Турист Алена Снаговская (Alena_snagovskaia)
Алена Снаговская
была 18 декабря 2023 1:57

Черноисточинск — Россия Сентябрь 2022
АртРезиденция в Щерной

Знаете ли вы, что такое креативный кластер?

Книга «Сносить нельзя ревитализировать. Практическое руководство по созданию креативного кластера» дает нам такое определение этого понятия:

Креативный кластер — это «технопарк» в сфере креативных индустрий, конвертирующий творческую энергию в работающие бизнесы, увеличивающие вклад таких индустрий в валовый продукт города. Чаще всего это компактное, физически ограниченное пространство, где расположены взаимодополняющие друг-друга творческие бизнесы, которые от такого соседства испытывают «эффект синегрии».

АртРезиденция в Щерной

Креативные кластеры в России находятся, как правило, в неликвидных помещениях — на территории неработающих фабрик, заводов, освободившихся в результате деиндустриализации.

Вы наверняка хотя бы раз были в подобных местах, (даже если думаете, что нет).

Хлебозавод и арт-завод Флакон в Москве, Новая Голландия в Питере, арт-завод Дорренберг в Иркутске, Л52 и Домна в Екатеринбурге, Лето на заводе в Сысерти — все это примеры креативных кластеров.

Я хочу рассказать об одном из таких объектов — менее известном из вышеперечисленных, но уж точно не менее интересном. Речь пойдет об Арт-резиденции в поселке Черноисточинск Свердловской области (или как говорят местные — в Щерной).

Лекционный зал

Кластер находися в 24 км от Нижнего Тагила, на территории бывшего железоделательного завода, основанного в 1726 году Акинфием Демидовым.

Это здание принадлежит бизнесмену Александру Быкову, который занимается производством мебели, а с недавнего времени еще и производством музыкальных инструментов (на этот шаг предпринимателя вдохновил экс-солист «Агаты Критси» Вадим Самойлов). Изначально мебельная мастерская занимала лишь небольшую часть Демидовского завода и в процессе обустройства Быков загорелся идеей дать этой территории новую жизнь. Остальные собственники не разделяли его энтузиазма и постепенно он выкупил их участки.

В фонде поддержки предпринимательства Александру посоветовали открыть на территории завода арт-галерею, с нее то и началась история «Арт-резиденции» в Щерной. Отныне у деревенских умельцев появилась возможность продать изделия своего труда, а у посетителей резиденции — купить уникальные вещи ручной работы по приятным ценам.

АртРезиденция в Щерной

За три года работы здесь помимо ремесленной ярмарки появились детский театр «ку-кушка», музей наличников, керамическая и мыловаренная мастерские, которые по выходным проводят мастер-классы по лепке на гончарном круге и мыловарению.

Музей наличников «вычурны балясины»

В музее наличников

Идея создания музея пришла художнице Нижнетагильского театра кукол Юлии Пиляй и ее маме Елене Кририлюк.

Все началось с того, как Юлия увидела возле одного из домов красивые наличники, поставленные у дровяной поленицы. Уговорила хозяев дома отдать наличники ей, вместе с мамой они привезли их домой на тележке и поставили в дворе. Со временем им удалось спасти от сожжения еще несколько наличников. Позже, когда Александр Быков решил создать на территории бывшего завода Арт-резиденцию, Елена и Юлия предложили сделать еще и музей. С тех пор музей наличников обрел дом и его сотрудники уже активно начали искать экземпляры для музея — ходить по домам и проводитеь разговоры с местными жителями с просьбой не выбрасывать и не сжигать наличники.

В гончарной мастерской Елка
В гончарной мастерской "Елка"

Почему музей называется «вычурны балясины»? Балясины — это фигурные солбики, которые активно используются в мебельном производстве. Они часто встречатются на черноисточинских наличниках, придавая им особенную форму. Украшение наличников балясинами — явление уникальное, подбные декоративные элементы есть только в этих краях. Почему так произошло, доподлино неизвестно. У экскуровода музея Юлии Ивачевой есть гипотеза, что производством наличников для продажи на ярмарках в занимался смотритель плотины при железоделательном заводе Демидовых. При доме смотрителя была столярная мастерская. Поскольку, работа на плотине носит сезонный характер, зимой смотритель зарабатывал на жизнь столярным промыслом. Вполне возможно, он делал наличники на заказ. Для того, чтобы сделать работу над наличниками более быстрой, он придумал украшать их готовыми заготовками — балясинами.

АртРезиденция в Щерной

Но не одними балясинами славен этот музей. В нем есть один очень редкий экспонат — наличник с изображением лошадей. Иван Хафизов, фотогаф и создатель виртуального музея наличников, приехав в Черноисточник, признался, что видит подобный узор лишь в пятый раз (а в коллекции Ивана более 18 000 фотографий наличников из более, чем 235 населенных пунктов).

Помимо сохранения и изучения объектов деревянного зодчества, музейные сотрудники занимаются и их ревитализацией. Попав в руки талантливых мастеров, наличники приобретают новые функции и смыслы — становятся напольными зеркалами, полками и кулисами театра.

Ку-ку театр

Волшебный, детский, непосредственный кукольный театр-игра.

Дети здесь — не только актеры, но и художники, а иногда и режиссеры. Они сами мастерят кукол и реквизит для постановок, сами играют. Кстати, театр активно гастролирует и за пределами поселка.

А еще дети участвуют в действах на народных праздниках, которые в Черноисточинске празднуются часто и с большой охотой. В Арт-кластере русские праздники, давно позабытые многими из нас делают, в хорошим смысле этого слова, модными. И при этом еще и душевными.

Сюда можно ехать, чтобы попрыгать через костер и поискать цветок папоротника в ночь на Ивана Купалу, сжечь чучело масленницы и поесть блинов. А совсем скоро, 27 ноября, в Щерной будут проходить Заговельнички — праздник, который является точкой отсчета к новому периоду жизни года. Заговельнички в традиционном понимании похожи на Колядки, — дети стучатся в окна домов, просят угощения и поют песни. Но Колядки на Руси праздновались после Нового года, а Заговельнички — в последний день перед Рождественским постом.

Реквизит Ку-ку театра
Реквизит "Ку-ку театра"

Фестивали Арт-резиденции

Помимо народных праздников, здесь несколько раз в год проходят тематические фестивали. Так, летом проводился субкультурный фестиваль Funny hills, а в сентябре — Демидов фест.

Тематика Димидов-феста в этом году — стимпанк. В программе фестиваля — презентация «Индустриального бога», выставка стимпанк художников, прокат необычных велосипедов.

Выставка велосипедов на Демидов-фесте

Приглашенными гостями фестиваля были писатель Алексей Иванов и его продюссер Юлия Зайцева. Они презентовали путеводители серии «Путеществия с Алексеем Ивановым», созданных Зайцевой и ее командой, а потом провели экускурсии по выставке «Железный пояс». Теперь у меня возникло огромное желание попутешествовать по Пермской глубинке.

Писатель Алексей Иванов и его продюсер Юлия Зайцева

Приехав в Арт-резиденцию, не забудьте прогуляться и по поселку. С берега Черноисточинского пруда открывается чудесный вид на Уральский хребет, а по улицам ходят настоящие черные коровы.

Итоги:

Черноисточинск — аутентичное, во многом уникальное и интересное место. Чтобы проникнуться его духом в полной мере, я рекоммендую съездить сюда дважды — первый раз можно сходить на экскурсию по музею и поселку и посетить мастер-классы местных мастерских, а во второй — приехать на фестиваль или народный праздник (благо, они проходят часто и есть из чего выбрать).

Если у вас в запасе есть несколько дней — можно посетить находящиеся поблизости гору Белую, оленью ферму и поселок Висим (родина Мамина-Сибиряка, в поселке есть музей писателя).

На ночь можно остановится в гостинице на горе Белой или в прекрасных купольных глемпингах неподалеку.

На общественном транспотре можно добраться так: от Екатеринбурга на электричке или автобусе до Нижнего Тагила, от Тагила — на автобусах 104 или 146 до Черноисточинска (остановка — центр).