Турист Ирина (conkai)
Ирина — была 27 апреля 21:21
.

"Сарафан. Шушпан. Одёжа" или маленькое путешествие в историю

Нижний Новгород — Россия Январь 2023
31 41

Рождественские праздники в этом году подарили нам настоящие рождественские морозы -26-28, а интересных мероприятий в городе было много. Стала смотреть афишу мероприятий и вдруг выставка да ещё какая, надо ж посетить, да ещё в отреставрированном вернее восстановленном манеже на территории Кремля отправляюсь на выставку. Немного истории.

4
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю

Манеж здание на территории Нижегородского Кремля, вот только зданием это в те времена когда мы были молодыми назвать было сложно, помню только забор и полуразрушенное здание без крыши и как-то и не задумывались что ж это такое. История манежа заинтересовала и все испытания, которые выпали на его долю. И вот такая грустная история с хорошим концом.

Первый проект манежа был разработан нижегородским губернским архитектором И. Е. Ефимовым в1825–1826 годах, по указу императора Александра I от 1824 года о размещении в кремле нижегородского карабинерского полка. Проект не был реализован. Новый проект здания был составлен в ходе градостроительных мероприятий, утверждённых императором Николаем I, в связи с размещением военных частей и строительством военного губернаторского дома со службами 1834 и 1839 годов. Манеж был запроектирован на плане 1834 года. Он ставился в одну линию с северным крылом присутственных мест и корпусом полицейской и пожарной части и формировал речную панораму кремля. Окончательно проект был утверждён в 1839году, а строительство завершилось к 1841 году.

2
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю

В 1885 году к середине восточного фасада корпуса была пристроена домовая церковь в честь Николая Чудотворца с двумя колокольнями. Проект церкви составил архитектор И. Шапошников. В 1901–1904годах в здании манежа по инициативе Максима Горького устраивались новогодние ёлки для «самых обездоленных» детей. С 6 августа по 6 сентября 1911 года в манеже проходила выставка, посвящённая 300-летнему юбилею подвига К. Минина и Д. Пожарского, организованная нижегородским книготорговцем, председателем нижегородского отдела «Союза русского народа» Василием Ивановичем Бреевым. Специально для выставки было написано 300 картин на патриотическую тематику.

В первоначальном виде манеж сохранялся до 1925 года, когда в нём решили открыть Кремлёвский трамвайный парк. Воплотить его идею в жизнь оказалось не сложно, так как конечная станция трамвайной линии, связывавшей кремль с Ново-Базарной площадью по Большой Покровской улице, исторически располагалась у выхода из кремлёвского фуникулёра, практически напротив манежа. Для связи станции и здания был устроен «веер» и организованы смотровые канавы внутри здания. К 1928 году манеж был расширен за счёт боковых пристроек: двухэтажной слева и одноэтажной справа. Дата окончания работ была установлена в тимпане фронтона парадного фасада.

2
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю

Честно говоря для меня была прям новая-новость что там была трамвайная линия, как всё-таки я плохо знаю свой город, наверное, благодаря рассказам туристовцев про свои города захотелось побольше узнать и про свой город. Трамвайный парк просуществовал до 1960 г. всё-таки некрасиво было иметь на территории кремля производственное предприятие и депо переехало подальше от центра, вот только сейчас это место тоже тихий цент. В 1969 году здание приспособили под гараж администрации и склады. В общем на моей памяти были только развалины, а церкви никто и не вспоминал, да ещё рядом был какой-то не дострой очередного хозяина города который решил построить себе дом на территории кремля. Долго они существовали бок о бок.

1 из 4
фото из интернета.

Только после передачи храма Нижегородской епархии 2018 г. начались восстановительные работы, в 2019году состоялась первая литургия, а в 2020 году — освещение крестов и куполов. В 2021году состоялось открытие манежа. В 2021год когда город был Новогодней столицей России в манеж вернулись ёлки для детей, сейчас в манеже площадь более 600кв. метров проходят выставки.

2
В 2021 вокруг манежа ещё проходили работы по благоустройству территории, но сам манеж уже работал.
В 2021 вокруг манежа ещё проходили работы по благоустройству территории, но сам манеж уже работал.

Выставка для меня имело какое-то непонятное название «Сарафан. Шушпан. Одёжа» понятно было, что про одежду, очень привлекала реклама выставки. «Боярышня у окна» К.Маковского смотрела так романтично и в таком красивом кокошнике, для этих морозных дней был самый лучший вариант это посещение музея, отправилась в музей с мыслью, что это выставка картин. А оказалось всё гораздо интересней, «Одежда народов Поволжья» подлинные костюмы прошлых веков — выставка- проект подготовленный в рамках года народного искусства и нематериального культурного наследия России.

7
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю

Такая этнографическая выставка, да ещё такого масштаба в Нижнем Новгороде проходила впервые так гласит официальные источники, на моём веку не попадалась такая выставка. В выставке принимают участие музеи Государственный Русский музей, Российский Этнографический музей Санкт-Петербурга, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства Москва, этнографические музеи Нижнего Новгорода области, Мордовский республиканский музей и экспонаты из частных коллекций. «Это я удачно зашла» была первая мысль, и я не ошиблась и зависла на выставке надолго.

Оказалось что у нас намешено столько разных национальностей народов со своими традициями обрядами и просто не передать тот просто восторг от увиденного все экспонаты подлинные 19–20 века немного головных уборов были изготовлены вновь, точной копией для полного представления о костюме. А сколько новых слов я узнала, и всё оказалось совсем не просто, а когда-то эти слова были самые простые и понятные людям в те века.

1 из 5

А мне пришлось что б не запутаться во всех этих названиях читать смотреть фотать и костюм и текст (ха-ха) иначе просто всё в голове перемешалось. Ещё на выставку привезли лодки, прялки, ткацкие станки.

2
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю

«Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме» таково было полное названия выставки. Глаза просто разбежались, от всего этого разнообразия.

Пошла знакомиться с народами и историей моего края. Наследие Владимиро-Суздольской Руси. Комплект женской традиционной одежды, состоял из сарафана, душегреи (длинной и короткой одежды на лямках), был в боярской среде ещё, а 16–17 веке, именно женский костюм был показателем достатка семьи: жена -«витрина» мужа. Богатый костюм говорил о статусе семьи и выделял среди других сословий.

Девичий «троицкий» костюм села Безводное Нижегородского уезда сегодня Кстовский район. В селе был большой каменный храм в честь Живоначальной Троицы, единоверческая и старообрядческой церкви. На главный престольный праздник -Троицу- девушки наряжались в старинную одежду и выходили гулять на Венец — высокий уступ над Волгой, где водили хороводы. Женихи присматривали в хороводе невест. В этом наряде девушки и выходили замуж. Поэтому костюм называли «троицким».

5
девичий (троицкий) и свадебный костюм: рукава, сарафан, пояс, кафтанчик, лента(головной убор) ожерелье, гайтан, крест, ботинки.
девичий (троицкий) и свадебный костюм: рукава, сарафан, пояс, "кафтанчик", лента(головной убор) ожерелье, гайтан, крест, ботинки.
4
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю
4
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю

Русские переселенцы. На этих исконно мордовских землях русские начали селиться в 17 веке. Строительство Арзамасской крепости способствовало быстрому заселению территории. Старообрядческое село Ковакса было одно из самых богатых, здесь была церковь, ярмарка, ветряные мельницы, торговые лавки, маслобойни, поэтому местные крестьянки ходили «в шелках и золоте» .

5
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю
3
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю

Следующая витрина. У дальней черты «Хранители времён».Это самый дальний район у южной границы Нижегородского края, граница с республикой Мордовия и естественно намешено всего русские, тесное соседство и с татарами, и с марийцами, и с чувашами.Это Вознесенский район. За три последние столетия Вознесенская земля претерпела множество административных изменений, в разное время её части относились к Азовской, Казанской, Рязанской, Тамбовской, Нижегородской и Пензенской губерниям.

4
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю
4
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю

На монастырских землях. Костюм села Чернуха Арзамасского уезда. Село состояло наполовину из зажиточных старообрядцев. Каждая девушка на выданье должна была иметь богатый наряд для свадьбы и больших гуляний. Расплачивались за костюм пшеницей.

4
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю

1 из 3

Троицкие гулянья. Общей, объединяющей все южные территории Нижегородского Поволжья традицией является празднование Троицы(на Троицу было принято украшать дома, улицы ветками берёзы(, гулянья продолжались от Семика (четверг накануне Троицы) до Петровского заговенья (воскресенья после Троицы). В каждой местности троицкие обряды имели свои особенности. На территории Вознесенского района Троицкие ритуалы совершались в Духов день (понедельник после Троицы). В этот день здесь провожали берёзку к ближайшему водоему, где прощались с ней, а потом бросали в воду, Троицкую берёзку бросали в реку или озеро, чтобы лето не было сухим. Этот старинный обряд до наших дней сохранился в деревне Борки, где он поучил название «Проводы Дуняши» в память о крепостной девушке, погибшей от жестокого барина. Берёзку обязательно нес мужчина, который вместе с ней прыгал с крутого берега в речку Варнаву.

4
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю

1 из 6

3
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю

Здесь представлены костюмы разных районов Нижегородской губернии. Вроде и выставка небольшая, но так интересно рассматривать все эти наряды, читать незнакомые названия этих нарядов и понимание что всё было не так просто, а некоторые народности и совсем незнакомые названия. Хожу практически открыв рот.

Татары-мишари были переселены на Нижегородскую землю из-под Касимова в 16 веке. В качестве служилого сословия они строили и охраняли новые границы Московского государства. При Петре 1 мишари были лишены служилых привилегий и зачислены в податное сословие. Основной хозяйственной деятельностью становится земледелие и животноводство.

3
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю
2
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю
3
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю

«Восток по-нижегородски» На юге-востоке мусульмане живут более 500 лет. Ислам в Поволжье пришел из Средней Азии, утвердившись здесь в 922 году в качестве официальной религии Волжской Булгарии. После покорения Казани Иваном Грозным наплыв татар и не только простых, но и именитых. В 16–17 веках в мусульманских селениях строились мечети и к началу 20 века их было много около 100. Сергачский уезд-цент «Нижегородского Востока». Общение между народами оказало влияние: перемешались слова, отдельные обычаи иногда имена, кухня.

Ветлужские марийцы. В начале 20 века северо-западные мари ещё строго соблюдали обычай приходить в священные рощи в одежде только домашнего производства-сделанной своими руками, что требовалось для успешного моления марийским богам.

3
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю

Русские. Согласно археологическим данным первые русские появились на юго-востоке Нижегородского Поволжья появились во второй половине 14 века. До покорения Казани «30 лет хлеба не сеяли, а поля лесом поросли». В 16 веке Иван Грозный раздал своим сподвижникам свободные земли восточнее реки Сундовик, на которых были основаны села Воротынец, Княгинино, Юрино. Получая земли владельцы привози с собой крестьян из разных мест и они расселялись между мордвой, чувашами и татарами. Свобода вероисповедания ещё со времён Золотой Орды послужило основой для мирного существования христиан, мусульман, язычников. Долгое соседство русских с другими народами привело их к приобщению к русской культуре и православным традициям. В начале 20 века сергачская мордва уже отмечала Троицу.

4
женский костюм:рубаха, сарафан фартук, кокошник.
женский костюм:рубаха, сарафан фартук, кокошник.

Север: русские, марийцы. Граница между севером и югом проходи по реке Волге, она разделяет регион на Правобережье и Заволжье. Заволжье меньше по размерам и здесь невозможно было заниматься земледелием тайга, болота, глинистые почвы в этих местах русское население никогда не были крепостными. А после церковного раскола в 17 веке в глухие леса уходили и обустраивались староверы. «Старая там Русь, исконная, кондовая. С той поры как зачиналась земля Русская, там чуждых насельников не бывало. Там Русь сысстари на чистоте стоит,- какова была при прадедах, такова хранится до наших дней. Добрая сторона, хоть и смотрит сердито на чужанина». Так про эти места писал П. Мельников- Печерский в книге «В лесах». С этой стороны граница была только с марийцами. Нижегородское Заволжье-один из старейших художественных промыслов в России.

Заволжские старообрядцы. После реформы в 17 веке патриарха Никона в глухие заволжские леса бежали и активно заселяли старообрядцы несогласные с реформой и не только монахи, крестьяне, посадские люди, слобожане, стрельцы, представите знатных родов и духовенство. Бежали из больших городов Москвы, Новгорода, Твери, переселенцы селились на берегах Линды и Керженца. Со старообрядцами принято связывать появление хохломского промысла, также развивались золотошвейные промыслы, шитьё бисером, резьба по дереву. Староверы вели строгий образ жизни, не разделяя мирское и духовное, самый высокий статус имела одежда для богослужения.

4
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю

1 из 2

Горные Марийцы, мАри - финно-угорский народ, раньше марийцев принято было называть черемисами. На территории Нижегородского Поволжья были северо-западные и горные марийцы. Марийцы -лесной народ занимались охотой, рыбалкой, собирательством. Находясь и проживая по соседству с русским перенимали их бытовые и сельскохозяйственные навыки.

3
женской костюм: рубаха, манжеты, фартук, лента(поясное украшение) платок лапти.
женской костюм: рубаха, манжеты, фартук, лента(поясное украшение) платок лапти.

Ветлугаи: Первые города в Поветлужье появились в 12–13 веке в низовье Ветлуги, заселение Поветлужья проходило медленно и места были глухие занятые лесами, жители Поветлужья всегда выделяли среди себя соседей не называли себя ветлугаи, независимо от района в котором проживали, исстари они жили лесом и рекой. в этих суровых краях это было способом выживания. Каждый год ранней весной в праздничной одежде ветлужане выходили, чтобы поприветствовать пробуждающуюся из-подо льда Ветлугу. В береговых селениях этот день считался праздничным.

1 из 2
девичий костюм: штофная пара с кофтой (казачок), лента (головной убор)

Чуваши. Чувашей относят к тюркским народам, выделяют группы «низовых» и «верховых» чувашей, на территории Нижегородского Поволжья «верховные» чуваши известны с 18века. Занимались пчеловодством, а также занимались ремёслами бондарным, рогожным.

3
женский костюм: рубаха, повязки серпак и масмак, украшение шулкеме и тевет цепочка поясная, поясные подвески яркач.
женский костюм: рубаха, повязки серпак и масмак, украшение шулкеме и тевет цепочка поясная, поясные подвески яркач.

Эрзя: Эрзя — один из этносов мордовского народа, сложившийся в середине первого тысячелетия нашей эры. Считается, что Нижний Новгород основан на месте древнего эрзянского поселения. Эрзяне бережно относились к природе, почитали деревья и покровительницу природы, мать леса Вирьаву. До сих пор представители пожилого поколения, заходя в лес, здороваются с его хозяйкой, обращаясь с приветствиями к березам.

4
женский костюм: рубаха покай, шушпан-руця (верхняя одежда) , панго(головной убор) сюльгама (нагрудное украшение), пояс лапти.
женский костюм: рубаха покай, шушпан-руця (верхняя одежда) , панго(головной убор) сюльгама (нагрудное украшение), пояс лапти.

Терюхане: Терюшевской мордвой или Терюханами называют небольшую группу финно-угорского коренного населения Нижегородского уезда. В первые на них обратил внимание писатель и этнограф П. И. Мельников его заинтересовал тот факт, что при полной потере и утрате языка и слиянием с русскими терюхане сохранили национальный костюм. Основой костюма мордвы-терюхан был шушпан-длинная распашная одежда из белого холста с вышивкой. Для терюхан это была не просто национальная одежда, а память об утраченном статусе. Во времена Золотой Орды эта небольшая группа несла охранную службу. Основной орнамент вышивки обшлагов шушпана была золотоордынская тамга-символ административной власти, который со временем стал родовым знаком.

4
женский и девичий костюм: рубаха, шушпан, шаль, пояс, лапти
женский и девичий костюм: рубаха, шушпан, шаль, пояс, лапти
4
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю

Одежда для Бога. Русская праздничный костюм второй половины 17 -середины 19 века.

В патриархальной России замужество было самым значимым событием в жизни женщины. Свадебный костюм надевали один раз — на венчание и свадебный пир. После замужества менялось всё место жительства, окружение и одежда. Первый год после венца её называли молодухой, а после рождения первенца и до конца жизни-бабой. Поэтому красивый свадебный образ оставался в памяти на всю жизнь.

4
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю
4
девичий костюм:сарафан, телогрея, лента, накосник ожерелье.
девичий костюм:сарафан, телогрея, лента, накосник ожерелье.
4
девичий костюм: рукава, сарафан, лентаголовной убор пояс ожерелье.
девичий костюм: рукава, сарафан, лента"головной убор" пояс ожерелье.
4
женский костюм: сарафан, телогрея,платок.
женский костюм: сарафан, телогрея,платок.
2
женский костюм: сарафан, голландка кокошник, покрывала.
женский костюм: сарафан, "голландка" кокошник, покрывала.

4
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю

Вот такую интересную выставку я посмотрела в новогодние праздники было интересно погрузится, а историю своего края, а когда вышла из Манежа начало темнеть, а перед глазами ещё были костюмы увиденные, прошлась по красиво украшенному Кремлю.

4
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю

Красиво подсвечено административное здание и тоже с историей. Здание ассигнационной банковской конторы построено 1785, в 1797 был передан под квартиры офицеров гарнизона, 1811 году здание отдали кремлевской полицейской части, а в 1827 году надстроили пожарную каланчу и здесь расположилась пожарная часть. В 1909–1912 годах был надстроен третий этаж вместо каланчи и фасад тоже поменялся и в таком виде дом сохранился до наших дней.

2
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю
2
Если сравнить фасад дома со старой фотографией дом немного похож.
Если сравнить фасад дома со старой фотографией дом немного похож.

Михайло-Архангельский собор считается самым древним в Нижнем Новгороде, собор пережил войны, пожары много раз перестраивался, а сегодняшний вид собор приобрёл в 1632 году.

4
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю

У памятника князю Георгию и святителю Симона установлена красавица ёлка и площадь нарядна, но холодно и народа совсем немного.

7
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю
5
Сарафан. Шушпан. Одёжа или маленькое путешествие в историю

Это было второе путешествие в историю в эти Новогодние и Рождественскиу праздники.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Нижнем Новгороде
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии