Турист Сергей Рабкин (ser_inc)
Сергей Рабкин
был 22 декабря 2023 5:01

Ностальгия по Таиланду. Часть вторая — экскурсии в национальный парк Doi Inthnanon, в Золотой треугольник и к озеру Чео Лан

Чиангмаи — Таиланд Октябрь 2019
Контрольно пропускной пункт в национальный парк Doi Inthanon

Ностальгия по Таиланду. Часть вторая — дальние экскурсии.

Самая высокая гора Таиланда или экскурсия в национальный парк Doi Inthanon

При подготовке к поездке в «северную столицу» Таиланда — второй по численности населения город Чиангмай, я уделил много внимания вопросу, чем заняться в течение недели пребывания. Не вызывало сомнения желание полюбоваться многочисленными храмами, которыми славится этот город. Но моя непоседливость предопределила выбор экскурсий, которые можно было забронировать на сайте KLOOK.com.

Выбор пал на две дальние поездки и посещение зоопарка. Первую экскурсию я решил совершить в национальный парк Doi Inthanon в надежде сделать фотографии с самой высокой горы Таиланда, носящей такое же название. Понимание того, что мой отпуск приходится на низкий сезон с высокой вероятностью плохой погоды, не отпугнуло от этого выбора. В конце концов, я полностью доверяю английской пословице «не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда». И опыт, приобретённый пару лет назад во время поездки по горным районам Шри Ланки, подсказывал, что тёплой курточкой можно нейтрализовать отрицательные эмоции от возможной низкой температуры воздуха.

К моей радости, минивэн с гидом прибыл в отель точно в указанное время. И наша поездка в национальный парк началась с традиционного сбора туристов по отелям Чиангмая. Выбрав место впереди, я имел возможность хорошего обзора. И очень удивлялся узости улочек, по которым наш микроавтобус буквально протискивался, зачастую без возможности разминуться с встречными авто. Возможно, сказывалась «древняя история» города, бывшего некогда столицей королевства Таиланд.

Наконец, наш интернациональный экипаж был собран, и мы выехали за город на достаточно широкую трассу. Наш очаровательный гид, представившаяся именем Мем, кратко озвучила сегодняшнюю программу. И предложила отдохнуть, пока мы не добрались до начала горного участка дороги. По пути непродолжительная остановка у торгового центра, оборудованного «комнатой счастья».

Примерно через час мы въехали на территорию национального парка через контрольно пропускной пункт, охраняемый военными. Дорога среди джунглей сразу же закрутилась серпантином с заметным подъёмом в гору. Первая остановка около смотровой площадки у водопада Sirithan, гул падающей воды которого был слышен от дороги.

Смотровая площадка водопада Sirithan достаточно просторная и безопасная

К моему сожалению, плотные облака не дают возможности проявиться всем краскам природы в полной мере. Но смотровая площадка организована достаточно грамотно, чтобы полюбоваться водопадом. И она оборудована несколько неожиданной для здравомыслящего человека табличкой с надписью «не плавать».

Уместное напоминание около водопада Sirithan - "не плавать"

Остановка у водопада недолгая, но вполне достаточно, чтобы успеть сделать фотографии. И, что не менее важно — всего лишь две немногочисленные группы туристов. У меня на всех экскурсиях независимо от красоты «интереса наблюдения» стойкое желание сбежать подальше, если вокруг толпы туристов.

Грохот водопада Sirithan хорошо слышен за сотни метров во влажном воздухе джунглей

В ожидании того, когда поднимутся со смотровой площадки все наши туристы, Мем демонстрирует «ботаническую экзотику» со знакомым названием «мимоза». Листья этого растения складываются при малейшем прикосновении. И очень похожи на ажурное сплетение зелени наших традиционных подарков представителям прекрасного пола к первому весеннему празднику.

Следующая остановка у нас запланирована в деревне «white karen», население которой состоит, если я правильно запомнил, из беженцев Камбоджи во времена «красного террора Пол Пота». Впрочем, за правильность моего восприятия слов гида не ручаюсь — стоило нам въехать на территорию горного селения, как «мои глаза отстранили уши». Столько интересного я увидел и, уточнив время, которое нам отведено на свободный полёт, «взял ноги в руки» и стал карабкаться вверх по крутой улочке.

Дом на сваях в деревне беженцев из Камбоджи

Дома жителей деревни, независимо от богатства их обитателей, были на сваях. Улочка селения превратилась в грунтовую дорогу, местами, размытую прошедшим накануне дождём. Но виды, открывающиеся с этой дороги, стоили того, чтобы подниматься по скользкому грунту. С ближайшей смотровой площадки удаётся сделать несколько удачных фотографий рисовых террас.

Рисовые террасы жителей деревни беженцев из Камбоджи

Ненадолго выглянуло солнце, что вселило робкую надежду на улучшение погоды. Хотя пока что было грех жаловаться — на той высоте над уровнем моря, на которой находится деревня, нет зноя равнины (когда мы выезжали из Чиангмая, температура воздуха подобралась к +30). И по моим меркам достаточно комфортно для прогулки. А вот общие климатические условия, как сказала наш гид, ограничивают время сбора урожая.

Да и общее впечатление от вида строений и самих жителей не свидетельствует о большом достатке. Хотя в местной лавке, если таковой можно считать небольшое сооружение, рассчитанное явно на туристов, я купил для жены-кофеманки пакетик кофе в зёрнах.

Нехитрые сувениры сельской лавки

И на склоне горы, противоположном селению, просматривались кофейные плантации. Вполне может быть, что кофе местного производства.

Сделав напоследок фотографию католической церкви, я сел в наш транспорт. И мы в лучах всё чаще проглядывающего сквозь разрывы в облаках солнца направились к месту обеда. А для бОльшей «зрительности» оно располагалось около очень зрелищного водопада Watchirathan.

Ажурная композиция

Ярко сияющее солнце не только ощутимо грело и высвечивало яркие краски природы. Но и создало великолепную двойную радугу над бурлящим потоком воды, выходящим из места падения струй водопада.

Радуга над водопадом Wachiratan

Как само собой разумеющееся был большой портрет короля в полный рост в золоте красок, оттеняемых яркой зеленью джунглей, подступающих к дороге, где он был установлен.

Король, он и в джунглях - король

Рядом для «идентификации местности» располагалась надпись на деревянной поверхности «Watchirathan Waterfall».

Фотографии этого водопада присутствуют практически во всех отзывах об экскурсиях в национальный парк Doi Inthanon, настолько удачно он расположен. И оборудование смотровой площадки табличкой «No wading» свидетельствует не только о безопасности туристов. Но, на мой взгляд, и популярности этого места. Настолько, что на небольшой площадке расположились торговые точки с сувенирами, пользующиеся популярностью. Я не удержался и купил жене и внучке экзотические бусы за очень низкую по моим понятиям цену.

За обеденным столом у членов нашей небольшой группы появилось время познакомиться. Напротив меня сидел молодой мужчина из Германии, рядом с ним девушка из южной Кореи, труднопроизносимое на первый взгляд имя которой, мы к её радости, в конце концов, выучили. Рядом со мной сидела пара из Испании, которая пояснила, что они поехали «на этот край света», чтобы отдохнуть от уличных демонстраций и сопутствующих им беспорядков.

На другом конце стола располагалась семья, если я правильно понял по разговору, то ли из Австрии, то ли из Швейцарии. Воистину, интернациональный коллектив. И после первого утоления голода мы дружно обменялись впечатлениями от различных туристических поездок по миру.

Следующим, самым значимым пунктом нашей программы дня, был подъём к самой высокой точке Таиланда — на вершину горы. Миновав несколько групп туристов, остановившихся на подступах к вершине, мы продолжили путь практически в космах облаков. И Мем ещё раз предупредила нас о необходимости утеплиться и защититься от возможных осадков. На площадке, где запарковался наш минивэн, видимость вряд ли превышала несколько десятков метров. А на пределах видимости угадывался крутой склон.

Плотность облаков была такой сильной, что о качественных фотоснимках не стоило и мечтать. Единственным приличным можно считать фотографию электронного табло, показывающего температуру окружающего воздуха.

Не жарко, однако

Да и снимок покрытого сплошным слоем влажного мха символа Таиланда — слона, своим видом вполне соответствующего атмосфере прохладных очень влажных джунглей.

Я вежливо отказался от предложения сфотографироваться на фоне вершины самой высокой горы Таиланда. Фотографии в стиле «Я и Таиланд» никогда не были моим хобби. А вот множество туристов оставались верными привычке фотографироваться на фоне достопримечательностей. И мне приходилось подолгу ожидать, когда они очистят от своего присутствия объект съёмки.

Традиционное для многих туристов "и мы тут были"

Но «пришёл и на мою улицу праздник», когда мы покинули вершину и приехали к пагодам короля и королевы. Здесь был широкий простор для моего фототворчества с учётом большой площади пространства. И, что очень способствовало моему «фотолюбопытству» — хорошая освещённость местности благодаря слегка рассеявшимся облакам. Всё-таки, мы спустились на добрые пару сотен метров от вершины которая расположена на высоте 2565 метров над уровнем моря.

Со смотровой площадки вокруг пагоды (или ступы, точно не знаю правильной классификации этого изящного шедевра архитектуры) короля даже удалось поймать момент, когда облака расступились и открыли великолепную панораму долины.

Мне не были известны условия этикета внутри пагод, и я постеснялся пользоваться всепогодным фотоаппаратом Canon D10. А великолепное убранство помещений плохо передавалось (а жаль) фотокамерой моего смартфона. Впрочем, остального фотоматериала, отснятого на этой познавательной экскурсии, с избытком хватило для иллюстрации правильности моего выбора.

Пагода королевы
Уважение к королю в Таиланде истинное, а не показное
Водопадный ручей на краю площади с пагодами короля и королевы

На обратном пути мы остановились у довольно большой протяжённости рынка с продуктами и сувенирами. Учитывая относительно небольшой объём моего чемодана, я не дал воли своим желаниям накупить недорого экзотики для подарков родным и знакомым. Не смог устоять только от покупки в стиле «три по цене одного». А именно — зелёного чая с разными добавками. Всё-таки, на человеческую психологию сильно воздействие зазывных этикеток «3 упаковки за 100 бат». Особенно, когда все довольно большие на вид пакеты чая красочно оформлены. И забываешь о курсе бата к рублю, бывшему всего лишь несколько лет назад один к одному.

Храмы трёх цветов и Золотой треугольник

Третья, самая дальняя экскурсия во время недельного отдыха в Чиангмае была на самый север страны — на границу с Мьянмой и Лаосом. На этот раз компания KLOOK , у которой я бронировал экскурсию, прислала минивэн с фирменной надписью на корпусе. Гид также была одета в фирменную одежду. В условиях большого количества экскурсионных автобусов это очень облегчает поиск «своего» транспорта в местах традиционных остановок. Что меня особо порадовало — пунктуальность, с которой работала наш гид, представившаяся легко запоминаемым именем Мэри.

Как и на предыдущей «дальней» экскурсии — в национальный парк Doi Inthanon, наш минивэн изрядно поколесил по городу, собирая туристов. Молодая пара из южной Кореи оказалась одной из первых. А вот за пёстрой и довольно шумной компанией дам среднего возраста из Вьетнама мы добирались по узким улочкам. Но выехали к довольно большому отелю с собственной территорией парковки.

Прогноз погоды по региону меня слегка расстроил — возможны грозы. Мне самому это не страшно при температуре воздуха около 30-ти. А вот возможность фотосъёмки сразу же ухудшится. Мои опасения оказались напрасными, туман и облачность исчезли буквально через полчаса после выезда из Чиангмая. К моменту, когда мы прибыли к первому объекту экскурсии — получасовой остановки около горячих источников, расположенных непосредственно около дороги, сияло яркое солнце.

На экскурсиях, когда язык гида не родной, я ограничиваюсь восприятием основных точек и времени отправления. Если потребуется каких-либо уточнений по объекту осмотра, всегда можно спросить у гида по пути. Мне очень повезло с местом в минивэне — на первое тройное сидение никто кроме меня не претендовал, прямо таки «бизнес класс». И я мог фотографировать из авто сколько захочу в любом направлении. А водитель был столь внимателен, что притормаживал, когда я начинал фотосъёмку.

Первая остановка около горячих источников. Вокруг них была богатая туристическая инфраструктура — множество торговых точек, туалет, кафе. Меня, само собой, привлекли небольшие бассейны с клубящимся паром. И, что было более интересным — «выстрелами» фонтанов горячей воды. Самый эффектный выстрел мне не удалось «поймать» в кадр, но общее представление об этом природном явлении, закованном в камень, получил.

Бурлящая кипятком ванна термального источника

Я надолго задержался у сувенирных изделий из прозрачного цветного камня. Таких поделок мне раньше не доводилось встречать даже в краю, богатом полудрагоценными камнями — в Шри Ланке. Точного названия камня, из которого были изготовлены эти красивые разнокалиберные сувениры, включая большого диаметра камни, я не смог узнать. Тем более что «местное имя» камня на тайском языке, наверняка было бы малозапоминающимся. Цены на «каменную бижутерию» соответствовали туристической значимости места, поэтому я ограничился фотосъёмками. Очень надеюсь, что в «каменном происхождении» сувениров я не ошибся, и это не пластмасса.

Шаровое разноцветье

На первой же остановке компания наших вьетнамских туристок отличилась опозданием к моменту отправления. Полагаю что, их подводило извечное женское любопытство и желание запечатлеться на фоне достопримечательностей. А также неудержимый шопинг — в конце поездки, когда дамы выходили у своего отеля, я не удержался при виде большого количества пакетов с покупками. И высказал вслух шутливое предположение, что главной целью у них был именно шопинг. На что они радостно засветились улыбками.

В нашей дальней и продолжительной поездке любые задержки приводили к уменьшению времени осмотра всех пунктов программы. А их, как выяснилось, было немало — три комплекса храмов, музей «народного художника» Таиланда Тавана Дучани, деревня женщин с длинной шеей и самая дальняя точка — «Золотой треугольник».

Следующая остановка у самого обильного по количеству объектов фотосъёмки — комплекс Белого храма. Он упоминается во всех отзывах об экскурсии, с которыми я ознакомился. Деталей его создания я не помню, впрочем, любой желающий знать их, без труда найдёт в сети достаточно материала. Для меня же наиболее важным было постараться поймать момент отсутствия вездесущих туристов на фоне необыкновенного изящества деталей архитектуры храма.

Вход в Белый храм

С учётом популярности среди туристов этого комплекса, поймать такой момент было непросто. Больше повезло мне в менее заполненном туристами храме золотого цвета, я условно назвал его Золотым храмом. Из комплекса Белого храма к нему вёл ажурный мост таких же золотых тонов. Мне даже повезло сделать снимок моста, когда на нём оказалась группа монахов. Благодаря большому расстоянию от места съёмки, я не испытывал этических неудобств от того, что не получил разрешения фотографировать представителей весьма уважаемой в Таиланде профессии.

Монахи на Золотом мосту комплекса Белого храма

Чисто эмоционально на меня произвёл большое впечатление небольшой комплекс работающих колоколов на стене с маленькими водопадами. Любой желающий мог потянуть шнур, прикреплённый к язычку колокола, чтобы извлечь очень приятный мелодичный звук. Была бы моя воля, стоял бы долго, расслабляясь видом журчащей по стене воды и слушая умиротворяющие звуки нескольких колоколов.

Но время не давало такой возможности, я старался дисциплинированно появиться в обозначенное время в точке встречи, оговоренной гидом. В толпах туристов отклониться от этой точки на большой территории Белого храма не составляло труда. Тем более не хотелось «промахнуться», потому что нас ожидал обед в кафе рядом с храмом.

Я смог «не пройти мимо» в плотной толпе, и оставался, как маленький ребёнок, поймавший руку матери на прогулке, не отходя ни на шаг от гида. Когда наши неугомонные вьетнамские дамы полностью в количестве шести человек объявились в месте встречи, мы направились в кафе (или ресторан, кому как больше нравится).

Традиционное рассаживание по столам и дальше очень большой выбор блюд шведского стола. Несмотря на подписи на английском языке под каждым блюдом, наиболее узнаваемыми, кроме соков, были арбуз, кукуруза и яичница. А вот выбранная мною в качестве дополнительного десерта аппетитного цвета желеобразная масса оказалась… майонезом. Я стойко употребил это блюдо наряду с разноцветной ядовитых тонов лапшой.

Очень разноцветная и очень вкусная еда в ресторане Белого храма

И отправился фотографировать «отца народа» — портрет правящего ныне короля Рамы X. В таком виде, как было изображено на полотне, висевшем при входе в обеденный зал, я до сих пор ни разу не видел этого, действительно почитаемого всеми жителями Таиланда, человека.

Отец народов - редкая композиция с королём Таиланда

Следующая остановка довольно скоро, в городе Чианграй в комплексе храма синего цвета. Про этот храм я раньше ничего не читал, что не помешало очередной раз восхититься красотой и ажурностью его элементов. Практически все храмы Таиланда, которые я мог видеть и на острове Пхукет, и в Чиангмае, и по пути к Золотому треугольнику, восхищали многообразием составляющих деталей.

Времени на посещение этого храма у нас было меньше, чем в Белом храме. Но и размерами он заметно уступал последнему. Однако это не сказывалось на количестве его посетителей. И я с трудом находил ракурсы для интересующих меня деталей без излишнего количества туристов, желающих сделать снимок в стиле «я и…храм».

Драконы Синего храма

Похоже, наши «вьетнамские девушки» обратили внимание на то, что я без спутницы. И занимаюсь фотографированием на нормальный фотоаппарат и камеру смартфона. Стоило только мне появиться в их поле зрения около входа в комплекс, как они попросили меня осчастливить себя их групповыми портретами. Конечно, на их телефоны. Естественно, я не стал отказывать — зачем обижать женщин отсутствием мужского внимания?

После сутолки и толчеи в храмовых комплексах нас ожидало «духовное просвещение» в музее знаменитого в Таиланде деятеля искусств Тавана Дучани. Он проявил себя как мастер на все руки, используя преимущественно природные компоненты для творчества — дерево, шкуры различных животных. И, конечно, камень. Правда, мне больше всего удалась фотография «золотой птицы» явно металлического происхождения.

Золотая птица из творчества Тавана Дучани в его музее

К моменту посещения этого музея я немного устал и воздал должное тени многочисленных деревьев, раскинувшихся в парке, где расположилось большое основное здание. Небольшие куполообразные и более экзотической формы здания с разнообразной «художественной начинкой» совсем не возбудили моего интереса в отличие от многочисленных туристов других групп, которые буквально залезали за линию ограничения в дверях этих сооружений. Автобусы с туристами прибывали в большом количестве, и я счёл за лучшее спрятаться в прохладе кондиционируемого воздуха нашего минивэна. Мои «законные» три сидения вполне располагали к достаточно комфортному отдыху.

Впереди марш-бросок к совсем уж экзотической достопримечательности — в деревню народа Karen. Экзотика состояла в том, что девочкам с раннего возраста надевали на шею, а затем наращивали их количество, блестящие металлические кольца. Я читал о хорошо известном, растиражированном СМИ племени в Африке с подобными «украшениями» женщин. Но о том, что существует немногочисленная народность в Таиланде с подобным обычаем, до сих пор не приходилось слышать.

Пройдя мимо довольно бедных домов жителей на главную торговую площадь, я проникся сочувствием к этому народу. Не от хорошей жизни большинство мужчин отправляется на лучшие заработки, чем может обеспечить ведение традиционного сельского хозяйства — выращивание риса. А женщины занимаются ковроткачеством и продажей мелких сувениров. За смехотворно малую цену в 150 бат я купил жене довольно изящный браслет. И куклу с кольцами на шее внучке с мыслью о том, что когда она подрастёт, объясню ей, откуда появилась в её игрушках такая необычная вещица.

В отличие от меня, наши «вьетнамские девушки» проявили бОльшее внимание к экзотике товаров и продавщиц. И я, пересилив первоначальной желание отказаться от фотографирования, сделал несколько снимков, в том числе в компании дуэта двух девочек, окружённых взрослыми «улыбающимися тётеньками».

Четыре очаровашки

А потом прошёлся вдоль длинного торгового ряда, расположившегося в каре. Большого разнообразия сувениров во всех торговых точках не наблюдалось. И внешний вид продавщиц не говорил об оживлённой торговле.

Солнце уже давно перевалило за полдень, и мы двинулись к последней точке сегодняшней экскурсии. Информационно я был немного готов встрече с самой длинной рекой юго-восточной Азии в Золотом треугольнике. В том числе и по кратким отзывам на сайте KLOOK.com. Но реальную скученность объектов фотосъёмки и количество желающих полюбоваться ими не представлял.

Наш гид по прибытии к пристани предложила желающим прокатиться на лодке по Меконгу и побывать в другой стране, сдать паспорта. Я обрадовался, что мой паспорт по давно выработанной ещё жизнью в СССР привычке, взял с собой в дальнюю поездку. Небольшая плата за оформление пересечения границы и пятнадцать минут на свободный полёт в ожидании, когда прибудет более многочисленная группа желающих побывать в Лаосе.

Билет в Лаос без оформления визы

Мэри сообщила, что передаёт нас в руки её подруги, которая будет сопровождать нашу небольшую группу в речной прогулке. А пока подруга не приехала, мы можем ознакомиться с благами цивилизации в виде небольшого магазина и недорогого платного туалета.

Я постарался максимально быстро найти ракурсы съёмки большого золотого Будды и трёх золотых стел, символизирующих место встречи трёх государств — Таиланда, Мьянмы (Бирмы) и Лаоса.

Стелы Золотого треугольника

Самый главный символ страны — слоны также уместились в поле фотосъёмки. Но избавиться от присутствия в нём туристов было нереально. Разве что на панораме встречи двух рек — Меконга, и приходящего из Мьянмы Руака, удалось обойтись без них.

Слева Мьянма, справа Лаос, в середине место слияния Руака и Меконга

Наконец, все формальности, связанные с пересечением государственной границы, закончены. И наша группа собирается у спуска к причалу. На довольно узком мостике расположился мужчина с фотоаппаратом, фиксирующий лица всех, проходящих к лодке. Простенько и быстро решена проблема «взять всех на карандаш» на случай возможных инцидентов.

В лодке две группы — наша, англоязычная и китайская, по численности примерно одинаковые. Гид китайской группы — молодой человек плотного телосложения, одетый в чёрную курточку. Учитывая температуру воздуха около тридцати градусов, мне кажется подвигом такая одежда. А он, судя по поведению, не испытывает неприятностей. И так же бодро, как наш гид — дама в лёгкой, как и большинство туристов, одежде, вещает своим подопечным в микрофон о том, что нам предстоит увидеть.

Я слушаю вполуха, предаваясь удовольствию от речной прогулки в открытой набегающему воздуху лодке. Улавливаю только, что вездесущие предприимчивые жители Поднебесной арендовали участок земли на берегу Лаоса и создали особую экономическую зону «Золотой треугольник». Свидетельством присутствия амбициозного Китая служит большое здание необычной формы и золотистой раскраски.

Китайский "золотой дом" в Лаосе

А ещё гид рассказывает о том, что всех желающих ждёт «очень хороший шопинг» в торговом центре, куда вскорости причалит наша лодка. Шопинг меня совершенно не интересует, а я-то губы раскатал, надеясь, что мы посетим «музей опиума», о котором читал в некоторых отзывах.

После того, как я понаблюдал, и даже поучаствовал в оживлённом торге моих сотоварищей по экскурсии — молодой паре из южной Кореи, отправился искать хоть какую экзотику. И таки нашёл — небольшое здание с надписью «культурный центр золотой треугольник». Внутри аккуратненько, чисто, даже уютно. И совершенно немноголюдно по сравнению с торговым центром.

Культурный центр "золотой Треугольник"

Время «заграничной поездки» подошло к концу, и я занял место по левому борту лодки в надежде сделать в лучах заходящего солнца интересные кадры. Ничего особо удивительного не увидел, но неожиданно для меня рядом с причалом обнаружился большой католический крест с надписью «God loves you».

И в далёком краю помнят про Бога

Пройти мимо этакой неожиданности было бы непростительно, и я успел снять, не особо понимая, откуда взялась такое свидетельство христианской религии в краю повсеместного почитания Будды.

Обратная дорога в сумерках и под монотонно капающий дождь запомнилась лишь традиционной остановкой «на отдых» у придорожного торгового центра. На этот раз я не устоял перед примером компании вьетнамок, умудрившихся в этом небольшом и, в общем-то, заурядном торговом заведении, накупить большие пакеты. И купил себе далеко не самое распространённое в Таиланде лакомство — шоколадное мороженое вполне понятного вкуса.

Обещанной прогнозом погоды грозы мы к нашей радости не застали. И вернулись в Чиангмай «посуху», что с учётом низкого сезона очень хорошо. В заключение могу сказать, что мои страхи попасть на плохую погоду во время недельного отдыха в Чиангмае не оправдались. Оправдалось только предположение об очень большом количестве новых интересных впечатлений.

Озеро Чео Лан — рукотворный источник

запасов пресной воды Южного Таиланда

Решение поехать на дальнюю экскурсию во время кратковременного отдыха на острове Пхукет возникло ещё на стадии планирования динамичного отдыха в Таиланде в октябре — конце низкого сезона. Практически все морские прогулки с острова Пхукет я исчерпал во время двухнедельного отдыха в Карон бич несколько лет назад. Повторять одну из них или какую-либо вариацию на темы speed boat или big boat мне не очень хотелось — море было почти рядом с отелем, где я остановился. И я мог купаться на пляже сколько угодно.

Мне подсказали, что существуют интересные экскурсии в национальный парк Khao Sok, точнее, на озеро Чео Лан. Самый выгодный по стоимости и организации поездки вариант предлагало туристическое агентство Phuket Cheap Tours, офис которого располагается в Патонге. В результате нескольких итераций обсуждения, как мне попасть на экскурсию, выработался реальный вариант.

Однодневную экскурсию (а именно она мне требовалась) можно было оплатить с использованием дебетовой карты Tinkoff в чате с менеджером турагентства. И таким образом не прибегать к помощи курьера, стоимость доставки ваучера которым в мой отель, расположенный рядом с аэропортом, составляло заметную сумму. Тем более, тратить время, которого у меня просто не было, на поездку в офис Phuket Cheap Tours.

Дальнейшее было делом техники, т. к. ещё до отъезда в Таиланд я перевёл рублёвые средства на карте в тайские баты. И добрые сотрудники ресепшена отеля, где я отдыхал в Чиангмае во время бронирования тура на озеро Чео Лан, распечатали мне ваучер экскурсии. В назначенное утро гид Phuket Cheap Tours, сопровождавший группу русскоязычных туристов, позвонил мне примерно за час до назначенного времени. И точно в указанное Фрэнком (так звали гида) время, к отелю подъехал минивэн, в котором я был последним экскурсантом. Это обстоятельство имело для меня особое значение — при возвращении поздним вечером меня высадят первым.

После выезда на трассу в сторону моста, соединяющего остров с материком, Фрэнк ознакомил нас с основными пунктами длительной поездки. С первых же слов мне понравилась эрудиция гида. И то, как он дозировано преподносил нам информацию. Остановок на осмотр достопримечательностей планировалось немного, но длительность дальней поездки была такова, что было бы обидно терять время из-за возможных задержек по вине туристов.

Первая, минут на двадцать, остановка у храма «Чёрного монаха». По пути Фрэнк рассказал о традиционном варианте появления большинства храмов. Алгоритм очень простой: какой-либо монах удалялся в малозаметное доселе место. Где со временем к нему приходило просветление, и начиналось паломничество местных жителей за советами, наставлениями, лечением. Жители Таиланда очень религиозны и почтение к монахам велико. Я сам несколько раз наблюдал сцену наставления монахом простых жителей.

Со временем в честь монаха воздвигается храм. Правда, судя по внешнему виду всех храмов, которые я видел в Таиланде, для их создания требуется не только художественное мастерство, но и значительные средства. А то, что мы увидали на территории храма Чёрного монаха, точно говорило о его богатстве. В том числе и вид жилища монахов. Фрэнк обмолвился о монахе, основавшем храм, что слава о нём была так велика, что к нему приезжали даже члены королевской семьи. Как бы то ни было, размеры изваяния монаха на территории храма были очень значительны.

Чёрный монах

До сих пор я встречал такого размера в Таиланде только статуи Будды.

Но самое большое впечатление на меня произвела не красота храмового комплекса — после того, что я видел в Чиангмае, в котором отдыхал неделю до этого, трудно было чем-то удивить. В конце краткой экскурсии по территории храма Чёрного монаха нам было представлено небольшое помещение с восковыми фигурами знаменитых монахов. Я стал свидетелем такого поразительного мастерства выполнения восковых фигур, что так и просилось на язык банальное «как живые». К сожалению, условия фотосъёмки не позволили сделать качественные снимки монахов. По условиям освещённости достаточно хорошо получилась лишь фотография бога Шивы из индуистской мифологии в соседней комнате.

Многорукая Шива самая "живая" среди восковых фигур в храме Чёрного монаха

Следующая остановка была на территории национального парка Као Сок — около пещерного храма обезьян. Я уже бывал на экскурсии в этом храме несколько лет назад. Поэтому единственными новыми впечатлениями стало то, что механизированная скульптура «говорящего монаха» не только исправно брала пожертвования в виде монет, но и молчала. Даже когда я бросил вторую монету достоинством в 10 бат, «монах» промолчал. Своим спутницам, которых я заинтриговал «говорящим монахом», шутливо пояснил — «инфляция», в том смысле, что раньше фраза «коб кхун» (спасибо), произносимая скульптурой, звучала при опускании даже одной монеты достоинством в 5 бат.

Самые популярные фотоснимки многочисленные туристы делают с главными «коренными обитателями» — обезьянами. Но меня они уже не так сильно интересовали, как в прошлую поездку, когда жена с умилением кормила этих проказниц, купленными здесь же бананами. Она тогда ещё не была в полной мере знакома с наглостью этих приматов. Мне же вполне хватило популярного, но вполне доходчивого объяснения Фрэнка психологии обезьян, лишь издали похожих на ручных зверьков.

С бОльшим интересом я ждал следующего пункта нашей программы — катание на слонах и «шоу слонёнка». Дело в том, что в предыдущую поездку несколько лет назад погода нам не очень благоприятствовала — мы приехали на базу катания на слонах после сильного ливня. И само катание было под большим вопросом, хотя и состоялось, когда дождь утих. На сей раз, мы приехали в сухую солнечную погоду, и я не без оснований надеялся на хорошие условия фотосъёмки.

Слоносафари вдоль русла реки

Мои надежды оправдались с самого начала. Погонщик «моего» слона по имени Пум Пон вполне профессионально владел фотоаппаратом с точки зрения композиции. И на камеру смартфона тоже сделал несколько удачных кадров. Я считаю, что он вполне отработал 100 бат, о которых мы сразу договорились. А уже после того, как я закончил непродолжительное катание, он по моей просьбе о «снимке на память», поднял Пум Пона на задние ноги. И снимок вполне получился рекламного качества.

Любой каприз за ваши деньги

Сразу после непродолжительного катания на слонах нам предстояло стать зрителями шоу слонёнка. Главную роль исполняла двухлетняя «девочка — слонёнок». Под большим навесом в качестве защиты от яркого солнца она продемонстрировала своё мастерство в качестве массажиста хоботом. Дамы из нашей группы, согласившиеся на массаж спины, визжали от восторга под аккомпанемент шуток остальных туристов.

Слономассаж

Во втором шоу я решил принять участие сам, настолько меня заинтересовало «общение с живым слоном». Действо заключалось в том, что сначала человек (я) стоя за оградой, протягивал слону банкноту 100 бат. А слонёнок ловко брал её кончиком хобота и относил женщине, сидевшей рядом с площадкой. Та в обмен на эту банкноту вручала слону плетёную корзинку с лакомством в виде наструганного тростника. И слонёнок с изяществом, которое я назвал бы даже грацией, вручал корзинку мне.

Кормление слонихи - танцовщицы

Дальнейшее стоило бы снимать на скоростное видео — слониха аккуратно брала хоботом лакомство, которое я протягивал ей, и прямиком отправляла в рот. Когда я доставал из корзинки следующую порцию, кончик хобота уже был наготове около моей руки. Это за какие-то 2–3 секунды! Но Фрэнк, предложивший свои услуги в качестве фоторепортёра, сделал только несколько достаточно удачных фотокадров на мой фотоаппарат. А мне и в голову не пришло попросить его включить режим видео. Вся сцена кормления заняла от силы пару-тройку минут.

Последним пунктом программы шоу был танец слонёнка. Под ритмичную музыку и хлопанье наших ладоней «девочка-слон» танцевала, покачивая корпусом. А затем её дрессировщик — молодой симпатичный парень, надел на хобот обруч, и слониха вращала им с искусством профессиональной гимнастки.

Фрэнк предупредил всех, что следующий «автопробег» будет достаточно длительным, и надо подготовиться к этому. В частности, не забыть санитарные проблемы, т. к. ближайшая оборудованная благами цивилизации точка будет доступна нам примерно через пару часов. Меня, привычного в самодеятельном туризме в течение многих лет к бытовому комфорту разного уровня, мало чем удивишь. Но наши дамы охали и ахали по поводу «необорудованных удобств».

По пути к озеру Чео Лан гид довольно подробно описал причины создания этого искусственного водохранилища. Для меня было большой новостью, что южный Таиланд, расположенный в тропиках, в засушливые годы страдает от дефицита пресной воды. И с целью создания большого резерва на весь сухой сезон построили три дамбы, которые позволяли в низкий — дождливый — сезон накапливать много воды. В этом году низкий «мокрый» сезон оказался неожиданно засушливым. Уровень воды в озере оказался на несколько метров ниже верхней отметки.

Проход между скал

Очень интересной была информация о пальмовом масле и плантациях масличной пальмы. По словам нашего гида, уменьшение площади джунглей за счёт вырубки «диких» деревьев для посадки масличных пальм, является бОльшим вредом по сравнению с тем, что наши средства массовой информации приписывают самому конечному продукту, используемому в кулинарных целях. Уменьшается площадь естественной «многоэтажной зелени», являющейся средой обитания живности. Это тянет за собой всю цепочку последствий для живого мира джунглей

А потребность в пальмовом масле заметно упала, после того, как европейские потребители отказались от его закупки в технических целях. Восстановление же джунглей в случае отказа от выращивания масличной пальмы займёт не один год. На вопрос о диких животных, которых ещё можно встретить в джунглях национального парка Као Сок, Фрэнк показал приблизительно место, где несколько лет назад видел диких слонов, вышедших прямо к шоссе.

Наконец мы приехали на базу с лодочной станцией, откуда отправляются прогулочные лодки. Кроме существующих причалов и объектов инфраструктуры, включая отели, мы увидали развернувшееся строительство. Фрэнк пояснил, что это место пользуется всё бОльшей популярностью не только у «заезжих туристов», но и у местных жителей. Причём для местного населения услуги заметно дешевле, чем для таких, как мы, желающих полюбоваться красотой природы на берегах довольно большого водохранилища.

Место старта лодок для прогулки по озеру Чео Лан

Задержались у причала мы недолго, буквально через несколько минут вся наша группа погрузилась в одну лодку. Я уже встречал такие «длинноносые лодки» во время экскурсии к островам Пхи Пхи во время отдыха на Пхукете. Места в лодке достаточно для полутора десятков человек. И я успел сесть на самое выгодное для фотосъёмки место — на носу, откуда открывался хороший обзор вперёд по ходу движения.

Пейзажи с вертикальными скалами очень напоминали те, что я видел во время экскурсии к островам Джеймса Бонда. А яркие лучи солнца, и глубокий аквамариновый цвет воды создавали идеальные условия для фотосъёмки. И сама прогулка на лодке, идущей со скоростью около полутора десятков километров в час, по ровной глади озера вызывала ощущение комфортного отдыха.

Найдите стрекозу

После нескольких поворотов по озеру среди фантастических пейзажей скал, почти полностью покрытых яркой зеленью джунглей, наша лодка подошла к небольшой базе отдыха. База из полутора десятков домиков и большого помещения ресторана под крышей, располагалась в небольшом заливе. С одной стороны от ресторана шли понтоны с небольшими домиками для туристов. С противоположной стороны к понтонам были пришвартовано несколько пластиковых байдарок.

Наша лодка швартуется у места обеда и трёхчасового отдыха

Фрэнк предложил разместить все вещи на одном из столов. Желающие купаться в тёплой воде могли рассчитывать на три часа свободного времени. Так же можно было воспользоваться пластиковыми лодками, не забыв надеть спасательный жилет. И внести залог за весло в сумме 500 бат. А пока нас ждал обед, главным блюдом которого я считаю жареную свежевыловленную рыбу. К моему удивлению, стаи очень крупных особей «нашего будущего обеда» кружили рядом с понтоном. Скорее всего, они были прикормлены и поэтому не боялись подходить так близко.

Я предпочёл купанию прогулку на лодке в специально отведённом для этого месте с целью фотосъёмки из соседней бухты. Несколько экипажей уже бороздили просторы озера, но для меня остались свободные лодки. Фрэнк помог выбрать подходящую лодку и сесть в неё, что было не очень просто с учётом необходимости сохранять равновесие при посадке. Совершив круг почёта по бухте, и отсняв наиболее интересные пейзажи, я вернулся на базу.

Оставшееся до отплытия время я предавался пассивному отдыху и фотографированию вышедших к берегу из джунглей диких свиней.

Стадо диких свиней вышло к нашей базе отдыха

Несколько раз пытался сфотографировать крупных рыбин, круживших около понтона. Но в условиях фотосъёмки над поверхностью воды трудно ожидать хорошего результата. Оставалось запечатлеть в памяти, что видал вблизи «вооот таких больших рыб».

На обратном пути нам решили впрыснуть немного адреналина в кровь. Для этого водитель лодки сбросил ход и подвёл её к одинокой скале, стоявшей около берега. А затем буквально стал протискивать лодку в узкий проход между скалой и берегом. Прохождение «между Сциллой и Харибдой», конечно, было трюком, запланированным устроителями прогулки по озеру. А вот «природные трюки» вряд ли назовёшь запланированными. Но вполне ожидаемыми в низкий сезон, которым является октябрь в Таиланде.

Кажется, дождь собирается

Небо в той стороне, куда мы направлялись, быстро потемнело. И к ветру, вызванному быстрым движением нашей лодки, добавился природный ветер. Дождь, хлынувший из серых туч, обещал полить и нас. Но как-то всё обошлось мирным путём, т. к. ветер успел протащить над озером эти дождевые тучи до того, как мы вошли в зону их прохождения. Нам достались только сильные брызги и свинцовые волны, которые, к счастью, были не очень высокими.

Причал, около которого нас ожидал минивэн, удостоился такой порции дождя, что идти по его доскам пришлось с большой осторожностью. Мы без задержек сели в машину и отправились в долгий обратный путь. Единственная остановка на небольшой смотровой площадке, с которой открывалась панорама ближней части озера. Фрэнк посоветовал воспользоваться последним шансом, чтобы сфотографировать его красоты.

Прощальный взгляд на озеро Чео Лан

Почти вся обратная дорога прошла под дождями разной интенсивности. И лишь когда мы подъехали к аэропорту глубоким вечером, дождь утих.

На прощание Фрэнк сказал, что двухдневная экскурсия на озеро Чео Лан предусматривает ночёвку в более комфортных условиях базы Phatawan. Но виды там не такие красивые, как те, которыми мы смогли любоваться. «Что ни делается — всё к лучшему», эта расхожая фраза вполне подходит к данному случаю моего выбора экскурсии. Я остался очень доволен тем, как распорядился одним днём моего кратковременного отдыха на острове Пхукет.