Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был вчера 22:59
Что-то со связью с Туристером...если не ответил, извиняйте!..

Тверия, Назарет — Израиль Апрель 2023

В прошлом рассказе меня редакция забраковала за слишком личный рассказ…даже и не знаю, как теперь быть. Писать от чужого лица?

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Назарет. Галилею Христианскую

Итак, расскажу-ка я вам про организованную экскурсию в Назарет одного туриста из Литвы. Надо сказать, что он привык к самостоятельным поездкам, а последняя организованная была лет десять назад. Но, в этот раз он отдыхал с мамой, которая уже не совсем в силах бегать по долинам и по взгорьям. Решено было взять такой формат экскурсии. С одной стороны даже интересно было, как теперь это все происходит. Может что поменялось?..

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Назарет. Галилею Христианскую

Ровно в шесть утра к назначенному месту подъехал автобус. В нем уже находились люди с других городов. Все ряды заняты по одному человеку. Туристу из Литвы на радость достались два места в конце автобуса. Почти все расселись, ждали только Наталью Петрову… А перед этим в салон зашла она — «королевишна»!.. Правда на королеву совсем не была похожа… Немного продефилировав, она воскликнула:«Какой старый автобус!.. А кондиционеры здесь хоть есть?.." „Откуда такая спесь и вульгарщина“,- подумал турист из Литвы. Для краткости я буду его называть Андрюшей. Вот и Петрова подошла, и автобус тронулся с места!..

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Назарет. Галилею Христианскую

Но, сначала поехали на стыковку с другими автобусами, чтобы распределить народ по интересам, то бишь по купленным экскурсиям. Прибыв на место, сказали, что можно сходить в туалет и покурить… Андрюша с мамой решили так и поступить. Дорога-то дальняя… Вернувшись в автобус, они увидели на своих местах дородную тетку, лет сорока пяти. Они робко сказали, что это их места, на что, тетка сказала, как отрезала:" Теперь я тут сижу и ничего не знаю!» Андрюша с мамой, как люди интеллигентные, не стали ругаться, а решили сесть там, где остались места. Но, не тут-то было. Первая же дама, с лицом вечной драмы, сразу же «отшила». Почему, мол, ко мне?.. У меня сумок много!… Идите, вон туда, там есть место возле окна. Но, и там их встретил звериный оскал… Вспомнив, свое бурное прошлое, Андрюша вернулся к первой тетке, и согнал ее со своего места. На что, бабенка сказала, что тогда она будет ехать на ступеньках. Правда, через пять минут одумалась и пересела на свободное место.

Ну, вот, все расселись по местам, можно выезжать… Поехали!.. Гид была хорошо подготовлена, от обилия информации кружилась голова. Здесь арабский город, где проживают одни мусульмане, а здесь христиане. Кругом холмы, чуть ли не на каждом происходили какие-то библейские события.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Назарет. Галилею Христианскую

Что интересно, Израиль у меня ассоциировался исключительно с пустыней. А здесь все зелено-зелено, в прошлые времена, вообще, было много болотистых мест, процветала малярия. Поэтому завезли из африки людей, которые осушали эту болотистую местность. Они тоже болели малярией, но в легкой форме. И сейчас можно встретить потомков этих людей… Пустыня, конечно, есть, но не в этих местах.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Назарет. Галилею Христианскую

Наконец, показался город Назарет, одно из важнейших для христиан мест. Но, как это обычно бывает на таких экскурсиях, мы заехали в сувенирный магазин, где можно было купить различных религиозных атрибутов. Особенно предлагалось купить рубаху, ту в которой окунаются в реку Иордан(по программе мы туда собирались), где по преданию крестили Иисуса. Причем ее предлагали купить даже в том случае, если ты и не собираешься окунаться. Нужно просто хорошенько смочить рубаху и она пропитается святой водой, привезти домой и она не потеряет своих свойств. Андрюше ничего из этого не надо было, а мать поддалась и купила кольцо Соломона.

Чем неприятно удивил Назарет, так это разрухой и грязными замусоренными улицами. Да, и запах стоял канализационный…

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Назарет. Галилею Христианскую

Группа мелкой трусцой прошла в Храм Благовещения, один из главных христианских храмов. Гид немного рассказала историю храма и этого места. Оказывается последнее строение построено совсем недавно, в 1969 году, и считается самой большой католической церковью на всем Ближнем Востоке.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Назарет. Галилею Христианскую

Храм двухуровневый. Внизу находится грот, где Марии пришло Благовещение. По преданию здесь стоял дом Иисуса и его родителей. Место особо не впечатлило, но Андрюша его запечатлел. Хотя храм снизу больше похож на бункер.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Назарет. Галилею Христианскую

Далее группа поднялась наверх. Толпы народа напрочь отбивают все чувства.

Вот и все посещение города. Сели в автобус. Гид верещала: «Посмотрите направо тут интересный храм, но у нас нет времени, посмотрите налево здесь старинная церковь, но в нашу программу она не входит…»

А еще она рассказала, что здесь сильнО движение коммунистов. На Первое мая всегда шествие с красными флагами и пионерами. Но, ждать Первомай у нас тоже времени не было.

Наш автобус развернулся по дороге к реке Иордан. Хотя Иисуса крестили в другом месте, но как уверяла гид, израильтяне считают всю реку святой и поэтому крещение можно сделать на любом отрезке, но мы едем в специальное — центр Ярдонит. Здесь есть все и для туристов, и для паломников.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Назарет. Галилею Христианскую

Иордан протяженностью в 232 километров берет начало у подножия горы Хермон, протекает через озеро Кинерет и впадает в Мертвое Море. Удивительно, что когда-то долина реки утопала в тропических лесах, а в прибрежных заводях водились гиппопотамы. Неоднократно упоминается в Ветхом и Новом заветах. Ныне река разграничивает Израиль и Иорданию. Паломники и туристы с каждого уголка планеты съезжаются к реке, чтобы совершить омовение в священных водах. Со стороны Израиля обряд крещения можно совершить именно в этом центре.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Назарет. Галилею Христианскую

Места, конечно, здесь красивые!.. Чтобы пройти к месту омовения, непременно нужно пройти сувенирный магазин. Другого входа нет. Но, цены здесь еще выше, чем в предыдущем сувенирном магазине.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Назарет. Галилею Христианскую

Кто хотел облачились в рубахи. Среди них были дама с лицом вечной драмы, и женщина со звериным оскалом. Они поспешили в реку. Окунались и крестились. Они улыбались, но печать на их лицах оставалась прежней. На все про все гид дала сорок минут. Андрюше для фотографирования этого вполне хватило. Время истекло быстро.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Назарет. Галилею Христианскую

И вот, Андрюша с мамой уже в автобусе. После омовения наших попутчиков, даже как-то светлее стало в автобусе. Наступило время обеда. А обедать должны были в специальном прикормленном для туристов месте. В кафе небольшого городка Тверия, расположенного на берегу озера Кинерет.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Назарет. Галилею Христианскую

В кафе были не одни. Группы сменялись одна за другой. Гид уверяла, что нам обязательно надо попробовать рыбу Теляпию. Есть несколько ее разновидностей, но именно эта обитает только в этом озере. Ну, заказали ее… Вид ее оказался не очень, да и сама рыба совсем не тянула на 25 евро, что мы заплатили за обед, бонусом к которому был еще кофе с кардамоном и размороженными финиками.

Если в Лондоне Андрюша понял, что ему не по дороге с лобстерами и мидиями, то здесь стало ясно, что рыбные блюда тоже мимо. Только мясо спасет его желудочную душу!..

Подслушанный Андрюшей разговор двух женщин в кафе…

«Ой, вчера мы так долго добирались с экскурсии домой." „А вы где живете, в Нетании?“ „Нет, в Эстонии." „Да, нет, я спрашиваю, где тут живете?“ „Аа, в Тель-Авиве.“

А еще в кафе Андрюша и мама разговорились с Натальей Петровой, которая сидела рядом с ними в автобусе(та, которая опоздала, если помните). Вернее, они с ней уже и раньше беседовали, но тут уже разговор вышел на новый уровень. Сама из далекой Перми, она уже тринадцатый раз в Израиле…тянет говорит.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Назарет. Галилею Христианскую

Ну, и наконец, последняя точка маршрута. Греческий храм собора Двенадцати Апостолов и монастырь греческой православной церкви построен в 1980-х гг. на части территории евангельского Капернаума на берегу Галилейского моря или озера Кинерет, кому как нравится.

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Назарет. Галилею Христианскую

Кинерет самый большой резервуар пресной воды страны. Красивое и очень живописное место!.. И внутри храма тоже!…

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Назарет. Галилею Христианскую

Когда все собрались в автобусе в обратный путь, водитель сказал, что треснула какая-то трубка внутри машины и теперь наша поездка превратится в ад станет медленнее. Так и вышло. Вверх мы поднимались, как груженные ослики, а вниз неслись, как болиды Формулы 1.

За окном показались пруды. Гид начала рассказывать, что в стране не хватает воды, поэтому строят водоемы, где опресняют воду. То, что пьют в Израиле состоит на 40% из пресной воды и на 60% опресненной… В одном из водоемов, гид рассказала, обитает семь видов рыб. „Только не спрашивайте, что за виды. Я же не ихтиолог!..“

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Назарет. Галилею Христианскую

На обратном пути в глаза очень светило солнце, оно в Израиле зловредное. На нашей стороне не было занавески и Андрюшина мама в вежливой форме и лучезарной улыбкой обратилась к спереди сидящей соседке:" Извините пожалуйста, будьте добры…занавеску, ммм“.Ответ обескуражил, хамское: „А я не хочу!“ " Ну, если не хотите, так хоть нам может дадите?» Смилостивилась, дала. И это женщина недавно очищалась в святых водах?!… Да, живи просто по совести, а так никакая вода не поможет, даже святая. Будь человеком!..

Как мы летали в Израиль. Экскурсия в Назарет. Галилею Христианскую

Андрюша и его мама устали, как в моральном, так и физическом плане. Гид тоже устала. Ее голос становился все тише, а иногда совсем затихал. И вот, наконец мы дома, в Нетании!.. Автобус остановился не на обочине, а где-то посередине. Открылись двери, а водитель сказал, что кому нужно, мол, можете выходить. Только Андрюша с мамой собрались сойти, как сразу у них под носом затормозила машина, мешая выходу. За рулем сидела девка из местных, с ребенком на заднем сиденье. Красивая, но, видать, хабалка… Мама аккуратно постучала ей по стеклу… Приоткрыв стекло, а потом рот, стало ясно с кем имеем дело. Мама пошла в обход, а Андрюша повертел пальцем у виска и тоже обошел машину.

Метров через десять они услышали крик:" Иди сюда, я тебя убью!» «Это тебе или мне она крикнула?»,- спросила мама. Решили не проверять кому и не возвращаться, а потопали по направлению к своему дому…