Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была сегодня 8:42

Выборг — Россия Июль 2022

В этот приезд в Петербург наконец-то исполнилась моя давняя мечта: я посетила Выборг — город с историей, колоритный и непохожий на другие города, в которых мне приходилось бывать.

В Выборг лучше ехать на 2 дня, но мы приехали в Питер не на столь длительное время, чтобы могли себе позволить это сделать. Но и однодневная поездка — хорошо, тем более теперь я точно знаю, куда еще можно заглянуть, на чем заострить внимание, а где побывать еще раз. Так что повод вернуться есть.

Конечно, я заранее читала про Выборг, про его историю, достопримечательности и уже заочно влюбилась в него. И город оправдал мои ожидания, действительно, это очень красивый город, сохранивший средневековую атмосферу, очень романтичный и своеобразный, такой вот старинный европейский городок на русской земле.

Сегодня Выборг, как музей под открытым небом, по старинным колоритным улочкам города, вымощенным брусчаткой, можно неспешно прогуляться, и, окунувшись в средневековую атмосферу, перенестись на столетия назад…

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

Как я уже рассказывала, вначале мы посетили парк Монрепо, а потом побывали в Выборгском замке, и лишь после этого у нас была прогулка по Старому городу, где сосредоточено наибольшее число средневековых исторических памятников. Город основали шведы и до 1710 года он принадлежал им. Потом он принадлежал Российской империи, затем был финским, и с 1944 года стал советским. И каждая страна, каждый исторический период оставили свой след в архитектуре Выборга. Именно поэтому в Выборге такая вот удивительная смесь стилей и эпох, что придает городу яркий средневековый колорит.

Все главные достопримечательности расположены довольно компактно, поэтому за непродолжительное время мы смогли увидеть многое.

Пожалуй, начну с Рыночной площади. Как и в любом средневековом городе, в Выборге она является сердцем города, центром городской жизни.

Для такого небольшого городка, как Выборг, площадь довольно большая. Но это является плюсом, потому что просторно и всегда всем хватает места.

Рыночная площадь была образована в 60-70-х годах 19 века на месте разобранных крепостных укреплений

С одной стороны площади — живописная Круглая башня, сохранившаяся от бывших военных фортификаций. Построенная шведами в 1550 году башня всегда стояла отдельно. Во время военных действий она становилась неприступной, толстые стены надежно защищали находящийся внутри нее небольшой гарнизон. А из ее бойниц на врага вылетали ядра и пули.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

После того, как она утратила свое оборонительное значение, башня использовалась и как оружейная, и как тюрьма. С годами она ветшала и ее не раз хотели снести, но потом все-таки было принято решение ее отреставрировать, башню укрепили, отштукатурили. Время от времени здесь проводятся какие-то работы, вот так башня и сохранилась до настоящего времени. Сейчас здесь находится ресторан, который так и называется — «Круглая башня».

Хорошо, что башню сохранили, очень колоритное строение. И к тому же Круглая башня, как и Выборгская крепость, является символом Выборга. Местные жители называют ее по-свойски Толстой Екатериной.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

Напротив башни — крытый рынок. Построен он был в самом начале 20 века, в стиле северного модерна. На время постройки он был самым крупным рынком во всей Скандинавии. В годы Великой Отечественной войны рынок был разрушен. В ходе реконструкции, в 50-е годы прошлого столетия, кое-что из его первоначального облика было утрачено, тем самым его внешний вид несколько упростился.

Внутри рынок, как и множество других рынков, ничего особо примечательного нет. Вот только можно отметить, на рынке много продуктов из Прибалтики и Финляндии: сыры, масло оливковое, шоколад, конфеты…

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

С противоположной стороны площади расположено готическое здание из красного кирпича. Раньше там располагался Банк Финляндии, а сейчас — администрация Выборга.

За ним — отель «Виктория». Если здание банка было построено практически в начале прошлого века, то отель был возведен к концу 20 века.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

Посредине Рыночной площади стоят торговые палатки, где можно купить различные безделушки, сувениры, магнитики. А в праздники площадь становится местом народных гуляний.

Дальше выходим на Крепостную улицу и теперь прогуляемся по ней. Улица очень колоритная, мощенная брусчаткой, с крутыми спусками и подъемами. С двух сторон старые дома разных эпох, одни сохранившиеся получше, другие похуже. Вокруг множество кафе и ресторанчиков. И самое главное — непередаваемая атмосфера средневековья…

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

Крепостная улица — самая длинная и пожалуй самая известная улица в Выборге. Она соединяет Восточно-Выборгские укрепления с Выборгским замком, точнее с мостом, ведущим в замок. В замке мы уже были и заходили в него с Петровской набережной, поэтому по Крепостной улице мы прогулялись только до Ратушной площади, а потом прошлись по прилегающим к ней кварталам, где также сосредоточены важные памятники средневекового города.

Но пока идем по Крепостной. На пути нам встречается Дом горожанина. Это самый старый жилой дом в России, предположительная дата постройки 17 век. Дому уже около четырехсот лет, но он жилой, живут в нем обычные люди. Как нам рассказала экскурсовод, на первом этаже живет мужчина, на втором — женщина, люди в возрасте. Экскурсовод разговаривала с жильцами и, как они ей рассказали, им нравится практически все, кроме одного — напрягают постоянные толпы перед домом…

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

В Выборге есть и более старинные дома, но этот дом на всем протяжении всего своего сосуществования был всегда именно жилым, а это не часто бывает. Так что определенно это памятник истории.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

Свернем с Крепостной улицы на улицу Новой Заставы. С этой улицы можно увидеть еще одно старинное каменное сооружение, хотя если быть точным, это сооружение находится на улице Выборгской. Как предполагают, это самая старейшая постройка в Выборге, история которого уходит глубоко в Средние века, поэтому точно определить год возведения постройки невозможно, но есть веские основания считать, что это 14 век.

И вот такое его расположение, в глубине участка, а не строго на улице, как раз таки еще раз подтверждает, что дом ну ооочень старинный, потому что только в середине 17 века в Выборге ввели регулярную планировку с прямыми параллельными и перпендикулярными улицами, а до этого строили вот так, без плана.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

Изначально его владельцем был какой-то купец, лишь потом он перешел к купеческой гильдии и сейчас он известен, как дом купеческой гильдии Святого Духа. В самом помещении заключались торговые сделки, а в подвале хранились товары.

Сейчас это совсем небольшой уютный домик. Увидев его, удивляешься его размерам, уж очень он крохотный. Но не надо забывать, что не всегда дом был таким. Постепенно дом опускался, и на определеленном этапе первый этаж ушел под землю, и вместо двухэтажного домик стал одноэтажным.

Домик чудом сохранился до наших дней, это вот настоящий образец средневековой шведской архитектуры с валунной кладкой.

И сейчас дом не пустует, в нем находится туристический офис, где можно взять карту, буклеты, приобрести сувениры. К сожалению, мы почему-то не прошли дальше, чтобы увидеть переднюю часть дома, поэтому вот только такие фотографии получились.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

А мы опять вернемся на Крепостную улицу и на несколько минут завернем к руинам некогда величественного Кафедрального собора, построенного в 1498 году.

Сначала это был католический собор, потом лютеранская церковь и совсем недолго православный храм. В финскую войну собор был разрушен, осталась лишь Часовая башня, выполняющая функцию колокольни. Ее-то реставрировали, а собор так и остался в руинах.

Часовая башня — часть истории Выборга, его гордость.

Часы на башню были установлены еще в 1600 году, и горожане стали определять время не по ударам колокола, а по циферблату, что по тем временам было непривычно. Башня, как и собор, не один раз горела, разрушалась, ее восстанавливали, перестраивали. Страдали и башенные часы, но вот уже более ста лет часы работают без сбоев.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

Башню видно со многих мест города, пройдя чуть дальше по Крепостной улице можно полюбоваться живописными руинами и Часовой башней через пролом в стене. А еще раз мы увидим башню с улицы Водной заставы в другом ракурсе.

Часовая башня даже «снималась» в фильме. Помните фильм «Земля Санникова»? Так вот в нем герой Олега Даля — Крестовский — карабкается по башне с завязанными глазами. Правда, подъем на башню осуществлял не сам Даль, а каскадер, башня-то высотой около 25 метров. Но кадр получился шикарный, башня в фильме очень хороша, а наяву — еще лучше.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

Улица Водной Заставы — пожалуй самая колоритная улицы Выборга.

В конце улицы Водной заставы мы еще раз видим Часовую башню. Вид на башню действительно потрясающий. Благодаря этому виду в середине 19 века, когда Выборг был финским, улица Водной Заставы была признана самой красивой улицей в Финляндии.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

Улица Водной Заставы коротенькая, но столько на ней старинных достопримечательностей, что глаза разбегаются.

На этой улице находится еще одна интересная достопримечательность — Домик на скале, или Дом городского парикмахера, построенный в 17 веке, вероятно на гораздо более старинном фундаменте. Дом стоит на гранитной скале, отсюда и первое, наиболее распространенное название. Дом не очень-то похож на старинный, по всему видно, его не раз перестраивали, вот поэтому-то дом и выглядит так заурядно. Но все-таки в сочетании брутальной скалой смотрится эффектно.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

И еще один ну очень красивый и необычной формы дом на этой удивительной улице: готическое каменное здание — костел Святого Гиацинта или Рыцарский дом.

Это одно из самых старейших зданий в Выборге, возведенное еще в 16 веке. Несмотря на то, что сооружение перестраивалось, до нас дошли самые старые его стены. Как мы уже знаем, если здание стоит в глубине улице, то построено оно еще до перепланировки города. Страшно представить, свидетелем каких событий был этот дом, сколько он видел на своем веку!

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

Да и история этого здания совсем непростая. Изначально в здании располагалась школа Францисканского монастыря, посвященного славянскому мученику — Гиацинту. Потом в здании разместилось городское дворянское собрание, и здание стало называться Рыцарским домом.

В результате русско-шведской войны Выборг стал российским и здание вернули католической церкви, так повелел Павел I. Вскоре в нем разместилась часовня Святого Гиацинта, а позднее часовня получила статус римско-католической церкви. И до конца 19 века католические службы здесь не прекращались.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

В начале 20 века здание реконструировали, после чего здание стало служить приходским домом. Ну, а после окончания русско-финской войны приход прекратил свое существование.

Во время Отечественной войны здание было разрушено. И лишь в 70-х годах 20 столетия его восстановили и вернули ему название Рыцарского дома, но религиозного в доме ничего не осталось. А само здание было передано детской художественной школе. И с 2003 года в здании Рыцарского дома разместилась Выборгская картинная галерея.

Очень украшает Рыцарский дом ограда в виде кованой решетки в стиле модерн. Это не просто решетка, а очень старинная и особо охраняемая решетка, раньше она принадлежала Старому кафедральному собору, а в советское время была перенесена сюда.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

Напротив, но уже на улице Прогонной — усадьба Бюргера, построенная в 16 веке. До наших дней сохранился дом горожанина и каретник. В 70 -х годах прошлого столетия усадьбу реконструировали и сейчас здесь туристический центр.

Дом Бюргера — образец североевропейского средневекового зодчества, и если в Таллине, Риге, немецких городах таких домов много, то в России остались лишь единичные экземпляры и все они в Выборге.

Дом как настоящая крепость — толстые стены, маленькие окошки-бойницы, так что дом мог долго противостоять врагам, что в те неспокойные времена было очень важным.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

А на цокольном этаже дома — кафе, где продают самые что ни есть настоящие и правильные крендели, приготовленные строго по старинному рецепту. Крендель — один из символов Выборга. Кажется, его выпекали здесь всегда, ну с 15 века точно. Как гласит легенда, первые крендели выпекли монахи-францисканцы, и всем эта выпечка так понравилась, что после закрытия монатыря крендели начали выпекать в городе. Мы покупали крендели, необычно и очень вкусно!

Жилой дом, каким дом Бюргера был долгое время, в то время был окружен хозяйственными постройками. До наших дней из таких построек сохранился каретник — колоритное здание с большим деревянным балконом. Здесь располагались раньше конюшни. А сейчас здесь бар «Черный бык», где предлагают вкуснейшие мясные блюда.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

На углу улицы Водной Заставы и улицы Прогонной стоит еще один очень интересный домик, постройки 1799 года, на балконе вплетенные в ажурную решетку цифры — год постройки дома. Так что по Выборгу можно ходить, рассматривая балконы, и узнавать год постройки домов.

1799 год! Третий век встречает этот дом, и несмотря на такой вот почтенный возраст дома, в нем живут люди. Причем, люди с юмором и со смекалкой. На старинном балконе сидел мужичок с гармошкой, и когда на улице появлялись туристы, он начинал играть. А для того, чтобы его труд был вознагражден, с балкончика он спустил корзинку, куда слушающие его должны бросить денежку.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

Старинных домов с такими балкончиками в Выборге много, разной степени сохранности, разных годов постройки… Многие из них интересны своей историей. И все они удивительным образом передают средневековую атмосферу.

На углу улицы Прогонной и улицы Северный Вал находится Гранитный дворец, который был выстроен богатым предпринимателем Хакманом в начале 20 века. Это бывший дом торговой фирмы «Хакман и К». Говорят, интерьеры внутри были просто роскошными, к сожалению, сейчас они утрачены, но внешний вид дворца по-прежнему впечатляет.

И еще немного о Прогонной улице. Это старейшая в городе улица и идет она от Торговой улицы до Подгорной. Мостовая вымощена брусчаткой, как в те давние времена. По одной версии Прогонная, потому что в средние века по ней гоняли скот на пастбище. А по другой — потому что в начале улицы были ворота, через которые загоняли скот в город — Скотопрогонные ворота, а потом скот гнали не только по этой улице, но и по другим. Представляете, город, по улицам которого ходил скот?

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

Заглянем еще на близлежащие улочки.

Подгорная улица — одна из старейших улиц в Выборге. Начинается она на набережной 30-го Гвардейского Корпуса.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

На этой улице находится пивной ресторан «У Борхарда» — старейший ресторан Выборга. Он ведет свою историю аж с 1658 года, и, как говорят, здесь всегда была и есть очень хорошая кухня и удивительная атмосфера средневековья!

На углу улицы Подгорной и улицы Сторожевой Башни находится дом № 4 — деревянный дом на каменном фундаменте сложной конфигурации, построенный в 1860-х годах. Это один из немногих деревянных домов, сохранившихся в Выборге. И надо отметить, это жилой дом.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

Неподалеку по улице Сторожевой башни дом № 3 — Купеческий дом», почти на 100 лет старше предыдущего. С торца дома можно увидеть дату постройки дома — 1768 год.

Ну, а мы в который уже раз возвращаемся на Крепостную улицу, которая прямиком выходит к площади Старой Ратуши. В средневековом Выборге это была главная городская площадь.

До наших дней сохранилось здание Ратуши, построенное в середине 17 века. Яркое, нарядное, праздничное — глаз не отвести! Во время взятия города русскими войсками в 1710 году здание было сильно повреждено, и долгое время оно находилось в разрушенном виде. Значительно позже его все-таки реконструировали и отдали под исторический музей. После советско-финской войны здание было сильно разрушено, но его восстановили, разбили на квартиры и здание стало жилым домом. Вообще-то удивительно, что такое историческое здание отдано под жилой дом.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

Рядом красивое здание оригинальной постройки — дом купца Векрута, названный так в честь одного из владельцев в 18 веке. А за все время своего существования сменил много владельцев и не раз перестраивался.

Это очень старое сооружение, построенное в середине 17 века. Известное прежде всего тем, что здесь останавливалась Екатерина II по дороге в Финляндию. Правда, и останавливалась здесь она на непродолжительное время, но тем не менее благодаря этому кратковременному посещению царственной особы дом знаменит.

Догадайтесь, что сейчас здесь находится? Правильно, жилой дом. Вот интересно, как живется в таком ну очень историческом здании? А на первом этаже — кафе, где можно отведать выборгские крендели.

В центре Площади памятник основателю Выборгского замка шведскому маршалу Торгильсу Кнутссону. Он был воздвигнут в 1908 году. Шведский полководец на самом деле в Выборге никогда не бывал, но именно он повелел заложить здесь замок, ну, а потом у замка вырос город.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

За площадью — мост, ведущий к Выборгскому замку. В замке мы уже были, поэтому просто еще раз полюбуемся замком издали. И возвращаемся опять по той же Крепостной улице назад к Соборной площади, где нас ждет автобус.

На песечении улиц Крепостной и Пионерской находится интересный памятник — памятник Выборгскому Трамваю. Раньше в Выборге было активное трамвайное движение, но вот уже почти 65 лет трамваи в городе не ходят.

Этот трамвай точная копия вагона, который ходил по Выборгу с 1912 года по 1957 год. Но вот этот трамвай по рельсам не ходил, а был изготовлен на судостроительном заводе именно как памятник. И теперь он напоминает всем о прошлом города.

Памятник украшает скульптура вагоновожатого, который стоит у самого входа в трамвай. А на «колбасе»- задней подножке у старых трамваев — устроился озорной мальчишка-безбилетник.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

Памятник Выборгскому трамваю появился в августе 2018 года в День города и сразу полюбился его жителям и гостям.

Теперь в этом трамвае самая настоящая кофейня. Вот в таких неординарных условиях можно и кофе попить, и с таким интересным памятником познакомиться.

А сквер, где памятник располагается, теперь носит имя — Трамвайный.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

Совсем рядом с памятником Трамваю находится пирожковая «Депо». Как вы уже, наверное, заметили, в Выборге много оригинальных кафе, ресторанов, но это пожалуй, самое живописное и яркое кафе, да и название подходящее — «Депо» для стоящего рядом трамвая.

С этой стороны Крепостной улицы располагаетя еще одна площадь — Театральная. Что интересно, три площади Выборга — Соборная, Рыночная и Театральная располагаются на одной диагонали, одна за другой. Так не часто поступали при строительстве городов, а вот Выборг отличился.

В Выборге много храмов различных конфессий, и как пример этому, вот эта протестанская церковь Святых Петра и Павла. Это единственный сохранившихся до наших дней лютеранский храм в Выборге. Тоже старинный, построен еще в 18 веке. И что интересно, в храме сейчас регулярно проводятся концерты органной музыки.

Перед храмом находится фонтан, который украшает фигура медведя.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

В Южной части Театральной площади, на Крепостной улице расположена Аллея актерской славы. Аллея открыта в 1998 году по образцу Голливудской Аллеи Славы ну или как Аллея Звезд в Каннах. В Голливуде я не была, а вот в Каннах была и Аллея Звезд там меня очень впечатлила.

На выборгской Аллее актерской Славы звезды кино также, как и в Каннах, оставляют отпечатки своих ладоней. И таких «ладоней» много, знакомые фамилии, известные актеры, режиссеры, сценаристы — Вячеслав Тихонов, Клара Лучко, Эльдар Рязанов, Ирина Купченко и многие другие…

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

Я думаю, хорошая задумка сделать такую аллею! И место для такой Аллеи выбрано не случайно. Напротив — кинотеатр «Выборг-Палас», где проходят основные мероприятия ежегодного кинофестиваля «Окно в Европу», проводимого с 1993 года. На Аллее размещена эмблема этого кинофестиваля.

Кинофестиваль — грандиозное мероприятие, приезжают участники мероприятия, гости, зрители. Открывается оно шествием участников, и маршрут пролегает по улицам Выборга от гостиницы «Дружба» до площади перед кинотеатром «Выборг-Палас». А на ступеньках «Выборг-палас» растилают красную дорожку, по которой поднимаются актеры, режиссеры, кинокритики… И продолжается это яркое мероприятие почти неделю.

В августе этого года прошел 30-й фестиваль российского кино.

Выборг. Путешествие в европейское средневековье

И еще одна площадь — Соборная площадь. В центре площади Спасо-Преображенский собор, который является главным Православным храмом города и кафедральным собором Выборгской Епархии.

Спасо-Преображенский собор был заложен по указу Екатерины II в. 1787 году. Строительство длилось целых 30 лет.

На протяжении веков собор неоднократно перестраивался. Сегодня собор отреставрирован. Внутри собора мы не были, но говорят, что внутреннее убранство впечатляет, росписи, ценные картины и иконы.

Вот так произошло наше знакомство с Выборгом… Конечно, одного дня для Выборга мало, но все же я очень рада, что наше знакомство состоялось, ведь Выборг — необыкновенный город, в котором нужно побывать хотя бы один раз…