Турист Максим Кулаков (Chatmax89)
Максим Кулаков
был 26 апреля 12:20

Владимирское — Россия Июль 2022

Озеро Светлояр находится на севере Нижегородской области и многим известно своей легендой о граде Китеже, который ушёл под воду, не желая сдаться хану Батыю. Ежегодно, преимущественно летом, сюда приезжает много туристов: одни — еженедельно, чтобы искупаться в прохладной воде озера и насладиться видами; вторые — на однодневные автобусные экскурсии; третьи — для совершения обхода многочисленных религиозных объектов, что расположены рядом с озером.

Вокруг озера Светлояр

Себя я отнесу к четвертой группе — посетителей, которые живут непосредственно вблизи озера и испытывают к нему особеннные чувства. Деревня, в которой я проводил летние месяцы на протяжении более 20 лет — находилась всего в нескольких километрах от Светлояра. В любой день, на машине или велосипеде, можно было за несколько минут оказаться на берегу озера, чтобы переплыть или обойти его, или просто полюбоваться закатом в почти полной тишине.

Чтобы лучше рассмотреть озеро, предлагаю отправиться в небольшую фото-экскурсию вокруг него — по часовой стрелке! Считается, что обход озера может помочь сбыться вашему желанию или искупить грехи. В зависимости от масштаба желания (или грехов) обходят озеро один, три раза или кратно трём — часто в тишине и с молитвами. Сколько же желаний я мог бы загадать за свои сотни кругов вокруг озера, совершенные за все эти годы! Конечно же, большинство посетителей просто наслаждаются обходом, не привязывая себя к желаниям и обязательствам.

Вокруг озера Светлояр

Вход на озеро начинается с красивой широкой березовой аллеи с белым песком под ногами, по которому приятно пройтись босиком. Конечно, так аллея (да и многие другие фото в рассказе) выглядит только в будние утренние или вечерние часы. В солнечные выходные по ней идет почти непрерывный поток людей.

В конце аллеи откроется общий вид на озеро, который с одной стороны сразу же покажет Вам весь Светлояр, а с другой — оставит лучшие ракурсы на потом.

Вокруг озера Светлояр

Уютные деревянные скамейки уже приглашают нас к спокойному созерцанию озера, но мы займемся этим в конце нашего пути!

Южный (левый) берег Светлояра более возвышен и именно с него открываются лучшие виды на озеро. Научное обоснование озера говорит нам, что оно было образовано в результате падения метеорита, который двигался под углом к земле и своим ударом образовал неровный рельеф этого берега.

Вокруг озера Светлояр

На его возвышении чуть более пятнадцати лет назад установили небольшую церковь-часовню. Она очень органично вписана, поэтому нисколько не лишает место его природной естественности.

Круг озера — всего лишь 1,7 километра. И чтобы ощутить энергию этих мест — лучше не торопиться во время прогулки, поэтому здесь есть много лавочек, которые помогут дольше задержаться у красивых видов.

Вокруг озера Светлояр

Здесь от церкви можно пойти или дальше вокруг озера, или сразу же направиться к другому известному объекту — ключику Кибелек. Он, несколько более религиозный, чем само озеро, поэтому Вам решать — идти ли в этот маршрут длиной около шести километров. К нему от церкви нас уводит петляющая между березами тропа.

Считается, что вода из ключика обладает некими особенными и целебными свойствами, которые помогают ей не портиться в течение длительного времени. Многие возвращаются с маршрута с канистрами и бутылями воды. Но даже если Вы не верите в ее исключительность, то и просто прогулка доставит Вам удовольствие. Сориентироваться на выходе из леса нам поможет указатель.

Вокруг озера Светлояр

Далее около километра маршрута пролегает по полевой дороге. В жаркий летний день это будет самой трудной частью пути. Затем мы попадаем в густой хвойный лес, через который к ключику ведет лишь одна тропинка, поэтому заблудиться в этом лесу невозможно.

На пути к ключику и вокруг него Вы можете посетить купальню с холодной проточной водой, могилы трех старцев, увидеть элементы религиозных (где-то даже языческих) обрядов.

Вокруг озера Светлояр

Хотелось бы отметить, что религиозность этих мест хотя и привлекает паломников, но нисколько не мешает и людям, не относящим себя к активно-верующим. Озеро и другие места ни к чему не обязывают, не устанавливают своих правил — достаточно лишь обойтись общими правилами приличия, что для культурного человека совсем несложно!)

Попив воды из ключика, мы возвращаемся через то же поле на берег озера, чтобы продолжить наш маршрут.

Вокруг озера Светлояр

Удобные настилы для обхода озера появились чуть больше двадцати лет назад. До этого тропа была естественной. Местами в дождливую погоду это затрудняло проход по ней. При этом раньше гораздо чаще встречались люди, которые обползали озеро на коленях!

Озеру удалось сохранить максимально естественный вид, хотя и приобрести такие удобства, как дорожки и колодцы с водой. Кстати, в этом колодце вода скорее не питьевая, поэтому в жаркую погоду ею лучше только умыться.

Вокруг озера Светлояр

На протяжении маршрута тропа то приближается к озеру, то снова отдаляется от него, позволяя нам оторвать взгляд от воды и насладиться окружающим лесом.

В котором, кстати, в зависимости от времени посещения, можно полакомиться различными ягодами — малиной, черникой или костяникой.

Вокруг озера Светлояр

Смешанные леса — пожалуй, самые красивые. Здесь есть почти все деревья региона: сосны, березы, ели, ольха, а также множество кустарников и папоротники. Кстати, на главный религиозно-языческий праздник этих мест — Ивана Купала, здесь ищут цветущий папоротник, который укажет на спрятанный под ним клад. Впрочем, биологам известно, что папортники не цветут.

Примерно по середине маршрута есть выход на мостик, с которого можно убедиться в исключительной прозрачности воды. Водяной слой в 4 метра отлично просматривается — видно дно и стаи рыбок, кружащие вокруг растений. Глубина здесь, кстати, позволяет прыгать с мостика «рыбкой» в прохладную воду. Этот совет явно не для паломников, но, как я и говорил, озеро придется по душе почти каждому!

Вокруг озера Светлояр

Благодаря множеству подводных ключей и общей глубине озера (более 30 метров), вода в нем всегда имеет бодрящую температуру, а отток лишней воды происходит через ручей в местную речку Люнду.

Маршрут вокруг озера — относительно короткий, но за это время дорожка успевает провести нас дважды через лес и луг, заросший люпинами.

Вокруг озера Светлояр

А вот диких животных в этих местах я не встречал, несмотря на то, что иногда обходил озеро почти в полной темноте. Наверное, все же потому что относительно недалеко здесь крупное село и проезжая автомобильная дорога. Птицы, ужи, ежи и белки — это та живность, которую удалось наблюдать в окрестностях.

Тропинка из леса вновь выводит нас ближе к озеру — вот уже над водой снова слышны голоса и всплески купающихся, и наш поход вокруг озера близится к концу.

Вокруг озера Светлояр

Если Вы будете планировать поездку на Светлояр, то очень рекомендую задержаться здесь на ночь или остаться до темноты. Закат на озере — это, наверное, самое красивое время.

В эти часы уже почти нет отдыхающих, а те 5–10 человек, которых Вы встретите на берегу озера придут сюда для того, чтобы с высоты холма насладиться закатом и посидеть на берегу в собственных мыслях.

Вокруг озера Светлояр

Иногда вечером на берег приходит местный житель, играющий на самодельном духовом музыкальном инструменте и его звучание разносится над лесом, отлично дополняя пейзаж. Кажется, что природа и озеро погружаются в сон под его спокойную мелодию.

Часто в озере можно увидеть спокойно плавающих уток. Они здесь совершенно не боятся людей, поэтому я несколько раз плавал практически в их стае.

Вокруг озера Светлояр

Для того, чтобы мой мини-поход воспринимался более целостно, я включил в него только летние фотографии, но Светлояр прекрасен и осенью!

Под ногами шуршит листва, а на тропинке стоит непередаваемый аромат влажного осеннего леса, который, как хорошее вино, содержит множество запахов: сырой земли, бани, грибов и зелёного чая.

Вокруг озера Светлояр

С разных ракурсов осенью Светлояр будет смотреться по-разному: с каких-то еще вполне летним, с других уже абсолютно готовым к зимнему периоду и прощающимся с нами до следующего сезона. Кстати, самая поздняя дата, в которую я купался в озере — 8 октября, но нужно быть осторожными, так как вода уже очень холодная и быстро сводит мышцы.

За все эти годы посещения озера — оно стало для меня чем-то большим, чем красивый природный объект. Это даже больше, чем место силы. Оно стало идеальным родственником, который является почти продолжением тебя; с которым ты будешь чувствовать себя как наедине с собой, но в то же время понимать, что ты не один.

Возможно, я даже хотел бы приехать сюда впервые, но такая возможность из нас двоих, есть только у Вас, мой читатель!