Турист vladka
vladka
был 2 апреля 6:49

Абхазия Апрель 2021

Короновирусный 2021 г. вносит поправки, рушит планы на зарубежные поездки, и мы меняем вектор своих устремлений внутрь страны. Здесь тоже все непросто, но все же есть пространство для маневра. А потому вспоминаем о том, что давно в планах стояло, но откладывалось на крайний случай. Вот он и наступил. Однако отпуск спланирован заранее, даты изменениям не подлежат, а потому возникает вопрос: куда нам в родной стране в марте отправиться, чтобы было не только доступно, но еще и интересно и комфортно? Ответ напрашивается сам собой: конечно, в наши российские субтропики, в Сочи и рядом, где, говоря словами фильма, «каждый хоть раз отдыхал». Пляжный отдых для нас, как приморских жителей, неактуален, но вот история, природа, от наших отличная, — очень даже.

Итак, решено, едем в Сочи. После долгих раздумий остановились на таком варианте: по прилету в Сочи отправиться в соседнюю Абхазию, а на обратном пути осмотреть и город с темными ночами.

Еще один вопрос предстояло решить: где остановиться в Абхазии? Гагры или Новый Афон? В результате выбран был второй вариант.

В аэропорт Сочи мы прибыли в середине дня, откуда на автобусе (№ 588, остановка — прямо напротив выхода из терминала) доехали до пункта пропуска Псоу. Хотя расстояние между эими двумя пунктами всего километров десять, но в пути мы провели около часа, медленно продвигаясь в густом потоке машин. В Псоу быстро прошли пограничный контроль (мужчин проверяли несколько дольше). На автобусной остановке, которая находится недалеко от пункта пропуска, нашли автобус с надписью «Новый Афон», заняли в нем место. Подождали немного, пока автобус наполнится, пообщались тем временем с местными жителями и тронулись в путь.

По дороге любовались прибрежными видами и знакомились с Абхазией из окон автобуса (основные населенные пункты страны расположены вдоль берега моря, там же — основная трасса страны). Миновали Гагру, Гудауту и вот он — Новый Афон. Официально маршрут заканчивается у ост. Ракушка, но водитель подвез нас до остановки рядом с гостиницей, что по трассе несколько дальше. Так началось наше абхазское путешествие.

Был запланирован, помимо дня приезда, полный день в НА и три дня для выезда, в Сухум, к водопадам и на оз. Рица.

Сначала — рассказ о самостоятельной части маршрута.

Сориентироваться в НА совсем не трудно. Основная историческая часть городка располагается рядом с Приморским парком, который, в свою очередь, граничит с автомобильной трассой. Там же находится и большая часть гостиниц. Местоположение нашего гостевого дома было более выигрышным: чуть дальше от суеты, с видом на кипарисовую аллею.

В поисках впечатлений в стране Мечты

Мимо пустынных еще пляжей, по ней мы доходили до парка (ориентир — озеро) минут за десять неспешным шагом.

В поисках впечатлений в стране Мечты

Рядом с парком, на подходах к нему, находится живописная заброшенка и Псырцхинская башня, вписанная в стену гостиницы «Абхазия», — все, что осталось на берегу моря от крепости Анакопия (старое название НА).

В поисках впечатлений в стране Мечты

Запланированный нами маршрут выглядел так: Приморский парк — крепость Анакопия — Ново-Афонская пещера — историческое ущелье — жд станция Псырцха — Ново-Афонский Симона- Кананитский монастырь.

Если стоять спиной к морю, то слева от реки Псырцха (она же — западная граница Приморского парка) начинается дорога к крепости.

В поисках впечатлений в стране Мечты

Оттуда — подъем по пер. Псырцха — ул. Хазария — ул. Ладария — ул. Чанба — до входа в НА пещеру, затем по той же улице налево и вниз до первого поворота направо, от которого дорога идет уже только вверх, петляя по склону. Чуть выше ул. Чанба переходит в улицу имени героя Абхазии Джамала Смыр. По дороге любовались домиками, живописно расположенными на склонах,

цветущими кустарниками и плодоносящими цитрусовыми деревьями

В поисках впечатлений в стране Мечты

Улица Джамала Смыр подводит к площадке с кассовым павильоном и дорожкой влево и наверх к меду

наверх и направо — к белой крепости Анакопия

Когда-то стены крепости спускались к морю, но сегодня ее постройки сохранились лишь в верхней части горного выступа («анакоп» в переводе с абхазского — «выступ»), да и то частично. Виной тому в том числе природные обстоятельства, — крепость активно разрушается под воздействием осадков. Поэтому под ногами там множество больших и мелких кусков известняка, ОЧЕНЬ СКОЛЬЗКИХ! Несмотря на то, что мы были обуты в походную обувь, иногда на них соскальзывали. И в целом это путешествие совсем легким назвать нельзя, — все время вверх, да под солнышком, которое часов с десяти стало жарко пригревать.

Но, конечно, все трудности пути сторицей окупаются впечатлением от увиденного. От стен крепости веет древностью, сколько повидали они на своем веку и как они живописны! Самый широкий вид на окрестности открывается с верхней площадки восстановленной Главной восточной бышни.

На западе — Гудаута.

На востоке — Сухум.

В поисках впечатлений в стране Мечты

После любования видами спустились до Ново-Афонской пещеры, купили билеты (500руб. с чел.). И, в ожидании времени экскурсии, прошлись по местному базарчику. Кстати, как нам потом объяснили, покупка билетов в пещеру — дело на удачу: в выходные дни, а в тур.сезон и в будни их нередко выкупают для организованных групп и прочим желающим их может и не достаться. Нам повезло и удалось там побывать, чего и всем гостям НА желаем! Место это и в самом деле удивительное, начиная со способа доставки туда на единственной в своем роде электричке.

Огромные внутренние пространства пещеры с озерами, натеками всех форм, провалами и циклопическими каменными сводами еще не закончили формироваться. Ощущения от присутствия там трудно передать словами.

В поисках впечатлений в стране Мечты

После посещения пещеры мы перекусили чебуреками в кафе неподалеку и отправились по ул. Кяхба — ул. Ладария ко входу в историческое ущелье. По дороге обнаружили интересное соседство — жилые строения в традиционном стиле рядом с остатками старых крепостных построек.

В поисках впечатлений в стране Мечты

А так выглядит выход из ущелья в сторону ул. Лакоба.

Вход в ущелье оформлен мостиком, за которым — касса и начало маршрута к нему. Стоимость посещения - 200руб.

В поисках впечатлений в стране Мечты

Дорожка идет вдоль ручья в окружении субтропической растительности и ведет от одной достопримечательности к другой (след святого, источник, лобное место, грот и небольшая пещерка, в которой устроена действующая часовенка), которые легендарно связаны с именем Апостола Симона Кананита. Место это светлое, праздничное, несмотря на трагическую историю, которую с ним связывают. Быстрые воды ручья, полупрозрачный весенний лес, атмосфера пробуждающейся природы и умиротворения.

В поисках впечатлений в стране Мечты

Памятник природы граничит с бывшей пригородной жд станцией Псырцха, знаменитой изящным чугунным павильоном.

Слева от павильона дорожка проходит к рукотворному водопаду, особенно живописному в пору весенней большой воды.

В поисках впечатлений в стране Мечты

Справа от водопада расположилась старая электростанция, а налево переброшена пара мостиков. На противоположной стороне находится интересное арт-пространство, Парк скульптур.

В поисках впечатлений в стране Мечты

Кстати, инициатором его создания стал тот самый знаменитый Гиви Смыр, который шестнадцатилетним юношей открыл Ново-Афонскую пещеру, а впоследствии cтал директором нац.парка, известным в Абхазии скульптором и художником.

Рядом с парком находятся самые общирные в НА сувенирные ряды. Там можно найти ювелирные, керамические изделия. Очень интересны предметы из дерева, в том числе образа, вырезанные местными художниками и освященные в местном храме.

Ниже водопада и НА ГЭС расположился древний храм Симона Кананита.

В поисках впечатлений в стране Мечты

За ним дорога уходит налево и вверх, мимо оливковой рощи к НА, Свято-Канаитскому монастырю. Так часть этой дороги выглядит со спуска от Анакопийской крепости.

Название улочки, которая огибает территорию монастыря, Курортная, напоминает о недавней оздоровительной истории этого места, когда постройки упраздненного монастыря частично использовались в лечебных целях.

В поисках впечатлений в стране Мечты

Сегодня на входе в монастырь женщинам выдают подобие юбок и платки для посещения главного храма монастыря, собора Св. Пантелеймона. Здесь же трудится местный художник, создавая картины на исторические темы.

Сам храм произвел на нас двоякое впечатление. Снаружи он отреставрирован и кажется несколько инородным среди соседних довольно запущенных построек. Внутри же его уникальные росписи на момент нашего посещения явно нуждались в подновлении. Кстати, как позже мы узнали от экскурсовода, прежде купола храма были крыты серебром, по афонскому чину, но при последней реставрации этого исторического обстоятельства не учли, и теперь они золотые.

В поисках впечатлений в стране Мечты

От входа в монастырь вниз сбегает ул. Кипарисовая (она же Тропа грешников). Ниже к ней примыкают торговые ряды, в которых женщины в традиционных черных одеждах торгуют местными продуктами: мед и медовуха, домашние сыры, вина и сладости и очень сочные, ароматные апельсины сорта Вашингтония (мандарины к тому времени уже отходили).

Наш отведенный на НА день подходил к концу. Мы завершали его усталые и довольные, переполненные впечатлениями и эмоциями. С другими достопримечательностями городка мы соприкасались ежедневно. Первый из них, конечно, Приморский парк с его зелеными зонами, артобъектами и лебедями.

Рядом с ним находятся остановка Ракушка, выполненная по проекту Зураба Церетели

И НА музей славы.

В поисках впечатлений в стране Мечты

Если говорить об организации в НА туристического быта, то каких-то существенных трудностей с этим не возникало Так, с западной стороны парка расположены два мини-маркета с набором необходимых продуктов: хлебо-булочные, колбасные, молочные, вина (куда же в Абхазии без них). Там мы покупали все для завтрака. Вдоль ул. Лакоба есть и другие продуктовые магазинчики.

Кроме того, в центральной части НА множество точек питания, в том числе и в районе парка. Так, рядом с трассой (вход со стороны озера) находится кафе «Азалия». Разнообразное меню, вкусно и весьма при этом бюджетно. Хачапури там подают из соседней знаменитой хачапурной (той самой, с росписью на стене). Эти два заведения находятся в одном здании. Левее его, если стоять спиной к морю, находятся на общей территории еще две точки питания. В одной из них, «Абхазском дворике», организованном по принципу традиционной апцахи, мы один раз покушали. Больше не захотелось. Еще пару раз ели в кафе «У платана» на территории парка. Недешево, но сытно и вкусно. Средний чек у нас был от 1 500 до 2 000 руб. на троих без спиртного, притом что двое — взрослые мужчины.

С проживание в туристическом НА проблем тоже возникнуть не должно, разнообразных предложений там множество.

Единственное неудобство, связанное с пребыванием в Абхазии заключалось в том, что время от времени там отключали свет, хотя и ненадолго.

Нас такие отключение заставали и в магазине, и в кафе и в гостинице. Некоторые точки обслуживания в НА имеют автономное энергоснабжение. В любом случае, лучше иметь при себе фонарик, — много места он не займет, зато избавит от неудобств.

Что касается отношения к туристам местного населения, полагаю, оно адекватное. Если не нахальничать, не проявлять агрессию, с уважением относиться к местным порядкам, то и проблем возникнуть не должно. По крайней мере, у нас таких во время путешествия по Абхазии не было.

Еще одно самостоятельное путешествие было спланировано нами в г. Сухум. Добраться туда из НА достаточно просто, т. к. прибрежная ул. Лакоба является частью междугородной трассы. Так что на ближайшей остановке мы сели в маршрутку, заплатив по 100руб за билет, и минут через сорок были уже на жд площади Сухума.

В поисках впечатлений в стране Мечты

От площади по виадуку прошли в сторону моря, далее через жилые кварталы к набережной.

Первое впечатление от Сухума было двоякое. С одной стороны, в его облике ярко проступает курортная история, не только в старинных особнячках, но и в сооружениях сталинской постройки (один вокзал, рассчитанный на массы отдыхающих, чего стоит) и в общем традиционном укладе местных жителей. С другой — в годы борьбы с архитектурными излишествами город был изуродован безликими пятиэтажками. Но еще больше был он изуродован во время событий недавней войны. Ее приметы и сегодня не исчезли с улиц города и неизвестно, сможет ли он эти раны залечить.

Набережная Диоскуров, к началу которой мы вышли, выглядит как место из давнего прошлого, при этом ухожена и живописна.

В поисках впечатлений в стране Мечты

В этом есть особая прелесть, тем более что рядом с нею волны по-прежнему разбивают останки древней крепости, маленький фрагмент которой сохранился на берегу до сих пор.

Набережная Диоскуров заканчивается слиянием с набережной Махаджиров недалеко от здания Сухумского морского вокзала. По непонятной причине это интересной архитектуры здание, заложенное ещ в 1970-е годы, достроено так и не было.

В поисках впечатлений в стране Мечты

А еще в этой части набережной — целый ряд бронзовых персонажей, из рассказов Ф.Искандера.

И та самая знаменитая кофейня «Брехаловка», тоже как будто сошедшая с его страниц.

В поисках впечатлений в стране Мечты

Рядом с нею — изящная колоннада (еще один привет от сталинского ампира) и здания постройки начала прошлого века.

В непосредственной близости от этого места находится, пожалуй, самое раскрученная из сухумских точек питания, кафе «Нартаа». Обслуживание быстрое, недешево, но еда не вдохновила: шашалык из баранины был жестковат, остальное — so-so. Может быть, это нам так не повезло?

Наб. Маджахиров по длине значительно уступает своей соседке, но тоже отмечена рядом достопримечательностей. Рядом с нею находится Абхазский Гос. театр им. Чанба и фонтан «Грифоны».

В поисках впечатлений в стране Мечты

Парковая зона с платанами-великанами.

Администрация президента Республики.

В поисках впечатлений в стране Мечты

Пройдя в конец по наб. Маджахиров, мы вернулись до пр. Леона и по ее симпатичной парковой зоне прошли до территории Сухумского ботанического сада.

По дороге заглянули в Абхазский исторический музей (посещение - 100руб/чел).  Экспозиции первого этажа музея с богатой краеведческой коллекцией посвящены древнему Абхазскому царству и традиционному укладу жителей страны. Второго — истории абхазо-грузинского военного конфликта. Трагические события того периода очень близко воспринимаются местными жителями, тем более что последствия их видны повсюду.

Пострадал в нем и Сухумский ботанический сад. Но все же, благодаря усилиям сотрудников, он ухожен, живописен и красочен.

В поисках впечатлений в стране Мечты

После посещения ботсада (входной билет - 200руб) в наших планах было еще прогуляться по старым улочкам Сухума, подняться на видовую площадку, посетить местный рынок. Но начался дождик и прогулку пришлось отменить. А потому мы, свернув программу, вернулись в Новый Афон.

Из общих впечатлений от Сухума: побывать там однозначно стоит. Если абстрагироваться от явной разрухи, немало там интересного, атмосферного, симпатичного. И, наверное, в солнечную погоду все это выглядит и воспринимается по-другому.

Самостоятельная часть абхазских маршрутов осталась позади, впереди нас ждали организованные выезды. Но об этом — в другой раз.