Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был вчера 21:30

Тульская область — Россия Июнь 2023

Неоспоримая истина — танки грязи не боятся, А велосипеды?

Кто знает меня давно, наверняка помнит, что я очень люблю городские квесты, когда пешком или на машине нужно в незнакомом городе находить точки, заданные адресами или загадками. К этой забаве всю нашу семью приобщил муж племянницы. Как оказалось, еще можно поучаствовать в экстремальных квестах под названием Байк-оф-роад. Точки надо находить в чистом поле, передвигаясь на велике по пересеченной местности и бездорожью. Егор подбивал меня на такую авантюру давно, но, живо представив, как я буду вязнуть в песке или буксовать в грязи, а также таскать велик на себе 25-30 км, я отказался. В один из летних дней, Егор всеж собрался на экстремальный заезд, а его жена, как и я, отказалась. Зато их 7-летний сынок-пострел не спасовал, и смело отправился с папой к новым приключениям.

Всю ночь перед квестом лил дождь, было стремно даже подумать, что творится в полях. Утром, загружая два велика на крышу машины, с большим опасением поглядывали на небеса. Свинцовые тучи застилали небосвод, мокрота и влажность пропитали воздух, не обещая ничего хорошего. Через полчаса небесные хляби разверзлись и хлынул — нет, не дождь, и даже не ливень — с небес опрокинули миллионы ведер воды, заливая ветровое стекло так, что белый свет померк полностью.

Байком по бездорожью с заездом в Поленово

Хорошо, что ближе к точке заброски дождь утих: наш экипаж разделился пополам — меня с племянницей оставили у усадьбы Поленово, а папа с сыном рванули к месту старта в глэмпинге Гуляй Город. Лишь совсем недавно узнал, что глэмпинг — это гламурный кемпинг))) Племянница изначально хотела там забронить место под палатку для ночевки, как же хорошо, что ей отказали и ночевали они у нас на даче в комфорте, сухости и тепле…

Усадьба Поленово — вотчина знаменитого русского художника Василия Поленова, удивительным образом все строения сохранились в первозданном виде. Не иначе, как благодаря чуду, ее не тронули красные босяки во времена революционного лихолетья, на нее не упали снаряды, что пролетали мимо во времена Великой Отечественной, даже фашисты не посмели потревожить знаменитые стены, в которых творил Мастер. Благодаря этому мы можем пройтись по скрипучим полам, где ступали ноги художника, прикоснуться к вещам, что помнят его руки, и самолично увидеть прекрасные пейзажи, что вдохновляли Поленова на творческие свершения.

Байком по бездорожью с заездом в Поленово

К центральной части усадьбы ведет короткая аллея, вдоль которой высятся могучие сосны, похожие на сказочный караул, встречающий гостей, и, одновременно, охраняющий огромный парк, больше похожий на ухоженный лес. Таких аллей в усадьбе несколько

Тем удивительнее узнать, что изначально на этом месте было ржаное поле на холме без единого кустика. Поленов на пустом месте создал прекрасный ландшафтный парк, одному ему известно, чего это стоило. Свою вотчину художник называл Поместьице Борок. Каждый раз, оказываясь в усадьбах дореволюционных творческих личностей, у меня возникает один и тот же вопрос: где хозяева брали огромные деньги на строительство и содержание таких хоромов? Вопрос «откуда дровишки?» и «за чей счет банкет?»- как нельзя кстати в данном случае.

Байком по бездорожью с заездом в Поленово

Ответ прост — написал Поленов огромную картину «Иисус и грешница», кстати единственную в своей жизни столь колоссального формата, и экспонировал ее на выставке. Картина вызвала невероятный резонанс в обществе. Иисус на картине выглядел простым человеком из толпы, что сильно не понравилось церковникам и воцерквленной части знати. Между тем, полотно пришлось по нраву самому царю Александру III, который решил ее прикупить себе в казну. Одобрение царя дало право на долгую творческую жизнь этой неоднозначной картине, в ином случае ее могли отправить в запасник на вечные времена. Фото из и-нета

Автору отсыпали аж 30 тысяч серебряных рубликов — по тем временам огромная сумма, особенно с учетом того, что российский рубль был в те времена одной из самых твердых и дорогих валют мира. Именно на эти деньги и была построена усадьба. Что интересно, царь перебил своей ценой сделку с Третьяковым, который тоже положил глаз на прекрасную картину. Интересно, если бы цена Третьякова была больше царской, посмел бы Поленов отказать самодержцу? Сегодня картина по праву занимает одно из видных мест в Русском музее Питера.

Байком по бездорожью с заездом в Поленово

В отличие от современных богатеев, которые думают только о своей мошне, Поленов прежде всего думал о народе и его нуждах. Для крестьянских детей он построил школу, в соседнем селе выстроил церковь, всемерно помогал бедным. Еще до революции в своей усадьбе организовал музей для бедноты.

Кроме художественного образования у Поленова был и юридический диплом. Невероятно разносторонним оказался человек: художник, юрист, историк, музыкант, путешественник и фотограф в придачу! Поленов во времена сербо-черногорской-турецкой войны служил на фронте, был многократно награжден. По роду службы должен был много рисовать военные действия, но всячески отлынивал от батальной живописи, и рисовал пейзажи, ибо не любил войну.

Байком по бездорожью с заездом в Поленово

Он много путешествовал, этот вирус ему привил его отец, который брал сына в увлекательные экспедиции в Египет, Грецию. После экспедиций и всех поездок у Василия Дмитриевича собралась коллекция древностей, что существует и сегодня, именно на эти диковинки, совершенно бесплатно и приходили посмотреть крестьяне.

Быть может, именно та близость к народу и спасла усадьбу от разорения в Революцию, когда веками угнетаемая беднота в порыве бессмысленного и беспощадного русского бунта крушила усадьбы богатеев. Художник был близок к народу не только своим творчеством, но по своему духу. Его любили, и крестьяне написали челобитную новым властям, что барин хороший. Уже в 22г Поленовы получили охранную грамоту от Советский власти. А поместье, которое изначально национализировали, вновь подарили исконным хозяевам.

Байком по бездорожью с заездом в Поленово

В Отечественную войну дом находился прямо на линии фронта в серой зоне, снаряды пролетали над домами, лишь один разорвался в поместье, не причинив вреда. Какое счастье, что в этом месте не было кровавых и разрушительных боев, что позволило сохранить все строения. Фашисты тоже наведывались сюда, но уходили с миром. Сегодня в центре усадьбы установлен памятный камень «Здесь был остановлен враг».

Безусловно, на пленер надо ехать в прекрасную солнечную погоду, но, у меня это редко получается, чаще погода огорчает ненастьем. Так и здесь — по территории парка мы бродили под зонтами, спасаясь от противного мелкого дождичка, пытаясь не раздавить множество улиток, что выпозли на променад.

Байком по бездорожью с заездом в Поленово

Невольно подумалось — а как там наши велогонщики? У них-то зонтов нет, а в плащах на велике не поездишь — неудобно. Все эти долгие часы наши бравые велобайкеры, к которым на старте присоединился еще и шурин с дочкой, преодолевали километры бездорожья. Порой они присылали фото — колдобины, колеи, залитые водой, бездорожье, но, при этом, очень позитивные лица.

Байком по бездорожью с заездом в Поленово

По усадьбе можно гулять сколько угодно, причем на халяву, то есть даром. Там даже мельница имеется — на самом деле это замаскированная водонапорная башня))) Без сомнения, территория очень хороша — ухоженный лесопарк, газоны с цветочками, река-Ока вдали. Сразу видно, что проектировал это архитектурно-ландшафтное чудо настоящий мастер своего дела.

Байком по бездорожью с заездом в Поленово

А если есть желание заглянуть в экспозиции, изволь раскошелиться. Оплата организована по гнусной китайской системе: за каждый домик плати отдельно, комплексных билетов нет. В Главный дом вход 450рэ: да, очень интересно, но, за часовую экскурсию с посещением всего 6 комнат, не сильно дешево. В большой зале главного дома на стене огромная картина — «Иисус и грешница» в ч/б исполнении. Это эскиз самой знаменитой картины Поленова, написанный углем. Обычно эскизные зарисовки не сохраняют или забрасывают в самый дальний угол. Но, в данном случае, технологический набросок оказался так хорош, что друзья посоветовали художнику сохранить его как отдельное самодостаточное творение. И не зря — впечатление необычайно сильные, несмотря на монохромную гамму.

Байком по бездорожью с заездом в Поленово

Кстати, на эскизе Иисус изображен в шапочке — эта часть его портрета вызвала шквал негатива у современников и на картине маслом шапочка исчезла. Я же обратив внимание на руки Иисуса — на вид это руки 70-ленего старика, пронизанные набухшими венами. Для юноши 33 года от роду, очень странные руки, ну не буду занудствовать, автору виднее. На стенах зала развешаны миниатюры отдельных персонажей из глобальной картины. Их много и можно оценить, сколько же сил, времени и энергии автор вложил в итоговое полотно, которое восхитило самого царя.

Во времена Поленова большинство художников пытались внести в свои произведения социально-политический аспект, а Поленов, как специально сторонился политики, и свою творческую энергию сосредоточил на пейзажной красоте. Долгое время коллеги по искусству пытались на него давить, но он не поддался.

За остальные домики надо выложить по 250р за каждый, всего на круг выходит 1200 руб. на все экспозиции. За деньги можно посетить Фахверковый сарай, Аббатство, Адмиралтейство и экскурсию по парку. А в целом, на территории усадьбы расположены следующие объекты: 1. Дом-музей, 2. Флигель, 3. «Аббатство», 4. Фахверковый сарай, 5. Дом управляющего, 6. Коровник, 7. Конюшня и каретный сарай, 8. Сенной сарай, 9. «Адмиралтейство», 10. Банька (Дом С. Прокофьева), 11. «Игральный» домик, 12. Погребница, 13. Дровяной навес, 14. Дом садовника, 15. Служебный флигель, 16. Въездная аллея, 17. Сосновая аллея, 18. Березовая аллея, 19. Омшанник. Если проголодался, на входе в усадьбу ресторан — не сильно дешево, но деваться некуда, он единственный в округе.

Во время своих путешествий Поленов писал этюды, что для художника вполне логично. Но, этим мастер не ограничивался, он еще и фотографировал! Фотокамеры в те времена были ну очень большие, вместо пленки использовали стеклянные пластины. По возвращении художник проявлял свое богатство и на основе фото писал новые картины. Интересно, кто тащил тяжеленные чемоданы с фотоаппаратом и набором фотопластин, а также мольберты и холсты?

Байком по бездорожью с заездом в Поленово

Василия Дмитриевича смело можно назвать одним из первых фото-блоггеров: на основе своих картин из разных концов света, он организовал дореволюционное слайд-картин-шоу для детишек. В темной комнате, вставляя небольшие картины в специальную рамку и по-особому подсвечивая их керосиновой лампой, художник вел неторопливый, но очень увлекательный рассказ. Он рассказывал удивительные истории из собственной жизни о каждой картине из самых разных стран мира — Швейцарии, Франции, США, Японии и Китая. Для завороженных детишек это было погружение в чудесный, но абсолютно недоступный мир. Самое удивительное, что в нынешнее время в помещении Адмиралтейства, которое раньше было лодочным сараем, воссоздана эта традиция. И каждый турист может ощутить на себе волшебство старинного картин-шоу.

Несмотря на паршивую погоду, тургрупп в усадьбе было много, но, нам счастливым образом удавалось избежать ужасных толп в 30–50 человек на объекте. Мы всегда попадали в маленькие группки, а картин-шоу смотрели вообще вдвоем! В Адмиралтействе мы оказались одни в зале и расположились прямо на первом ряду. В маленькой нише перед нами невидимый кудесник менял картины, включал-выключал подсветку и хорошо поставленным голосом читал истории о странах, изображенных на картинах. Это был необыкновенный и удивительный сеанс. Казалось, будто вернулся в детство, когда родители растягивали простыну на стене, заправляли пленку в фильмоскоп, гасили свет и начиналось волшебство.

Аббатство — небольшой домик рядом с Главным домом. Красиво звучит, и архитектурно похоже, однако, это всего лишь новая мастерская художника. Он ее построил после того, как дети подросли, и он отдал им свою старую мастерскую. Здесь мастер жил и творил в последние годы своей жизни. Все сохранилось в неприкосновенности, даже печурка, которая отапливала помещение в холода. На ней художник любил печь картошку и яблоки со своего сада-огорода. Кстати, и сегодня директором музея является прямой потомок Поленова, скорее всего, именно поэтому в доме вся остановка сохранена с такой любовью и заботой.

В Аббатстве также выставка кукол для спектаклей Поленовского театра

Байком по бездорожью с заездом в Поленово

Как оказалось Поленов был не только художником, но и любителем музыки — он творил под звуки музыкального автомата симфониона

Байком по бездорожью с заездом в Поленово

Неподалеку от усадьбы деревня Бехово, с высокого берега открываются замечательные виды на Оку. Именно тут на средства и по эскизам Поленова построена церковь Святой Троицы в стиле романской и древнерусской архитектуры. При церкви на соседнем холме деревенское кладбище, именно тут упокоен сам Поленов и многие члены его семьи. На могиле художника его современные поклонники до сей поры кладут кисточки. Направляясь в усадьбу Поленово, я думал, что нам хватит 2–3 часов на все-про-все. Однако, мы провели там шесть часов, а при хорошей погоде могли бы остаться и дольше. Посидеть на берегу реки, полюбоваться неброскими, но такими родными и душевными пейзажами среднерусской природы — это дорогого стоит.

Байком по бездорожью с заездом в Поленово

Завершив визит, возник вопрос — как добраться до Гуляй Города, что в д. Ланьшинский? Транспорта тут нет никакого. На наше счастье, в местном п/л был родительский день и нас подхватила на трассе молодая семейная пара. Водитель оказался так любезен, что решил подвези нас ко входу в кэмпинг, только дорога быстро превратилась в раскисшую грунтовку. Поблагодарили водителя, закатали брючины и побрели ко входу, думая, что пошли не по той дороге. Совершенно недешевый глэмпинг не был приспособлен к дождям — все его грунтовые дорожки превратились в жидкое месиво. По меткому выражению знакомого блоггера, под ногами образовалось непролазное гавнище. Немногочисленные деревянные помосты быстро оказались замазаны грязью, «гламурность» глэмпинга исчезла без следа.

Байком по бездорожью с заездом в Поленово

Мимо нас шли и ехали десятки, если не сотни велосипедистов, облепленные грязью с головы до пят. На их велосипеды больно было смотреть — слой глины покрывал рамы и обода каждого железного коня. Байкерам было уже нечего терять: они смело чапали по грязище, порой взвалив велики на плечо. А вот мы с племянницей все такие в чистенькой одежде чувствовали себя не в своей тарелке, безуспешно пытаясь найти относительно сухое местечко, куда можно ступить без опаски.

Байком по бездорожью с заездом в Поленово

Я никогда не видел такой толпы невероятно грязных, усталых, и, в тоже время, бесконечно счастливых людей, как в этот раз. Тут же, на раскисшей от грязи полянке организовали награждение, как жаль, что наша команда не попала в призеры. Впервые наши взяли все точки, и даже наш 7-летний пацаненок прошел дистанцию наравне со всеми. Причем, не имея переключения скоростей на своем детском велике. Разрыв между призерами и аутсайдерами оказался столь разительным, что невольно закралась мысль о доступности инсайда о маршруте для отдельных участников.

Байком по бездорожью с заездом в Поленово

Вечером на берегу реки устроители заезда накормили байкеров наваристым куриным супом и гречневой кашей. Природа, которая посмеялась над участниками утром и днем, вечером явила благодушие: тучи разошлись и выглянуло ярко пылающее закатное солнце. Его золотые лучи отражались в затемненных окнах домиков на берегу — барнхаусов.

Байком по бездорожью с заездом в Поленово

На закате десятки байкеров пошли мыть свои велосипеды в реку. Почему-то вспомнилась картина Петрова-Водкина Купание красного коня. Красных оттенков на пляже не наблюдалось, зато «железных коней» было хоть отбавляй.

Байком по бездорожью с заездом в Поленово

Поздним вечером вся команда вернулась на дачу. Сколько же было ярких эмоций и рассказов о том, как колеса вязли в глине, порой велосипед шел юзом, иногда даже в канавы и ямы наши байкеры влетали. Райд по грязи на великах — это крайне тяжело, но эмоции, которые дарит это испытание — бесценны. Ребята вернулись невероятно усталые, грязные, но безмерно довольные — этот день был прожит не зря.

Байком по бездорожью с заездом в Поленово

На следующий день мои гости пытались отмыть велосипеды — скачали целый сливной колодец воды, но, отмыть велики полностью так и не удалось)))