Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 0:33
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Териберка — Россия Август 2022

Типичная картина на севере Кольского полуострова — раскинувшаяся на много километров безлесая равнина. Может показаться, что это земля без края и тянется она до самого горизонта. Здесь преобладают бледные бело-жёлто-буро-зелёные тона. Это — зона тундры. И деревьев, в привычном их понимании, здесь действительно нет.

На краю земли

Конечно зимой всё это пространство укрыто снегом. Но даже летом огромные участки тундры окрашены, если можно так выразиться, в бледно-бледно-жёлтый, практически белый цвет. Это — лишайник ягель, одно из немногих растений, способных выживать в этом суровом климате.

Зимой, в полярную ночь, когда солнце больше месяца не показывается из-за горизонта, укрытый снегом ягель является одним из немногих источников питания северных оленей. Примечательно, что этот лишайник пригоден в пищу даже для людей. В сувенирных магазинах Мурманска можно найти чипсы из ягеля.

На краю земли

В августе этого года в тундре очень много грибов. Местные собирают их здесь целыми вёдрами. Никогда в жизни у меня не получалось собирать грибы, но здесь сразу нашёл несколько штук. Прихватить ножик из номера отеля я не догадался, пришлось варварски вырывать их из земли прямо с грибницей.

То что подберезовики растут под берёзами, знают даже малые дети. В тундре этот принцип сохраняется, вот только берёзы здесь карликовые. По сути это и не дерево, а стелющийся по земле кустарник высотой несколько сантиметров. Грибы имеют такую же высоту, а бывают даже выше берёзы, под которой выросли.

Самые высокие карликовые берёзы, имеющие возраст десятки лет, могут достигать в высоту до метра. Но большинство растений взрослому человеку будут по щиколотку. Листочки очень маленькие и такой кустарник можно принять за черничник или брусничник.

На краю земли

В последние несколько лет на Кольском полуострове велись работы по созданию ветряной электростанции. Всего планировалось установить 57 ветряков, этот ветропарк должен был стать самым северным в мире. Но после событий весны 2022 года зарубежные компании свернули свою деятельность и сейчас активно ищутся способы импорт замещения.

На самом севере Кольского полуострова находится место, не нуждающееся в своём представлении — село Териберка. Когда-то это была закрытая территория со въездом по пропускам. Но потом в Баренцевом море нашли газ, Газпром решил строить в Териберке завод. Завод правда так и не построили, но село открыли. Ну, а уж всемирную известность Териберке принёс «Левиафан» Андрея Звягинцева. Сейчас территория за Териберкой имеет статус природного парка и передвигаться там можно только пешком.

На краю земли

Одна из наиболее северных точек этого парка — это мыс Астровертов. Он выходит прямо в Баренцево море. Море — окраинное, фактически это уже Северный Ледовитый океан.

Холодные волны этого моря разбиваются о прибрежные скалы.

Край у земли всё-таки есть и находится он на этом скалистом мысу. Другой суши в направлении на север от него нет, примерно в полутора тысячах километрах отсюда по прямой линии находится Северный полюс.

Жизнь есть даже на краю земли. В Баренцевом море водятся утки.

На краю земли

А на скалах, открытых всем ветрам, растут водоросли. Сами скалы облеплены какими-то белыми мелкими ракушками.

Во впадину на скале волной когда-то принесло камень. С тех пор он тут и остался и отполировал свою впадину до идеально овальной формы.

Рядом с этим мысом расположен каменный пляж, который называют «яйца драконов» или «яйца динозавров».

Яйцевидная форма камней может образовываться из камней разного размера и разных горных пород. Формируется она в результате окатывания камней по твердому скальному основанию под воздействием мощного морского прибоя.

На берегу Баренцева моря есть и водопад. Чтобы добраться до него нужно идти по дорожке вдоль моря.

С другой стороны этой дорожки располагается Секретарское озеро. Природа удивительна — от пресного озера до солёного моря около 200 метров, тем не менее они не соединены. Озеро — питьевое, снабжает водой всю Териберку.

Дорожка постепенно идёт вверх, огибает небольшую гору, и снова спускается вниз. Отсюда открывается вид на ещё одно озеро — Малое Батарейское. Вообще в Мурманской области очень много озёр — около ста тысяч.

Из этого озера вытекает ручей, именно он и образует водопад, который тоже называется Батарейским.

Каньон водопада является тектоническим рвом, который сформировался несколько тысячелетий назад в результате разлома массивных гранитных скал.

Падая с высоты 9 метров ручей несётся прямо в море по системе множества скальных уступов.

Отсюда открывается очень живописный вид на море, окружённое скалами.

На краю земли

Эти скалы являются местом обитания множества птиц. Мне не повезло, в предшествующие дни их распугали туристы. Лишь стайка пернатых кружила над водой.

Помимо скал и «драконьих яиц» в Териберке есть и песчаный пляж. Те, кто не боятся холодной воды, могут искупаться в Баренцевом море.

Здесь есть несколько ресторанов, правда наплыв туристов сейчас настолько велик, что бронировать столик нужно заранее. Перед одним из них установлен тот самый скелет кита из «Левиафана» Звягинцева.

На краю земли

Ещё один интересный объект на пляже — это трон.

Настало время покидать этот дивный край и возвращаться в Мурманск, в отель. В полиэтиленовом пакете — добыча из 4 грибов. Удивительное совпадение — я собрал грибов в тундре, хотя совсем не планировал этого делать. А Отель Романов, забронированный на Островке, оказался апарт-отелем, с кухней в номере.

На краю земли

Поэтому было решено сварить из грибов суп. Недостающие овощи я купил в «Перекрёстке». В номере не оказалось тёрки, морковь пришлось просто порезать, как картофель и лук.

Кажется суп из настоящих лесных грибов я ел последний раз ещё в детстве, лет 30 назад. Ну, а если говорить про суп из тундровых грибов, то такого супа я не ел вообще никогда.

На краю земли

Суп получился вкусный, совсем не такой какой получается из магазинных шампиньонов. Достойное завершение путешествия на край земли.