ч.2

Когда я ставила точки на карте — что именно мы будем смотреть в первый визит, я подумала, что это родовые башни мужчин с именами Таг и Курт. Но нет, оказалось что это несклоняемые имена КуртА и ТагА, с ударением на последний слог. Время строительства башни точно неизвестно, но говорится расплывчато, что это средние века. К башне относится легенда: неподалеку, на горе Хакун жила осетинская семья. В семье был своенравный мальчик, единственный сын. И вот однажды он повздорил с отцом и ушел из дому, причем на просто ушел, а к черкесам. Долго верой и правдой он служил черкесскому князю, спустя годы он обзавелся семьёй и почувствовал, что скучает по родительскому дому. Он выбрал местечко неподалёку от отчего дома (неудачно выбрал, хочу я сказать, ветер там такой, что и устоять непросто), и начал там строить башню.

Отец пришел знакомиться с новыми соседями, и вообще спросить с чего это они решили строить дом на его землях, но узнал сына и простил его. Все помирились, а в новой башне родились мальчики Курта и Тага. Мальчики очень дружили. увлекались соколиной охотой. Именно от этих мальчиков произошло большинство осетинских семей.

Знакомство с Осетией, ч.2

Там правда тоже была одна история: у каждого из братьев был свой сокол, и в какой-то момент птица Курта победила птиц Тага, и Тага решил, что раз так произошло, то и брат его будет угнетать, и ушел из дому в Даргавское ущелье. В итоге в честь Курта названо Куртатинское ущелье, а в честь Тага одну из областей Осетии Тагаурия. В общем туда нужно ехать за восхитительным видом на саму башню и окрестности.

Еще одна обзорная площадка с открыточными видами — это Арт-объект бука «АЕ» Дело в том, что осетинский алфавит отличатся от нашего — там 43 буквы, и помимо букв к, г, т, х, ц «отягощенных» твердым знаком — есть дифтонги дж, дз и ае.

Знакомство с Осетией, ч.2

И по сути именно «ае» является единственной уникальной буквой алфавита, и именно поэтому ей устроен памятник.

Вообще удивительный факт — осетинский алфавит изобрел в 1844 году российский филолог финского происхождения Андреас Шёгрен. В общем, так или иначе — место для расположения этой буквы выбрано восхитительно!

Знакомство с Осетией, ч.2

Именно оттуда открываются на мой взгляд самые ошеломительные виды.

На этой площадке мы зависли минут на 40, и поехали дальше, в то место, из-за которого я вообще собралась поехать в Осетию — а именно в Даргавс. Даргавсский некрополь, загадочный город мёртвых. Это не просто очередной поселок, как может показаться издали. Это самое настоящее кладбище.

Знакомство с Осетией, ч.2

Этот некрополь состоит из 97 склепов, в которых суммарно захоронено около десяти тысяч человек. В каждом склепе хоронили семьями, поэтом останки расположены на нескольких уровнях. При детальном рассмотрении можно увидеть, что не все усыпальницы одинаковы.

Самые богатые роды могли позволить себе каменную усыпальницу на высоком постаменте, снабдив её четырехскатной крышей. Семьи попроще делали склепы с двускатными крышами. Бедняки же устраивали для себя последнее пристанище с плоской крышей, практически вровень с землёй.

Знакомство с Осетией, ч.2

Каждый склеп имеет вход — узкое квадратное отверстие. Примечательно, что в этих некрополях не только хоронили мёртвых, сюда целыми семьями самостоятельно уходили умирать во время эпидемии холеры, чтобы не заражать близких. Именно поэтому в некоторых склепах можно видеть останки в позе сидя, или на боку. Останки сохранились до нынешних времен, причем то ли благодаря погодным условиям, то ли из-за того, что хоронили без закрытых гробов, как бы открытым способом — многие не истлели, а как бы мумифицировались. И по останкам хорошо видно, что там есть и мужчины, и женщины, и дети. Я старалась особенно не тревожить усопших, всё-таки это на аттракцион, а кладбище, но парочку фото всё же сделала для наглядности.

Над одним из склепов на осетинском языке написано: «С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы." Очень мудрое изречение. Я сразу вспомнила как было у Мориса Метерлинка в «Синей птице» — «Они живут в вашей памяти, значит, не умерли… Мертвые, о которых вспоминают, живут счастливо. Так, как будто они и не умирали…"

Знакомство с Осетией, ч.2

Самый главный вопрос, который невозможно себе не задать — почему везде вокруг на Кавказе хоронили в землю, а в Осетии нет? Нужно рассматривать две версии: легенду и мнение ученых археологов. Легенды я люблю, все знают, поэтому с неё и начну. В деревню, которая была расположена на дне ущелья пришла жить очень красивая девушка. Кстати сказать, виды там (как и везде в Осетии) тоже необыкновенные, и понятно, почему девушка выбрала такое прекрасное место для проживания.

Ну, что обычно происходит, если внезапно в селение приходит жить девица-красавица? Да, все хотят её в жены. И начали все окрестные мужчины бороться за её внимание. Причем в данном случае «бороться» — не фигура речи, а на самом деле до кровопролитных боёв. Это не очень понравилось старейшинам рода и девушку (которая вообще то ни в чем не виновата, вот уж точнго «не родись красивой») отвели на суд к старейшинам, и они, т. е. старейшины, сами выберут кому отдать барышню.

Знакомство с Осетией, ч.2

Но почтенные старцы увидели её, забыли обо всех приличиях и немедленно начали делить её уже между собой. И тут взбунтовалась женская половина селения. Девушку немедленно окрестили ведьмой (да, женская зависть — страшная вещь) и заявили, что её нужно изгнать из селения. Разумеется, мужчины были против, и приняли «прекрасное» решение: давайте-ка мы её убьём, и она никому не достанется. Сказано-сделано. Но тут вмешался Боженька, и сказал: ах так? Убили красавицу? И сами все умрите! — и наслал на деревню какую то страшную неведомую хворь, которая выкосила всё селение. Но не только хворь послал Боженька, а еще и проклятие. не принимала земля останки умерших, выталкивала на поверхность земли. Поэтому и пришлось строить склепы.

Легенда красивая, конечно, но должна же быть и официальная версия! Она есть, и в принципе достаточно логично звучит. У народа просто было мало земли.

Знакомство с Осетией, ч.2

Нужна была земля для жилья, нужна была под пастбища, а там в основном каменистая почва и горы. Для других нужд эти участки мало пригодны, а вот для захоронений — вполне. Но поскольку там камни, то обустраивать традиционные могилы «в земле» практически невозможно, поэтому и возникли усыпальницы. В одном таком «домике» покоится до сотни человек, когда могильник заполнялся, первых усопших спускали в ямы в фундаменте, а освободившиеся полки использовали дальше.

Сейчас это музей, охраняется ЮНЕСКО, а достаточно долгое время из уст в уста в народе передавалось устрашение: «Всякий, кто из праздного любопытства рискнет проникнуть в склеп, поплатится жизнью». Я думаю, что это как раз связано с той самой эпидемией холеры. Когда люди уходили живьем — некоторые приносили им еду и воду, и это был риск заразиться.

Знакомство с Осетией, ч.2

Осетины верили, что эти усыпальницы — это загробный дом, поэтому хоронили женщин в нарядной одежде, а мужчин при полном обмундировании и с оружием. Для того, чтобы в загробном мире переплыть реку забвения — делались приспособления по типу открытого гроба в виде лодки. Еще один красивый обряд связан с лошадьми. Когда умирал мужчина, после погребения рядом со склепом привязывали его лошадь и зажигали факел с поминальным огнем. Как только факел догорал — лошадь отпускали.

В общем загадок и тайн города мертвых доподлинно нам всё равно не узнать. Да и не нужно. Пускай покоятся с миром.

Финальной точкой нашего однодневного ознакомительного марш-броска стало печально известное Кармадонское ущелье. Величественный горный массив, который пугает своей мощью и какой-то мистической суровостью.

Не зря именно это место было выбрано съёмочной группой сергея Бодрова. Трагедия произошла 20 сентября 2002 года, когда ледник Колка смёл всё на своём пути. Со скоростью до 200 кмч масса земли льда и камней за считанные минуты накрыла и дом, и базы отдыха, и автомобили, и поселки.

Знакомство с Осетией, ч.2

В результате погибло 125 человек, больше 100 из которых так и не найдены ни живыми ни мёртвыми даже спустя год поисковых работ. 42 члена съемочной группы Сергея Бодрова-младшего, которые вместе с ним работали в Северной Осетии над фильмом «Связной» тоже не найдены ни живыми ни мертвыми.

Есть и мистическое объяснение этому факту. Это не первый сход ледника в Кармадонское ущелье. Много веков тому назад здесь находилось семь поселений. В 17 м столетии на ущелье сошел ледник и похоронил под ледяной массой все сёла вместе с жителями, и их останки также не были найдены.

Знакомство с Осетией, ч.2

И тогда умершие, так и не нашедшие покоя, озлобились, превратились в злых духов и охрняют ущелье от чужаков. Был сход в 1902 году, потом в 1969 м.

Самое страшное, что ледник и сейчас жив, он накапливает свою мощь и пульсирует. Да, на сегодня нет риска повторения трагедии 21-летней давности. И эти территории только-только начали оживать. Но опасность оказаться очередными Помпеями всё же есть. Мистическая карма Кармадона — это не шутка.