Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 0:18

Хило — США Июль 2023

На нашей планете есть один странный парадокс, если очень долго лететь на запад, то окажешься на Востоке. Я лично проверял, летел из Хьюстона шестнадцать часов строго на запад, в результате оказался в Китае, который был очень Восток. Граница между Западом и Востоком не обозначена, более того она достаточно мобильна. Сегодня она проходит где-то между Гавайями и Японией, атоллами пренебрегаем.

Запад есть Запад, Восток есть Восток

Свой запад и восток есть и у Гавайских островов. Самый восточный из больших Гавайских островов Оаху — самый западный по менталитету. Большой Остров (правильно называть Гавайи) — географически самый западный. При этом он выглядит намного восточнее столичного Оаху.

Основное население Оаху — американские туристы, живущие в небоскребных отелях, а на Большом Острове достаточно много аборигенов и японцев, которые составляли значительную часть населения на всех больших тихоокеанских островах до второй мировой войны.

Как ни удивительно японцы не были депортированы с Гавайских островов после атаки на Перл Харбор, при том, что в Калифорнии, Орегоне и Вашингтоне была проведена полная депортация генетически японского населения, включая американских граждан. На сколько я понимаю, численность японцев на Гавайских островах за военное и послевоенное время не уменьшилась, изменилось процентное соотношение, за счет понаехавших американцев и плодовитых аборигенов.

Запад есть Запад, Восток есть Восток

Когда мы говорим про Запад и Восток, важен скорее не разрез глаз и цвет волос, а общий настрой. Здесь разница между Оаху и Большим проявляется полностью. Ну не побежит никто на Большом острове с утра пораньше лежак занимать. Там нет ощущения курортных скачек, собственно, ощущения курорта тоже нет. Люди развлекаются достаточно своеобразно, например забираются ночью на высокую гору и смотрят на звезды, ну чисто Катманду. От самой большой горы Большого Острова — Мауна Киа до звезд, совсем близко. Астрономы всех стран норовят там построить обсерваторию.

Пляжи на Большом Острове можно назвать не Вайкики. В общем случае, они достаточно интимны. Даже на втором по размеру острове архипелага — Мауи, где тоже процветает активный туризм, блок отель-пляж выглядит более убедительно. На пляжах Большого острова, очень много перепелок, которые ковыряются в песке. Это я к тому, что придумать перепелку на Вайкики, я не могу.

То, что пляжи и горы разные — это конечно важно, но главное, различие в людях, которые отдыхают на этих пляжах и в тех горах. Путешествие на Гавайи — серийное желание среднего американца. Его восприятие Гавайев определяется картинками с Оаху, то желание можно оценить как немудренное, а средства его осуществления как простые. Задача облегчается еще и тем, что наличие Мауи или Большого Острова, для многих секрет. Большинство людей летят просто на Гавайи, а Гавайи в их понимании — Гонолулу, Вайкики, Перл Харбор.

Это я про себя тоже. Первый раз я полетел на Гавайи в 1990 году и естественно попал в Гонолулу. Если бы кто ни будь в то время предложил бы мне слетать в Хилу или Хану, я бы даже не удивился, просто не понял бы. Про Гонолулу я знал, в голове с детства застряла поучительная фраза — «Никогда не умирай в Гонолулу», откуда я ее взял не помню.

В бассейн под водопадом высоко в горах прыгнул на полном выдохе, с ожиданием ледяной воды, на всю жизнь запомнил на сколько она была неожиданно теплая. 1990

Понравилось мне на Гавайях очень. Всему свое время, если бы я в те годы случайно попал в джунгли Мауи, они бы мне показались гораздо менее экзотичными чем небоскребы Гонолулу. Они еще там хулу танцевали, размахивая большими тазами, ну и запечённая прямо на пляже свинья, которую мы обильно запили водкой, тоже помогли восприятию.

Прошло совсем немного времени, и я уже не хочу жирной свинины с водкой, если у вас такая же проблема не пугайтесь, выход есть, летите на Большой Остров. Там еще не известно кто кого съест вы свинью или она вас.

- Булки есть? - Нет! - Покажи карманы!

Когда-то Большой остров был главным. На нем жил суровый, но справедливый король и прекрасная королева. Это было разумно до тех пор, пока три метра у берега было большой глубиной, пироги только так проходили. Когда в центре Тихого океана потребовалось разместить американский военный флот, стало понятно, что основное сокровище островов — это бездонная Жемчужная Бухта Оаху. Порт, взлетно-посадочная на Геркулесы, инфраструктура с водой и электричеством… Почему бы нам не построить там гостиницу…

Дворец последнего гавайского короля

Столичным островом стал Оаху, а место справедливого короля занял демократичный губернатор. На развитии других остров смена власти сказалась положительно, в смысле всякое развитие прекратилось. Жители переехали на Оаху и подались, ну мягко говоря, в сферу обслуживания. У американских военных хорошая зарплата и обслуживать их гораздо веселее чем как белочка лазать по пальмам за орехами.

Про остальные острова вспомнили, когда решали задачу по целесообразности строительства второго этажа лежаков на пляжах Оаху. Без денег министерства обороны освоение шло гораздо медленнее, но потихоньку, понемножку построили аэропорты. На сегодняшний день они уже получили статус международных, но крышей пока не обзавелись и внешне больше похожи на автобусные остановки.

Дороги тоже построили. Основные дороги на островах неплохие, а не основные плохие. На каждом острове есть пара базовых дорог по классу соответствующих нормальным американским хайвеям. Остальные дороги как бы вырождаются в процессе удаления от центров цивилизации. Начинаются они очень бодро, хорошим бетонным покрытием, а в конце дороги той одна полоса битого асфальта.

Запад есть Запад, Восток есть Восток

На последнем этапе деградации у дорог заканчивается всякое твердое покрытие, и счастливые владельцы 4×4 проявляют самостоятельность в выборе трассы. На Большом Острове я видел рекордную в моей практике вождения колею, ее глубина была никак не меньше трех метров. Важно, что грязи нет, вулканический пепел прекрасно пропускает воду, так что проехать почти везде можно.

На данный момент, Мауи освоен лучше, чем Большой. Правда в последней раз я был на Мауи в 2010 и часть кольцевой дороги была закрыта на ремонт. Сейчас ее, по слухам привели в порядок, она двухполосная на всем протяжении. Кроме этого, уже двадцать лет назад, на всей дороге до верхней точки острова было твердое покрытие, на Большом оно до сих пор с разрывами, на КП пропускают только 4×4, с полным баком бензина.

Верхушка Мауи. 2010

На 2010 год пришелся, пожалуй, пик российского содержательного туризма. Во время нашего путешествия на Мауи высоко в горах мы встретили группу очаровательных русских девчушек, одетых в гидрокостюмы. Это они находчивость проявили. Девчонки не знали, что на Гавайях нужна теплая одежда, а в горы хотелось, в результате принарядились в арендованные для серфа гидрики.

Панорама с верхней обзорной точки Мауи открывается фантастическая

Наверно самой важной характеристикой развития туризма является количество койкомест. Честно сказать новых отелей на Большом Острове я не увидел. Гавайи слишком далеко от континента, особенно если вспомнить, что основное население Штатов проживает на востоке. Можно, конечно, запустить китайцев, но их в Штатах не слишком жалуют. Видимо количество туристов лет двадцать-тридцать назад уже достигло максимума и в дальнейшем увеличиваться не будет. На островах потихоньку достраивают инфраструктуру, но очень ненавязчиво. Если посмотреть на фотографии, меняются только дети, все остальное застыло на месте.

Большой Остров и Мауи имеют между собой много общего. Какой для туриста более ценен? Думаю, дело вкуса и цели. На Большом ниже плотность населения и плотность туристов тоже ниже, на Мауи красивая вершина, на Большом джунгли совсем непролазные есть и водопады выше, на Мауи пляжи побольше и песочек лучше. Скажем так Большой экзотичнее, Мауи, пожалуй, красивее.

Запад есть Запад, Восток есть Восток

К преимуществам Гавайев по сравнению с Карибами можно отнести «хорошее снабжение». В последней поездке мы арендовали апартаменты и готовили в основном дома. При совершенно несусветных ценах во всяких мелких ларьках, в Костко я покупал продукты и всякую необходимую мелочовку практически по техасским (московским) ценам, все даже лежит на тех же местах как в Остине. Разница ограничивается тем, что рыба лучше, а фрукты хуже. Жилье дороже континентального, но не критически. Прокат машин удивил вполне разумной ценой. Цены на бензин грабительские, в два раза выше, чем в Техасе или России.

Наверно на ценах стоит закончить обзорную часть и перейти к конкретному путешествию. На этот раз мы летали на три недели на Большой остров. Как ни удивительно Большой остров тоже делится на Запад и Восток. То, что Запад здесь на западе, Восток на востоке упрощает понимание сути острова, но об этом в следующем рассказе.