Турист Сергей Шаповалов (Sergey_traveldiaries)
Сергей Шаповалов
был 8 апреля 18:36

Горонтало, Манадо — Индонезия Октябрь 2022

Тогеаны находятся в Индонезии посреди залива Томини, который с трёх сторон окружён гористыми берегами Сулавеси. Видимо, этим и объясняется спокойствие моря. Так что сёрфингистам здесь делать нечего. А вот любителям дайвинга, да и обычным купальщикам с трубкой и маской вроде меня есть на что посмотреть.

Тогеанские острова, Индонезия

Тогеаны, надо признаться, не миновало прежнее пристрастие индонезийских рыбаков к динамиту, но коралловые рифы и атоллы, а их здесь с добрый десяток, остались нетронутыми (см. моё видео по ссылке внизу). Можно, конечно, поснорклить и возле своего бунгало — кораллы есть везде, — но это не идёт ни в какое сравнение с нырянием на атоллах. Поездка на лодке займёт в среднем полчаса, а цена, если вас несколько человек — в пересчёте с рупий около семи долларов.

Пляж Барракуда бич
Несмотря на отдалённость, здесь имеется достаточное количество гостиниц, которые представляют собой бунгало с удобствами или без и обеспечивают трёхразовое питание. Я жил в четырёх местах, и везде неплохо кормили — блины на завтрак и рыба с рисом и овощами на обед и ужин. Вода, чай и кофе не ограничены. Немного однообразно, но вполне съедобно. Правда, из фруктов только бананы и иногда папайя. Но это общая проблема отдалённых индонезийских островов.

Дайвинг-курорт Harmony Bay

Гостиница Ale Beach Togean Islands

Вид с веранды бунгало в гостинице Poya Lisa
Помимо красивого подводного мира, главные достопримечательности Тогеан — озеро медуз, где можно купаться, так как медузы здесь не жалят, красивый пляж Карина Бич и деревня морских цыган, к которой от берега ведёт километровый мост.

Озеро медуз

Карина Бич

Деревня морских цыган
На острове Уна-Уна туристы поднимаются на вулкан, однако этот остров в основном для дайверов и находится в стороне от остальных, поэтому он не входил в мои планы.
На острове Маленге есть пещера с летучими мышами, а поздно вечером мне посчастливилось увидеть долгопята (конечно, не без помощи гида).

Долгопят с острова Маленге
Гид также уверял, что на острове живут и чёрные макаки. Вообще-то на Тогеанах довольно сложно увидеть диких животных. Зато на севере Сулавеси есть прекрасный заповедник Тангкоко, где вы наверняка вблизи увидите и долгопятов, и чёрных макак.

Долгопят из Тангкоко.
Ковид сильно ударил по местному туризму, так что многие гостиницы пустовали, тем более что я был в конце сентября, а это на Тогеанах низкий сезон. Но туристы, хоть и немного, всё же едут на эти прекрасные острова. Я встречал людей, которые приехали сюда на целый месяц, и не в первый раз. Для большинства же это только один из этапов путешествия по Сулавеси, которое обычно включает в себя заповедник Тангкоко, дайвинг или снорклинг на острове Бунакен возле города Манадо и район Тораджа. Из этого «джентльменского набора» я ограничился Тогеанами и Тангкоко, который я очень рекомендую тем, кто любит дикую природу. В этом заповеднике, если договориться с гидом и наловить с ним для приманки кузнечиков, можно увидеть молниеносный прыжок долгопята (см. видео).
Тангкоко находится в паре часов езды на машине от г. Манадо (такси около 25 USD), на берегу моря и у подножия потухшего вулкана. Здесь имеется длинный пляж с чёрным песком и небольшая рыбацкая деревня, где есть несколько гостевых домов.

Тогеанские острова, Индонезия

Спуск на воду рыбацкой лодки

Тогеанские острова, Индонезия

Мальчишки, пускающие на пляже воздушных змеев
В море, правда, особо не покупаешься из-за течения и больших волн (в день моего приезда утонул студент, приехавший на практику в заповедник). Но местные мальчишки резво плещутся у берега. Чёрные макаки тоже любят выходить на пляж — ищут, что интересного выбросили волны, или просто отдыхают в тени деревьев. Здесь их и лучше всего фотографировать, так как больше света, чем в лесу, и подпускают они очень близко.