Турист vladka
vladka
был 2 апреля 6:49

Иркутск — Россия Июнь 2021

Итак, следующий после загородных путешествий день у меня был посвящен Иркутску. Заранее был намечен пеший маршрут от гостевого дома на ул. Дзержинского по ул. Декабрьских событий до парка 1-го мая и далее до 130-го квартала и иркутских набережных. Получилась интересная и довольно продолжительная прогулка, которая началась довольно рано и закончилась уже вечером.

Сразу отмечу, что с улицы Декабрьских событий я пару раз сворачивала на параллельную ей ул. Карла Либкнехта, чтобы увидеть там исторические здания иркутской синагоги

и мечети.

Улица Декабрьских событий ведет мимо Музея городского быта (он достоин отдельного посещения, поскольку на его территории, помимо ТИЦ, находится, например, Музей чая и Сквер городов-побратимов Иркутска). Но главное украшение этого места, конечно, т.н. Дом Европы в изысканном деревянном резной убранстве.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

Еще несколько пройденных вдоль улицы кварталов — и вы подходите к территории парка.

Ул. Декабрьских событий заканчивается пересечением с ул. Советской. По этой улице, мимо памятника танковой колонне Сибирский комсомолец

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

подходим к постройкам усадьбы иркутского главы и мецената В. П. Сукачева (в частности, с его коллекции, подаренной городу, началось собрание Художественного музея Иркутска) на территории парка 1-го мая.

Далее по улицам Байкальской-Подгорной

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

до Иерусалимской лестницы на территории бывшего одноименного кладбища, затем — ЦПКиО, сегодня — мемориального парка.

Через территорию парка — до ул.25-го октября (надо же, — в Иркутске есть тезка владивостокской исторической улицы, в 1990-е обратно-переименованной) — на ул. Седова, мимо Иркутского областного музыкального театра и Дома музыки Дениса Мацуева

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

до красавицы Крестовоздвиженской церкви.

После ее посещения я вернулась немного назад, до спуска по лестнице к знаменитому 130-му кварталу с его деревянными постройками,

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

художественными галереями и сувенирными лавками. Например, в частном музее Спешилова выставлены старинные самовары. Стоимость посещения — 200/150 руб.

По соседству в подвальном помещении магазина сувениров устроен современный выставочный зал для временных экспозиций.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

В 130-м квартале немало точек питания. В одной из них, ресторане «Мамай» я отведала позный сет.

Затем прошла через квартал до противоположного входа, где гостей встречает иркутский бабр, существо не совсем понятного происхождения, при этом весьма симпатичное.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

Оттуда — по ул. Ленина до одноименной площади с памятником вождю, рядом с которой расположились разновозрастные постройки.

За одной из них, бывшим банком, (ориентир — высокое зеленого цвета навершие) находится любопытный сквер с копиями известных скульптур и построек в уменьшенном размере.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

Далее по центральной в исторической части Иркутска ул. Карла Маркса, мимо академического драматического театр им. Н. П. Охлопкова (рядом с ним в сквере — памятник драматургу Вампилову) постройки середины 19-го века.

Через дорогу от театра — громада бывшего управления Восточно-сибирской РЖД, которое было построено в середине века 20-го.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

В начале ул. Карла Маркса расположился в построенном для него в 1883 г. здании Иркутский областной краеведческий музей, основанный аж в 1782 г. В городе у музея несколько филиалов. В главном первый этаж посвящен этнографии и древней истории, второй — событиям века 20-го. В целом все достойно, может быть, не хватает свежего ремонта (200 руб).

На берегу Ангары через дорогу от музея — восстановленный в 2003 г. (установлен в 1908, в 1920 снесен) памятник императору Александру 3-му. Самое интересное в нем (император здесь по обыкновению неподвижно-монументален) — это решетка, настоящее произведение кузнечного искусства.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

Отсюда начинается бульвар Гагарина, ближе к реке от которого и параллельно ему проходит Верхняя набережная, обширная зеленая прогулочная зона,

которая протянулась от мостика на остров Юность

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

до Глазковского моста. Есть здесь и свои памятники — Ю. А. Гагарину, «отцу» ВДВ В. Ф. Маргелову, сотрудникам МВД, погибшим при исполнении.

Неподалекук от бульвара Гагарина находятся два исторических храма. На ул. Пятой армии — Свято-Троицкая церковь, заложенная предположительно еще в середине 18-го века.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

На ул. Горького — Михаило-Архангельская Харлампиевская церковь.

Интересно, что в Харлампиевской церкви священники благословляли моряков перед плаваниями, поэтому она известна также как Морской храм. Морская история Иркутска может показаться на первый взгляд странным явлением. Но если вспомнить, что границы губернаторства простирались когда-то до берегов Тихого океана и что именно в Иркутске суда снабжались почти всем необходимым для морских плаваний, все становится на свои места.

От ул. Горького по ул. Ленина, мимо здания Иркутского художественного музея и дальше попадаем на площадь Кирова.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

Надо сказать, что на улицах Иркутска меня не раз настигало чувство-де жа вю. На площади оно накрыло меня окончательно. И я наконец поняла, какой город мне Иркутск напоминает и особенно этой площадью. Хабаровск! Расположение зданий и даже отчасти их конфигурация, фонтаны, ну и, кто бывал в Хабаровске, меня поймет.

Правда, иркутская площадь Кирова больше хабаровской площади Ленина раза в два, а то и больше, и зелени здесь больше многократно, но при этом в общих чертах картина весьма схожая.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

По сути, площадью это место не очень правильно называть. В первую очередь это обширная, в основном зеленая зона, где нашлось место даже для бульварных посадок.

В расположенном рядом с нею, ближе к реке Римско-католическом Приходе Успения Богородицы находится органный зал местной филармонии.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

А оттуда совсем недалеко до Спасской церкви рядом с Нижней набережной. Основное здание церкви было построено еще в 1710-м, спустя еще пол-века она приобрела окончательные очертания. Спасская церковь — единственная в Сибири, на внешних стенах которой имеются росписи (начала 19-го века).

От обзорной площадки Нижней набережной открывается ее панорама с собором Богоявления (освящение ее состоялось в сентябре 1746 г.) красочно-сказочного обличья и памятником основателю Иркутска Якову Похабову.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

Нижняя набережная (названная так из-за расположения ниже по реке относительно набережной Верхней) идет в двух уровнях, каждый из которых заслуживает внимания. Сверху — тематические скульптуры, внизу — граффити на исторически-мифические темы. Заканчивается НН восстановленными Московскими воротами.

Когда-то от них начинался Московский тракт, а сейчас — ул. Декабрьских событий. На расположенной неподалеку ул. Халтурина сразу два интересных объекта: городской выставочный центр им. В. С. Рогаля и памятник истории и архитектуры местного значения, дом Файнберга.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

В последнем сейчас находится художественный колледж им. И. Л. Копылова, а когда-то были и квартиры. В одной из них, согласно памятной доске, родился Леонид Гайдай.

Оттуда по пер. Гусарова, улицам Желябова и Пролетарской подходим к площади Труда с цирком и памятником известному комедиографу.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

А там и до ул. Карла Маркса рукой подать. Так заканчивался для меня первый из посвященных Иркутску дней.

Еще один был в то же время днем отъезда. После выписки из гостиницы я сдала вещи в камеру хранения на автовокзале. А потом от остановки рядом с ним на трамвае № 4 (подошел бы и 4а) переехала речку Ушаковку на территорию бывшей Ремесленной слободы, где вдоль улицы Баррикад расположилось сразу несколько интересных объектов.

Первый из них, если по улице перемещаться справа налево — Казанский собор, кафедральный в Иркутской и Ангарской митрополии. Его красная красочная громада совсем не напоминает сдержанные исторические храмовые постройки города.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

Чувствуется в ней эдакий купеческий размах, недаром храм был сооружен на деньги торговцев и промышленников. Освятили собор в 1892 г., в 1936 он был закрыт. В 1975 — включен в число объектов государственной охраны. В 1988 г. началась его реставрация на добровольные пожертвования жителей и организаций Иркутска. Сегодня в числе ее прихожан-вкладчиков — уже современные предприниматели. Любопытно, что и сегодня рядом с Казанским храмом располагается одноименный рынок.

А через дорогу от него — бывшие церковные постройки (о чем напоминает узор в отделке в виде крестов) рядом с СИЗО№ 1 Иркутской области.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

Прежде здесь располагался т.н. Тюремный замок, до революции в России самый многочисленный. Основную массу его постояльцев составляли осужденне за убийство. Много было и политических заключенных: народники, польские революционеры, социал-демократы, большевики. В 2006 г. в следственном изоляторе учреждения открыли Музей истории Иркутского Тюремного замка.

По той же стороне несколько дальше, на территории бывшего пивоваренного завода, находится Доренберг-холл, «первый городской кластер для любых форматов творчества и предпринимательства».

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

Улица Баррикад плавно переходит в ул. Ангарскую, где у берега реки — территория ведущего свою историю с конца 17-го века Знаменского женского монастыря. Правда, окончательный его облик сложился уже в конце века 18-го.

На территории монастыря находится и некрополь. Здесь захоронены не только монастырские настоятельницы и монахини, но и члены семейств декабристов, а также известных иркутских купеческих династий. Из современных захоронений — могила писателя Распутина.

20 июня 1795 г. у стен Знаменской церкви было погребено тело «по промысла Гражданина, по деяниям бесценному, по замыслам мужа почтенного», лучшего сына Иркутска Григория Ивановича Шелихова. Эпитафию для памятника ему сочинил сам Державин.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

Недалеко от Знаменского монастыря, на ул. Рабочего штаба — здание первого в городе ремесленного училища, которое было построено на деньги местных меценатов еще в начале прошлого века. Сегодня это один из корпусов Иркутского техникума машиностроения им. Н. П. Трапезникова.

Через дорогу от техникума находится автобусная остановка. От нее на маршрутке № 27 можно доехать до ост. Завод Куйбышева на ул. Декабрьских событий, и вернуться оттуда немного назад до музея истории г. Иркутска им. А. М. Сибирякова рядом с известным своими фонтанами сквером Лебединского.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

Музей выглядит презентабельно не только снаружи, но и внутри. В его экспозициях — отображение самых разных времен и событий истории города. Интересен музей и в деталях. Однозначно рекомендую в нем побывать (100 руб).

Оттуда по ул. Франка-Каменецкого легко дойти до дома-музея Трубецких на ул. Дзержинского, филиала Иркутского областного историко-мемориального музея декабристов (стоимость посещения -200 руб).

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

На мой взгляд, это место тоже из серии «для посещения обязательно». Кажется, что там ты и в самом деле знакомишься с его обитателями, настолько там все продумано в плане погружения в историю семьи, начиная от пути в ссылку до воссоздания обстановки и, кажется, самой атмосферы жизни этих удивительных людей.

Неподалеку, на ул. Октябрьской революции, находится галерея современного искусства Бронштейна с самой крупной на зауральском пространстве России частной коллекцией.

Кроме сменных выставок там есть и постоянная, где выставлены работы Даши Намдакова, мастера с мировым именем из Бурятии. Представлена там и разнообразная сувенирная продукция. Входной билет стоил в 2021 г. 300 руб, а вот цены на сувениры кусались. Кое-что аналогичное, например, в Тальцах можно было приобрести значительно дешевле.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

Оттуда, перекусив по дороге в позной (недорого, сытно, атмосферно),

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

я свернула на ул. Карла Маркса прогулкой по которой закончилось мое иркутское путешествие.

Конечно, не все в нем удалось осуществить. Например, из-за известных ограничений я не побывала в иркутских театрах. Не успела посетить художественный музей и галерею Рогаля. Но в целом впечатление от города было получено и вот к каким я пришла выводам.

Во-первых, хотя город известен в первую очередь образцами деревянного зодчества, в исторической части он все же в основном каменный. После многочисленных пожаров отстраивать Иркутск с конца прошлого века предпочитали капитально. При этом постройки разных лет там аккуратно вписываются в окружающее прстранство.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

При этом деревянным строениям оказываается повышенное внимание. Всем таким домам старше ста лет в городе придан статус охраняемых. В этом есть и определенные сложности, поскольку не всегда у владельцев есть возможность достойным образом их содержать. Но в центре они выглядят в основном презентабельно.

Ориентироваться в исторической части города весьма просто, она компактно расположена и можно обойти ее пешком. Или воспользоваться общественным транспортом, который в Иркутске хорошо развит.

В ключевых местах установлены информационные табло и указатели, так что заблудиться там сложно даже без гугл-карт. Хотя кое-где приходилось все же обращаться за помощью к прохожим.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

Заметно, что город ориентирован в том числе на гостей. Отсюда — хорошо отлаженные тур.сервисы, многочисленные и разнообразные точки питания и проживания, — на разные потребности и кошелек.

Если говорить о городских символах, то это, как ни странно, не бабр с герба, а байкальская нерпа. Ее изображения в городе можно повстречать повсюду, в том числе на сувенирной продукции. Наряду с резными наличниками нерпа находится в топе иркутских достопримечательностей. С живыми нерпочками можно познакомиться в Байкальском нерпинарии в Иркутске или в Байкальском музее в Листвянке.

Маленький сибирский вояж. Часть вторая. Об Иркутске

Среди вкусных иркутских сувениров — фирменный шоколадный тортик с медовым вкусом.

В целом Иркутск произвел впечатление города неспешного, ухоженного, просторного, живописного и очень зеленого. Последнее обстоятельство даже удивило, — такое обилие зеленых насаждений в городе с суровым сибирским климатом. А еще Иркутск город самобытный и с богатой историей, к которой там относятся очень бережно.

Если прибавить к этому природные и прочие достопримечательности, расположенные неподалеку, то становится совершенно очевидно, что побывать там однозначно стоит.

Спасибо за внимание и хороших Вам путешествий.