Турист Lena Sekretova (Lena_Sekretova)
Lena Sekretova
была 17 апреля 9:18

Верхний Фиагдон — Россия Июль 2023

Продумывая маршрут весной, мне очень хотелось внести в него какое-то отличительное событие. Что-то, что точно надолго запомнится участникам и мне самой. Я знала, что в Осетии есть достаточно доступные для новичков горы, не требующие специальной альпинистской подготовки и снаряжения. Выбор пал на г. Кариухох, которая как раз находилась в финальной точке нашего маршрута — возле посёлка Верхний Фиагдон. Вот она стоит красивая вдалеке и ждёт нас.

Восхождение на Кариухох

Отзывов о восхождении на неё не очень много. Я нашла всего один от такого же любителя и несколько упоминаний в отчётах категорийных туристов. Также посмотрела все имеющиеся в ютубе видео. На них обычные люди средних лет успешно доходили до вершины, пусть и говорили, что местами было сложновато. В письменных отчётах мелькала информация о том, что путь наверх не всегда очевиден и понятен, но в видео обзорах ничего такого не было. В общем, на момент выхода у меня не существовало никаких сомнений в том, что на вершину этой горы реально зайти даже в одиночестве.

Так как это должен был быть уже 6-й день похода, а мы далеко не спортсмены, я предложила пойти со мной преодолевать только тем, кто реально этого желает. Вызвалось ещё два человека: Наташа и Макс, за что им огромное спасибо. Дни стояли жаркие, а набор высоты обещал быть значительным, решили выйти с вечера, дойти, куда сможем до заката, переночевать там и с утра бодро пойти к вершине. Таким образом, мы взяли с собой один рюкзак на троих, куда сложили палатку двухместную, спальники, два коврика и аптечку. Этот рюкзак несли по очереди. Также взяли с собой маленькие рюкзачки для радиальных выходов с самыми необходимыми личными вещами, едой и запасом воды в виде 2,5 литров на каждого. К сожалению, как мы ни всматривались в карту, никаких источников воды по пути нашего следования не обнаруживалось. И вот, наевшись осетинских (аланских?) пирогов, в пять вечера мы вышли из Верхнего Фиагдона в направлении нашей тропы. Мы шли по той тропе, которая обозначена на карте мэпс ми. За нами увязалась местная маленькая чёрная собачка. Видимо, обычное дело в Северной Осетии. Сначала мы с нашими друзьями немного погуляли по развалинам исторического города Цмити. А дальше пришлось расстаться: друзья пошли возвращаться в лагерь, а мы втроём пошли наверх. Солнце постепенно садилось, виды поражали воображение, а собачка продолжала бежать с нами.

Восхождение на Кариухох

Через некоторое время мы созвонились с нашими друзьями, которые должны были в этот момент подниматься по дороге в сторону башен Курта и Тага. Мы хотели попробовать помигать друг другу фонариками и посмотреть что из этого получится. Было ещё недостаточно темно, но мы их группу увидели, а они нас нет. Я уже хотела было останавливаться на ночлег, пока есть пологие места, но меня уговорили подняться ещё повыше. Так, ближе к полному закату мы встали на высоте около 1900 метров на ночлег. Вот где-то здесь возле тропы мы и встали. К нам подбирается облачко.

Восхождение на Кариухох

Тут выяснилось, что у нас пропало сушёное мясо, заботливо выданное нам перед выходом. Все подозрительные взгляды устремились на собачку. Было совершенно не ясно как она могла так быстро и незаметно стащить целый мешок мяса, не оставив никаких следов, но больше версий не было. Спустя некоторое время мы всё-таки нашли мясо в палатке, стыдливо посмотрели на неповинного пёсика, и сели ненадолго отдохнуть перед сном. Вдруг мы услышали голоса, приближающиеся откуда-то сверху. Собака услышала их уже после нас и тут же бросилась прятаться за Наташу. Мы насторожились и стали ждать. Показалось две фигуры. Они приближались, и мы заблоговременно поприветствовали их. Оказались два довольно молодых парня, у каждого в руке по палке, на которые они опирались. Сказали нам, что мы выбрали красивое место для ночёвки и спросили не боимся ли мы медведей. Мы заверили их, что медведей мы очень боимся и уточнили не видели ли они их тут. «Конечно видели, — сказали они, — вот, за собой одного как раз ведём." И тут внезапно появилась третья мужская фигура. Мы посмеялись, но решили на всякий случай подождать с укладыванием на ночь. Решили, что это были пастухи. Тем временем начал усиливаться ветер, и мы засобирались в палатку. Однако ребята вспомнили, что бросили на тент посушиться вещи и забыли про них, а ветер, очевидно, их уже куда-то сдул. Полезли обратно искать вещи с фонариками. Вещи нашлись, улеглись, Наташа осознала, что потеряла телефон. Опять все полезли наружу на поиски. Телефон нашёлся, мы забились в палатку и, чтобы больше ничего не потерялось, начали немедленно спать. Выпили мы за вечер 1,5 литра воды всего.

Ночь у меня не задалась. Мало того, что втроём в двухместной палатке не очень приятно спать, когда у тебя в принципе довольно тревожный сон. Но задувший с вечера ветер решил не утихать ни на секунду. Я лежала и тряслась, представляя, что скоро нас вместе с палаткой этот ветер, весело хохоча, сдует со склона прямо в пасть к шакалам или к другим страшным существам вроде пастухов. Логически, конечно, понимаешь, что сдуть трёх взрослых человек вместе с палаткой крайне затруднительно. Но внутри палатки все звуки ощущаются намного сильнее, чем они есть на самом деле, а я впечатлительная. В 4:30 утра я с облегчением полезла наружу навстречу восхитительнейшему рассвету.

Восхождение на Кариухох

Пока ребята также очарованно фотографировали наш рассвет, палатка всё-таки полетела вниз, романтика утратилась, Макс полетел за палаткой и героически её поймал. Утратился один несчастный колышек. Его, видимо, откинуло куда-то в порыве. Быстро всё собрав и закину большой рюкзак в высокую траву, в 5:05 утра мы выдвинулись в сторону вершины. Собачки утром не обнаружили. Надеюсь, что она успешно вернулась домой.

Сначала уклон был не очень сильным. Мы спокойно продвигались вперёд, хотя, судя по навигатору, с тропы то и дело сходили. Через полтора часа решили позавтракать бананом и печеньками. Высота 2150 метров. Далее мы, кажется, дошли до пастбищ лошадей. Тропы были повсюду. Они начинались и неожиданно заканчивались тем, что лошадка, очевидно, решила просто полежать в траве. Они извивались странным образом, а мы то и дело сбивались с дороги и ходили кругами. «2300, лошади водят нас за нос, ползу напрямик», — пишу я в чат нашим друзьям в 6:56 утра. Меня окружают кони, колючки, крапива и остатки вот таких каменных фундаментов. На второй фотографии виден нужный нам кулуар.

Восхождение на Кариухох

То, что кулуар нужен именно этот мы поняли не сразу. Сначала немного забрались по тому, который правее, пришлось спускаться. Крутизна склона становится заметно ощутимее. Мы поднимаемся всё выше, оглядываемся назад и не очень понимаем как потом здесь спускаться. Примерно посередине кулуара находится небольшой скальный участок, который легко пролезть. Сначала мы садимся под ним передохнуть и замечаем парящую над нами птицу. Птица огромная, размах крыльев метра два с половиной, наверное. Но любуемся мы ею недолго. Парит она исключительно над нами, делает крайне подозрительные круги и немного снижается. Понимаем, что из травы видны лишь наши головы, которые предоставляют для птички лакомый кусочек, а не угрозу. Забиваемся под скалу, я поднимаю палки наверх. Опасно!

Птица — прелесть

Восхождение на Кариухох

Вот примерно снизу мы и ползём. Зато цветы вокруг — услада для глаз.

Восхождение на Кариухох

Между тем, мы уже выбрались на плато. Вылезли вот из этой дыры

Восхождение на Кариухох

Делаем привал, прводим медосмотр: измеряем пульсоксиметром, собственно, пульс и сатурацию. Показатели у меня лучше, чем за два дня до этого на относительно пологой грунтовке. Абсолютно всё в норме, учитывая высоту и то, что я подустала. У Наташи пульс довольно быстрый, она решает идти медленнее и чаще останавливаться. А мы все решаем теперь идти в своём темпе и не поджидать друг друга. Также договариваемся, что в час дня мы поворачиваем назад, где бы мы в этот момент не оказались.

Видим перед собой какую-то выделяющуюся вершину. Решаем, что это ОНО. Держим курс напрямик, избегая тропы, потому что тропы всё равно не видно.

Обманываться рады. Но цветы на скалах продолжают радовать. Макс собирает фотогербарий.

Восхождение на Кариухох

Вообще идти довольно тяжело. Уже давно взошло солнце, ночной ветер утих, а угол подъёма заставляет напрягать все части тела. Иду по схеме вдохнуть и одновременно воткнуть палки где-то повыше себя, сделать три шага, выдыхая и работая руками и ногами. Конечно же, дойдя до нашей «вершины», мы обнаруживаем, что за ней ещё идти и идти. Зато совершенно неожиданно увидели лань. Она была очень далеко, поэтому мы не совсем уверены в том, что это была именно лань, но верим в это. К Наташе она была ближе, Наташа сказала, что лань на неё фыркала. Как же не фыркать, когда в этом мире нет никаких людей, а тут эти.

Опять делаем привал, решаем, что пора уже всё-таки выйти на тропу по карте и держаться её. Мы с Максом также съедаем немного мяса. Оно солёненькое, как раз то, чего не хватало. Встаём, идём в сторону тропы, я понимаю, что забыла телефон на нашем привале. Приходится спускаться. Телефон нашёлся быстро, но теперь после каждой остановки Макс нас серьёзно спрашивает у всех ли телефоны в карманцах.

Итак, по карте мы вроде как на тропе. Намного позже мы узнаем, что идти нужно было по красной стрелочке. Мы были полны решимости идти по тропе, а она указывала намного левее.

Восхождение на Кариухох

Через некоторое время, снова сверившись с картой, выяснилось, что теперь тропа намного правее нас, а мы уже посреди каких-то скальных участков. Высота 3050, время 10:40. Лезть выше опасно и некуда. Спускаться вниз совершенно не хочется. Приходим к выводу: траверсировать. У нас есть серия фото из разряда «не показывайте их тем, кто вас любит». Вот мои друзья доверчиво идут за мной по скалам:

Сначала на разведку ходил Макс, потом я. К счастью, мы нашли путь, и нам не пришлось спускаться и терять драгоценные набранные метры. Мы опять вышли на тропу, возле которой заботливо стоял тур. Кажется, мы на финишной прямой! Прямая выглядела как сыпуха, бесконечно уходящая куда-то вверх.

Что вниз, что вверх — вид одинаковый и немного безнадёжный.

Восхождение на Кариухох

Тут я начинаю давать слабину. Время примерно 11:30. Вокруг меня крайне неприятная сыпуха. Я устала и лишь очень далёкая часть меня ещё хочет забраться на самый верх. А другая часть, уже не очень далёкая, говорит оно тебе это надо? Делюсь своими мыслями с друзьями. К счастью, они намного более упороты, чем я. Да ладно тебе, говорит мне Наташа. Осталось всего-то 300 метров набрать, а у нас ещё полтора часа до контрольного времени. Пойдём! И я иду, потому что, во-первых, это я всех сюда завела, а, во-вторых, желание взойти ещё теплится. Уговариваю себя, что дойду хотя бы вот до той виднеющейся макушки. Солнце нещадно жарит камни и меня. Схема передвижения немного меняется: я яростно передвигаю ногами вверх, пока есть силы, и я не успела скатиться обратно. Устаю, выдыхаю секунды или минуты, повторяю яростный подъём. Стараюсь не думать о времени и о том, сколько ещё осталось. Стараюсь не смотреть на карту, потому что уже нет в этом смысла. Вижу, что обозначенная для себя вершина становится всё ближе и чувствую, что скоро разрыдаюсь от усталости. Макс машет мне рукой и предлагает взойти уже первой со словами «твоя вершина». Еле сдерживаюсь от слёз и позирую для фото

Восхождение на Кариухох

С другой, северной, стороны горы обрыв. Я сижу на краю и счастливо болтаю ногами. Время примерно 12:15. Говорю себе, что мне определённо достаточно. Но я вижу, что вершинный триангуляр находится всё-таки левее меня, и в его сторону уже направился Макс. Я продолжаю сидеть и выдыхать, смотрю на карту. Карта всё так же бесстрастно утверждает, что ни на какой я не на вершине, что не дошла я каких-то 160 метров до высшей точки, ну что ж ты будешь делать встаю иду.

Вот она та самая

Восхождение на Кариухох

Время 12:33, я дошла. Чувство облегчения и гордости. Фотографирую всё подряд, рассматриваю сооружения, установленные на вершине. Крайне довольна собой и друзьями. Около 12:40 к нашей радости присоединяется Наташа, у которой обнаруживается телефонная связь. Немедленно звоним нашим друзьям и сообщаем о нашем достижении. Слышу радостные вопли из динамика. Наслаждаемся жизнью и собой до часа дня. Подъём занял 7,5 часов, мы заблудились 4 раза.

К триангуляру прикручено зеркало

Виды с вершины

Восхождение на Кариухох

Воды осталось примерно по 600 мл на каждого, начинаем экономить.

Всё ещё не очень понимаем как мы тут будем спускаться, но выбора нет. По Камчатке мне помнится, что сыпуха довольно приятная вещь для спуска. Главное поймать «волну» и спускаться, рассекая ногами не волны, но камни. Здесь то ли сыпуха отличается, то ли я больше осторожничаю из-за зимней травмы голеностопа. Также классно и быстро спускаться не получается, в какой-то момент я даже падаю и заставляю себя передвигаться с ещё большей осторожностью. Спускаемся мы точно по тропе, хотя на карту практически не смотрим. Сверху она как-то по-другому ощущается, кажется. Хотя прелестные скальные участки продолжают присутствовать:

Восхождение на Кариухох

Упав ещё разок и покончив с сыпухой устраиваем очередной привал. Запихиваем в себя по куску вчерашнего пирога, хотя есть всё равно совсем не хочется. Видимо, все силы брошены на преодоление. Сидеть, конечно, хорошо, но вода заканчивается, зато над соседними горами ходят совершенно неприглядные тучки. Мы слышим гром. Собираемся к дальнейшему спуску. Вот мы выходим на очередной склон и обсуждаем как мы тут вообще поднимались, настолько он крут. Ладно физическая составляющая, но как мы, не особо опытные в этих делах, решились тут подниматься? Ответов нет, решаем, что на гору шли другие мы: более замотивированные и менее уставшие. Идём по траве, поэтому я, вдобавок к обычному переставлению палок, делаю ими такие движения, как бы раздвигающие траву и вообще стараюсь шуметь побольше. По дороге туда Наташа видела змеиную кожу, а я боюсь.

Дождь начинает капать, а мы бредём в траве по пояс и с содроганием думаем про тот кулуар, который нас ещё ждёт впереди. Наклон там и так сильный, а мокрая трава значительно усложнит дело. К счастью гроза задевает нас совсем краем и дождь быстро заканчивается. Зато нам показывают радугу.

Найди радугу на фото. А нам вот в ту расщелину.

Восхождение на Кариухох

Начинается очередной мучительный спуск. Макс довольно бодро спускается, а мы с Наташей ползём как черепахи, главное не упасть бы. У меня в какой-то момент сдают нервы, поэтому я просто сажусь на попу и качусь по траве вниз, придерживая себя руками. Скорость не то что бы увеличивается, но зато не так беспокойно.

Спускаемся. А внизу лошадки, но их не видать.

Восхождение на Кариухох

Макс спрашивает как мы пойдём после спуска из этого кулуара. Говорит, что не хочет опять идти по колючкам и предлагает разведать лошадиную поилку. Я на всё согласна, продолжаю ехать на попе. Встречаемся у лошадиной поилки, а это не поилка. То есть это явно место сбора лошадок, но воды там никакой нет. Лишь вытоптаная земля и примятая трава. Позже решили, что там пастухи кладут под камни соль. Мы же устремляемся мимо лошадок в сторону нашего рюкзака.

А вот и лошадки с жеребятами. Ужасно мило.

Восхождение на Кариухох

Мчим — это слишком быстрое слово для описания нашего передвижения сейчас. Идём как можем, сбиваемся с тропы в непонятно какой раз, выходим на тропу, выходим к нашей стоянке! Я просто ложусь на землю и лежу. Воды на самом донышке, ближайшая вода в посёлке. Спускались мы 5,5 часов.

Макс героически вызывается нести рюкзак первые 25 минут. Я еле плетусь за всеми под гору. Странное ощущение для человека, которого обычно все пытаются догнать. Думаю о том, сколько ещё идти, и о том, что завтра ещё не конец похода. Делаем привал на 5 минут возле двух башен и звоним нашим друзьям. Они сообщили, что находятся на пути в лагерь после насыщенного дня в Верхнем Фиагдоне, а также, что они смогли найти транспорт, поэтому завтра мы возвращаемся в Кармадон и идём на ванны. Я рада, но не представляю как я куда-то завтра пойду. Ребята говорят, что надо было брать с собой ещё и солёную минералку для восстановления водно-солевого баланса. С Наташей решаем нести рюкзак по 15 минут в надежде, что за это время успеем дойти до посёлка, а там будем уговаривать всех водителей отвезти нас поближе к лагерю. Дорога опять нас обманывает. Вот уже прошло полчаса, а посёлка не видать. Сначала мы хотели купить мороженое, когда дойдём до магазина, но нас спускается облако, поднимается ветер, и начинает холодать. Мне продолжает хотеться просто лечь и лежать, можно без воды. Продолжаю переставлять ноги просто потому что надо. И вот посёлок, мы заходим в первый попавшийся магазин, покупаем там кто колу, кто капучино, кто воду и ту самую солёную минералку «Кармадон». Я блаженно пью холодный капучино, но мои друзья заставляют меня сделать несколько глотков солёной воды. На месте выясняем, что в Верхнем Фиагдоне существует Яндекс такси с тремя водителями. Я самонадеянно вызываю такси до Горной Дзуарикау, возле которой мы и стоим. Водителям такое счастье не нужно, поэтому они по очереди отказываются. Помню ту дорогу вниз, понимаю их, вздыхаю и вызываю хотя бы до башен Курта и Тага. Туда идти 2,5 километра, но это подъём, а у нас больше нет сил. Второй водитель соглашается, и вот мы уже сидим в комфортной машине. Высаживаемся у башен около семи вечера, и тут я понимаю, что мои утраченные силы ко мне вернулись. Были ли это три минуты в машине или всё-таки солёная минералка действительно чудодейственное средство я не знаю, но делаю ещё пару глотков. Ноги несут меня в сторону долгожданного отдыха. Вот мы уже среди домов местных, на нас смотрит бесчисленное количество овечек и коз, которых согнали на ночь с гор. Вот мужчина так же загоняет коров на ночь. У него на участке есть собственная башня, между прочим. Вот уже и речка, в которой все счастливо плескались накануне с дикими криками. У нас в лагере неожиданно тихо. Ни костра, ни разговоров, лишь какие-то тени мелькают то тут, то там, а мы незамеченными вступаем в сердце лагеря, где нас, наконец, замечают. Звук как будто включается, все радостно нас обнимают и поздравляют с восхождением. Выдают ужин и по упаковке профитролей за преодоление. Ужасно приятно.

Уже в темноте ставим с Наташей нашу палатку, сидим немного у костра, даже греем себе воду, чтобы помыться. Завтра нас ждут чудесные кармадонские ванны.

Должна сказать, что подъём на гору Кариухох вышел намного более трудным, чем я того ожидала. Изначально я собиралась пойти даже одна, если бы никто не согласился на мою авантюру. К счастью, одной мне идти не пришлось. Самостоятельно я либо умерла бы от страха в палатке, раздуваемой всеми ветрами ночью, либо бы заблудилась и вернулась назад во избежание. Так что спасибо моим друзьям за решительность и поддержку. У меня и Наташи есть не очень большой восходительный опыт. Макс вообще был в горах первый раз. Мы сделали свои выводы и мы молодцы, несмотря ни на что. И, конечно же, мы не пожалели о таком опыте.