Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была вчера 15:31
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души...

Циолковский, Благовещенск — Россия Июнь 2023

Далёких планет
Останутся наши следы!
Войнович Владимир

Приветствую вас, дорогие друзья! С радостью спешу сообщить, что неделю назад я побывала на космодроме «Восточный» и увидела собственными глазами запуск ракеты «Союз-2.1б». В этом году это был второй плановый пуск, и 14-й в истории космодрома.

Восточный — самый молодой космодром России. Здесь ещё вовсю кипит стройка, но уже сейчас производятся запуски, а к туроператорам выстраиваются очереди из желающих «прикоснуться» к космосу. Интерес проявляют не только дальневосточники, но и жители других регионов. В прошлом году космодром посетили 4 тысяч человек.

Приехать спонтанно и в одиночку на Восточный не получится. Попасть туда можно только в составе организованной группы. Заявку и документы, необходимые для получения пропуска, принимают как минимум за месяц до мероприятия.

На данный момент «космические» туры (различные по продолжительности) готовы предложить около десятка дальневосточных компаний. Цена однодневной поездки из Благовещенска (без запуска) варьируется от 7000 до 15000 рублей с человека (сюда входит оформление пропуска, трансфер туда и обратно, сопровождение службы безопасности, услуги гида и обед). Ценник на старт ещё более высок (какая-то фирма запросила цену в 40 тысяч на одного).

Макет тяжелой ракеты «Ангара-А5» на Калининском кольце в Благовещенске

Пока мы пребывали в мечтах и сборах, то по полной прочувствовали на себе, что значит «через тернии к звёздам»: изменялась программа, росла стоимость, всё переносилось на попозже, а потом и вовсе отменилось. Пришлось обменивать авиабилеты и перепробовать не одно агентство. Но, как поется в песне: «Кто весел — тот смеётся, Кто хочет — тот добьётся!».

В итоге все сложилось как нельзя лучше. Нежданно-негаданно мы оказались теми счастливчиками, кому Роскосмос позволил в пусковой день осмотреть объекты космодрома (обычно это запрещено и обзорные экскурсии непосредственно перед стартом не проводят). Возможно, на руку сыграло то обстоятельство, что в составе тургруппы оказались пятеро ямальских старшеклассников. Все они зарекомендовали себя с наилучшей стороны на различных инженерных сменах и становились победителями всероссийских конкурсов в сфере космических технологий. За отличные результаты ребят наградили путевкой в Амурскую область.

Поездка вместо 8-ми часов продлилась 17. Приятно удивило то, что нас накормили не только обедом, но и ужином (без дополнительной оплаты).

Пятеро старшеклассников из Нового Уренгоя, Ноябрьска и Губкинского

Итак, в назначенный день, в 8:30 утра наша дружная команда уселась в чистенький, комфортабельный автобус. Сверка списка, поименная перекличка, всё готово. Поехали!

А по ходу знакомимся с историей создания космодрома Восточный.

Бронзовый памятник создателям космодрома Восточный у въезда в город Циолковский. Скульптор Владимир Суровцев
После того как в 1961 году Юрий Гагарин совершил виток вокруг Земли, для человечества наступила новая эпоха — бесконечное путешествие в глубины Вселенной, а достижения советской и российской космонавтики стали предметом особой гордости граждан нашей страны.

Долгое время верой и правдой служил своему отечеству Научно-исследовательский испытательный полигон № 5, известный всему миру как Байконур. На его счету свыше 3 тыс. пусков ракет с различными космическими аппаратами. Пик активности пришелся на конец 80-х, когда ракеты взлетали почти каждую неделю. Никто тогда не мог даже предположить, что легендарное хозяйство окажется на чужой территории… С распадом СССР формальным собственником Байконура оказался Казахстан, и теперь России приходится арендовать важнейший объект у своего соседа, выплачивая за год 115 миллионов долларов.

Несмотря на наличие других полигонов, Россия не могла осуществлять запуски всех видов космических аппаратов, в том числе сверхтяжёлых ракет. В связи этим остро встал вопрос о создании нового современного космодрома.

Рассматривались несколько вариантов возможной дислокации: две в Сибири, две в Европейской части страны и еще две на Дальнем Востоке. В результате выбор госкомиссии пал на Амурскую область, значимым преимуществом которой является близость к южным широтам, что облегчает вывод космических аппаратов на орбиту. Учитывался и тот факт, что трассы полетов будут проходить над малонаселенными районами и падение обломков носителя произойдет в безлюдной тайге.

Место присмотрели близ поселка Углегорск. Уголь здесь никогда не добывали, а с помощью нарочно придуманного топонима вводили в заблуждение потенциального врага и «маскировали» таким образом 27-ю дивизию Ракетных войск стратегического назначения, которая размещалась в поселке с 1962 года, осуществляя боевое дежурство межконтинентальными баллистическими ракетами. В 1994 г. дивизию расформировали и на её базе развернули испытательный военный полигон — космодром «Свободный-18». Он пережил всего пять запусков и в 2005 году, ввиду недостаточного финансирования, был ликвидирован. Оставшаяся после военных инфраструктура стала неплохим подспорьем для Восточного.

К грандиозному строительству новой «космической гавани» приступили в 2012-м. Требовалось создать огромный инженерно-технический комплекс, включающий в себя: стартовую площадку; новый аэродром; авто и стальные магистрали; складские ангары и сборочные цеха; пункты контроля и управления; объекты для предполетной подготовки космонавтов; кислородно-азотный и водородный заводы, выпускающие элементы топлива и многое-многое другое.

Кроме того, предстояло преобразовать Углегорск в высокотехнологичный город с научно-исследовательскими центрами и конструкторскими бюро. Немного забегая вперёд отмечу, что в 2015-м поселок Углегорск получил статус города и новое имя — Циолковский, подарив лучшим интеллектуалам и инженерам жилье, хорошие зарплаты, достойную жизнь и надежду на будущее.

Старт с космодрома «Восточный». Поехали!

К сожалению, реализация мегапроекта сопровождалась бесконечными коррупционными скандалами о растратах, а также массовыми забастовками и голодовками рабочих из-за задержек зарплаты. По фактам хищений возбуждены десятки уголовных дел. Люди так часто слышали, что на Восточном опять что-то украли, что космодром стал ассоциироваться с бездонной кормушкой, откуда гребут деньги лопатой все, кому не лень.

Несмотря на многочисленные проблемы 28 апреля 2016 года в 5:01 по московскому времени с амурского космодрома состоялся первый успешный пуск ракеты «Союз 2.1а» с выводом на орбиту трёх искусственных спутников. С тех пор ракеты стартуют с Восточного один-два раза в год. Потихоньку пусковую активность планируется наращивать.

От Благовещенска до космодрома — 190 км — примерно 3,5 часа. Дорога тянется меж бесконечных равнин и полей. Изредка попадаются маленькие деревушки.

Старт с космодрома «Восточный». Поехали!

Федеральная автотрасса «Амур», убегающая от окраин Белогорска на северо-запад, ведет до расположенной в селе Глухари станции Ледяная. Вблизи проходит полоса вечной мерзлоты, и поэтому зимой температура воздуха здесь опускается ниже 40-градусной отметки.

В этих самых местах родилась и провела свое детство моя мама. Частенько ей вспоминался вплотную подступающий к деревеньке сосновый бор — невероятно красивый, густой, пахнущий смолой и терпким ароматом хвои.

Старт с космодрома «Восточный». Поехали!
Ещё совсем недавно Ледяную было сложно отыскать на картах России. Сегодня — это ключевой транспортный узел, через который в город Циолковский и на космодром проходит основной грузопоток, в том числе составные части ракет и оборудование производства самарского РКЦ «Прогресс». Спецпоезд проделывает долгий путь по стране, минуя Уфу, Челябинск, Омск, Новосибирск и Красноярск. Весь маршрут занимает 18 дней и составляет 6450 км.

Спецпоезд прибывает на станцию Ледяная
Фото: © https://www.roscosmos.ru/33939/

В 5 км от Ледяной находится город Циолковский. Он имеет статус закрытого, и въезд осуществляется только по пропускам через контрольно-пропускной пункт.

Космический корабль Ангара с надписью Здесь начинается путь к звездам. Установлен на въезде в город Циолковский
Космический корабль "Ангара" с надписью "Здесь начинается путь к звездам". Установлен на въезде в город Циолковский

По сути, космоград состоит из двух городов: старого, бывшего Углегорска, построенного еще в семидесятые годы прошлого столетия, и нового, представляющего собой горстку новостроек, возведенных для сотрудников космодрома. «Прошлое» и «будущее» соединяет между собой 800-метровая автодорога.

Буквально каждый метр города пропитан космической тематикой: улица Гагарина, отель Орбита, кафе Галлактика, микрорайон Звездный…

Старт с космодрома «Восточный». Поехали!

В 2011 году для проведения мероприятий общественно-культурной направленности в Циолковском был создан Культурно-досуговый центр «Восток».

Культурно-досуговый центр «Восток» и памятник Константину Циолковскому

В учреждении функционируют творческие, спортивные и образовательные кружки: хореография, вокал, театр, кружок, клуб здоровья. Здесь расположены концертный зал, библиотека и единственный на Дальнем Востоке музей, посвященный космонавтике. Экспозиция музея состоит из нескольких разделов. Вниманию посетителей представлены: архивные документы, фотографии, личные вещи космонавтов, книги, уменьшенные копии ракетоносителей и модели спутников.

Старт с космодрома «Восточный». Поехали!

На первом этаже здания работает магазин с сувенирной продукцией и космическим питанием в тюбиках. В ассортименте борщ, каша гречневая с говядиной, мясное рагу, творожные десерты. Хит продаж — торт «Москва». Сама не пробовала, но говорят, что очень вкусный.

Старт с космодрома «Восточный». Поехали!

Рядом с центром «Восток» разбит парк имени Ю. А. Гагарина с пешеходными дорожками, тематическими зонами, детскими площадками и арт-объектами.

На одной из аллей установлена подлинная капсула спускаемого аппарата «Союз ТМА-07 М», на которой с МКС на Землю вернулись космонавт Роман Романенко и астронавты Томас Машбёрн и Крис Хадфилд.

Далее, через многочисленные КПП и посты охраны мы едем на космодром.

Вдоль асфальтированной дороги идет железная. Она тянется на 30 км. от станции Ледяная до самого космодрома и используется для доставки  спутников и ракет-носителей на место сборки
Вдоль асфальтированной дороги идет железная. Она тянется на 30 км. от станции Ледяная до самого космодрома и используется для доставки спутников и ракет-носителей на место сборки

Сразу оговорюсь, что любая фото- и видеосъемка там запрещена. Даже просто погулять с аппаратурой не получится — все вещи мы оставили в камере хранения и забрали вечером перед стартом. Телефон взять с собой разрешили, но со строгой оговоркой: фотографировать только по команде сопровождающего! Так что почти все снимки, представленные ниже взяты из интернета.

Старт с космодрома «Восточный». Поехали!
Огромная территория космодрома раскинулась посреди бескрайних просторов тайги. Это настоящее автономное государство с общей площадью восемьсот квадратных километров.

Пока на Восточном имеется единственный стартовый стол — 1С — для ракет семейства «Союз-2». Осенью этого года должно завершиться создание инфраструктуры для унифицированных ракет «Ангара». Не за горами строительство третьей очереди — для запуска российской многоразовой ракеты «Амур-СПГ». Кроме того, вынашиваются планы по возобновлению Лунной программы, логическим завершением которой будет пилотируемый полёт до спутника Земли.

Старт с космодрома «Восточный». Поехали!

Сперва нам показывают унифицированный технический комплекс (УТК). Именно сюда с Ледяной доставляются по рельсам спутники и ракеты-носители (в частично разобранном виде) в специально разработанных контейнерах. Бережно, практически без толчков и вибраций, их развозят по монтажно-испытательным комплексам (МИКам) на низких рельсовых платформах, скользящих по трансбордерной галерее. Рабочие окрестили платформы «официантами»: уж очень ловко они курсируют между отсеками и корпусами.

От своих предыдущих собратьев здешний УТК выгодно отличается инновационными конструкторскими разработками. До этого все необходимые действия (сборка, испытания, заправка и вывоз на старт) проходили в разных сооружениях. А здесь, впервые в истории российской космонавтики, различные корпуса объединены в единое целое и весь цикл работ выполняется практически под одной крышей. Это значительно снижает риск повреждения комплектующих при перевозке и экономит время.

Мы поднимаемся на смотровую площадку МИКа, с высоты которой можно оценить масштаб зала.

Гигантское помещение напоминает операционную: много света, идеальная чистота, персонал носит халаты, бахилы и шапочки. Поддерживать необходимый микроклимат в помещениях позволяет вентиляция и климатические устройства.

По окончании всех процедур и финальной проверки «обихоженную» и «начиненную» полезной нагрузкой ракету перекладывают на специальную платформу-установщик («крокодил» на местном наречии). Мощный тепловоз медленно, со скоростью пешехода, преодолевая 4,5 км, тянет драгоценную ношу прямехонько к стартовому столу.

Фото: © https://www.roscosmos.ru/31583/
Тепловоз везет по рельсам Союз
Тепловоз везет по рельсам "Союз"
Фото: © https://u.to/t9TMHw

Доехав до нужной отметки, установщик останавливается и «отстыковывается».

В ход запускаются гидравлические домкраты, которые аккуратненько ставят 300-тонную ракету в вертикальное положение.

Фото: © https://www.roscosmos.ru/33939/

Тотчас к делу подключается 52-метровая уникальная мобильная башня обслуживания (МБО) — гордость Восточного. Конструкция этой махины принципиально отличается от версий, используемых на Байконуре и Плесецке. Аналогичная МБО есть лишь на космодроме Куру во французской Гвиане. Там она защищает ракету от тропических ливней, а в Приамурье- от ветра, снега и мороза.

1600-тонный «дом на колесах» подкатывает к стальной красавице, «обнимает» её, и ракета оказывается внутри башни, где не только не дует, но и имеется прекрасная возможность для кругового обслуживания. Площадки, лестницы и лифты, установленные внутри, позволяют персоналу и приборам подобраться ко всем системам ракеты.

В тесной связке с МБО работает кабель-заправочная мачта, многочисленные шланги и кабели которой обеспечивают связь «земля-борт», а трубопроводы служат для заправки баков топливом и окислителем. С лета 2020 года ведутся работы по переводу оборудования на новый вид топлива — нафтил. Это углеводородное российское горючее считается более экономичным и экологически чистым по сравнению с тем же керосином.

За час до пуска от ракеты отъезжает МБО, а за несколько секунд до решающего мгновения происходит отделение кабель заправочной мачты. Дальше — путь к звездам!

Самые лучшие наблюдательные пункты, с которых можно наблюдать пуск находятся в паре километров от стартового стола. Одна из них предназначена для первых лиц страны и представителей Роскосмоса, другая — для ВИП-гостей и журналистов.

В двух километрах от стартового стола. За шесть часов до пуска.

Те, кто не попал в число избранных довольствуются созерцанием с дальних площадок. Большинство из них созданы на базе кафе, расположенных вдоль федеральной трассы «Амур». Среди них, к примеру, кафе «Эльдорадо» (49 км до стартового стола), кафе «Русь» (29 км), кафе «Меркурий» (22 км), кафе «У Романыча» (20 км). Отсыпанные площадки весьма невелики, и расположены, как правило, ниже уровня дорожного полотна.

В 4-х километрах от пускового комплекса оборудована смотровая для организованных туристов. Она представляет собой довольно просторную асфальтированную площадку с парковкой для автомобилей и автобусов. В центре установлена большая палатка, в которой можно купить сувениры и продукты.

Старт с космодрома «Восточный». Поехали!

Народу собралось достаточно много. Все оживлённо суетятся, галдят, фотографируются на память и, конечно, ждут, вглядываясь в даль, где в вечерней тающей дымке смутно угадываются очертания мобильной башни.

Старт с космодрома «Восточный». Поехали!

Несмотря на то, что пусковую установку не видать совсем, настроение у всех приподнятое. Тем более, что погода стоит как по заказу.

За 5 минут до старта становится неожиданно тихо.

Старт с космодрома «Восточный». Поехали!

Там, на космодроме начинают звучать финальные команды «Пуск!», «Зажигание!», «Предварительная!», «Промежуточная!», «Главная!», «Подъем!» А здесь, на смотровой, секунды отсчитывает сердце.

27 июня, ровно в 21:34 (по амурскому времени) ракета отрывается от Земли, в несколько мгновений пересекает атмосферу и с громадной скоростью уносится в бесконечную даль межпланетного пространства.

Сказать, что это здорово — не сказать ничего. От фантастического зрелища перехватывает дыхание. Нет слов, чтобы описать ощущения и восторг! Это то, что стоит увидеть хотя бы раз в жизни!

Старт с космодрома «Восточный». Поехали!

P. S. Ракета-носитель «Союз-2.1б» унесла в открытый космос гидрометеорологический аппарат «Метеор-М» № 2–3 и ещё 42 малых спутника, из которых три иностранных (Белоруссии, Малайзии и ОАО). К этой минуте все спутники выведены на целевые орбиты.

Цикл материалов "Благовещенск"

1. Выставка «Иконы мира»
  2. Затерянный мир Приамурья
  3. Старт с космодрома «Восточный». Поехали!
  4. Октябрь уж наступил...