Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был сегодня 9:58
...

Иерусалим — Израиль Апрель 2023

Андрюша и Мама собрались в Иерусалим и заказали экскурсию. Надо сказать, что первой экскурсией, как раз была эта, а не в Назарет. Поэтому, ни Андрюша, ни Мама еще не догадывались о зловредных тетках, пребывая в состоянии детской наивности и юношеского восторга от предвкушения новых познаний.

Ровно в 6.00 часов все заняли свои места в автобусе и поехали на место стыковки, где экскурсанты распределяются в другие автобусы согласно приобретенным экскурсиям. Тут главное сесть в нужный автобус, а то вместо Иерусалима увезут куда-нибудь в Цфат. Такое, конечно, теоретически произойти может, но на практике «буйны головы» считают, а недостающих довольно быстро находят, лишних же под белы рученьки уводят в нужные им автобусы.

Настало время познакомиться с гидом. Человек в возрасте 60+ сразу представился. Имя было обычное, а фамилия с сочным еврейским колоритом. Все невольно хихикнули. На это и был расчет, чтобы произвести положительное впечатление и перевести общение в непринужденный вид.

Началась травиловка анекдотов, правда репертуар, по моему не профессиональному взгляду, следовало бы обновить. Я, конечно, помню кто такие Брежнев, Никсон и Голда Меир, но, Карл, двадцать первый век на дворе. Когда умер Брежнев, мне было четыре года, весь день по телевизору показывали похороны, а ночью мне снились кошмары!

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

Но, вернемся к нашим реалиям. Первым делом поехали туда не трудно догадать куда. В сувенирный магазин, куда ж без него!.. Единственное полезное место в нем туалет, дорога все-таки дальняя.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

Далее первая большая остановка — в Гефсиманских садах, которые расположены посреди оливковых рощ в долине Кедрон, у подножия Масличной или Елеонской горы. Здесь же собирался Иисус со своими учениками. Здесь же его и предали…я не буду в этом рассказе пересказывать предания. Кто в теме, тот и так прекрасно знает эти истории. Даже Андрюша, который Библию не читал, откуда-то знал эти истории. Моя же цель рассказать о впечатлениях.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

Гид начал рассказывать про знаменитую оливковую рощу здесь, где происходили известные события. И даже рассказывал про недавние исследования, которые проводились с целью выяснить сколько же лет этим деревьям. Считается, что их век не более восьмисот лет, и в стволе нет колец, чтобы подтвердить или опровергнуть количество лет.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

Так, вот, исследования показали, что им 2000 лет. Это о чем говорит?.. Да-да, о том же!.. А еще гид сказал, что, кто хочет, может прикоснуться к одному из деревьев через решетку, чтобы стать сопричастным к событиям, которые тогда произошли. Не успел он произнести этой фразы, как Мама и другие экскурсанты рванули к той самой решетке…

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

Рядом с рощей стоит великолепная базилика Предсмертного борения Христа. Ее построили в 1924 году по проекту итальянского архитектора Антонио Барлуцци. Все прошлые храмы при разных событиях были разрушены.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

В современном храме видны фрагменты мозаик IV века, а перед алтарем скала, на которой молился Иисус, окруженная чугунной оградой в виде тернового венца на переплетении с масличными ветвями.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

Приниженный темный свод и создаваемый фиолетовыми витражами полумрак воспроизводят ночную атмосферу Предсмертного Борения. Красиво, но все портят толпы народа.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

Далее народ повезли на гору, где они должны были посетить горницу Тайной Вечери. В небольшом помещении набилось аж три группы. Каждый гид рассказывал о своем, получалась своеобразная какофония, сопровождаемая звуками экскурсантов. Андрюша пытался фотографировать, но у него это слабо получалось. Между тем гид рассказал, что помимо рыбы и еще чего-то, одним из первых символов христианства был пеликан!.. Его можно было увидеть на одной из капителей.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

Далее оказалось, что гробница царя Давида находится совсем рядом и мы сможем ее посетить!.. Перед посещением гид рассказал всем известную историю про Давида и Голиафа. Нет, он все-таки неплохой рассказчик!.. Потом пошли внутрь, где мужчины и женщины разделились. На голову нужно было надеть кипу. Их тут стояла целая корзина. Возле гробницы столпотворения не было.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

Люди подходили и отходили. Гробница, как гробница. Только один мужчина стоял и не отходил. Воздев руки к небу, он причитал и рыдал… Почему именно возле гробницы Давида?.. Неизвестно…. У служителя порядка, смотревшего на эти причитания, на лице читалась легкая ухмылка. Даже Мама потом спросила у Андрюши:«Что у вас там происходило?»

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

Обедать должны были в Старом городе Иерусалима. Андрюша приготовился фотографировать. Гид сказал, что здесь лабиринт улочек, поэтому, он повесил на длинный металлический штырь флажок, нужно не отвлекаться и следить за его телодвижениями и флажка, потому что, если он свернет, то мы можем заблудиться, а найти нас будет сложно… Вперед!.. Он нырнул первым, а экскурсанты пытались не отставать. Мелькали интересные места, но на это не было времени. Все сосредоточились на одном — как бы не отстать!…

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

Кафе располагалось на втором этаже. Поднявшись по винтовой лестнице, экскурсанты оказались в просторном зале. Ага, шведский стол. Тут, молчавшая до этого момента Мама, сказала, что хочет помыть руки. На что, Андрюша:" А если ты наберешь еды и потом помоешь руки?» «Я хочу сейчас!» Упорство, как мы знаем, горы сокрушает. «Ну, иди, мой руки, если так приперло.»

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

Андрюша сел за стол и начал трапезничать, как в дверях показались они — китайцы!.. Человек пятьдесят, и судя по лицам, сначала они будут не руки мыть!.. Толпа, как на соревнованиях по бегу, ломанулась к жратве еде. Коренастые, небольшого роста, китайцы накладывали за себя и за того товарища. В дверях появилась Мама… Взгляд ее потух, она обреченно встала в очередь. Но, кафе было подготовлено к нашествию саранчи наплыву посетителей, поэтому сыты остались все!..

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

Короче, говоря по простому, Старого города мы практически не увидели. Так, что-то на бегу промелькнуло, но осталось за кадром. Хорошо хоть фотографии остались, значит кое-что Андрюша с Мамой все-таки увидели.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

Далее, по программе, безусловный хит экскурсии, посещение Храма Гроба Господня. Множество раз я видел его внутри по телевизору. И на Рождество, и на Пасху, когда люди, пребывая в каком-то необыкновенном экстазе или в радостном возбужденном состоянии, делились друг с другом священным огнем.

Теперь нам предстояло заглянуть внутрь наяву. Гид нам выделил целый час!.. Первое, что бросилось в глаза, и отличало от европейских храмов — это, то, что здесь больше паломников, чем просто туристов. А значит, больше людей, которые прошли просить у Бога. За себя, за родных и близких.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

Одежды некоторых выглядели комично. Повсюду столпотворение. Особенно возле часовни и на Голгофе. Потише в православных армяно-греческих местах. Люди жгли свечи, целовали иконы, гладили святые места, видимо, желая получить исцеление или успокоение.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

Почему-то по телевизору храм казался намного меньше размерами. У него два уровня. Мы сначала спустились вниз, там было поспокойней.

Наверху, возле часовни стояла людская река паломников, по видимому, из Индии. По команде, начиналось движение, и немолодые уже женщины, многие, по лицам было видно, очень уставшие, старались не выпасть из водоворота тел. Это то еще зрелище.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

Здесь начинаешь понимать, что религия на других континентах до сих пор играет большую роль. В Европе, за исключением нескольких стран, она отходит на второй план и уже не играет такой большой роли, как, допустим, еще сто лет назад. Хорошо это или плохо, не берусь судить. Да, и не мое это дело…

Последним пунктом программы стало посещение Стены Плача. Перед этим гид, конечно же, рассказал историю про нее. После, Андрюше стало еще более непонятно, почему все так рвутся к ней. Вот, и Андрюшина Мама еще вечером, накатала страницы три из блокнота мелким почерком список желаний или пожеланий, а может прошений. Это только ей известно.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

Гид на все про все выделил двадцать пять минут со словами:" Надеюсь, хватит…" На что, мужчина из группы сказал:" Конечно, хватит, еще и с гаком!..»

Мама со скоростью ракеты рванула к женской части стены, исчезнув с радаров и видимости с мгновением ока. Мы же, мужская часть, неспеша пошли в сторону Стены. Много раз видел ее, и слышал о ней, что, казалось, уже был возле нее. Андрюша подошел ближе и оценил Стену с архитектурной точки зрения. Потом своими дланями прижался к ней и… ощутил тепло излучаемое ею… Что неудивительно, ведь солнышко сегодня пригревало неплохо…

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

Через полчаса группа экскурсантов довольная возвращалась домой. Гид, как бы невзначай, сказал, что здесь неподалеку Латрунский монастырь монахов-молчальников, которые торгуют замечательным вином. Если никто не против, мы можем на полчаса здесь припарковаться. Большинство проголосовало «за», и вскоре, группа высадилась на территории монастыря.

Андрюшу вино не интересовало, но заинтересовал монастырь. Он немного пробежался, но ничего заслуживающего не обнаружил. В самом храме монастыря шла служба, но внутреннее убранство было очень аскетичным.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Иерусалим

Такой получилась наша экскурсия. Вполне себе интересной и спокойной, ну, почти спокойной… Поэтому через пару дней, ничего не подозревая, Андрюша и Мама заказали еще одну экскурсию — в Назарет, но о ней вы уже читали!..