Турист Crouch Rus (Crouch01)
Crouch Rus
был 11 апреля 16:44
Лучший материал
месяца
недели

Архыз — Россия Май 2023
Гора Таулан (3226 м)

Данный дневник может показаться отличным от дневников, ранее мной опубликованных. В свое оправдание могу лишь сказать то, что он был написан за несколько заходов, а не как обычно в первый месяц после похода. Это было связано с большой занятостью на работе, неожиданным семейным отпуском и срочной командировкой. Все это внесло сумбур, и дневник вышел такой, какой уж вышел, поэтому прошу не судить меня строго)

Предисловие.

Уже близиться год, как я вернулся с прошлогодних майских альпсборов, а это значит, что самое время собираться на новые. По результату дагестанских сборов в 2022 году я получил третий разряд по альпинизму, в течение года занимался на скалодроме, немого боулдрингом, почти регулярно посещал занятия по ОФП от Федерации, участвовал в соревнованиях, сдал зачеты по медицине и правилам проведения альпмероприятий. В этом году наша Федерация организовывает майские сборы в альплагере Кязи, что находиться в Ингушетии. Место новое, неразведанное и интересное.

К моему великому сожаления, все разрядники по каким-либо причинам не нашли возможности освободиться на май и передо мной стала дилемма: или идти с нашими новичками и ходить единички и двойки, или самоорганизовываться. Выбор был очевиден и я начал ускоренно искать, к каким официальным альпсборам мог бы присоединиться. Выбор был не велик и упал на сборы в Карачаево-Черкесии с Воронежской федерацией. Район – Архыз. Об этом районе я тоже ничего не знал, но мешкать было нельзя. Для затравки я кинул инфу по сборам моим старым попутчикам на трех моих прежних восхождениях в годах 2019-2021 – Горнолыжнику и Футболисту. К моему удивлению и радости Горнолыжник почти сразу подписался, однако оставил за собой право соскочить в любой момент.

Вот уже подходит и крайний срок оплаты взноса со скидкой и, неожиданно, к нам в сформированное Воронежем «черновое» отделение врывается и Футболист. Моей радости нет предела – наша троица снова вместе, и пусть погода ожидается совсем не для восхождений в течение всех сборов, скучно мокнуть в палатке нам теперь точно не придется! А, собственно, вот наше «черновое» отделение: я, Горнолыжник, Доктор (он официально совмещает и должность врача на сборах), Девушка с амбициями и Футболист. Пришлось просить, чтоб Футболиста тоже приписали к нам – у нас всех уже нахожен третий разряд, у него же пока не хватает восхождений. Забегая вперед, сразу скажу, что к великому сожалению Футболист, даже оплатив первоначальный 50% взнос, отказался от сборов якобы из-за работы. В итоге нас осталось в отделении 4-ро, что даже удобнее – две двойки. Почему отделение «черновое»? Потому что организаторы до последнего не могли определиться с участниками и инструктором. В итоге, наш координатор и вовсе укатил в Непал на разведку новых районов, а к нам приставил своего зама.

Классика жанра – снаряжение альпиниста до и после упаковки в рюкзак

В созданном мной объединяющем наше отделение чате тоже вялая активность. Мне даже пришлось попытаться распределить на всех обязанности: я отвечаю за питание, Девушка за общественное снаряжение, Горнолыжник за бивуак, Футболист за маршруты и навигацию. Доктора решили не трогать. Нужно отдать должное, Девушка моментально создала таблицу по снаряжению, а вот остальные не подавали признаков жизни. Я так же создал таблицу, но уже питания, и бросил её в чат для обсуждения, однако времени на её изучение тоже никто не нашел. В итоге, Доктор (он едет на машине) купил небольшую часть продуктов, которые сам решил, плюс газ. Это значит, что мне придется с Горнолыжником объединяться в Невинномысске и самим закупать всю провизию. Тащить её из наших городов не было никакого смысла. Благо, кто-то в общем чате решил устроить групповую закупку мяса. Выбор пал на "Корнидов" и мы так же присоединились к закупке. На этом окончим с предисловием и приступим к главному – первому дню сборов!

День 1.

29 апреля. Крысы первыми бегут с корабля.

Невинномысск встретил меня пасмурной погодой и небольшим дождем. Во время закупки провизии он испытал нас с Горнолыжником на стойкость затяжным дождем, а проводил всех «без автомобильных» на трансфере в Архыз – проливным. К слову, маршрутное такси типа «ГАЗель» от ж/д вокзала Невинномысска до Софийской поляны (именно там планировался наш будущий базовый лагерь) стоит 11.500 руб. Наблюдая во время пути за потоками дождевой воды, стекающими струйками по окнам, народ в такси все больше унывал. Дошло даже до того, что отделение, едущее параллельно нам, решило забрать своего инструктора, едущего с нами, тем самым сняться с маршрута всей группой. Так они приняли волевое решение отказаться от Архыза в пользу Крыма. Если не кривить душой, я даже немого им позавидовал. Однако все же знают, что Крымские восхождения не идут в зачет, так что сдаваться мы не собирались, в планах у нас нахаживать второй разряд.

Фото 1. Гостеприимный Невинномысск

Фото 2. Погода шепчет…

Фото 3. Тадаааам! Горнолыжника узнали?

Уже в глубокой темноте, где-то посреди расквашенной от дождя дороги, водитель нас обрадовал – дальше машина не проедет. Благо, дождь почти перестал, однако тащить по грязи на себе все свои вещи плюс еду на все отделение нам с Горнолыжником вовсе не улыбалось. На мою просьбу к Доктору забрать нас на своей машине, тот ответит, что уже хорошенько «наотмечался». Тут нам на помощь, откуда-то из влажной темноты прикатила Лада с цепями на передних колесах и забрала все вещи за исключением личных рюкзаков. Это оказался тот заместитель нашего координатора. Как же я рад был его видеть в тот час! Доктор, все же выехал нам на встречу, но было уже поздно – мы уже дошли до поляны пешком.

Лагерь «В тени трех сосен»

На поляне уже стоит целая куча палаток, и лучшие места у ручья с питьевой водой уже заняты. Пришлось ютиться в самом дальнем углу, около общественного туалета. Зато я настоял на установке нашего лагеря между трех сосен и в итоге, не прогадал – добрую половину палатки укрывали от осадков мохнатые лапы деревьев. Наш Доктор поселился в домике за 3000 р. в сутки, с туалетом, душем и маленькой кухней, метрах в ста от основного лагеря. В нем можно проживать до четырех человек, выходит по 750 р. с человека – не так уж и дорого, думал я, устанавливая палатку в темноте на мокрую траву. Забегая вперед, скажу, что в стоимость оказывается так же входит и легкий завтрак. Последний член нашего отделения - Девушка приезжает только завтра. Легкий ужин на двоих и мы ложимся спать.

Фото 1. Пример местного кафе.

Фото 2. Пример домика на четверых со всеми удобствами.

Фото 3. Пример цен в кафе

День 2.

30 апреля. Воспоминания о работе в двойке.

Спалось на удивление хорошо. Наверное, из-за усталости, а может из-за того, что я предусмотрительно надел на ночь пуховые штаны и легкую пуховку. Проснулся я в 6:30, а в 7:30 уже наслаждался овсяной кашей с орехами. Горнолыжник и вовсе отказался завтракать в пользу увеличения продолжительности сна. Сегодня в 9:00 было объявлено общее построение и знакомство с нашими инструкторами. Погода пока радует – солнце и лишь изредка тучки. На построение подошел Доктор и мы, наконец, познакомились. Однако, нашего Инструктора, который проживает в домике с Доктором, нет. Оказывается, он поехал на своем авто за нашей Девушкой, которая из Архыза идет пешком до Софийской поляны. К концу построения, наконец, подъезжают и они. Короткое знакомство и новое входящее от Инструктора – сегодня тренировка по работе в двойке. Так сказать, посмотреть и оценить слаженность действий людей, впервые увидевших друг друга.

Фото 1. Миссия: «Вспомнить все!»

Фото 2. Не всем понравилось мое украшение лагеря.

Фото 3. Софийская поляна

Вот мы уже в полном обмундировании страхуем друг друга от дерева к дереву, закладывая промежутки и организовывая станции. Работа и правда была проделана не зря. Первое, это все вспомнили, что нужно делать на каждом из этапов прохождения маршрута лидером ли ты идешь или замыкающим. Второе, - оказалось, что стандартные команды отличаются в разных городах. Например, в Москве говорят «Движение», а у нас «Пошел». Инструктор сразу объяснил, откуда ноги растут — влияние разных альпшкол. На первый взгляд это не так уж и важно, однако, когда лидер будет давать команду из-за угла и при ветре ничего кроме концовки фразы ты не услышишь, расшифровка команды как минимум увеличит драгоценное время на маршруте. И третье, пожалуй, самое главное. Это найти слабые стороны друг друга и понять, кому и где идти первым, а за кем лучше приглядеть. Но это уже ответственность инструктора, так что не будем вдаваться в подробности. После часа тренировки нас спугнул дождь, и мы переместились в  общественный шатер. Многие другие отделения остались тренить и мокнуть. Немного погодя снова выглянуло солнце, и мы дружно двинулись на ближайший склон — отрабатывать все то же самое, но под наклоном. Внезапно, мы узнали, а Доктор вспомнил, что ему сегодня читать, а нам слушать лекцию по медицине. Быстро имитируем дюльфер вниз, Доктор удачно отрабатывает сдергивание двойной веревки.

Дальше была лекция и готовка ужина. На завтра инструктор снова запланировал тренировку, но уже на камнях и скалах — по прогнозам погода снова переменчивая.

День 3.

1 мая. Движение вверх.

Уже по привычке снова встаю рано утром. Первым делом заправляю два термоса, затем начинаю готовить завтрак. Вообще, до этого момента, я очень не хотел быть завхозом, тем более, дежурить постоянно на кухне. Однако готовить на двоих-троих оказалось вовсе не накладно (у Доктора и Инструктора завтраки включены в стоимость жилья). но это при условии, что вода совсем близко и еда тут же, у нас в палатке. Мне даже было приятно занять утренние часы делом. Стандартный наш завтрак — овсянка с орехами, сыр с маслом и хлебом. Исключением является яичница. Я еле удержал Горнолыжника от порыва купить 4-ре пачки яиц, ограничив его только двумя. Надо отдать должное — глазунья на природе это истинное удовольствие!

Фото 1. Доброе утро!

Фото 2. Софийская поляна

Фото 3. Источник питьевой воды.

Сегодня трудный день — длинный подход вверх, к скалам со всем железом. Как обычно бывает в первый раз, каждый неорганизованно взял все возможное свое железо. Это при условии того, что у нас на тренировке будет всегда один сменяемый лидер, брать два набора френдов и закладок излишне, тем более, что скалы оказались и вовсе условными. Но до скал еще нужно было дойти, что мы и сделали по великолепной лесной тропе. Справа от неё идет вторая параллельная, каменная. По ней можно даже проехать на квадроцикле, хотя местами она весьма крута на подъем. Время в пути примерно два часа. Прямо под скалами, чуть ниже, под редкими деревьями, стоит еще один лагерь. Тут протекает бурная река от ледника, но намного ветренее, чем на нашей поляне. Высота тут уже почти 2000 м. Однако, имеются дрова и можно ставить лагерь даже без газа. Местами лежит мокрый снег.

Фото 1. Погода не радует (выход с поляны)

Фото 2-4. Погода радует (во время подъема)

Фото 5. Погода снова не радует (тренировка на скалах)

Перед выходом на импровизированный маршрут, мы скинули добрую половину снаряжения, включая зачем-то поднятые сюда ледорубы. Первым выпустили Горнолыжника. По команде Инструктора мы тщетно пытались вырвать заложенные между валунами на почти плоском рельефе закладки, но все было организовано надежно! Затем мы по очереди подтягивались на жумарах и идущий вторым сменял лидера. После двух-трех веревок мы, наконец, дошли до скалы. Реально же это оказались те же валуны, но огромные и вросшие в склон. Наша группа на этом участке была не одна и все приличные места уже были заняты. У основания скалы Девушка, как выразился Инструктор, организовала идеальную станцию на трех точках опоры. Это, учитывая то, что делала это она впервые! Был дан приказ всем скучковаться здесь, брать пример с эталона и самим бить крючья, закладывать закладки. Честно говоря, я и сам делал это впервые, и мне понравилось! Итогом тренировки стал местами вертикальный дюльфер, двойную веревку сдергивать выпало честь Девушке. Внизу, у наших спрятанных вещей, нас ждал долгожданный перекус. Стандартный перекус такой — колбаса и сало, хлебцы или хлеб, конфеты и шоколад. Для Девушки вместо колбасы я всегда предусмотрительно брал сыр. Девушка зорким глазом заметила, на расположенном неподалеку валуне, перчатки Camp Axion стоимостью 5000р. Мы забрали их, чтобы впоследствии отдать группе, что выдвинулась в лагерь раньше нас. Это были участники наших же сборов. Спуск в базовый лагерь дался легче, тем более что дорога домой всегда короче.

Фото 1. Идеальная станция

Фото 2. Работа на маршруте

В лагере решаем завтра расписать все возможные варианты восхождений на оставшиеся дни — нас ждет четырехдневное погодное окно.

Ночью я проснулся от странного шума. Странного, потому что звук шел не прекращаясь и медленно приближался к входу нашей палатки. Причем именно с моей стороны. Соображая сонным мозгом, я выдвинул три гипотезы его происхождения: 1) лошадь, каких предостаточно вечно заглядывает в лагерь, шумно не прекращая, ест траву перед палаткой; 2) огромный алабай, охраняющий лошадей, не переставая, вынюхивает, где спрятана наша провизия; 3) сумасшедший шумный ёжик пришел в гости. И что же вы думаете? Да, правильно, вариант номер три. Но не совсем — это была целая семья ежей, состоящая из трех персонажей. Почему они пыхтели, не переставая, я так и не понял, потому что как только я вышел из палатки и нашел их, звуков они уже не издавали, только иногда пыхали, когда я пытался их расположить по-фотогеничнее. Как оказалось, глава этого семейства проводил рейдерский захват нашей провизии, за что был беспощадно отфографирован. И, чтобы в дальнейшем не произошло подобного инцидента, пакет с мусором был вывешен на ветке, а ежи были заманены хлебом обратно в лес, подальше от палатки.

Банда налетчиков

День 4.

2 мая. Штурмовой лагерь сам себя не поднимет.

Утром снова термосы на мне, благо Девушка вызвалась готовить кашу, чему я искренне обрадовался. Идем в домик к Инструктору и Доктору — планировать восхождения. Так как все, включая Инструктора, первый раз в этом районе, а назначенный мной навигатором Футболист и вовсе слился, задача предстоит не из легких. План таков — за 4 дня сходить три горы. Теперь вопрос, какие, если описания у нас нет и нужно его спрашивать, но чтобы спросить, нужно понять, что именно нам нужно. Короче, после недолгих споров, пришли к общему рациональному решению: 1Б - открывашка, 3А - траверс, день отдыха, 2А - руководство. Решение было такое, потому что из близ лежащих маршрутов выбор не так богат, а делать два заброса штурмового лагеря у нас уже нет времени. Ходить маршруты из базового лагеря все сразу дружно отмели. А так, у нас получается сходить три разных горы, да еще и кому-то достанется заветное руководство.

Из потенциальных учебных руководителей — я, Горнолыжник и Доктор. Девушке ещё рановато - у нее в книжке нет маршрутов третьей категории. Доктор сразу сказал, что оно ему не горит, Горнолыжник тоже не выразил особого рвения, я же, наоборот, сразу вызвался идти, но до этого пока далеко. На том и порешили. Следом обсудили снарягу, чтоб вновь не нести тяжелый бесполезный груз наверх. Осталось важное — так как завтра мы идем 1Б, на мой взгляд, нам просто необходимо сегодня занести железо и поставить штурмовой лагерь там, наверху, где мы вчера тренили. Доктор сразу отказался, Горнолыжник и Девушка в деле! Инструктор нас благословил и отдал часть своего личного груза нам. Это же сделал и Доктор. Ну, ничего, зато завтра нам будет легче, успокаивал себя я.

Фото 1. Результаты брифинга

Фото 2. Фото-загадка: сколько человек и на какое время уходят в поход?

Фото 3. Чистота – залог здоровья долговечности ботинок.

Недолгие сборы и вот наша груженая троица шерпов выдвинулись вверх. Маршрут уже известен, но идти намного тяжелее вчерашнего — две палатки, две веревки, все свое и чужое железо плюс газ и частично еда — вот, что беспощадно давило нам на плечи. Дойдя до верхнего палаточного городка на зеленке, мы скинули рюкзаки и принялись искать подходящее место. Девушка настойчиво склоняла нас на то, чтобы установить лагерь как можно выше. Я был с ней согласен, Горнолыжник же желал встать недалеко от других участников. В итоге, сошлись во мнении поставить наш штурмовой лагерь чуть ниже места нашей тренировки — это выше палаточного городка, у воды, почти на равнине и даже под укрытием крайних деревьев. Сегодня здесь ветрено и мы, усталые, долго возимся с установкой палаток, то и дело срываемых порывами ветра. Наконец, лагерь установлен. Ровного места оказалось не так много и пришлось ставить палатки почти вплотную.

Дневник восхождения на Таулан и Орлёнок

Штурмовой лагерь готов к ветровой нагрузке

Следующая наша дилемма — идти ли на разведку до верхних снежных ночевок? Мы еще в базовом лагере договорились с Инструктором, что постараемся забраться повыше и посмотрим, как там обстановка. Сил осталось не так много, а Девушка и вовсе пожаловалась на набиваемые мозоли, что вообще могло поставить под вопрос её завтрашнее восхождение. Однако она рвется в бой, предупреждаю её о том, что это её личное решение и выдвигаемся вверх. Тропа уже идет намного круче, шаги становятся все короче, а дыхание все чаще. Вот и снег, совсем чуть-чуть и мы на плато.

Фото 1. Верхние ночевки.

Фото 2-3. Дорога с верхних ночевок

Фото 4. Присланная фантазийная зарисовка племянницы о том, как я успеваю проходить уроки английского в горах.

Там уже стоит целая куча палаток, и все ровные места без снега заняты. Дует шквальный ветер и становится зябко. Зато панорама тут уже совсем другая — все горы и наши будущие маршруты как на ладони! К тому же тут ловит интернет и есть связь. Пользуясь случаем, во время отдыха, прохожу уроки английского через интернет. В нашем штурмовом лагере есть только связь и то не у всех. Сходимся во мнении, что поставить штурмовой лагерь ниже на зеленке было правильным решением, до этого нами рассматривался так же вариант расположения лагеря здесь.

Долгожданный спуск налегке и вот мы уже в лагере. Не менее долгожданный ужин, доклад Инструктору о нашей заброске и скорее на отдых — завтра тяжелый день — первое восхождение.

День 5.

3 мая. Открывашка.

Утром завтракаем и скорее торопимся на встречу к домику Инструктора. Вещи я предусмотрительно собрал с вечера, вот только никак не мог определиться, что надеть на подход. Уже у домика, во время ожидания Инструктора, подпекаемый солнцем я начал как капуста снимать с себя слои одежды. Доктор,оказывается, уже вышел чуть раньше, так как с большим весом ему не успеть за нами. Наконец, мы выходим. Идти по уже знакомой тропинке морально, а с облегченным рюкзаком еще и физически легко. Инструктору, с навьюченным сверху большим рюкзаком, намного тяжелее. Тем более что он оказался отъявленным ски-турщиком и прет вверх еще и лыжи с ботинками! Горнолыжник по своей доброй натуре не смог смотреть на мучения своего собрата по увлечению и даже забрал у него лыжи, тем самым частично разгрузив Инструктора.

Фото 1. Топнули

Фото 2. Уже подбираемся к снежным ночевкам

Фото 3. Секретный лагерь после снежных ночевок

А вот и наши палатки. Они благополучно пережили сильный ветер, и мы начинаем суетно разгружаться/собираться/готовить перекус и чай. Сегодня у нас по плану восхождение по маршруту категории 1Б на вершину Скала Орленок или, как еще её называют, Спутник высотой 2628 метров. Тут почему-то почти у всех вершин по два названия. Вскоре, под штурмовыми рюкзаками, мы дружно выдвигаемся ввысь. Мне досталась красная веревка, зеленая веревка отошла Доктору, железо на Горнолыжнике. Солнце уже высоко, но тучки не дают нам раздеться. На верхнем «снежном» лагере Инструктор встретил своего друга, который дал нам рекомендации по предстоящему восхождению. Немного передохнув, снова выдвигаемся, однако уже больше не вверх, а горизонтально. Тут уже полное снежное царство и вид снега поднимает боевой дух. Однако, снег уже слишком рыхлый и, делая неосторожный шаг, можно провалиться по пояс. Пройдя еще один уютно скрытый от ветра небольшой лагерь, мы подходим к снежному взлету. Тут начинается самое интересное. Недаром друг инструктора предупредил нас об этом нюансе. Скользкие стебли рододендрона, скрытые под снегом, превратили подъем в рутинную работу – один неосторожный шаг и ты сползаешь вниз. Кошки немного упростили бы нам задачу, но мы успешно справились и без них.

Территория скользких рододендронов

Вверху, на небольшом бесснежном уступе под скалой, мы встречаем отдыхающую группу. Они уже сходили этот маршрут и дожидаются своих крайних участников. Вместе пьем чай, разговариваем и поглощаем ништяки. Видим довольно длинный дюльфер – одна 60-ти метровая веревка, немного не  касающаяся земли.

Фото 1. Привал.

Фото 2. Наш будущий маршрут

Вот пусть свободен и Инструктор делит нас на две двойки – я с Горнолыжником, Доктор с Девушкой. В моей двойке первым идет Горнолыжник. На этом отрезке можно было бы обойтись и без связывания веревкой, однако, на открывашке мы же вспоминаем навыки альпинизма, так что все делаем по правилам. Как только доходим до удобного места на хребте – смена лидера. Идти первым номером и делать закладки намного веселее, чем тащиться сзади. Тем более что это мой первый раз, когда я делаю все сам. И что говорить, я был просто в восторге, когда взошел первым на вершину и организовал страховку Горнолыжнику недалеко от тура с запиской.

Фото 1-3. Найди напарника

Фото 4. Взгляд назад

Традиционный перекус, смена записок и мы готовы спускаться. Честь дюльфернуть крайним и организовать ответственное сдергивание двойной веревки выпала Доктору. Наша троица быстро спустилась вниз. Сложность спуска состояла в неудобном отвесном карнизе на самом верху – он вдали от станции и спусковое устройство приходилось пропихивать вниз насильно, оттягивая нагруженную под своим весом веревку. Ожидаем Доктора. Он что-то там копается. Наконец, видим, как он начинает спуск. Нюанс его спуска заключался в том, что он вместо отвесного скольжения спускового устройства по сдвоенной веревки выбрал вариант осторожного спуска ногами по стенке и камням, с медленной попеременной выдачей веревки. Это намного снизило скорость спуска и повысило наше раздражение. В конце спуска Доктор вообще отчебучил – начал спускаться лазанием, чем вызвал наше всеобщее недоумение. Наконец, он внизу, начинаем организовывать сдергивание. Как обычно все идет не по плану и узел застревает. Уж не знаю, было ли вызвано застревание веревки таким своеобразным спуском крайного, однако тяжелой работой по вытягиванию веревки почему-то занялся я и Горнолыжник. Доктор же просто наблюдал за нами издалека.

Фото 1. Скала Орлёнок (Спутник) (2628 м) по Южному гребню - 1Б

Фото 2. Снятая записка.

Фото 3. Маршрут дюльфера

Сдернув веревку, мы начинаем дальнейший спуск. Растопленный снежный склон с подводными камнями-рододендронами – вот настоящий «ключ» этого маршрута.  «Ключом» на маршруте называют самый сложный участок, преодолев который, считается, что вершина у тебя в кармане альпкнижке. Инструктор, так тщетно надеющийся на быстрый ски-спуск был разочарован. В первый же миг, подрезав лыжами склон, он спускает лавину. А за ней и вторую. Так он и ехал почти до низа, постоянно останавливаясь и спуская мокрые снежные массы вниз. Ему еще повезло. Нам же предстояло проделать этот же путь, но только пешком. Учебным руководителем была назначена Девушка, однако скорость её спуска была почти равна нулю. Подстраховывать её остался Горнолыжник, я же с Доктором пошел быстро вниз. Те, кто читал мои предыдущие отчеты знают, что по скорости спуска мне нет равных, и тут меня тормозил лишь первый идущий Доктор. Он то и дело поскальзывался и терял темп. И вот он падает на спину, и вместе с небольшой лавиной устремляется вниз. В руках у него только палки (ледоруб спокойно пристроен сзади рюкзака) и шанса зарубиться ими у него нет. Он тщетно пытается остановиться, но только набирает скорость. Инструктор дает ему советы, но они не помогают. Наконец, ему удается зацепиться за что то и скольжение остановлено! Он находится в небольшом шоке, и теперь идет вниз очень медленно и осторожно. Я вырываюсь вперед и начинаю прокладывать, на мой взгляд, более безопасный путь. Вот я уже на плоскаче с Инструктором жду остальных. Инструктор отмечает мой навык скоростного спуска. Собравшись вместе, мы идем одной группой и вскоре возвращаемся в лагерь. На ужин сегодня у нас макароны с тушенкой и мысли о завтрашнем втором восхождении.

Уже ночью в палатке, горнолыжник поведал мне, что назначенная учебным руководителем спуска Девушка так рьяно взялась за командование, что чуть ли не говорила, куда ему наступить, хотя на самом деле было видно, что она просто находилась в сильном стрессе от сложного спуска и таким образом успокаивала себя. Как хорошо, что я шел далеко от неё в этот момент).

День 6.

4 мая. Первые жертвы.

Сегодня запланирован ранний подъем в 4:00 и в планах гора Таулан (Дмитров-100) высотой 3226 метра с маршрутом восхождения категории 3А. Первая наша сегодняшняя задача - успеть миновать снежный подход к нашей новой цели, до того, когда его растопит солнце. Готовим быстрый завтрак, кто не успел вчера собрать вещи, суетиться. Прямо перед выходом как всегда, заминка - кто, что берет общественное. Девушке вручили термоса и перекус, Горнолыжник взял львиную долю железа, я по традиции взял красную веревку, на Докторе аптечка и зеленая веревка. Выдвинулись, когда начало светать. Маршрут до снежных стоянок уже как родной и проблем с ним не было. Единственное - пришлось разок остановиться для снятия одного слоя одежды. Вот мы уже на стоянках. Мажемся кремом, Доктор чувствует себя неважно. Тем временем вершины гор уже окрасились в золотой цвет под лучами восходящего солнца. А это значит, что нужно торопиться.

Фото 1. Забрезжил рассвет

Фото 2. Верхушки в золотом

Фото 3. Я нашел сердце гор!

Фото 4. Дорога из лыжных следов

Небольшая передышка, и снова в путь, однако подход к горе в этот раз довольно долгий, да еще и с затяжным снежным подъемом в конце. Пройдя еще немного вперед, Доктор был вынужнен отказаться от восхождения – горная болезнь в виде тошноты развернула его обратно. Зеленая веревка по наследству перешла Девушке. Оставшись вчетвером, продолжаем путь. Подходим к затяжному резкому подъему. Вверх идет сильно поломанная тропа тех, кто вчера спускался по раскисшему снегу. Чтобы попадать след в след приходиться сильно поднимать ногу, ставить её ровно и потом перемещать весь свой вес, опираясь на одну ногу. Девушка в хорошем темпе пошла в лоб по тропе, Горнолыжник тоже, но чуть медленнее. Я же, почувствовав резко участившееся дыхание, решил серпантинить по крутой целине. Вскоре, Инструктор дает команду надевать кошки – угол наклона склона становиться все круче. Горнолыжник, переживая, что я могу оступиться, рекомендует вернуться на замерзшую тропу. Я же отказываюсь, так как больше переживаю, как бы самому не славить горняшку вслед за Доктором. Тем более, что моя скорость почти равна скорости Горнолыжника - я иду большее расстояние, но с большей скоростью, чем он. Чем выше мы поднимаемся, тем мне становится сложнее. Чувствую, что если ускорю темп, вершины мне не видать. Серпантинить на верхней части склона уже невозможно, поэтому я плетусь в конце группы по ступеням. Благо нас обогнала другая группа спортсменов, и торопиться нам уже поздно. Начинаю делать частые передышки, сделал перекус сладким и запил чаем. Мне приходится нелегко, но Инструктор с пониманием смотрит на меня.

Фото 1. Шесть точек движутся к началу нашего маршрута – центральному камню «орех».

Фото 2-5. Нелегок подход к Таулану

Фото 6. Каменная корона на перевале

Вот, наконец, мы подошли к началу маршрута. Под горой мало места, поэтому мы растянулись группами по двое чуть ниже. Те, кто нас обогнал, уже начали подъем, однако два участника еще занимают место на нижней станции. Снизу уже слышим голоса – вдалеке нам в хвост пристроилась еще одна группа. Крайний участник впереди идущей группы снимает станцию и начинает подъем. Мы собираемся у станции, организованной Горнолыжником. Ему выпала честь идти первым, меня поставили на станцию страховать Горнолыжника с нижней страховкой. Следом иду я на жумаре по проложенным перилам и вешаю страховку третьему. Скалы во льду, так что кошки решили не снимать. Собравшись на станции, мы поделились на две двойки: Горнолыжник и Инструктор, я и Девушка. В особо сложных местах для нашей второй двойки первая двойка оставляет закладки с петлями. Мы их используем, снимаем и передаем по цепочке снова первому.

Фото 1. Начало маршрута

Фото 2-3. Работа на маршруте

Фото 4. Снежные карнизы не дают расслабиться

Вот мы вышли на хребет. Он узкий и частично завален снегом. Каково было мое удивление, когда я принимал на станцию Девушку, что там, где я только что прошел, висят огромные снежные карнизы, и вероятность их обрушения крайне высока! К сожалению, фото не передает всей картины: только представьте, когда ты стоишь на небольшой скале, и, проткнув снежную шапку ледорубом, открываешь зияющую дыру с видом на сотни метров вниз. Так потихоньку мы вышли на «ключ» - небольшой участок почти вертикальной скалы. Горнолыжник устремился ввысь, Инструктор пару раз пере направлял вектор его движения в другую сторону. Но мой товарищ успешно справился с поставленной задачей, за что ему огромное спасибо от всей нашей маленькой группы! Надо отдать должное Горнолыжнику – с нашего совместно похода на Белуху в 2020 году, когда там он тупил на станции, он заметно повысил свой уровень работы на маршруте. Я бы даже с уверенностью сказал, что он намного обогнал меня за эти три года и в чем я сильно рад за него.

«Ключ»

После того, как первый номер прошел «ключ», Инструктор поднимается на станцию, немного корректируя путь на более легкий. Он дает команду перевесить перила для более быстрого подъема остальным участникам, однако ничего не выходит. Веревка застряла, и Горнолыжник не может её освободить. Он переходит к Инструктору и даже им совместно не удается до конца выправить перила. Инструктор дает команду подниматься по веревке мне и поправить её. Перила получились с маятником, поэтому даже пониматься по ним нелегко. Я дохожу до места застревания веревки и освобождаю её. Однако теперь перила идут горизонтально и с провисом, и мне придется как то перебраться через пропасть по не натянутым перилам. Тем более, что лазание в этом месте требует использование двух рук одновременно и продвинуть жумар по веревке нечем. Немного помучившись, я пролезаю к станции, получив знатную долю адреналина. Девушке теперь предстоит только зажумарить быстренько верх и вершина уже перед нами! Пока идти дальше не можем – впереди еще на спустилась группа. Наконец и мы восходим на пик. Там совсем мало места и даже троим уже не развернуться. Быстро меняем записки, фоткаемся и спускаемся на полку ниже для перекуса и отдыха, чтобы не задерживать догоняющую нас снизу группу.

Фото 1. Таулан (Дмитров-100) (3226 м) по Западному кулуару и Северному гребню - 3А.

Фото 2-5. Виды с вершины

Надо отдельно отметить то, что если на затяжном подъеме я шел медленно и осторожно, чтобы не словить горняшку, то при работе на маршруте, то ли я забыл про данную опасность, то ли часто отдыхал пока шел, но приступов подкатывания горной болезни я не ощутил и вовсе.

После перекуса на вершине пора и в обратный путь. Впереди нас ждет изнурительный затяжной спуск по снежным полям, идя по раскисшему снегу, проваливаясь в лучшем случае по колено, да еще и поджариваемые как на сковородке под палящим солнцем. Максимально раздевшись, но защитив все открытые участки кожи от загара, мы сбрасываем высоту. Я и Горнолыжник выбились вперед, запас воды на пределе, а идти нам еще очень долго. Изрядно утомившись, мы выходим на плоский участок до снежных стоянок, еще часок и мы уже сбросимся и до нашего штурмового лагеря.

Фото 1-6. Спуск.

Фото 7. Максимальная защита от солнца.

Дойдя до нашего лагеря мы, наконец, можем передохнуть – снять ботинки и приступить к готовке еды для восполнения затраченных сил. Но расслабляться некогда – уже начинает темнеть, а по плану у нас ночевка в базовом лагере. В отличие от всех остальных, я решил не ограничиваться чаем и перекусом, а запарил себе дошик. Уведя это, и Девушка тоже соблазнилось на горячий супец. Перекусив, снова надеваем влажные ботинки и выдвигаемся вниз – уже стемнело, и в ход идут фонарики. Сильно растянувшись на последнем участке маршрута, мы все таки всей группой возвращаемся в базовый лагерь. Сил готовить ужин нет, как и желания – идем в кафе при домиках Инструктора и Доктора. Там нас уже встречает радостный Доктор и поздравляет с успешным восхождением. Они с Инструктором даже накрывают нам стол – хычины с мясом…мммм… Делимся впечатлениями с Доктором, выпиваем по рюмке какого—то странного, но вкусного напитка от Инструктора и скорее спать. Даже без душа, приняв горизонтальное положение, я моментально ухожу в крепкий сон.

День 7.

5 мая. День отдыха.

Сегодня у нас по регламенту день отдыха, что не может не радовать! Проснувшись, как обычно раньше всех, я заполняю все видимые термоса и с наслаждением готовлю яичницу. Затем с наслаждением её поглощаю под дивные звуки диких птиц, сидя под сосной с панорамным видом на горы. Вторым приходит в себя Горнолыжник, а потом и Девушка присоединяется к завтраку. На повестке дня – разбор и просушка снаряжения, безделье. Однако не стоит сильно расслабляться – сегодня к вечеру нам снова предстоит подняться в наш штурмовой лагерь, завтра нас ждет наша крайняя гора на этих сборах.

Фото 1. Погодка как раз для просушки

Фото 2. Бедный Йорик…

Фото 3. Та самая походная яичница

Вот снаряжение подготовлено осталось решить главное – кто будет руководителем на завтрашнее восхождение. Собравшись около нашей палатки и устроив разбор полетов по выполненным восхождениям, мы подошли к этой деликатной теме. Как я писал ранее, претендента два – я и Горнолыжник. Я взял слово и решил отдать руководство Горнолыжнику. Во-первых, он так искусно затащил нас на вчерашнюю «тройку», а во-вторых, у него завтра День Рождения! На самом деле я просто поступил объективно. Как выяснилось, он опытнее меня, и ему оно будет нужнее, я же подожду еще годок и прокачаю пока свои скилы. Все единогласно - за!

Выдвигаемся вверх. Хорошо отдохнувший Доктор пришел в себя и рвется в бой. Знакомая дорога преодолевается уже почти на автомате. В штурмовом лагере перетрясаем снарягу, готовим ужин. Сегодня ранний отбой – завтра ранний подъем.

День 8.

6 мая. Руководство.

Поднимаемся затемно. Сегодня у нас по плану траверс двух вершин – Орленок Центральный (3007 м) и Орленок Восточный (3031 м). Сложность всего 2А, однако, снова этот долгий подход по снегу с крутым уклоном в конце немного меня пугает. Железо снова досталось Горнолыжгнику, Девушка тащит питание, я хватаю зеленую веревку – она была ближе ко мне, чем красная, которую я таскал уже дважды. Подъем до снежных ночевок проходит отлично, и мы делаем наверху небольшую передышку. Во время отдыха зоркий глаз Инструктора не нашел у нас на рюкзаках вывешенную вторую красную веревку. Это Доктор, заведя, что его зеленая веревка у меня, даже и не подумал, что он тоже должен был нести что-то общественное. Возникает мучительная дилемма – кто вернется и принесет зеленую веревку из штурмового лагеря. Все косят глаза, никто не хочет тратить лишние силы. Так как руководителем был назначен Горнолыжник, он вызвается идти вниз, за что ему огромное спасибо! Всё-таки правильно я уступил ему руководство – он его заслужил.

Фото 1. Одинокое дерево

Фото 2. В ожидании снаряжения

Фото 3. Тяга к жизни в суровых высотных условиях

Солнце уже окрасило вершины гор, а мы застряли ещё в начале. Промедление губительно – как только солнце разогреет снег – идти вверх будет намного труднее. Наконец, Горнолыжник вернулся, и мы выдвигаемся вперед. Доктор же выдвинулся немного раньше и уже превратился в черную точку на белом снегу. Инструктор решает полностью отдать узды правления руководителю восхождения и отсоединяется от нас с лыжами на рюкзаке в сторону соседнего, более катаемого склона. Я иду в своем темпе с элементами серпантина – боюсь сдуться вначале. Так мы догоняем Доктора и даже я начинаю возглавлять нашу группу. Для мне это подходит, так как не приходиться ускоряться, подстраиваясь под чужой темп, а можно спокойно идти в своем. Девушка, конечно же, может идти быстрее, однако ей приходится меня терпеть. Вот, наконец, мы под маршрутом. Выгружаем содержимое наших рюкзаков и вывешиваем на полочках беседок. Признаюсь, я отдал руководство Горнолыжнику так легко не без своего интереса. Мы договорились, что весь маршрут нашей двойки я пройду первым номером. Так и происходит, немного поспоря с группой как идти, руководитель командует мне выдвигаться, что я и делаю.

Фото 1. Начало маршрута

Фото 2. Выход на гребень

Фото 3. Гребень

Идти легко – камни позволяют легко за них цепляться, и тем более закладывать веревку за выступы. Идти первым номером мне очень нравится, и я даже нахожусь в какой-то эйфории. Чем выше, тем рельеф меняется, и приходиться уже закладывать френды и закладки. Скорее всего, на таком маршруте профессионалы не тратили бы силы и время на создание точек страховки, однако мы учимся, и будем делать все по правилам. Забегая вперед за перегиб, очень сложно было докричаться до группы. Выйдя на предвершинную полку и организуя страховку нижнему через «балду», я и вовсе прождал какое-то время, тщетно пытаясь выбирать веревку. Так и не услышав ответ на мою команду, я вернулся обратно. Оказывается, они тоже мне кричали, но безрезультатно. Наконец, приняв Горнолыжника на вершину, можно было окончательно обрадоваться успешному восхождению на первый из двух пиков.

Дневник восхождения на Таулан и Орлёнок

Орленок Восточный (3031 м)

Немного передохнув на вершине, выдвигаемся дальше. Парадокс нашего восхождения заключается в том, что мы, из-за не удобства подхода к началу маршрута, вместо того, чтобы пройти маршрут однократно, мы вынуждены были проходить его дважды: Орленок Восточный – Орленок Центральный – Орленок Восточный. Но мы были к этому готовы и полны сил. Наша группа догоняет группу впереди идущих новичков. К моему удивлению инструктор их группы оставляет крайним на станции новичка, а сам уходит к остальной группе и новичок вынужденно просит у нас совета как ему идти дальше. Помогаем разобраться с организацией сдергивания сдвоенной веревки и сами готовимся к спуску. Это небольшой дюльфер на седло между двумя вершинами. Оставленная кем-то расходная петля уже частично перетерта, поэтому закладываем свою, новую.

Станция для дюльфера

После дюльфера снова затык – группа новичков никак не пройдет ключ. Параллельно идти опасно – верхний сбрасывает камни, поэтому приходится ждать. Мы в тени от скалы и становится зябко, одеваемся, перекусываем. Вот, наконец, крайний из новичков устремляется вверх. Их группа любезно предложила нам воспользоваться их перилами для подъема с жумаром. Мы гордо отказываемся и решаем все организовать сами. Честь пройти ключ выпала Девушке. Она все сделала быстро и четко. Поднимаясь вторым, я специально не нагружал перила, чтобы понять, смог бы я пройти первым. Удостоверясь, что смог бы, я остался удовлетворенным. Дальше было уже проще, но мы не торопились, давая время новичкам отдохнуть на вершине.

Фото 1. Остаток пути

Фото 2. Подбираемся к «ключу»

Фото 3. А вот и «ключ»

Поднявшись на вторую вершину, мы заметили на вершине соседней горы точку – это был наш инструктор, все время наблюдающий за нами. У нас с ним была связь по рации каждые 3 часа, но мы и представить не могли, что он вживую наблюдает за нами. Записка, чай, ништяки, фоточки  - вот план действия на вершине. Мы так были заняты этими делами, что даже не вышли на связь с Инструктором, который тщетно пытался связаться с нами, чтобы поздравить с вершиной.

Фото 1. Орленок Центральный (3007 м)

Фото 2. Под чутким присмотром (найди Инструктора)

Фото 3. Панорама с вершины

Дальше нас ждал спуск по пути подъема. Тут все уже было, как родное и наша слаженная команда с легкостью преодолела все препятствия в обратном порядке. Дойдя до первой вершины, мы встретили там наистраннейшую компанию. Три парня, одетые не по сезону, стояли на вершине вместе с нами. Лишь у одного из них были терккинговые палки, ледорубов, обвязок и прочего снаряжения включая веревки у них не было. Один был обут в берцы, только у одного были гамаши, а третий и вовсе был в кроссовках на ногах! Про отсутствие касок и рюкзаков я вообще молчу. Два парня были во флисках, а тот, что в кроссовках был в джинсах и городском теплом пуховике нараспашку. Мы любезно сфоткали их, а они в ответ нас. Поделились чаем и ништяками. На мой шуточный вопрос: «А где вся снаряга?», они отшутились: «А разве тут она нужна?». Но хватит разговоров, всем пора вниз. Это примечательная троица пошла впереди, мы позади. В итоге, конечно, мы их обогнали и встретились по пути с нашим инструктором. На мой вопрос, что это было, он сказал, что пошлите быстрее, если не хотите участвовать в спасработах.

Дневник восхождения на Таулан и Орлёнок

Снаряга мягко говоря не по сезону.

Позже, дожидаясь отставших своей группы, я еще пару раз пересекался с этими ребятами. Оказывается, они приехали на выходные сюда на машине, посмотрели в интернете первую легкую гору и сегодня же поднялись на неё. Без акклиматизации. Без снаряжения. Без подготовки. Без рации и навигаторов. Даааа… Либо мы перестраховщики, либо у них 9 жизней. Конечно, на эту первую из двух вершину может и не нужно большей части снаряжения, но про безопасность они вообще, не слышали что ли. Даже простое резкое ухудшение погоды, что повсеместно в горах, может привести к печальным итогам: потере здоровья или вовсе смерти. Настоятельно рекомендую ни при каких условиях не пренебрегать техникой безопасности, даже не ради себя, а ради людей, которые впоследствии будут вынуждены прийти к вам на помощь.

Сбрасывать высоту нам пришлось снова долго и мучительно. Снежный покров окончательно раскис, несмотря на скрытое за облаками солнце. Если в это раз лицо не горело, зато постоянное проваливание по пояс сильно изматывало. Мы попали в поток одновременно спускающихся – тут кто во что горазд. Кто-то едет вниз на пенке, тормозя ледорубом, кто просто съезжает на пятой точке, я же пробую скользить ботинками по их примятому следу. Понимаю, что вот где нужна легковая и компактная ледянка, нужно взять это на вооружение! Мои ботинки с гамашами промокли насквозь, что уже и говорить про того парня в кроссах. Вот уже виднеется и снежный лагерь. Там Девушку любезно угощают ништяками в виде апельсина. Сил на спуск у нас все меньше и мы останавливаемся на отдых.

Ниже снега совсем нет, но легче не становиться. Мокрое и тяжелое снаряжение тянет к земле. Вот и наш родной штурмовой лагерь! Скорее снять ботинки, быстренько раскидать для просушки снарягу и готовить перекус. Сегодня в планах еще и снести весь лагерь в низ.

Вечереет, и мы торопимся со сборами. Хорошо бы сегодня засветло сброситься в базовый лагерь. Выдвинувшись вниз, снова идем каждый в своем темпе. Какой-то этап пусти я и вовсе преодолеваю один – так хочется побыстрее оказаться на плоскаче и принять душ.

Какой же это кайф - снять ботинки после долгого восхождения! Просушивать вещи ночью опасно – велика вероятность внезапного дождя, поэтому, даже не успев привести себя в порядок – бежим к кафе, готовить снова нет ни сил, ни желания. Там уже нас поджидают Инструктор и Доктор. Обжигающая шурпа – вот что должно восстановить мои силы. Инструктор по традиции достает свой фирменный напиток и говорит тост. Это способствует быстрому расслаблению всего организма и резкому желанию перевести тело в горизонтальное положение. Тут же в кафе встречаю отца с дочкой из своей родной федерации – они в составе спортивной группы так же совершили несколько восхождений и так же уже собираются возвращаться домой. Мы поздравляем друг друга с успешными восхождениями. На предложение помыться в душе Инструктора и Доктора я отказываюсь, отдавай предпочтение сну. Мы с Горнолыжником уже в полной темноте на ощупь ходим входы в нашу палатку и засыпаем мертвецким сном.

Тот самый знаменитый напиток для посвященных людей

День 9.

7 мая. День рождения.

Я снова готовлю завтрак в одиночестве. В этот раз отдаю первую порцию наивкуснейшей яичницы имениннику – Горнолыжнику. Сегодня днем обещали дождь, поэтому желания идти на еще одну вершину у нас нет. В планах только расслабон и вечернее застолье. Горнолыжник заранее договорился о мини банкете, я же украдкой договорился о торте с цифрой-свечкой «3» - по категории сложности маршрута, на котором он шел первым номером. В итоге такой цифры, как ни странно не нашлось, поэтому ограничились лишь настольными фонтанами. Днем Горнолыжник предложил здравую идею – последнюю ночь переночевать в сухом и теплом месте. Я был обеими руками за – палатка моя, и просушить её перед долгой дорогой домой было просто необходимо. Я взял на себя обязанность найти нам ночлег. Тщетно я бродил по окрестностям – все места либо заняты, либо был вариант крыша над головой с общим туалетом и без душа за цену «все включено». Это меня совсем не радовало, и я пошел к самому дальнему отелю. Удача улыбнулась нам, и нашлась шикарная комната на первом этаже с двумя кроватями и собственным душем  с туалетом всего за 1500 р. с человека за ночь. Я бегу порадовать своего напарника под начинающийся дождик. Перенеся первую партию вещей, дождь начинает усиливаться. Кое-как скомканную палатку я уже нёс бегом под ливень. Развесив все вещи по номеру я, наконец, попал в душ и получил неописуемое удовольствие в виде стекающих по измученному телу горячих потоков чистой воды.

Фото 1. Пример отдыха людей

Фото 2. Пример отдыха снаряжения

Фото 3. Пример отдыха гор гот людей

Надо отметить, что мы вовремя свинтили как с маршрута, так и с поляны базового лагеря – в этот день дождь то и дело вновь принимался за свое. Даже не знаю, какой ценой возможно было бы меня вновь вытащить из мягкой и теплой постели отеля. Тем более что сегодня вечером у нас был запланирован праздник. А на празднике подавали шашлык из баранины, салат из овощей и сочные шампиньоны на мангале. Запивалось все это марочными винами и чаем из горных трав – не это ли лучшее завершение удачных альпсборов?

Дневник восхождения на Таулан и Орлёнок

А лучше этого может быть только групповое посещение горячих источников

Послесловие.

Что хотелось бы сказать в конце.

Во-первых, цель получить опыт и приблизиться к заветному второму разряду, выполнена. Пусть мы сходили всего три маршрута и по сути из них мне в книжку нужна была только одна 3А, зато я получил заветный опыт хождения лидером. Тем более что сделали мы это за такой короткий срок и в условиях переменчивой майской погоды. Да, воссоединить нашу троицу: я, Горнолыжник и Футболист не вышло. Но, зато, после сезона разлуки, мы с Горнолыжником показали довольно-таки слаженную работу в двойке и даже договорились, получив заветный второй разряд, снова ходить вместе, но уже без инструктора.

Во-вторых. Я снова убедился в том, что сообщество альпинистов по большей части состоит из адекватных и приятных людей, и ходить в горы возможно даже с незнакомыми людьми (при условии наличия у них реального опыта восхождений, на которые вы собрались идти вместе).

В-третьих, было приятно наблюдать, как группа из незнакомых людей сплачивается, учится прощать чужие ошибки, сочувствовать и помогать друг другу без какой бы то ни было выгоды. Это я говорю про наше небольшое отделение. Несмотря на разный возраст, разный подход или, как говорят, разные «школы альпинизма», у нас получилась Команда с большой буквы, участники которой оставили о себе только хорошие воспоминания.

В-четвертых. Несмотря на первоначальное поверхностное мнение об Инструкторе, для себя я понял, что нельзя судить человека по первому взгляду. У каждого свой подход к обучению и необходимо сначала вникнуть в суть его философии, а уж потом делать выводы. Сперва мне не понравилась его политика наименьшего сопротивления и чересчур большой размеренности. Приехав в горы, я сразу рвался в бой, а мы в хорошую погоду все ходили по плоскачу, закладываясь за деревья. Вначале отсутствовали так же и ранние подъемы, когда все знают, что погода к обеду портиться, и можно было бы и пожертвовать сном. Как и его проживание в комфортном отеле с завтраками, ничто не вписывалось в мое понятие об инструкторе и нашей группе. К тому же, и вовсе неуместные, на мой взгляд, условные «сплочения» рюмкой. Однако позже, я понял смысл лозунга Инструктора: «Не ищи пятерку на двойке». Это его стиль жизни, который вполне имеет право быть. Зачем убиваться и по нескольку раз ходить верх вниз, когда при наличии акклиматизации можно воспользоваться фуникулером? Зачем мерзнуть, мочить вещи и есть сублиматы, когда ради получения наилучших результатов можно пользоваться благами цивилизации? Да, может быть, кто-то скажет, что это неспортивно, или намного легче, но решать на самом деле каждому лично, какие у кого приоритеты. Так то можно было бы и вовсе впасть в крайность и идти пешком из своего города прямо в Архыз, но нет, я же ехал на поезде). Короче, Инструктор оказался отличный мужик, я сильно благодарен ему за бесценный опыт и с удовольствием схожу ещё на восхождения под его руководством!

Вид с высоты 3000 метров

И в конце, ставшая уже традиционной, таблица моих расходов:

Наименование

Бани

Сувениры

ИТОГО

И в самом конце. Свой скромный дневник я решил посвятить великой фигуре Советского и Российского альпинизма – Сергею Георгиевичу Богомолову, заслуженному мастеру спорта СССР. К сожалению, страна не знает своих героев и вы, скорее всего, слышите это имя впервые, как многие другие даже альпинисты. Это мой земляк и я горд, что лично с ним знаком. Именно в это время, в свои 72 года (!) он, первым из Россиян, заканчивает программу четырнадцать восьмитысячников восхождением на К2 (8611 м). Там он бывал уже не раз, но с течением разных обстоятельств вершина не давалась ему. Так пожелаем этому замечательному человеку сил, здоровья и погодного окна!