Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 18:25

Верхний Тагил — Россия Май 2023

Наша майская встреча туристеров Екатеринбурга на Шарташе прошла плодотворно. Обсудили старые поездки и строили планы на новые. Мы с Валей Пушкаревой через неделю после встречи, 28 мая отправились на экскурсию в Верхний Тагил, в город по которому я давно скучала.

Верхний Тагил

Для меня есть города и места, которые притягивают, сколько бы раз не приезжала. В Свердловской области для меня таким местом стал Верхний Тагил. Приехала сюда в четвертый раз.

Первая встреча с этим городом состоялась три десятка лет назад, и потом долго ее вспоминала. Когда подъезжаешь к городу, то открывается прекрасный вид на Уральский хребет, Верхне-Тагильский пруд, и домики на его берегу.

Верхний Тагил

Уютный маленький город лежит перед тобой, действительно, как на ладони. Хотя посмотреть на эту красоту удалось только из автобуса. Фотография сделана на обратном пути, когда возвращались по другой дороге, которая проходит ниже.

Первой запланированной остановкой нашего маршрута была Плотина.

Верхний Тагил

Первая демидовская плотина была деревянной и построена перед строительством завода в 1718 году. Плотина была длиной 192 м, шириной 57 м, и высотой 8,5 м. Стоимость плотины в то время составила 8762 рубля, и это было чуть меньше половины стоимости всего завода (20542 рубля).

Верхнетагильский завод был построен при Главном управителе всех уральских заводов Акинфии Никитиче Демидове (1678–1745), который был владельцем 25 заводов.

Завод стал называться Верхнетагильским, так как располагался в верховьях реки Тагил, а через четыре года появился уже задуманный тогда Нижнетагильский завод.

Первая плотина простояла до середины XX века. Когда потребовалось поднять уровень воды на один метр для строительства ГРЭС, старую плотину разобрали и на ее месте построили плотину повыше, из бетона. Эта плотина и сейчас служит городу, отсюда регулируется сток воды в реку Тагил.

Глубина водоема от 3,8 до 5 метров, водится много рыбы, есть рыбное хозяйство.

От завода, построенного Демидовым, остались только камни на берегу реки.

Верхний Тагил

За рекой видна центральная часть старого города.

Здесь же был и господский дом, который теперь огорожен забором- это частная территория.

Через дорогу от завода располагалась контора, которая чудом сохранилась до наших дней и в ней работает Почта.

Верхний Тагил

Железоделательный завод в Верхнем Тагиле закрыли в 1916 году как нерентабельный. Железная руда была низкого качества, а транспортировка очень дорогой.

Старая часть города состоит в основном из домов частного сектора.

С 1956 года город получил новую жизнь благодаря Верхне-Тагильской ГРЭС, которая снабжает молодой город Новоуральск и его химкомбинат.

После остановки у исторического места рождения города мы едем к храму.

Верхний Тагил

Каменный храм построен вместо сгоревшей церкви в 1876 году на средства заводовладельцев. В этой церкви находится почитаемая икона Божией Матери «Знамение», ради которой приезжают даже верующие из-за границы.

Попали на праздник.

Верхний Тагил

Здесь празднуют день Белого цветка и последний день Пасхи.

Верхний Тагил

Мы тоже угостились куличами с чаем.

Церковь иконы Божией Матери Знамение никогда не закрывалась, хотя она находится в центре города. Все росписи и иконы были сохранены и отреставрированы в середине XX столетия.

Верхний Тагил

Через дорогу от церкви привлекает внимание здание старейшей школы Верхнего Тагила, инициатором строительства которой и архитектором был управляющий заводом, горный инженер Гавриил Александрович Марков. Здесь планировалось открыть Высшее профессиональное училище.

Верхний Тагил

Для строительства сначала использовали кирпич от разрушенной Пророка-Ильинской единоверческой церкви, потом строили из нового, более крепкого кирпича. Сначала это была школа № 1, а с 1955 года- школа № 12. По инициативе педагогов этой школы был образован музейный кружок и уголок, который в дальнейшем вырастет до краеведческого музея.

Напротив церкви деревянное здание в стиле модерн, памятник архитектуры, бывшее лесничество. Недавно его выкупили из частной собственности и будут восстанавливать.

Верхний Тагил

С берега у церкви красивый вид на город.

На берегу построена крестильня.

Верхний Тагил

Вдали видна гора Караульная.

От храма по улице Ленина едем на набережную. Со стротельством ГРЭС строился и новый центр города, видим застройку 50-60-х годов.

Верхний Тагил

Верхнетагильская ГРЭС, между прочим, вырабатывает пятую часть электроэнергии Свердловской области, и является сейчас градообразующим предприятием Верхнего Тагила.

Автобус останавливается у красивого Дворца культуры, построенного в 1964 году. В этом маленьком городе 400 человек занимаются в творческих коллективах дворца, есть кинозал, работают кружки для детей.

Верхний Тагил

Сейчас в городе проживает 11 тысяч человек, а статус города был получен в 1965 году.

От дворца идем на площадь Победы к Мемориалу воинам павших в Великой Отечественной войне. Мемориал воинам открыт в 1985 году.

Верхний Тагил

От площади спускаемся к набережной.

После реконструкции в 2020 году, тагильчане назвали новую площадку для прогулок и отдыха «Набережной огней». Здесь уложили плитку, поставили новые скамейки и урны, сделали цветники и спортивные площадки, пирсы для спуска к воде.

Верхний Тагил

Скульптуры тоже здесь есть.

Раны на березах тоже кто-то украсил.

Нагулявшись по набережной направляемся к единоверческому храму Архангела Михаила.

На Урал после середины XVII и церковной реформы Никона переехало много старообрядцев, спасавшихся от преследований новой церкви. Очень многие приверженцы старой веры поселились в Верхнем Тагиле. Сохранилось старообрядческое кладбище.

Единоверческие церкви пытались примирить старообрядцев с новой церковью. Единоверцы приняли православных священников новой церкви, но все обряды в них совершались по старым канонам. Крестились двумя перстами, называя троеперстное крещение «щепоть».

Храм построен на Архангельской горке и освящен 25 декабря 2007 года.

На пороге нас встречает отец Сергий. Этот храм он построил сам с подручными.

Верхний Тагил

Отец Сергий или Сергей Комаров, вернувшись на родину в Верхний Тагил после армии, стал фермером и на Архангельской горке выращивал картофель.

В Архенгельской горки открывается вид на город.

Верхний Тагил

В перестройку рынок заняли импортные овощи и выращивание картофеля не стало окупаться. Сколотив бригаду Сергей занялся строительством срубов.

Сергей был из очень верующей семьи. Душа его просила чего-то большего, духовного. Вскоре он осознал, что хочет построить храм. С благословения архиепископа Екатеринбургского на бывшем картофельном поле появился храм.

Сергея рукоположили в дьяконы, а через 40 дней на Ганиной Яме- в священники.

В церкви много красивых икон.

Верхний Тагил

Особое внимание обращают две вышитые иконы.

Верхний Тагил

Эти иконы вышила крестиком и подарила храму прихожанка из Первоуральска.

Во дворе источник со святой водой.

Верхний Тагил

После душевной беседы с отцом Сергием мы едем на обед. В кафе нас угощают уральскими блюдами- пельменями с редькой, с капустой, шаньгами с картошкой и пирожками с черемухой.

А теперь краеведческий музей. Как я уже упоминала, музей вырос из кружка краеведения в школе № 12.

В марте 1979 года Верхнетагильским городским советом принято решение о создании музея. Музей был открыт в 1981 году и его руководителем назначен бывший директор школы № 12 Н. И. Рябов.

Для музея выделили здание, построенное в 1896 году для волостного правления. Здание было построено по проекту Маркова Гавриила Александровича (1866–1933), по инициативе которого была построена первая школа в Верхнем Тагиле. Гавриил Александрович был и талантливым горным инженером, и архитектором. Управлял Верхне-Тагильским заводом с 1892 по 1897 год. Позднее под его управлением был Верх-Нейвинский завод (1897–1907), где он построил точно такое же здание.

На крыше здания расположена пожарная вышка. На втором этаже размещались урядник, волостной старшина, писарь, сборщик налогов и сельский староста. А с балкона этого красивого здания объявляли царские указы.

На первом этаже была пожарная часть, камера для арестантов и морг.

После 1917 года в здании заседал военно-революционный комитет, потом Совет рабочих и солдатских депутатов и до 1972 года здесь был Поселковый совет. С 1972 года в этом красивом доме размещались магазины.

В 1988 году в доме оборудовали систему центрального отопления и разместили музей.

Верхний Тагил

Для маленького города музей очень интересный и работники музея очень рады посетителям. Когда мы приехали сюда в первый раз, нас четверых с радостью водили по двум этажам музея и рассказывали о всех экспонатах, хотя мы не платили ни за какие экскурсии.

Второй раз в этом музее были вдвоем с подругой три года назад, С нас взяли, как с пенсионеров, по сорок рублей за экскурсию и экскурсовод Игорь очень подробно нам все рассказал.

Сейчас специально для нашей группы вызвали гида Олесю. Вообще в музее в воскресение выходной.

Верхний Тагил

Очень интересно было сравнивать рассказы Игоря и Олеси. Игорь подробно рассказывал нам о производстве и истории. Олеся особое внимание уделила народным обычаем, отношениям в уральских семьях, а еще интересно рассказывала о животных. Оказывается, лиса выгоняет животных из домиков не только в сказках.

Верхний Тагил

Особенно Олеся интересно рассказала о волках, которые сохраняют верность партнерам всю жизнь, в отличии от лебедей.

Лебединая верность существует только в песнях.

Интереснее всего то, как волки заботятся о стариках. Им приносят пищу и даже ее пережевывают. Больных и раненых эти животные никогда не бросают.

Самое приятное было то, что нам разрешили потрогать настоящий зуб мамонта и даже с ним сфотографироваться.

Верхний Тагил

После экскурсии по музею к нам приехала местная предпринимательница. Эта многодетная мама готовит собственные сыры, разводит коз, делает украшения и шьет кукол. Сыры мы продегустировали и многие закупились. Куколку купили только одну.

Верхний Тагил

И последнее, что мы посмотрели в Верхнем Тагиле, было здание Павленковской библиотеки. Недавно этот объект признали памятником архитектуры и теперь он восстанавливается.

Народная библиотека в этом здании была открыта в 1903 году. Началось собрание с посылки из Петербурга от книгоиздателя-просветителя Флорентия Федоровича Павленкова, который весь свой капитал завещал бесплатным сельским библиотекам.

По всей стране было открыто 2000 сельских библиотек, на каждую выделено 50 рублей, остальные деньги должно было добавить земство.

В посылке из Петербурга была 171 книга. Стараниями местных энтузиастов к концу 1903 года в библиотеке уже было 1500 книг и 133 постоянных читателя (из 7605 жителей). Библиотека в этом здании действовал до 2013 года, с 1991 года она вновь стала называться Библиотекой им. Ф. Ф. Павленко.

В 2013 году библиотека переведена в другое помещение. В настоящее время Библиотека им. Ф. Ф. Павленко размещена в трех зданиях города.

На этом наша экскурсия по Верхнему Тагилу заканчивается. Впечатление об этом своеобразном городе снова осталось очень хорошим.