Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 2:04

Гейдельберг — Германия Март 2023

Поездка из Франкфурта в Гейдельберг была самым далеким моим путешествием по Германии. Ехал почти час на быстром поезде. Удивила разница в цене между билетами на быстрые поезда и задумчивые электрички. На скоростной поезд раза в три дороже. По уровню комфорта они близки, т. е. платишь в основном за скорость. При этом, если основываться на инженерной логике, билеты на электричку должны стоить дороже. Крейсерские скорости электрички и скоростного поезда близки между собой. Разница во времени на поездку возникает из-за разного количества остановок, скоростной поезд делает до Гейдельберга четыре остановки, а электричка шестнадцать. По идее, у скоростного поезда расход энергоносителя намного меньше, нет наиболее энергетически затратного этапа — набора скорости.

Здесь выпускают сумрачных германских гениев

Какой поезд выбрать — это вопрос обсуждаемый и во многом личный то, что в Гейдельберг нужно съездить, на мой взгляд, безусловно. Город красив и содержателен. В нем наглядно видна История, а настоящая история вещь поучительная, полезная, а главное интересная.

Что писать про Гейдельберг точно не знаю. Про него много заметок, но дело даже не в количестве, а в качестве. Про него писали Клава и Лена. Клава по этому городу водит экскурсии, и уж как ни будь лучше меня знает его историю и достопримечательности, т. е. тема закрыта. С Леной еще тяжелее, отработаны вся лирика и романтический флер Гейдельберга и прилегающих территорий. Ах как бы я написал про прекрасную английскую принцессу и влюбленного курфюрста, но нет поздно, там уже целая заметка, причем роскошная.

Здесь выпускают сумрачных германских гениев

Мне остается только поделиться своими впечатлениями и рассказать то, как этот город увидел я. Город не такой большой, чтобы мы могли пропустить, что ни будь интересное. Увидели мы одно и тоже, просто глаза у нас разные и у каждого видят по-своему.

Для меня важной темой был университет. Он самый старый в умной стране — Германии. Люди интересные работали. Гегель на кафедре философии лекции читал. Менделеев научной работой занимался, на здешней лабораторной базе спирты растворял.

Здесь выпускают сумрачных германских гениев

Я много раз читал про возвышенные чувства, которые испытывают люди в церквях. У меня так бывает, только если в церкви музыка красивая играет. Просто интерьер церкви не пробивает, нужно еще какое-то дополнительное эмоциональное воздействие.

За то в старых университетах я сразу завожусь. Место, где ты ловишь вдохновение, во многом определяется привычной средой обитания, каждого отдельного человека. В церкви я ходил на экскурсии по атеизму, а в университетах рос и жил. У меня дедушка тридцать лет кафедрой заведовал, у него на кафедре Гераклы и Венеры были глаз неотвесть и еще фрукты восковые. Папа пару лет читал, написал основополагающий учебник, создал новую кафедру. Мне самому нравилось и учиться, и преподавать, хорошее место университет.

Здесь выпускают сумрачных германских гениев

У каждого старого университета свой характер. Так мне повезло что я был в Болонье, профессор Лебедев по-хозяйски показал мне Сорбонну, несколько дней гулял профессором Дигенсом по Оксфорду, мимоходом заглянул в Кембридж, видел шотландский Ст. Андрю и теперь совершенно другой не похожий на все предыдущие университет Гейдельберга.

Тоже не шутки вам. Основан в четырнадцатом веке, с ним ассоциированы 56 нобелевских лауреатов. Картина прошлого запутана до предела, здесь впервые в университетской практике были введены, столь любимые мной, междисциплинарные беседы. Здесь же, по инициативе профессоров, членов нацисткой партии, жгли на университетской площади неправильные книги. Что мне его теперь любить или не любить?

Можно изучать на ощупь

Нужно будет, когда ни будь, написать рассказ про величайшие университеты разных стран и попытаться понять в чем и почему они разные. Хотел для сравнения поставить пару фотографий, но если просто поставить фотографии, то получится, что университеты различаются архитектурой, а реально разница вовсе не в этом.

Здесь выпускают сумрачных германских гениев

Разницу в основной идее старого университета тяжело поймать и понять. Скорее всего здесь важен построенный за много веков фундамент. Каждый великий клал в него камень, многие невеликие таскали раствор. Были среди них хорошие и нехорошие люди. Теперь их работа перемешалась.

Наиболее характерной внешней чертой, отражающей текущую идеологию университета, на мой взгляд, является внешний вид студенток. Мальчишки они относительно однотипны во всем мире, да и вообще на них не очень интересно смотреть, а студентки своим дресс-кодом и макияжем достаточно полно отражают внутреннюю, скрытую от постороннего взгляда, сущность университета. Молодые женщины впитывают в себя дух структуры, в которой они обитают, а потом стараются нарисовать его у себя на лице. В Гейдельберге студентки крепкие, без прыщей, на обед едят большие антрекоты.

Здесь выпускают сумрачных германских гениев

Студентов кормят на старой конюшне

Неожиданную реакцию вызвала библиотека. Ах как она была хороша, ах какие книги… Потом вдруг накатила странная мысль. На нашем веку, на наших глазах ломаются основополагающие принципы. Веками библиотеки были источниками знаний — главным источником знаний. Умирая, монахи пытались сохранить Книги. Все знания человечество хранились в Книгах. Сгорела Книга и больше нет огромного куска знаний, мы потеряли лет сто в истории страны.

Здесь выпускают сумрачных германских гениев

Совсем недавно без библиотек нельзя было обойтись. Я летал с Ямбурга в Москву поработать в библиотеке и нещедрое мое начальство с пониманием относилось к этой причуде. Это было всего сорок лет назад, считай вчера. Сегодня книги оцифрованы, информацию можно найти легко и быстро. За библиотеками остаются, по сути, эстетические функции. Может это самое большое изменение, из всех что в последнее время произошли в мире.

Погрустив немного о славных днях, проведенных в библиотеках, я пошел смотреть замок. Замок был грозным. Это тебе не французские финтиклюшечки, похожие на коробочки для драгоценностей. Это настоящая крепость, достаточно мрачная и суровая, чтобы смутить любого завоевателя.

Здесь выпускают сумрачных германских гениев

Замок стоял на высокой горе и должен был всех пугать, но люди за последнее время осмелели до неприличия. Они совершено не боялись грозного сооружения, а напротив тянулись к нему. Вокруг на всех языках мира слышался вопрос — где здесь лифт? Я плохо слышу и быстро хожу, поэтому ответ не знаю. Сам я сразу решил, что пойду пешком. Не тяжело и интересно, всего минут десять подниматься.

Сначала пошел в парк, девушки написали, что парк был разбит буквально за несколько недель к приезду прекрасной принцессы-невесты и был волшебный. Ну, хороший парк, там Гетте вдохновлялся. Для тех, кому этот парк покажется обыкновенным, организаторы поставили коня на трех ногах, со шваброй в заднице, тут уже действительно трудно не удивиться.

Здесь выпускают сумрачных германских гениев

Из парка великолепный вид на город и на замок. Такое место, где жалеешь, что не куришь. Наверно, когда Гетте вдохновлялся, он курил, а так долго не просидишь, особенно в холодную погоду, которая мне досталась.

За парк денег не берут, а за вход в замок нужно платить. Можно зайти, а можно не заходить. Издалека замок выглядит лучше, но, если изнутри посмотреть тоже не повредит. Замок восстановлен частично, или лучше сказать эпизодически. Главная доминанта, заложенная архитектором — с трудом сдерживаемая мощь. Что удивительно в развалинах она тоже не теряется.

Здесь выпускают сумрачных германских гениев

В замке жил курфюрст. Кто, кто жил? Если я не знаю кто такой курфюрст, может найдутся и другие несведущие. Интересно все-таки кто владел городом, кто построил великолепный замок на горе?

Проверил на Ирише, говорит — князь. Поймала слово — фюрст, но не нужно забывать про ложных друзей переводчиков. «Оригинальная», в прямом переводе на английский, понимается как самая что не наесть традиционная. Тем более, что длительное время курфюрстов было семь и трое из них были лицами духовными — архиепископами. Так что фюрст здесь не титул — князь, а должность — большой начальник.

Здесь выпускают сумрачных германских гениев

Остается разобраться с «кур» — выбирать, кого выбирали князя, начальника. Нет не курфюрста выбирали, а он выбирал, и никого ни будь, а самого короля. В случае необходимости первый курфюрст — архиепископ Майнца, оповещал шестерых остальных о необходимости собраться во Франкфурте. Там они приносили клятву — отказаться от собственных интересов и голосованием выбирали короля в интересах всей Германии. Интересы баварцев и саксонцев не учитывались, в наказание за их левые взгляды.

В развалинах замка было хорошо, но холодно и я спустился вниз в город. Спрятавшись от ветра, попытался подвести итоги интересного дня. Базовое ощущение от Гольденберга — благополучие города и немецкого народа. Если во Франкфурте населению хочется помочь материально, то здесь возникает мысль почему некоторые народы живут так, а другие иначе. При чем некоторые народы иммигрируя в чужую страну начинают жить так, а другие продолжают жить иначе.

Здесь выпускают сумрачных германских гениев

Зачем они тащат за собой в новую жизнь свое село, аул, кишлак. Если тебе нравится твой кишлак, я рад за тебя, живи там и постарайся получить максимум удовольствия. Если не нравиться, приложи усилия и адаптируй себя для новой жизни. Нельзя переть свое кишлачное прошлое в новую жизнь, это не честно по отношению к аборигенам, которые в твой новой жизни живут уже давно.

Гордый своей длинной и нравоучительной мыслью, огляделся по сторонам, в поиске поклонников. В большой, отмытой до блеска витрине увидел свое отражение, на нем был изображен старый армянин, диссонирующий с окружающей средой.