Турист Анатолий Наточин (Redcat)
Анатолий Наточин — был вчера 15:21
Наблюдаю из засады...

Россия, Грузия, Турция, Болгария, Греция Июнь 2023

Эпическая драма с прологом и эпилогом!

Тот самый пролог.

Четыре на голову ударенных пенсионера, в возрастном диапазоне от 67 до 82 (!) лет, надумали и осуществили автопробег из дома в Москве на дачу рядом с Салониками. А вот так, назло врагам и здравому смыслу! Кстати, самый младший в этой шальной компании — я. И я до последнего включал здравый смысл и пытался отговорить старших товарищей от столь сумасбродного решения. Но старшие победили и их надо уважать…

Этот пробег оказался первым для нас после пандемии, хотя все годы до неё мы так и мотались на собственных авто по нашему заколдованному маршруту. Но, во-первых, совершенно иным доступным нам маршрутом почти в полтора раза меньше, а, во-вторых, в совершенно иных политических реалиях. Наглость и авантюризм, конечно, иногда срабатывают. Но в этот раз мы получили по полной «головняка», проблем и напрочь вымотанных нервов. Впрочем, хватит предисловий, начинаю рассказ.

Подготовка к путешествию.

Как только меня припёрли к стенке и настояли на поездке, я, как самый продвинутый юзер в семье, начал планировать этот «ужас». А ещё Наташка помогала, выискивала в сети подробности тех или иных нюансов, что нам предстояло решить и пройти. Но для начала надо было вообще понять как передвигаться в пространстве и времени. Изначально мы ждали паром из Сочи в Трабзон, но мечтам так и не суждено было осуществиться.

Сумасшедший автопробег из Москвы в Салоники

Таким образом план пробега сложился следующим образом: из Москвы по трассе «Дон» едем до Ростова, что на Дону, за ним уходим на юго-восток во Владикавказ, далее через Грузию пробираемся в Турцию, пересекаем её по черноморскому побережью и вот уже граница с Грецией. Приблизительно 4 с небольшим тысячи км, 4 границы и мы дома. Однако… Нет про это будет дальше.

А пока мы с Наташкой подбираем отели по пути, прикидываем силы и возможности, узнаем подробности оплаты страховок и платных дорог, читаем форумы пограничных переходов и как себя где вести, обмены валюты и где как и чем платить и далее, далее, далее… В общем, вопросов оказалось масса, мы что-то уяснили себе и, как оказалось, очень полезно и не зря. Во всяком случае, это здорово облегчило в дальнейшем процесс и сберегло хотя бы часть сил. Но, к сожалению, предвидеть всё нельзя и мы буквально с первого дня начали ловить всё, чего никак ожидать было нельзя.

Но это будет потом, а пока готовим машины, сделали себе платёжные карты UnionPay, на всякий случай скачали оффлайн карты навигации и пр., пр., пр. Кстати, практически всю дорогу проехали с Яндекс Навигатором, работает! А интернет был стабилен почти везде, где он вообще есть, через DrimSim. В общем, обычная и стандартная подготовка. Выезд запланировали на 24 июня и…

Первый день пути.

Выехали из дома в полпятого утра, через час с небольшим на трассе «Дон» на заправке встретились с любимыми родственниками, заправились и с «улюлюканием» отправились в путь. Предстояло за день добежать до городка Батайска, что за Ростовом-на-Дону, то есть проехать где-то 1100 км. И уже через сотню километров упёрлись в пробку, которая оказалась… перекрытием трассы в связи начавшимся бунтом Евгения Пригожина и его «Вагнера». Впрочем, про бунт в тот момент было не очень известно, точнее совсем непонятно. Ясно было одно: вперёд нас не пропустят и объехать заслон не получится, потому что перекрытия были к этому моменту уже по всей трассе.

Шок! Стали на обочине, перекурили, выдохнули и я стал прикидывать как нам эту «засаду» обойти. Посоветовавшись с Яндекс Навигатором и Алисой, приняли решение ехать на Волгоград. Очевидно дорога хуже, длиннее, но других вариантов не было. Уже в пути позвонил дочке в Москву и она забронировала нам отельчик в Волгограде. Плохонький, но удобный, потому что находился уже на выезде из города в сторону Элисты. Впрочем, это уже не имело значения, после 17 часов за рулём свалились спать как убитые.

Второй день пути.

Утром рванули на Владикавказ. И даже дорога поначалу радовала. Но вскоре раз за разом стали попадать на ремонты, объезды, просто малопроходимые куски трассы. Добил окончательно один объезд ремонта просто по голому полю с такими ухабами и ямами, что просто с ума сойти! Где-то километров 5, на скорости 10 км в час за фурами в дикой пыли и безумной тряской. Впрочем, проехав Калмыкию, дорога улучшилась, стала интереснее, появились горки, мы въехали в Северную Осетию.

Сумасшедший автопробег из Москвы в Салоники

И всё бы хорошо, и асфальт приличный, но вдруг нас догоняет милицейская машина и требует остановиться. Чё такое? Вы, говорит представитель власти, в одном месте проехали левым колесом по сплошной разметке. А это лишение прав и штраф. Мне аж даже смешно стало. Чем докажешь, говорю, фото-видео фиксация есть, а может свидетелей подгонишь? А дальше — цирк. Лейтенантик, понимая, что просто так уже не получится, выдаёт текст: «Мне как-то неудобно, вы возрастом моего отца и мне неудобно вас обижать. Может сами как-то отблагодарите?» Отвечаю: «Отблагодарю. Не сдам тебя в службу внутренней безопасности». Забрал документы и мы уехали. Было бы смешно, кабы не было так противно… Впрочем, за всю дорогу это было одно такое приключение. Мы старались нигде не хулиганить.

Доехали до Владикавказа, поужинали осетинскими пирогами, переночевали и с раннего утра выехали на российско-грузинскую границу.

День третий.

Знаменитый с прошлого года погранпереход Верхний Ларс. Раненько утром машин не много. Реально увеличили количество пунктов пропуска. Просвистели границу за 20 минут. Замечательно. В ближайшем городке на грузинской стороне поменяли немного денежки на грузинские лари, прикупили страховку на авто и погнали на юг в сторону Батуми.

Сумасшедший автопробег из Москвы в Салоники

Впрочем, погнали — это громко сказано. Исторически знаменитая Военно-грузинская дорога находится в таком жутком состоянии, что ни пером описать, ни…. И вот так километров 100. Ну, а дальше, благодаря китайским товарищам, началась весьма приличная новая трасса. Правда, ещё до конца не достроенная, но хотя бы так. А благодаря китайцам потому, что строят они, а дальше они же и будут эксплуатировать и сдирать денежку. Вообще отношение к увиденному весьма неоднозначное. Возле Тбилиси и вокруг него дороги вроде как даже приличные. Но там где китайская рука, а в Батуми турецкая не коснулась грузинских земель — просто тихий ужас. Особенно удивил Батуми Дело в том, что мой любимый шурин прожил в Батуми больше 20 лет. Соответственно он и мы немножко довольно прилично знали город и окрестности. Навигатор потащил нас вокруг новоотстроенного центра города через какие-то странные улочки, убитые закоулки, вообще какие-то странные тропы. Нет, мы понимали где мы и как перемещаемся. Но узнать город за столько лет отсутствия так и не получилось. А уж про качество дорог, обочин, состояние домов вокруг — просто атас. Без сомнения новый центр с многоэтажными турецкими отелями, набережные, бульвар наверное выглядят замечательно. Но весь остальной старый город….

Сумасшедший автопробег из Москвы в Салоники

Ну, да, ладно, не нам уже судить, мы выдвигаемся к границе в местечко Сарпи. За свою путешественническую жизнь и особенно на автомобиле нам довелось проходить много границ, наблюдали разные организации погранпереходов, но такого идиотизма, как на этой границе Грузии и Турции нам наблюдать не приходилось. Первое и главное — пассажиров авто загоняли отдельно в специальное здание, где они проходили все формальности, а водитель с авто передвигается другим коридором. И всё бы ничего, только путь пешком несчастных пассажиров по лестницам и переходам — тот ещё квест. Плюс к этому дикие толпы (пассажиры автобусов двигаются также), полное отсутствие вентиляции, жара и вонь непереносимые. В общем, беда-беда, особенно для немолодых людей.

Ну, а у нас случилось приключение. Шурин в этот раз решил больше не рисковать (я когда-то размещал здесь рассказ про его машину https://www.tourister.ru/responses/id_13114 ) и они поехали на машине жены. На границе жена пошла коридором для пассажиров, а Витька перемещался на авто. И всё было без вопросов до момента, когда полицейский не спросил — а где владелец авто, принеси её паспорт (важный момент!)? Ну, а дальше был просто «цирк с конями». Шурин помчался на выход их зоны, чтобы взять документы жены. Его выпустили, а обратно не пустили. Погнали какими-то кругами. Наконец, он всё-таки добрался с документами до своего полицейского и тот… вдруг потребовал, чтобы привели жену живьём. Это был второй круг «почёта». Но между всеми этими пробежками Витька «потерял» машину. Дело в том, что пройти нормально из зоны в зону он не смог. Закончилось тем, что просто попросил свободного сотрудника помочь, на пальцах объяснив ситуацию. Тот помог пройти кордоны, но, как потом выяснилось, вывел шурина в зону не В Турцию, а ИЗ Турции. Отличить одну зону пропуска от другой практически невозможно. Витька в ужасе — угнали или эвакуировали машину! В общем, продолжались эти гонки с препятствиями час, но нервов вымотали кучу. И вовсе не из-за каких-то проблем или злонамеренности. От идиотизма организации работы погранперехода.

Выбравшись на турецкую волю мы доехали до ближайшего городка с чудным названием Хопа, где у нас был заказан отель. Кстати, по поводу заказов отелей. Если с заказами по России у нас проблем не было, разве что пришлось переигрывать отель с Батайска на Волгоград, то отели в Турции пришлось бронировать со всякими изощрениями. Во-первых, мы столкнулись с тем, что попали на большой праздник Курбан Байрам. И народ турецкий активно бросился отдыхать. С одной стороны, как выяснилось, это хорошо, дороги в эти дни были полупустые. С другой стороны, гостиницы по дороге забиты и мест нет. Во-вторых, алгоритм работы поисковых сайтов не всегда позволял не только найти нужное, но и оплатить. Вот как раз в Хопе отель по своей турецкой банковской карте забронировала подружка дочери, а по факту мы оплатили его уже на месте наличкой. Поисковик не принимал мою карту UnionPay, хотя в Турции они прекрасно работают. Во всяком случае, на всех заправках по дороге я использовал её и без проблем. А ещё смешнее оказалось в следующем месте стоянки. Отель через поисковик я забронировал и оплатил… картой «Мир». Вообще без проблем. В общем, развлекуха такая, чтобы не расслаблялись.

День четвёртый.

Это оказался самый спокойный и не очень трудный день. Границ не было. Приключений не было. Просто катились себе по черноморской трассе до городка Балу. Очень ухоженные дороги, машин мало, вся инфраструктура, кайф. И отмахали за день почти тысячу вёрст. Даже попробовали вечером пойти в ресторан, но не получилось найти рядом и просто перекусили в кафешечке. Зато впереди был день пятый, последний.

День пятый.

Маленькая предыстория. Готовясь к поездке вдруг выяснилось, что на границе Турции и Греции так называемую ГринКард, Зелёную карту, страховку на авто для перемещения по Европе можно купить только на один месяц, причём по совершенно дебильной цене в 180 евро. А что ещё страшнее, её невозможно продлить внутри самой Греции. То есть для продления надо через месяц выехать из страны и купить заново. Раньше эти ГринКард мы спокойно покупали в России, но с 1 июня нас из этой системы вышибли. Поиск вариантов решения дал границу Турции с Болгарией, где эту самую карту можно купить на три месяца и по цене… 55 евро! Причём въехав в Болгарию можно буквально через 25 км попасть на границу Болгарии и Греции. Эта история давала нам лишнюю границу и 150 км пути, но снимала проблемы. Впрочем, добавила другие. Но про это рассказывать не буду. Не публичное.

Сумасшедший автопробег из Москвы в Салоники

Итак, от турецкого Балу до родных Салоник пробег составил 1100 км и две границы. Абсолютно шикарная платная трасса по Турции через мост через Босфор практически до болгарской границы. Долетели со свистом. Поковырялись на двух границах в Болгарии почти 4 часа и вот Греция. Поначалу дорога не ахти, но потом весьма приличная. В общем, в 11 часов вечера на пятый день пути мы дома, где нас встретили наши любимые собачки. (Про собачек отдельная история, мои фейсбуковые друзья её знают. Собачки соседские, но наши участки рядом, а для собачек просто одна их территория. А мы для них хоть и не хозяева, но абсолютно родные и свои.)

Расписывать здесь все подробности с бумагами, страховками, оплатой дорог и прочими заморочками не буду. Разве что отвечу в комментариях, если кому надо. Но признаюсь честно: вся эта история — дурдом на колёсах. Просто, как написал вначале, участники — четыре на голову ударенных пенсионера!

Эпилог.

Как обычно в финале цифры.

Общий пробег составил около 4400 км. 5 дней, 4 ночи. Удовольствие прямо скажем недешёвое, явно дороже перелёта на четверых даже по сегодняшним ценам. Один плюс — у нас всё время здесь будут под попами машины, не надо арендовать. А без них здесь худо.

Такой героический автопробег говорит о том, что у нас, стариков, ещё есть порох в пороховницах, а ягоды в …. И это радует очень. МогЁм! Только на фига такие подвиги? А?

И маленькое лирическое заключение. За всю дорогу нигде мы не почувствовали какого-то отторжения к нам, негатива, желания нагадить. Правда, общения было мало — заправки, отели, забегаловки. Да и на границах какого-то специального желания нагадить тоже не было. Если и пакостили, то скорее по своей чиновничей натуре. То есть простые люди, в отличие от власть имущих, реагировали на нас, наши российские номера на машинах совершенно спокойно и адекватно. Это хорошо и очень надеюсь, что обратный путь будет легче и спокойнее.

По дороге почти не смогли фотографировать. Бесконечно заляпанное комарами лобовое стекло. Только помоешь, как опять грязное. А жалко, были красивые места, особенно в горах. Так что извините меня, что много слов и мало фотодоказательств.