Свою карьеру туриста я начал очень давно. Формы туризма в Союзе были жестко ограничены, из имеющихся в наличии, я выбрал туризм водный. Было трудно, порой казалось, что «Приплыли», но это было одно из самых интересных развлечений, в моей богатой на приключения жизни.
Злой дух Ямбуя (Забайкалье), за год до того, как сняли одноименный фильм
Приехав в Орегон и увидев речку Дешуте, я понял, что очень хочу еще раз войти в ту же воду. Дело в том, что орегонская Дешуте идеальная спортивная река, для потерявших квалификацию байдарочников. Здесь очень высокая скорость течения и мало препятствий. С технической точки зрения, на такого типа реках, нужно быстро грести, чтобы поддерживать хоть какую-то скорость движения относительно воды. Если байдарка просто плывет по течению, ее начинает крутить.
Компания, готовая спускаться по Дешуте или вдоль нее, собралась довольно быстро. Не так что бы все планировали скакать по порогам на байдарках. Основной группе было просто интересно на дураков посмотреть.
Дешуте подробнейшим образом описана в путеводителях и размечена, что дает возможность проходить ее по участкам в соответствии с квалификацией. Везде перед порогами есть подъезд к воде и людей, которые считают, что их сегодняшний уровень подготовки не соответствует классу порога, можно перевезти на машине через опасный участок. Благо снаряжение в байдарки не грузили, оно так и лежало упакованное в машинах. Погрузка самих байдарок на машины, по нынешним временам, занимает считанные минуты.
Раньше таких возможностей не было, но было туристическое братство. На посещаемых порогах всегда дежурила спасательная группа из Клуба Туристов. Подбирали народ с оверкиля или просто перегоняли байдарку через порог, если хозяева боялись идти сами.
"И нет таких причин, чтоб не вступать в игру" Мста - порог на равном расстоянии от Москвы и Питера, 1 мая, Мекка в Рамадан
Счастье общения с себе подобными было одним из самых привлекательных элементов водных путешествий по Европейской части Союза. На Березайке (приток Мсты), перед первой ночевкой, обычно даже комментатор стоял, кто ни будь из опытных ребят, который знал ветеранов в лицо. Он выкрикивал имена вновь прибывших и самые известные из их маршрутов.
Правильный московский дворник, за две недели до защиты диссертации
За Мстинским порогом, на большой песчаной косе разбивался лагерь, на несколько сот палаток. Пели плохо, но очень эмоционально. Главное после долгой зимней разлуки все опять были вместе: пили, целовались, обсуждали программу на лето, собирали команды на новые маршруты.
Прошло меньше пятидесяти лет, всего ничего, но я сильно изменился. Что удивительно, мир вокруг изменился еще больше, чем я. Подружки превратились в очень сексуальных старушек (это они сами про себя так сказали, я бы не додумался), каяки стали литые, пластиковые, надписи кругом на английском языке, разговаривает народ «как с утра» и только красота бешенной реки все та же, хочется глубоко вдохнуть эту водяную пыль и вперед «нестись туда, куда несет вода».
Ну не так круто, конечно, даже когда врешь, совесть должна быть. Где-то, приблизительно, вот так.
Реку и возможности свои оценили верно. Путешествие прошло без особых приключений. С организационной точки зрения подход был для меня совершенно новый и поэтому особенно интересный. Набралось пятнадцать человек на шести машинах.
Экспериментировать не решились, рисковать не реке можно, когда у тебя за спиной асс, готовый тебя прикрыть, у нас не было. Конечно, помогали друг-другу как умели, но умели как могли. Что хорошо, за весь маршрут кильнулись только два раза, оба раза вытащили без проблем. Это не потому, что мы такие умелые, а потому что на стадии проработки маршрута все, что казалось опасным, выбросили.
Пороги на реке обозначены знаками, установленными на берегах. Да и не были бы обозначены, легко было бы догадаться. Порог на Дешуте находится там, где река пересекает лавовые поля. Перед лавовым полем река разливается в широкий плес, а дальше с большой скоростью прорывается в узкий каньон с крутыми берегами.
На спокойных участках наш караван сильно растягивался и у тех, кто уходили вперед была возможность не только наловить рыбы, но и приготовить закуску на вечер.
Разница в скорости, с которой идет машина и байдарка очень велика и технически достаточно трех волонтеров, чтобы перегнать весь автомобильный караван. Некоторые трудности вызывала походная баня, в которую хозяин впряг огромный, мощный Рэм. Девушки наши, наотрез отказались этот «автопоезд» водить. Периодически приходилось возвращаться за ним уже вечером.
От всякой возни с палатками и готовкой на костре решили отказаться. В Орегоне много небольших частных «турбаз», прямо посредине леса. Там пару десятков домов из бревен, в каждом доме две-три спальни, естественно туалеты и души, столовая-гостиная и кухня. Все простенько, но для похода как раз. На улице перед домами грили и большие столы.
Путешествие наше не ограничивалось сплавом, на берегу тоже было интересно. Нашли глубокие трещины, заполненные снегом.
В местной туристической литературе такие трещины называют слот-каньонами, что по-моему неправильно. Слот-каньоны — это щели, промытые водой. То, что мы увидели здесь скорее трещины возникшие как результат сейсмоактивность. Слот-каньон — форма оврага, со своими характеристиками. Он не может изменить свое направление на девяносто градусов, а трещина может.
В системе обустройства орегонских парков, показались важными и полезными срубы в лесу, стоящие на пересечении больших туристических троп. Дома эти «ничьи, живите кто хотите».
Летом без них, конечно, можно обойтись, а зимой очень даже могут пригодиться, в Штатах очень популярны многодневные лыжные переходы. Знаете, как бы я обрадовался, если бы увидел такой домик, где ни будь у нас на Европе-Азии.
Еще по берегу всякие зверюшки бегали, тоже интересно посмотреть.
Лес хороший, прозрачный, то, что у нас называлось парковая тайга.
Много грибов и черники, если успел съесть до оленей и медведей. Если припозднился, то как на картинке ниже, в основном одни стебельки. Звери очень забавно едят чернику, они пропускают куст через передние зубы, ягоды и листья остаются во рту, а жесткие стебли на земле.
Два раза останавливались на дневки, в районе больших плесов. Те, кто плыли по реке обычно отправлялись путешествовать по лесам, а те, кто вел машины плавали по спокойной воде.
Везде была хорошая рыбалка. Куда она денется? Посмотрите на воду на фотографии ниже. Если бы я был рыбой, я бы никогда не мигрировал, а спокойно прожил бы всю жизнь в этой чистой и прохладной воде.
К вопросу о «чистой и прохладной воде», единственное чего не хватило в этой поездке, это купания, уж больно вода была «прохладная». Начиналось все высоко в горах и совсем сурово.
К середине похода температура воздуха перевалила за тридцать, но порезвиться в воде не хотелось, думаю градусов десять не больше. После сауны прыгнуть можно, а просто плавать удовольствия мало.
Здесь наверно можно отметить преимущество надувной байдарки, в ней тепло и мягко. Совершенно не устаешь и не мерзнешь даже на длинных переходах. При этом она совершенно непригодна для прохождения порогов. Даже на небольших шиверах резинка, имеющая практически плоское дно, легко теряет направление и становится совершенно неуправляемой.
На порогах пластиковый каяк с заводским фартуком — идеальное решение и не нужно ничего нового больше придумывать. Дамы наши в основном передвигались на гребных досках (не уверен, что они так на русском называются), но это наверно потому, что у них хорошие фигуры и убирать все это в лодку нет никакого смысла. Я, без постамента, стоять не люблю даже на суше, а стоять по нескольку часов на доске могут только сильные и ловкие.
С точки зрения питания — это, пожалуй, был один из лучших походов в моей жизни. У всех в машинах кулеры, на турбазах холодильники, полная кухня и уличный гриль. При этом лесную и речную добычу никто не отменял.
В целом, я бы оценил поход на отлично. Конечно, это не была та фабрика по производству адреналина, в которой мы развлекались в детстве, но как бы там не было, нагрузки были близки к границе для группы 60+. С учетом того, что у большинства участников + был очень увесистый, больше риска и физической нагрузки наверно и не надо было.
Схема организации похода — фактически ежечасный свободный выбор между байдаркой и автомобилем, очень удобна для возрастной группы. Чувствуешь, что устал, где-то, что-то болит, свободно можно передохнуть, при этом ты никого не поводишь и никому не мешаешь. Риски ну наверно какие-то были, но минимальные, в самой критической ситуации можно было лишний раз искупаться в холодной воде, не самое страшное. Хороший поход, всем такой желаю.
Теги:
Самостоятельные путешествия