Турист Andrei Blinov (Andrei_Blinov)
Andrei Blinov
был вчера 15:11

Дербент, Махачкала — Россия Июнь 2018

Из Азербайджана я отправился в Россию, маршрутка из Баку довезла меня до самой границы. Азербайджанская сторона осуществляет пропуск через границу как автомобилистов, так и пешеходов, а вот Россия пропускает через свою границу только на автомобиле. Таксисты пользуются этой возможностью и заламывают цены за проезд через пограничную реку Самур. Мой таксист поведал, что им приходится на границе платить дань за каждого перевезенного пассажира, оттуда и такие расценки ☹.

После пересечения границы я отправился в Дербент — самый южный и старый город на территории России.

Среди ученых нет единогласного мнения о возрасте города, многие утверждают, что городу более 5000 лет. Однако, в 2012 году Президент России Владимир Путин подписал Указ «О праздновании 2000-летия основания г. Дербента Республики Дагестан», юбилей отметили в сентябре 2015 года.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 3 (Дербент, Махачкала)

Дербент расположен на западном побережье Каспийского моря, там, где горы Большого Кавказа ближе всего подходят к морю, оставляя лишь узкую трехкилометровую полосу равнины. Замыкая её, город образовывал так называемый Дербентский или Каспийский проход. Роль Дербента и Дербентского прохода в древности была велика, он был расположен в самом стратегически важном и удобном месте знаменитого Прикаспийского пути, связывающего Европу и Азию. От крепости, расположившейся у подножия горного хребта, к морю спускались две стены, перегораживавшие Прикаспийский проход и предназначенные защищать город и торговый путь.

За проход нужно было платить, поэтому город рос и богател.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 3 (Дербент, Махачкала)

Богатый город привлекал различных завоевателей, поэтому Дербент за свою историю часто переходил из рук в руки.

После приезда в Дербент я сразу отправился на экскурсию в Нарын-Кала — знаменитую древнюю дербентскую крепость. Крепость расположена в западной части города и хорошо видна издалека.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 3 (Дербент, Махачкала)

Подняться к ней можно по длинной лестнице пешком либо подъехать к главным воротам на машине. К крепости я поднялся на машине, а спускался уже пешком. Территория крепости составляет около 4,5 га,

здесь расположены развалины ханского дворца, бани и канцелярия, где сейчас находится музей.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 3 (Дербент, Махачкала)

Практически по всей длине стен крепости существует проход, все желающие могут по нему пройти.

С крепости открываются сногсшибательные виды на город и окрестности.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 3 (Дербент, Махачкала)

Спустившись с крепости по лестнице, я оказался в Магале — Старом городе, расположенном между древними крепостными стенами.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 3 (Дербент, Махачкала)

Магал — это условное деление города на части, в которых раньше жили люди одной национальности. Магалы в Дербенте возникли еще в 8 веке, когда арабы, завоевав Дербент, расселили в нем выходцев из Аравии по 4 районам. Не удивительно, что Магал Дербента напоминает старые части арабских городов (Медины) в Тунисе и Марокко. Лабиринты узких улиц петляют между разномастных домов,

многим из которых не одна сотня лет и все улицы, как говорят местные жители, приводят к Джума-мечети.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 3 (Дербент, Махачкала)

Джума-мечеть, построенная в 734 году, самая древняя не только в РФ, но и во всех странах бывшего Советского Союза.

Внешний облик мечети не назовёшь парадным броским, интерьер тоже скромен. До наших дней дошли все основные постройки комплекса: главное здание соборной мечети, медресе и жилые строения. Крепость, старый город и Джума-мечеть внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 3 (Дербент, Махачкала)

Следующим посещенным местом стал Дербентский коньячный завод, который славится по всей России, его продукция производится исключительно из местного сырья. Заводу, основанному более 150 лет назад, принадлежат 1000 га виноградников.

К сожалению, я не попал на дегустацию марочных коньяков на заводе, но в фирменном магазине все-таки купил бутылочку и вечером устроил дегустацию в гостиничном номере:).

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 3 (Дербент, Махачкала)

На следующий день я с самого утра отправился на берег Каспийского моря,

грех было не искупаться в его водах.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 3 (Дербент, Махачкала)

Затем отправился на автобусный вокзал, чтобы выехать в Махачкалу. По пути мне повстречался интересный монумент «Скорбящая мать». Центральное место в скульптурной композиции занимает четырехметровая фигура «Скорбящей матери» — собирательный образ женщины многонационального Дагестана.

Она, вскинув руки, молится, провожает взглядом мужа и детей на войну — защищать Родину от врагов. На втором плане две скалы, горы, откуда летит журавлиный клин — символический образ погибших в боях солдатских душ. Впереди — бронзовый венок и вечный огонь памяти.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 3 (Дербент, Махачкала)

В ходе дальнейшего путешествия я еще не раз встречал композиции с журавлиным клином.

Махачкала — столица Дагестана и один из крупнейших городов Северного Кавказа, численность населения превышает 700 тыс. человек. Город расположен на берегу Каспийского моря, это единственный незамерзающий порт России на Каспии.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 3 (Дербент, Махачкала)

Надо сказать, что особых достопримечательностей в Махачкале нет, в городе преобладают здания советской постройки.

К заслуживающим внимание можно отнести Джума-мечеть — белоснежный храм, являющийся одним из символов Махачкалы.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 3 (Дербент, Махачкала)

Мечеть способна вместить одновременно до 17 тыс. верующих, она считается одной из крупнейших в Европе.

Из современных строений можно выделить здание исторического парка «Россия — моя история».

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 3 (Дербент, Махачкала)

Я прогулялся по центру города, побывал на площади Ленина (ранее Сталина), окруженной домами сталинской застройки, в одном из которых работает правительство республики.

Площадь имеет большие размеры и служит местом для проведения парадов и праздников.

ЧМ 2018 по футболу и не только. Часть 3 (Дербент, Махачкала)

«Журавли» — песня композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева. Одна из лучших и популярнейших на родине и во всем мире русскоязычных песен о войне. Мне эта песня тоже очень нравится. Возле здания «Русского драматического театра» установлен монумент Расулу Гамзатову — классику дагестанской литературы, я посетил это знаковое место.

На этом мое знакомство с городом закончилось, пора было идти на ж/д вокзал, чтобы выехать в Астрахань. На площади перед зданием ж/д вокзала установлен памятник Махачу Дахадаеву — революционеру, от имени которого образовано нынешнее название столицы Дагестана.