Турист Сергей Шаповалов (Sergey_traveldiaries)
Сергей Шаповалов
был 15 февраля 18:38

Кендари — Индонезия Октябрь 2022

Россыпь покрытых зелёной растительностью и окружённых бирюзовыми лагунами карстовых скал у побережья юго-восточного Сулавеси напоминает знаменитый Раджа Ампат в Западном Папуа. Но это гораздо ближе и намного реже посещается туристами. Достаточно прилететь в Кендари, а оттуда — на лодке к островам Лабенгки и Сомбори.

Скрытая жемчужина Индонезии

Здесь вы увидите добрый десяток красивейших лагун и безлюдные песчаные пляжи.

Скрытая жемчужина Индонезии

За этими остроконечными скалами скрывается зелёная лагуна:

Остров Лабенгки необитаем, но рядом на маленьком островке пристроилась деревня баджо, или морских цыган. Как и на Тогеанских островах (см. мой предыдущий отчёт), баджо строят свои дома на сваях среди кристально чистого моря в стороне от цивилизации и занимаются рыбной ловлей. С одним из местных жителей мы ходили вечером ловить кокосовых крабов — крупнейших наземных членистоногих, вес которых, как пишут, достигает 4 кг. Ну, в нашем случае они оказались более скромных размеров — со среднего лобстера (видимо, здесь этих крабов съедают раньше, чем они вырастут) — однако охота получилась довольно увлекательной (см. также видео по ссылке в конце отчёта).

Скрытая жемчужина Индонезии

Прежде, чем добираться до Лабенгки, я посетил Хабиба, который занимается сохранением тридакн — огромных моллюсков, достигающих полутора метров в диаметре.

Тридакны в морском саду Хабиба:

Красивую расцветку тридакн создают симбиотические водоросли зооксантеллы, которые живут в мантии моллюска. Водоросли занимаются фотосинтезом, а тридакна питается продуктами их жизнедеятельности.
Раковины тридакн издавна использовались в католических церквях как купели для крещения младенцев, а сейчас пользуются большим спросом в Китае как заменители слоновой кости. Их мясо считается изысканным деликатесом в Азиатских странах. Кроме того, мантия некоторых видов образует фантастические узоры, переливающиеся флуоресцентными красками, что делает их ценными в аквариумистике.

Скрытая жемчужина Индонезии

Купель в церкви Сен-Сюльпис, Париж (фото из Интернета)

Резьба по раковине тридакны, Китай (фото из Интернета)

Скрытая жемчужина Индонезии

Неудивительно, что самые большие жемчужины в мире также были найдены в раковинах этих гигантских моллюсков. Например, знаменитая жемчужина Лао Цзы весом более 6 кг.

Жемчужина Лао Цзы (фото из Интернета)
Согласно легенде, незадолго до своей смерти Лао-цзы (древнекитайский философ, VI—V вв. до н. э.) поручил одному из своих учеников вложить нефритовый амулет с выгравированными лицами Будды, Конфуция и себя самого в гигантский моллюск, чтобы вокруг этого амулета сформировалась жемчужина. В течение многих поколений хранители этой жемчужины, по мере роста, перекладывали её из одного моллюска в другой (тридакны живут до 200 лет). Однако однажды при транспортировке раковина с драгоценной жемчужиной была утеряна во время шторма у острова Палаван на Филлипинах, где в 1934 году была найдена ныряльщиком. Из-за причудливой формы, напоминающей голову бородатого человека в тюрбане, жемчужину Лао Цзы ещё называют «жемчужиной Аллаха». Говорят, будто бы даже её хотел выкупить Усама Бен Ладен. Впрочем, на самом деле, ислам запрещает изображать в какой-либо форме пророка Мухаммеда, чтобы люди не занимались идолопоклонством. Так что особая ценность «жемчужины Аллаха» в мусульманском мире весьма сомнительна.
В 2016 г. появилась новость, что на Филиппинах была найдена жемчужина весом 34 кг, которая получила название «жемчужина Пуэрто» (Perlas ng Puerto) и была оценена в $100 млн. Однако некоторые специалисты считают, что это не более чем отполированная раковина тридакны.

Скрытая жемчужина Индонезии

Жемчужина Пуэрто (фото из Интернета)

У Хабиба также есть несколько жемчужин тридакн, которые он купил у местных рыбаков. Но главное для него — уберечь этих ценнейших моллюсков от хищнического истребления. Поэтому он основал заповедник тридакн рядом со своей деревней на побережье Сулавеси и договорился с морскими цыганами о втором заповеднике у острова Лабенгки. Кроме того, на мелководье прямо напротив своего дома Хабиб устроил морской сад с тридакнами, где можно понырять с маской и увидеть эти красивые и редкие раковины своими глазами.

Смотрите также моё видео о Хабибе, его тридакнах и о том, как поймать кокосового краба: «Скрытая жемчужина Индонезии» https://youtu.be/x415OynslQ8