Турист Сергей Махинин (SVM)
Сергей Махинин
был 7 апреля 15:55

Прогулка по Нижнему Новгороду. Фоторассказ третий: Нижневолжская набережная, нижний Посад и Започаинье

Нижний Новгород — Россия Август 2022

Сливаются здесь Волга и Ока

И вдаль стремятся, как одна река.

И знают стены древнего кремля

Что породила их одна земля.

Продолжаем нашу прогулку по обновленному и похорошевшему, после празднования 800-летия, историческому центру Нижнего Новгорода. В первой части и второй части мы уже осмотрели немалую часть исторического центра, это и кремль и главная пешеходная улица и улицы верхнего Посада и не только. В третьей части прогуляемся по осташейся части исторического центра, по нижнему Посаду и Започаинью, а также подышим речным воздухом на Нижне-Волжской набережной и посмотрим два старинных монастыря.

А начнем нашу прогулку с небольшой и самой молодой городской площади-площади Народного Единства. Для любого нижегородца это место связано с воспоминаниями. Здесь когда-то шумел базар и находился Гостиный двор, здесь призывал горожан на борьбу с иноземцами Кузьма Минин, здесь была станция кремлевского элеватора(фуникулера) и, кстати, снова будет. Здесь был восстановлен древнейший городской храм Иоанна Предтечи и установлен памятник К.Минину и Д.Пожарскому.

Современное название площадь получила в декабре 2005 года после установки памятника Героям ополчения, сменив полуофициальное, народное имя Скоба (по форме здания рядом с площадью).Еще недавно полузабытый, практически заброшенный участок в центре бывшего нижнего Посада стал одним из любимых и популярных мест у горожан и гостей города. Украшением площади служит, как уже ранее было сказано, памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Это современная копия, выполненная З.Церетели, памятника находящегося на Красной площади в Москве. Интересно, что Московский монумент предназначался для Нижнего, но после отливки памятника его было решено установить в белокаменной-в 1818 году, а в качестве компенсации нижегородцам установили гранитную стелу, установленную на территории кремля.

Важным архитектурным элементом площади является бывшее здание ночлежного приюта «бугровская ночлежка».Здание построено в 1880–83 годах на средства гласного городской думы, известного купца и благотворителя А. П. Бугрова. Обитатели приюта послужили прототипами пьесы М.Горького «На дне»,правда, в переиначенном виде

Нижегородская копия меньше московского оригинала на пять сантиметров.Князь Д.Пожарский сидит с щитом в одной руке и рукоятью меча в другой.На щите изображен лик Христа на плащанице.Рука К.Минина также лежит на мече,и он как будто вручает его Пожарскому.

Главной доминантой площади является старинный храм Рождества Иоанна Предтечи. Каменная Предтеченская церковь была выстроена в 1683 году братьями Дранишниковыми, взамен старой деревянной. Именно у этой деревянной церкви, как считается, К.Минин призывал нижегородцев к сбору средств на народное ополчение. Поскольку храм был построен на склоне горы, под него был подведен кирпичный «подиум»,внутри которого размещались лавки, сдаваемые внаем купечеству. В 19-м столетии храм претерпел неоднократные подновления и перестройки. В 1937 году храм закрыли, последнего настоятеля расстреляли, начались черные дни для церкви. Были снесены главки, верх колокольни, был изуродован фасад. Здание храма было отдано школе мотоциклистов ДОСААФ.В середине 1990-х церковь Иоанна Предтечи вернули верующим, после десяти лет реставрационных работ в 2005 году храм был заново освящен

Начинал строить храм купец Г.Дранишников,как говорили,сделал он это,чтобы доказать свою лояльность к православию(его жена и сын перешли в старообрядчество),а достраивал его брат.

От площади Народного Единства можно отправиться гулять по нескольким маршрутам: Кремлю, набережной Волги, улице Рождественской или пойти вверх по улице Ильинской. Выберем последний вариант и отправимся по Ильинке смотреть старинный район Започаинье-часть верхнего посада отделённого от Кремля речкой Почайной (убранной в коллектор) и одноимённым оврагом.

В самом начале улицы Ильинской располагается храм в честь иконы Казанской Божией Матери. К сожалению оригинальная Казанская церковь была ликвидирована в 1935 году. Сегодня мы можем видеть современный ее образ, построенный в 2005–12 годах, причем она не имеет в облике ничего общего со своей предшественницей. Изначально храм был построен в 1687 году на средства купца А.Олисова. Храм был построен в честь иконы Пресвятой Божией Матери Казанская, по примеру князя Д.Пожарского, построившего Казанскую церковь в Москве в память о том, что именно эта икона привела Нижегородское ополчение к победе над поляками в 1612 году. В 19-м веке церковь не раз перестраивалась, ну и в 1930-х была ликвидирована

В старом храме было три престола:главный-в честь Казанской иконы Божией Матери,южный-в честь Иоанна Воина,северный-в честь Дмитрия Ростовского.Главная святыня сегодня-икона с частицей мощей святителя Луки Крымского.

От Казанской церкви улица Ильинская живописно карабкается в гору. В конце этого подьема на «вершине» Ильинской горы нас встречает храм святого пророка Божьего Илии, именно по этой церкви названа интересная и самобытная улица Ильинская. Церковь была построена в деревянном исполнении еще в 16-м столетии в память избавления Нижнего Новгорода от нашествия татар и ногайцев в 1505 году. По легенде, на этом месте стоял шатер ногайского мурзы, убитого точным выстрелом пленного пушкаря Ф.Литвича, после чего неприятель в панике бежал. Деревянную церковь в 1655 году сменил каменный храм, дошедший до нашего времени. Правда пожары и перестройки 18-19-х веков изрядно исказили первоначальный облик Ильинской церкви. В 1932 году храм был закрыт его использовали в основном как хлебопекарня. С 1995 года храм был отдан в надежные руки-верующим, после чего началась планомерная реставрация

В 1870-х годах храм был перестроен,он стал пятиглавым,что сильно исказило его архитектурный облик.Нижегородцы всегда почитали эту церковь как духовную святыню,подтверждающую извечное стремление русских к победе.

На сегодня улица Ильинская имеет протяженность около 2,5 км. До революции она была вдвое короче и заканчивалась на пересечении с М.Покровской. После 1917 года она обьединившись с ул. Бол. Ямской стала Краснофлотской, с 1991 года улице вернули историческое название. На Ильинке селились мещане и купцы, последние с особым размахом остраивали свои дома. Нижегородский краевед Храмцовский так описывал улицу:«Большая часть строений Ильинки каменная;почти все дома принадлежат купечеству. Здесь мало живет ремесленников и нет ни одного трактира, словом, эта улица тихая и такая солидная, словно купчиха в гостях или на гулянье».Плановая застройка улицы началась в конце 18-го века, а в 1839 году случился грандиозный пожар, после чего на улице развернулась масштабная стройка новых каменных зданий, где не последнюю роль играл архитектор, выпускник Петербургской академии художеств Г. И. Кизиветтер, который спроектировал на улице целый архитектурно-градостроительный ансамбль. К концу 19-го столетия Ильинка превратилась в одну из самых дорогих и престижных в городе. Ценность улицы заключается в том, что она практически полностью сохранила свой дореволюционный вид, с некоторыми исключениями разумеется.

Посмотрим здания на Ильинской, располагающиеся преимущественно в начале улицы

Дом Обросимовых,построен в 1840 году по проекту городового архитектора Г.Кизиветтера.Через восемь лет перестроен по проекту Л.Фостикова.

Повременим пока гулять по дореволюционной Ильинской, заглянем ненадолго на Крутой переулок(бывш. Успенская улица).Здесь внимание привлекает «кусочек» архитектуры 17-го века: палаты А.Олисова и церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Палаты дошедшие до наших дней были построены купцом А. Ф. Олисовым в 1676 году в стиле русского узорочья. Изначально дом был трехэтажным: первые два этажа были каменными, а третий из дерева он не сохранился. Зато сохранилось высокое двухэтажное крыльцо. С 2005 года здание принадлежит Нижегородской епархии, сейчас здесь мини-музей посвященный быту нижегородцев прошлых веков, а также магазин сувениров. За 50 рублей здесь можно побродить по зданию, которому, страшно подумать, аж 350 лет. Кстати, таких белокаменных палат в Нижнем сохранились три, и только в этих можно зайти внутрь

Интерьер палат выдержан в рамках архитектурных палат 17-го века.Внизу располагались служебные помещения,кладовые и кухня,на втором гостиные,а на третьем-хозяйские спальни.

По соседству с палатами А.Олисова Успенская церковь построенная этим же купцом в 1672 году. Уникальность храма заключается в том, что он является единственным в истории каменного зодчества храмовым зданием 17-го века с покрытием главного обьема в виде «крещатой бочки в четыре лица»,обычно так строили только деревянные церкви(бочка-это фронтон, напоминающий кокошник, а лица образы, смотрящие на нас с четырех сторон).Впоследствии, храм не раз переделывался, пока в 1934 году не лишился колокольни и трапезной, хотя его хотели снести полностью. Реставрировать поруганную церковь начали в 1965–67 годах, продолжили в начале нулевых. И в 2004 году полностью отреставрированный храм с новой колокольней и трапезной, получив свой первоначальный вид, был освящен

Довольно контрастно все-же смотрится здания 17-го века на фоне жилых брежневок.По одной из версий,высотку возле церкви построили специально,чтобы вид церкви не нарушал современного облика советского Горького.

Заглянем ненадолго на улицу Сергиевскую(в советские времена ул. Урицкого), перпендикулярную, Ильинке. Здесь заинтересует Сергиевская церковь и историческая застройка, коей улица не лишена, а также музей детства А. М. Горького «домик Каширина».

Храм преподобного Сергия Радонежского был построен в период с 1865 по 1869 год. Архитетурный проект Фельдмана утверждал лично император Александр Второй. Конечно, церковь на этом месте была и ранее, в камне она была построена в 1702 году на средства, уже знакомого нам, купца А.Олисова, а до этого была деревянная, как часто бывает. В 1937 году храм закрыли, не забыв, разобрать купола и верхнюю часть колокольни. В здании церкви размещались творческие мастерские отделения Союза художников. Храм был передан Нижегородской епархии в 2003 году, а после ремонтных работ и восстановительных работ в ноябре 2006 года был освящен

Приделы:Главный-в честь святого преподобного Сергия Радонежского.Правый-в честь святителя Николая и архиепископа Мир Ликийских.Левый-в честь всех святых Нижегородских.

Если немного отойти в сторону от Сергиевской церкви в сторону улицы Гоголя (бывш. Телячья) и перейти ее, то перед нашим взором откроется еще одно сокровище архитектуры 17-го века-палаты Пушниковых. Здание выглядящее, как единое целое на самом деле это два разновременных строения. Одноэтажный корпус построен в 1697–99 годах, а двухэтажный в 1701—1710 гг. Сохранившиеся палаты-это бывший кожевенный завод, вернее его часть, принадлежавший братьям-промышленникам Пушниковым. Наследники Пушниковых жили в этом доме до начала 19-го века. С середины 19-го века и до 1938 года в здании жили священнослужители Сергиевской церкви. А после там была устроена банальная советская коммуналка. В 1960-х годах здание было отреставрировано и сейчас охраняется государством

По преданию в палатах останавливался сам Петр Первый в 1722 году.Тогда в доме у Якова Пушникова,который являлся бургомистром купеческого самоуправления Нижнего Новгорода,гостил император.

Окончательно и безповоротно выходим на Ильинскую и продолжаем изучать эту купеческую улицу. На пересечении с ул. Нижегородской, еще один белокаменный храм-храм в честь Вознесения Господня. Вознесенской церкви на сегодняшний день около 400 лет. Сначала она была деревянной, затем была перестроена в камне в 18-м столетии, ну, а во второй половине 19-го века было решено возвести новый храм. В 1875 году новая церковь была торжественно освящена, а двумя годами позже была возведена колокольня, на которую были подняты восемь колоколов общим весом восемь тонн. Автором проекта храма выступил К.Тон, стиль постройки Русско-византийский. Примерно в середине 1920-х годов в церкви прекратились богослужения. В советские времена здесь были склады, отдел областной библиотеки, а в подвальном помещении-квартиры. В 2004 году храм был передан епархии. Рядом с культовым зданием в сквере установлен памятник Сергию Радонежскому

Главный престол храма в честь Вознесения Господня.Приделы-в честь святителя Николая Чудотворца и в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина.

Чуть далее от Вознесенской церкви находится, пожалуй, самое нарядное здание на Ильинской-Дом купца Н.Чеснокова. Яркий представитель художественного стиля нижегородской эклектики, украшенный пышным лепным декором. Построен в 1895–99 годах. Хозяин дома Н. С. Чесноков купец 1-й гильдии совладелец транспортной компании «Кудряшев и Чесноков».Фирма считалась крупнейшей в Нижнем и Самаре по перевозке грузов, имея 5 паровых буксиров и 25 барж

У купца Чеснокова в совладении находилось(радующее взгляд и поныне) одно из красивейших зданий на Большой Покровке-доходный дом его торговой фирмы.

Идем дальше, от дома Чеснокова «рукой подать» до роскошного особняка А.Маркова напоминающий итальянское палаццо эпохи возрождения. Здание было построено незадолго до революции в 1915 году, а вот имя автора этого красивого здания, к сожалению, не сохранилось. Хозяином здания до 1918 года был последний представитель известного нижегородского купеческого рода Марковых, слывшими щедрыми благотворителями и меценатами. С 1940-х по 1985 год в здании размещался туберкулезный диспансер, позже была студенческая поликлиника. Сейчас один из корпусов архитектурно-строительного университета

Не менее роскошно смотрятся интерьеры здания в стиле модерн.В доме сохранилась широкая мраморная лестница ведущая на второй этаж.Вестибюль украшен лепными изогнутыми стеблями и скульптурным цветочным орнаментом.Также радует взор большой цветной витраж в виде павлина с распущенным хвостом в стиле модерн.

Примерно на середине Ильинской солидное здание бывшего первого детского приюта ведущий свою историю с 1847 года, открытый по инициативе ярмарочного купечества для сирот и детей неимущих жителей города. Напротив приюта здание бывшей Мариинской женской гимназии, размещавшаяся здесь с 1852 по 1917 годы

Здание первого детского приюта было построено в 1847 году по проекту арх.А.Ставассера и было названо Александровским в честь супруги Николая Первого-Александры Федоровны.Кроме постоянно живших здесь 40 мальчиков грамоте и ремеслу обучались еще до 40 детей.В 1875 году здание было надстроено третьим этажом и получило боковые симметричные пристройки.Ровно столетие в этом здании лечатся люди-здесь находится поликлиника.

Идем далее, посмотрим еще одну «порцию» исторических зданий с Ильинки, располагающихся главным образом между улицами Малая Покровка и Масляковой

Дом Верениновых.Построен в 1840-41 году в стиле ранней эклектики по проекту арх.Г.Кизиветтера.Простенки между окнами украшены декоративной лепниной растительного характера,в виде пышных ветвей с листьями.

В последней трети улицы Ильинской дома уже становятся попроще и вовсе исчезают в локациях зданий 20-го и 21-го столетий

Дом Ермолаевых-Парфенова.Здание построено фабрикантами-прядильщиками  братьями Ермолаевыми в 1840 году.Архитектор Г.Кизеветтер.Проект этого здания и еще ряд домов по Ильинке утверждал лично Николай Первый.В начале 20-го века дом приобрел зажиточный крестьянин П.Парфенов,перестроивший здание,пробив 5 окон между этажами и устроив,таким образом,третий этаж.

Дом Ермолаевых-Парфенова.Здание построено фабрикантами-прядильщиками братьями Ермолаевыми в 1840 году.Архитектор Г.Кизеветтер.Проект этого здания и еще ряд домов по Ильинке утверждал лично Николай Первый.В начале 20-го века дом приобрел зажиточный крестьянин П.Парфенов,перестроивший здание,пробив 5 окон между этажами и устроив,таким образом,третий этаж.

Завершаем прогулку по главной улице Започаинья, но в районе Ильинской остается еще немало интересного. Так, по улице Нижегородской, которая упирается в Вознесенскую церковь, можно пройти в самый ее конец, здесь среди советских пятиэтажек «затерялась» церковь Похвалы Пресвятой Богородицы. Изначально храм был деревянным, сгорев в большом пожаре в 1715 году, было принято решение строить каменный. Который и был построен в 1737–49 годах на средства губернского секретаря Рогожникова. В 1850-х годах был пристроен Никольский придел по проекту арх. Н.Ужумедского-Грицевича в формах уже существовавшего южного придела, в результате чего церковь приобрела симметричный вид. В 1938 году храм был закрыт, позже здесь располагались типография и конструкторское бюро. С 1990-х годов, когда церковь вернули епархии, началось восстановление храма, к 800-летию города оно было завершено и в июне 2021 года был совершен чин освящения креста и купола реконструированной церкви

Главный престол церкви-в честь Похвалы Пресвятой Богородицы.Правый придел-в честь святого благоверного князя Александра Невского.Левый придел-в честь святителя Николая,Мир Ликийских чудотворца.

Заглянем теперь на небольшую улицу Добролюбова, она начинается от Ильинской и идет в сторону центра к пешеходной Бол. Покровской. Здесь на пересечении с ул. Почаинской находится двухэтажный «двойной» храм-церковь Знамения Божией Матери и святых Жен мироносиц. Обычно, по русской традиции строился один храм летний(холодный)и рядом зимний(теплый), а здесь зимний и летний были встроены в одно здание на разных этажах. На первом этаже размещался и размещается престол-в честь иконы Божией Матери «Знамение»,на втором-в честь Жен мироносиц. Знаменско-Мироносицкая церковь является первым кирпичным храмом, построенным на нижегородском Верхнем Посаде-в 1649 году, а деревянная церковь существовала гораздо раньше. В 19-м столетии храм был существенно увеличен по обьему. Так, в 1805 году купец П.Переплетчиков выделил деньги для пристройки кирпичного придела в два этажа, а в конце 19-го века существующие церковные приделы были расширены. В 1931 году церковь закрыли, были разобраны главки и разрушена колокольня. В здании разместили школу рабочей молодежи, позже техникум легкой промышленности. В 1990-е годы храм возвращен Нижегородской епархии и начался долгий процесс реставрации и восстановления, и к 2011 году церковь была полностью воссоздана в первоначальном виде. В 2012 году возле храма был установлен памятник нижегородским святым Евфимию Суздальскому и Макарию Желтоводскому

Главный престол-в честь святых Жен Мироносиц.Приделы-в честь иконы Божией Матери -Знамение,еще один-в честь первоверховных апостолов Петра и Павла.А также-в честь преподобных Макария Желтоводского и Евфимия Суздальского.

Буквально, в ста метрах от Знаменско-Мироносицкой церкви по улице Почаинской находятся третьи из сохранившихся в городе палат 17-го века. Кстати, подобных палат в стране осталось не более двадцати. Дом торгового человека Е.Чатыгина был построен во второй половине 17-го века и считается самым древним памятником каменной жилой застройки. Также этот дом известен, как «Дом Петра Первого»,ведь по преданию, здесь в 1695 году жил неделю Петр Великий, направляясь в Азовский поход. По этому поводу, на здании установлен горельеф с изображением императора, в честь 300-летия Российского флота. За свою долгую историю палаты многократно меняли хозяев. В 1888 году известный меценат Н. А. Бугров выкупил здание для сохранения его, как архитектурного памятника. В 1895 году здесь была открыта историческая экспозиция, правда ненадолго, вскоре, она переехала в Дмитриескую башню кремля. А здесь вплоть до революции осталось хранилище древностей и читальня-библиотека для всех желающих. В течении второй половины 20-го века и начала 21-го в Доме Чатыгина были проведены три реставрации, после чего древнейшее здание Нижнего Новгорода выглядит как новое

В начале 18-го века владельцами дома стали купцы Докукины.В 1840-е годы в палатах находился винный ,затем пивной склад.Во второй половине 19-го века здесь была даже ночлежка для бродяг.

Параллельно улице Почаинской проходит новое городское общественное пространство-Почаинский бульвар. Облагороженный и благоустроенный бульвар-сквер был открыт к Юбилею города, став новой точкой притяжения горожан и гостей. Здесь на откосе Почаинского оврага, где раньше протекала одноименная речка(убрана в коллектор), были устроены смотровые площадки с качелями и с шикарными видами на кремль. Также, здесь можно пройти небольшой квест-найти миниатюрные скульптуры мышей, их здесь три и все они сосредоточены на пешеходном маршруте Почаинского бульвара

Еще недавно на этом месте были джунгли,разбитый асфальт,мусор и так далее.А сейчас радующая глаз-красота.Причем средства на благоустройство территории пошли от частного инвестора.

Отдохнем, пожалуй, от церквей и старинных зданий и посмотрим еще одну, заключительную достопримечательность Започаинья, да и вообще верхнего Посада-парк 800-летия города на набережной Федоровского. Природа щедро наградила Нижний Новгород живописным ландшафтом с многочисленными смотровыми площадками. Вот и новый современный парк-уникальная территория на высоком берегу Оки. Благодаря, этому самому ландшафту и видам открывающимся с верхней набережной, парк 800-летия стал любимым местом горожан и гостей города для созерцания природы, закатов и панорам города

Памятник М.Горькому был установлен на набережной Федоровского в 1972 году.

Судьбу будущей набережной Федоровского, как и многих нынешних исторических пространств, решил император Николай Первый, посетив город в 1834 году. Тогда он оказался очень недоволен состоянием городских дел, в том числе инфраструктуры и благоустройства. В его плане преобразований Нижнего Новгорода значилось 80 пунктов, и одним из них была набережная, которую назвали Верхнеокской. Она должна была вытянуться и выпрямиться за счет двух мостов, построенных над Сергиевским и Успенским оврагом. Но осуществились эти планы только через сто с лишним лет, когда в 1960-х годах и были построены живописные пешеходные мосты. Современное название набережная получила в честь ученого, доктора геолого-минералогических наук Н. М. Федоровского. Посредстсвом пешеходного моста через Сергиевский овраг можно перейти во вторую часть парка, она куда скромнее и меньше, чем центральная часть. Здесь горожан и гостей города встречает Жюль Верн на воздушном шаре

Памятник писателю-фантасту был установлен в 2015 году строительной компанией,строившей одноименный жилой комплекс.

Покидаем, полный истории города, район Започаинья и отправляемся вниз на площадь Народного Единства. Отсюда начинается одна из самых интересных улиц города-респектабельная Рождественская, но пока повременим идти в ее сторону, а пойдем в противоположном направлении-на небольшую улицу Кожевенную. Сейчас эта колоритная улица, после реконструкции к Юбилею, выглядит, словно, ты попал в позапрошлый век, хотя не все исторические здания были сохранены-присутствуют и новоделы.

Улица прокладывалась в начале 19-го века на месте бывших хаотично расположенных деревянных домов. При пожаре 1819 года старые строения были уничтожены, после чего была спроектирована улица ориентируясь на церковь Живоносного источника(не сохранилась), отсюда и бывшее название улицы Живоносовская.

На Кожевенной привлекает внимание солидное здание выполненное в стиле классицизм-доходный дом купца Ф.Переплетчикова, построенный в 1838–40 годах по проекту Г. Кизивиттера. За это здание архитектор удостоился личной похвалы императора Николая Первого за красоту фасада. Здание больше известно, как чайная «Столбы»,здесь в 1901 году был организован клуб для бедноты. В советское время в здании находилась библиотека и коммунальные квартиры

Клуб-чайная-Столбы.В начале 20-го века зданием владел пароходчик,меценат Д.Сироткин,он по предложению М.Горького и на деньги другого благотворителя Н.Бугрова открыли в этом здании чайную,которая стала приютом для беднейших слоев населения.Здесь можно было согреться чаем,пообедать,остаться на ночлег.В дни праздников здесь устраивались концерты,чтения произведений,при чайной имелась библиотека,а также аптека с бесплатным обслуживанием.

Приступаем к осмотру и прогулке по одной из главных туристических улиц города-Рождественской. По своей красоте и самобытности она вряд ли уступит пешеходной Покровке. Начинается главная парадная улица нижнего Посада у площади Народного Единства и заканчивается на площади Благовещенской, рядом с одноименным монастырем. Особой ценностью Рождественской является, тот факт, что она полностью состоит из зданий построенных в Российской империи.

Возникновение улицы связано с основанием в 13-м веке торга у пристаней в устье речки Почайны. Тогда это место именовалось Нижним Посадом и было одним из первых заселенных районов Нижнего Новгорода, наряду с кремлем, разумеется. В регулярном плане города улица появилась в 1770 году, тогда во избежание пожаров, ее полностью решено было застраивать каменными зданиями. По свидетельству нижегородского краеведа Н.Храмцовского,«по красоте строений и многолюдству есть лучшая из всех улиц Нижнего Новгорода;на ней и вблизи нее сосредоточена главная коммерческая и промышленная деятельность города».К концу 19-го века на Рождественской находились конторы пароходств, множество торговых лавок, купеческих доходных домов, гостиниц и банков. В 1896 году по улице был пущен трамвай и два подьемника-фуникулера. В советское время улица именовалась Кооперативная и Маяковского, а с 1990-х вновь в честь старинной Рождественской церкви.

Посмотрим ряд зданий в самом начале улицы

Доходный дом городского общества.Был построен купцом первой гильдии Ф.Переплетчиковым в 1820-е годы.Через пару десятилетий по завещанию купца дом перешел в ведение города,но доходы от его аренды должны были перечисляться в пользу бедных.На рубеже 19-го и 20-го веков здание было реконструировано и надстроено третьим этажом,а фасады были оформлены в стиле модерн.Есть предположения,что в 1867 году здесь на постоялом дворе останавливался писатель Л.Кэролл.В советское время в здании размещались коммунальные квартиры,клуб водников,кинотеатр.В 1920-е годы здесь разместился технический отдел будущего автозавода.Сейчас в здании располагается галерея современного искусства-Futuro.

На пересечении Рождественской и пер. Вахитова шикарный дом купца И.Пятова-торговца железом и владельцем прядильных и кирпичных заводов. Был построен в 1819 году по проекту архитектора А.Бетанкура в стиле русского классицизма. Здание было украшено восемью ионическими колоннами, фриз над которыми украшали тройные венки славы-символ победы над Наполеоном. В конце 19-го века особняк принадлежал крупным нижегородским домовладельцам И.Кудряшову и Н.Чеснокову, которые к открытию Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года надстроили сложный фигурный аттик с вазонами

Сейчас в памятнике архитектуры 19-го века располагается ресторан.Здесь выдержана атмосфера эпохи конца 19-го столетия с интерьерами и предметами того времени.

Ровно напротив дома купца Пятова, не менее красивое здание Волжско-Камского банка(дом Н. А. Бугрова).Этот участок земли принадлежал роду купцов Бугровых с 1840-х годов. Здание, которое мы видим сейчас было построено к 1896 году, к Всероссийской промышленной выставке, тогда хозяин дома Н. А. Бугров разобрав старое строение выстроил более изысканное здание по проекту арх. В.Цейдлера. Фасад здания украшает муравленная керамическая плитка, а угловую башенку-эркер-вензель хозяина дома в виде буквы «Б».На первом этаже размещались магазины, а на втором отделение Волжско-Камского банка

После революции в здании размещалась Нижегородская контора Народного банка РСФСР,районное отделение Госбанка СССР.В 1957 году в здании разместился Горьковский театр комедии.Ныне Волго-Вятское управление Центрбанка РФ.

Продолжаем изучать архитектуру улицы Рождественской. Посмотрим здания расположенные между пер. Вахитова и площадью Маркина во «главе» с нарядным домом усадьбы Зайцевых

Главный дом усадьбы Зайцевых,был построен в первой половине 19-го века.В 1860-х годах владельцем усадьбы стал купец первой гильдии старообрядец А.Зайцев.После смерти владельца,усадьба перешла по наследству его сыновьям,которые разместили здесь контору торгового дома-А.Зайцева сыновья.В 1908 году здание выкупил купец М.Карпов для организации своих магазинов обуви и галантереи.После ВОВ в здании работала швейная фабрика.

Примерно на середине Рождественской находится, небольшая, но уютная площадь Маркина с фонтаном. К Юбилею города площадь была реконструирована, был обновлен фонтан. До революции площадь именовалась Софроновская в честь купца Е.Софронова финансировавшего ее благоустройство, после-в честь Николая Маркина организатора и комиссара Волжской флотилии. Во второй половине 19-го столетия площадь являлась общественным и деловым центром города. На восточной ее стороне красовался ансамбль Козьмодемьянской церкви, ликвидированный в 1929 году. Последние шесть десятков лет площадь трудно представить без речного вокзала, построенного в 1964 году. В 2002 году к нему были пристроены с торцов полуротонды. Сейчас в здании речного вокзала находится управление и музей Волжского речного пароходства «Река-река»

В центральном фойе здания речного вокзала действует постоянная бесплатная экспозиция,рассказывающая о развитии водного транспорта на Волге и становлении Волжского пароходства.Здесь представлены модели судов:от беляны,уникального волжского судна для сплава леса 19-го века,до нефтеналивного судна класса река-море.

Южную часть площади Маркина ограничивает огромное, для 19-го века, здание Блиновского пассажа-аналог современного торгового центра того времени. Построен в русском стиле в 1876–78 годах по заказу купцов Блиновых по проекту академика архитектуры А.Бруни. На тот момент это был первый торговый пассаж за пределами столиц. После открытия в здании расположились разнообразные торговые и конторские помещения. В левом обьеме разместилась одна из лучших городских гостиниц-«Биржевые номера» с рестораном Н.Пермякова. Правая часть здания была отдана под городскую почтово-телеграфную контору, кстати, почта работает здесь до сих пор. На 1899 год здесь действовало 23 магазина,49 лавок,2 трактира и портерная. Последним владельцем пассажа был Макарий Блинов, после его смерти в 1908 году здание было заложено в банк его наследницами, пока его не выкупил пароходчик-меценат Д.Сироткин в 1913 году для Нижегородского биржевого общества. Сейчас в Блиновском пассаже располагаются различные офисы, конторы и едальни

На пятом этаже здания художественное царство-галерея Блиновка.Здесь еще со времен СССР находятся мастерские для художников,а теперь еще и проводятся выставки..Художник К.Маковский останавливался здесь в гостинице,когда приезжал в Нижний работать над своим знаменитым полотном-Воззвание Минина.

Ряд зданий в окрестности площади Маркина на улице Рождественской:

Доходный дом торгового дома братьев Блиновых.Построен в 1853 году по проекту арх.Н.Ужумедского-Грицевича.В 1899 году после перестройки получил современный вид в стиле поздней эклектики.На первом этаже размещались магазины,на втором жилье.

Уже от площади Маркина виднеется жемчужина архитектуры не только Рождественской, но и всего Нижнего Новгорода, памятник русского барокко-церковь Собора Пресвятой Богородицы, известная также как Рождественская или Строгановская. Этот изящный, ажурный храм выстроил Г. Д. Строганов-крупный промышленник, землевладелец, финансист и политический деятель. Тогда в конце 17-века Григорий Строганов вознамерился построить самую красивую церковь в государстве и это ему, в принципе, удалось. Строительство началось в 1696 году, а освящение храма произошло лишь в 1719 году. За четыре года до освящения церкви заказчик строительства умер, заканчивать стройку пришлось уже супруге Строганова. В начале 19-го века стоявшая неподалеку Рождественская церковь, которая и дала название улице, была разобрана;с тех пор название"Рождественская» переняла Строгановская церковь. В 1820–23 годах под храмом возвели стенку-крепиду из кирпича, как раз, разобранной древней соседней церкви. А колокольню, ранее стоявшую отдельно, по уровню второго яруса соединили с папертью крытым переходом. В 1930-е годы храм был закрыт, позже его хотели вообще ликвидировать, но вмешался настоятель храма отец Сергий(Вейсов), который обращался во все инстанции и в итоге церковь удалось отстоять. В годы войны в храме располагался аптечный склад. С 1960-х годах-филиал краеведческого музея. С 1993 года памятник «строгановского» барокко был передан верующим и заново освящен. Напротив Рождественского храма, на склоне горы, стоит каменный двухэтажный особняк построенный потомками Григория Строганова

В храме в настоящее время один престол:в честь Собора Пресвятой Богородицы.В церкви чтутся следующие святыни:старинная икона Николая Чудотворца.Икона с частицами мощей преподобного Серафима Саровского,митрополита Филарета Московского.Чтимая Державная икона Божией Матери.

Буквально, в ста метрах от Рождественско-Строгановской церкви располагается архитектурный ансамбль усадьбы Строгановых. Была построена в 1824–29 годах, для размещения конторы Строгановых, возникшей в связи с их активной деятельностью на Нижегородской ярмарке. Состоит из главного дома, двух флигелей расположеных по бокам и ограды. Далее на фото здания, располагающиеся рядом с Рождественским храмом

Усадьба графов Строгановых,главный дом и восточный флигель.С этой усадьбой связывают произведение А.С.Пушкина-Пиковая дама.В сентябре 1833 года классик побывал в Нижнем Новгороде,осмотрел усадьбу.Хозяйка усадьбы-С.В.Строганова с которой поэт был хорошо знаком и стала для Пушкина прототипом мистической Пиковой дамы.

Заключительная часть улицы Рождественской, здесь мы увидим усадьбу князей Голициных, дом купца Соболева и дом князей Абемелек-Лазаревых прославившийся своим кладом, найденным после революции

Доходный дом купца первой гильдии И.Соболева.Здание построено по проекту арх.Н.Ужумедского-Грицевича в 1860-62 годах.Первый этаж предназначался под торговые лавки,второй-под ресторан,третий-под гостиницу.В боковых корпусах располагались знаменитые Соболевские бани.В 1869 году в гостинице останавливался Л.Н.Толстой.

Завершаем нашу прогулку по полной истории, купеческой Рождественской. Напоследок посмотрим городскую жанровую скульптуру представленную на улице, это конечно не пешеходная Покровка с её изобилием, но всё же три арт-объекта, украшающую улицу, мы здесь увидим

Памятник Художнику,напоминающий К.Маковского,который приезжал в Нижний Новгород для работы над своим легендарным полотном-Воззвание Минина.Установлен в 2013 году.

Улица Рождественская заканчивается на Благовещенской площади, от неё отходит Канавинский мост соединяющий нагорную и подгорную часть города. Мост был построен в 1933 году, а до этого нижегородцы более века пользовались плашкоутным(понтонным).Мост был весьма неудобным в эксплуатации, мало того, что его приходилось разбирать к зиме, и вдобавок, каждую ночь раздвигать для прохода судов и барж. От мостовой развязки уже виднеется белокаменный Благовещенский монастырь, красиво расположившись на террасе Окского откоса, хорошо видимый и с реки и с «суши».

Считается, что Благовещенский монастырь князь Георгий Всеволодович заложил практически одновременно с Нижним Новгородом(и город и монастырь отметили 800-летие в 2021 году).Освятил место, где предстояло построить будущую обитель, епископ Владимирский и Суздальский Симон. Преподобный вместе со святым князем почитаются как основатели Нижнего Новгорода. Не случайно, их скульптуры стоят плечом к плечу стоят в Нижегородском кремле. Не прошло и десяти лет как свежепостроенный монастырь был стерт с лица земли мордовским князем Пургасом. Так и простоял он в разрухе более века, пока митрополит Московский Алексий не решил возродить разоренную обитель. В 1371 году в монастыре была построена и освящена одноглавая церковь Благовещения, а святитель Алексий подарил обители Корсунскую икону Пресвятой Богородицы, являвшаяся главной святыней обители вплоть до революции. С 14-го века и начался постепенный расцвет Благовещенского монастыря, одно время обитель считалась богатейшей в стране. Она пользовалась большой благосклоностью сильных мира сего. Нижегородские и московские князья, царские особы даровали монастырю льготы, щедро жертвовали на его развитие деньги и драгоценности. Большие суммы на помин души оставляли здесь духовные и светские лица. Но, пришел 1917 год и как языческий князь Пургас, советская власть повергла обитель в запустение на долгие годы. Из забвения монастырь вышел в 1991 году, когда он был передан нижегородской епархии, двумя годами позже обитель была официально открыта

В 1919 году Благовещенский монастырь был закрыт.Братию разогнали,изьяли 182 десятины монастырских земель,вывезли из храмов все иконы и ценности.Здания монастыря приспособили под школу,различные учреждения,коммунальные квартиры,книгохранилище библиотеки.А в храме митрополита Алексия долгое время работал планетарий.

Сейчас на территории обители находится пять храмов, главный-собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Первое его воплощение в камне датировано 1370-ми годами. На его месте в 1647–49 годах был выстроен монументальный собор, который мы можем сегодня видеть. Среди нижегородских храмов Благовещенский собор-единственный памятник 17-го века в котором применена опосывающая по низу галерея. За свою почти четырехвековую историю храм не раз подвергался пожарам, перестройкам, реконструкциям, поновлениям. В советское время в церкви находился архив, в подвале-овощехранилище. В 1980-е годы в соборе прошли масштабные реставрационные работы, причем восстановление богослужений даже и не рассматривалось.

В юго-западном углу территории обители размещаются сразу два храма: Успения Пресвятой Богородицы с колокольней и надвратная церковь Андрея Первозванного.

Успенская церковь-вторая по времени постройки монастыря, после главного собора, построенная к 1652 году. Двухшатровый храм, с монастырской трапезной и колокольней неплохо сохранился до наших дней. В 1826 году к церкви был пристроен придел Толгской Божией Матери, который загородил нижние ярусы колокольни. Во времена лихолетья в храме находилось книгохранилище областной библиотеки

Благовещенский собор изначально имел разный вид глав:центральная-луковичный,четыре малых боковых-шлемовидный.С западной стороны собора в конце 17-го века была пристроена небольшая церковь в честь святого преподобного Сергия Радонежского(на фото ее не видно).

Самым «новым» храмом Благовещенской обители является церковь Алексия, митрополита Московского. Была построена к 1834 году в стиле классицизм по проекту архитекторов И.Межецкого и А.Леера. В 1882–83 годах на средства известных нижегородских купцов и благотворителей братьев Рукавишниковых были устроены дополнительные приделы: во имя Великомученика Пантелеймона и во имя иконы Божией Матери «Скоропослушницы».При этом внутренний интерьер был полностью обновлен. После закрытия храма, он был передан в ведение 17-й стрелковой дивизии. С 1948 по 2005 год в здании Алексеевской церкви размещался Нижегородский планетарий. В связи с этим был понижен центральный световой барабан, снесены малые главы. После выезда планетария храм был передан церкви

Главный престол Алексеевской церкви посвящен в честь святителя Алексия,митрополита Московского и всея Руси.Правый-в честь иконы Божией Матери-Скоропослушница.Сейчас в храме взамен утраченного иконостаса установлен фарфоровый,аналогов которому нет в России.

Впитав историю и архитектуру древнего монастыря, продолжим прогулку в обратном направлении-в сторону центра по Нижневолжской набережной. Нижневолжская набережная это три километра променада;с одной стороны панорама двух крупных российских рек и заречной части города, с другой дореволюционная архитектура и нависающий над всём этим Кремль. Набережная состоит как-бы из двух частей. Первая половина, начинающаяся от Канавинского моста и до Кремля была долгое время скрыта забором. Более десяти лет горожане могли наблюдать вместо потрясающих видов на стрелку недострой, свалку и еще непонятно что. Но в 2018 году к чемпионату мира по футболу эта часть набережной предстала взору нижегородцев и гостей города во всем своем великолепии. Вторая часть набережной-за Кремлем была реконструирована чуть раньше, в 2013 году. За Нижневолжской набережной начинается набережная Гребного канала, а это еще около четырех километров прогулочной зоны, обновленной к 800-летнему юбилею

В старину Нижний жил рекой, на месте Нижневолжской набережной находились пристани, бесчисленные деревянные постройки-дворы, лавки, амбары. Подобие набережной появилось здесь к 1838 году, в рамках больших работ по благоустройству города, начатых по личным указаниям Николая Первого. Тогда набережная была обложена булыжным камнем, чтобы насыпной грунт не уносило паводком, и лишь только после этих работ вдоль Волги можно было проехать на транспорте. В последнее десятилетие, конечно же, набережная преобразилась являясь местом притяжения горожан и многочисленных туристов

Часть Нижневолжской набережной у Чкаловской лестницы.В центре-катер Герой.

Нижневолжская набережная это не только променад вдоль великой русской реки, но и историческая архитектура дошедшая до нас из дореволюционной России. С 1830-х годов по красной линии набережной разрешалось строить исключительно каменные дома.

Торцом на площадь Маркина выходит бывшее здание нижегородской биржи. Изначально, все биржевые сделки заключались в Блиновском пассаже. К концу 19-го столетия Нижний Новгород утвердился как ведущий центр по заключению оптовых сделок. Назревала постройка собственного здания биржи и в 1896 году ко Всероссийской промышленно-художественной выставке здание по проекту арх. К.Треймана было построено. В последствии, именно нижегородская биржа устанавливала цены на перевозку водным транспортом на всей территории Центральной России хлеба, соли, мазута, лесоматериалов. В 1916 году нижегородская биржа прекратила свое существование. В советское время в здании располагался Дом культуры речников

Почти половину посетителей биржи составляли пароходчики,второе место-хлеботорговцы,третье-торговцы нефтью и ее продуктами,четвертое-лесоторговцы.

Самое запоминающееся здание на набережной-бывшее здание торгового дома Рукавишникова, более известное, как фабрика «Маяк».Архитектор Ф.Шехтель построил его в псевдоготическом стиле накануне Первой мировой войны по заказу нижегородского купца-миллионера С.Рукавишникова. Заказчик необычного здания умер в 1914 году, а уже в следующем году в здании разместилось эвакуированное из Варшавы швейное предприятие, которое со временем превратилось в фабрику «Маяк».Кстати, предприятие проработало вплоть до 2015 года, в год, когда ей должно было бы исполниться сто лет. Как ее создатель, чуть-чуть не дожил до ее открытия, так и она сама чуть-чть не дотянула до своего столетия

К Юбилею здание было отреставрировано,в частности было заменено более 34 000 плиток.На фото здание еще до реконструкции.

На границе Нижневолжской набережной и набережной Гребного канала располагается парк Победы с обилием военной техники, около 50 единиц и различных мемориалов. Открылся парк на 40-летие победы, но наполнение образцами военной техники началось в 2012 году. Здесь можно увидеть стандартные для подобных парков экспонаты посвященные: бронетехнике, артиллерии, грузовикам и самолетам. Причем, основу музея составляют техника, произведенная в Нижнем Новгороде

Памятник сотрудникам горьковской милиции,погибшим во время Великой Отечественной войны и в других горячих точках.

Идем дальше, менее, чем в километре от парка Победы красиво на Волжском откосе расположилась белокаменная жемчужина архитектуры Нижнего Новгорода-Вознесенский Печерский мужской монастырь. Основана обитель была в 1330-х годах Дионисием Суздальским, монахом Киево-Печерского монастыря. Тогда он вместе с еще несколькими иноками в четырех верстах вниз по течению Волги от Кремля, поселился в выкопанной пещере. Созданный из пещер монастырь постоянно укреплялся и развивался, уже к концу 16-го века в обители насчитывалось шесть каменных храмов. Это говорит о большом богатстве монастыря, ведь в это время в центральной части города стояли всего три каменных церкви. Летом 1597 года пришла беда откуда не ждали-гигантский оползень уничтожил почти все монастырские постройки. Решено было перестроить обитель на новом месте, примерно в километре от старого места, там, где мы можем ее сейчас и видеть. В 1630-40-е годы был выстроен ныне существующий монастырский ансамбль, включающий Вознесенский собор с шатровой колокольней, Успенскую церковь с трапезной палатой, надвратную церковь преподобного Евфимия Суздальского, настоятельские покои и корпуса келий с храмом преподобного Макария. Возводили монастырь «царский подмастерье каменных дел» А.Возоулин, Ф.Опарин, да костромские и балахнинские каменщики. После прихода новой власти древнюю обитель ждало осквернение и запустение-в 1924 году ее закрыли. Через семь десятков лет началось возрождение старинного монастыря, как духовного центра и места, где хранится история Нижегородской епархии

Печерский монастырь славился своей благотворительностью.Много раз он выделял деньги и провиант для русской армии.Во время войн в его стенах жили беженцы.Кроме того,монахи помогали раненым и увечным.

На территории Печерского монастыря находится настоящий кладезь нашей с вами истории. Здесь находятся бюсты правителей Российского государства с годами их правления. Настоящий музей истории под открытым небом. Масштаб проекта впечатляет, скульптур здесь более 60-ти от Рюрика до Николая Второго. Аллея русских правителей появилась здесь в 2017 году, когда начали обустраивать аллею Романовых, позже появилась подобная экспозиция из рода Рюриковичей. Кстати, многие из скульптур являются единственными в России. Например, вряд ли, где-то можно найти памятники Алексею Михайловичу, Михаилу Федоровичу, Ивану Алексеевичу, Софье Алексеевне и другим

Аллея Романовых.Авторы бюстов-заслуженный художник РФ,член-корреспондент Российской академии художеств А.Аполлонов и нижегородский скульптор А.Горшков.

Главный храм Печерского монастыря-Собор Вознесения Господня. Обитель, после переезда ее на новое место, поначалу была отстроена из дерева. Деревянным был и его соборный храм-Вознесенский. В камне собор был построен в 1631–40 годах, об этом говорит памятная плита:«Лета 1631-го месяца октября в первый день зачата бысть сия церковь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Покров Пресвятые Богородицы при державе Государя царя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси.».Чуть позже к собору пристроили трапезную, а к южной части храма-крыльцо. После закрытия собора, в подклете размещалось овощехранилище, а наверху-столярный цех. Реставрировать главный храм монастыря начали еще в 1970-е годы и продолжили в 90-е. В 2000 году в престольный праздник Вознесения Господня собор был освящен

При строительстве каменного собора в 1630-х годов рядом возвели прямоугольную трехьярусную кирпичную колокольню с рубленной площадкой звона под тесовым шатром.В 1751 году вместо деревянной части верха, колокольня была надстроена кирпичным ярусом звона и восьмериком для механизма часов.

В дополнение к Вознесенскому собору на территории монастыря находятся еще два ровесника главного храма: Успенская и Надвратная церковь во имя святого преподобного Евфимия Суздальского. Обе эти церкви были построены по проекту каменного мастера А.Возоулина. В 1645 году-Евфимиевская, тремя годами позже-Успения Пресвятой Богородицы

31 декабря 2010 года Надвратная церковь была вновь освящена в честь преподобного Евфимия Суздальского.Во время реставрации иконописцами из Владимира храм был расписан в стиле древнего владимиро-суздальского письма.Образцом для росписи стал Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале,который святой Евфимий и основал.

Помимо древних храмов, в Печерском монастыре сохранились не менее древние: братский, архиерейский и игуменский корпуса. В братском корпусе расположен церковно-археологический музей Нижегородской епархии и иконно-книжная лавка

Архиерейские палаты с домовым храмом во имя преподобного Сергия Радонежского,построены примерно в одно время с Вознесенским собором в 1632 году.Сейчас здесь находится резиденция Митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия.А вот в советское время здесь был кинотеатр.

Вознесенский Печерский монастырь стал заключительным объектом в большой прогулке по нагорной части Нижнего Новгорода.

В завершении, хотелось бы привести цитату писателя В.Немировича-Данченко:«Едва ли какой-нибудь русский город может похвалиться такою широкой панорамою, такими необычайно красивыми видами, как Нижний. По крайней мере, я просто замер остановясь на краю откоса…»

Любите путешествия! Будьте здоровы!