Турист Светлана Аубекерова (swetlyachok)
Светлана Аубекерова — была вчера 23:08
Просто задекларирую свое желание для Вселенной: Хочу в Мексику!

Эмлиль — Марокко Июнь 2022

Предыдущие дни путешествия — Возвращение в горный поселок Имлиль.

Зачем нужен гид

После 2018 года, когда в горах Марокко произошло убийство 2 туристок из Скандинавии, на Тубкаль стало невозможно пройти одному, только с гидом. В начале тропы поставили пункт полицейского контроля, где записывают всех, кто пошел на подход к горе. И категорично отказывают и не пускают даже просто якобы погулять недалеко в том направлении. Но платить 80 евро за гида я не собиралась.

Восхождение на самую высокую гору Марокко Тубкаль

Я бы и не прочь была присоединиться к какой-нибудь группе и разделить оплату на всех, если бы хозяин моего отеля Лахсен таковую нашел для меня, как обещал. Он же всех знает в Имлиле. Но за 1,5 дня, что предшествовали дню моего похода, никого не нашел. Или не искал. Потому что групп отправляется каждый день много. Я бы сказала до фига. А учитывая, что поход длится 2 дня, то гидов в деревне очевидно в 3 раза больше, чем каждый день уходит на восхождение.

Неплохой заработок, скажу вам, как для деревни. Я бы тоже могла работать гидом)). В принципе, восхождение не самое трудное. Правда с оговоркой, что только летом, зимой там лежит снег, нужны кошки, а это уже другая история, более трудная.

Идти или не идти?

Короче, я уже смирилась, что просто проведу в Имлиле еще один день, и ни на какой Тубкаль не пойду. А, забыла рассказать для непосвященных — Тубкаль это самая высокая гора в Марокко в Атласских горах, высота 4167 м. Я собиралась ее покорить давно, но обычно приезжала в Марокко зимой, поэтому до сих пор было не досуг. При удачном восхождении эта гора должна была стать моей самой высокой горой, т. к. предыдущая покоренная высота равнялась 4050 м — г. Курмутау на Кавказе.

Но вмешалась судьба в лице девушки Анжелики из Швеции, которая заселилась в мой отель накануне. Она спустилась с горы в тот день и совершила восхождение одна, без гида. Рассказала, что есть другая тропа, которая ведет в обход полицейского контроля. И я тоже видела эту тропу на карте посреди зеленого массива. Поэтому решила, что завтра попробую пойти.

Восхождение на самую высокую гору Марокко Тубкаль

Ночью накануне я до 2 часов не могла уснуть, слышала, как началась гроза, как лил дождь, как из ведра, и думала, что никуда не пойду с такой погодой. Встала в 7 утра, было немного облачно, но сверху не лило. В итоге пошла и за весь день дождя не было, хотя в предыдущие 2 дня были кратковременные дожди и даже град.

Что-то я даже летом подошла к вопросу легкомысленно в плане одежды и обуви. Я собиралась идти на гору в своих легких городских кроссовках за неимением другой обуви, а из теплой одежды был только легкий пуховик, который точно не согрел бы меня на вершине и не помог бы при дожде.

Восхождение на самую высокую гору Марокко Тубкаль

Но у меня был в отеле добрый хозяин Лахсен, который одолжил мне и ботинки (пусть старые и пыльные, но вполне удобные от Коламбии) и свою ветровку-дождевик (желтую и яркую — идеально для фото). А вообще всю экипировку можно взять в аренду в поселке, и даже рюкзак и палки, которые наверно пусть лучше будут, чем нет. Хотя я не привыкла с ними ходить, на спуске они очень помогают.

В добрый путь!

Первая часть пути — до деревни Ароумд, мимо большого водопада, в деревне дошла до мечети, от которой и начиналась тропа. Сначала это был путь через большой сад, где растут яблони и деревья грецкого ореха, потом просто лесок.

Секретная тропинка вела вверх, иногда по камням, местами была полностью покрыта водой (уже здесь бы мои кроссовки полностью промокли), а спустя какое-то время тропа соединилась с той, по которой идут все туристы.

Я знала, что есть 2 места ночлега, но в интернете нашла контакты только одного из них — «Муфлон». Позвонила, забронировала место, меня попросили написать письмо на почту с именем и фамилией, и потом в ответ прислали подтверждение бронирования. Хорошо, что я успела сделать это, пока была связь. Чуть выше она уже исчезла. Хотя, мест в рефуджи много и меня точно и без бронирования заселили бы. По телефону, кстати, спросили, есть ли у меня гид, я ответила, что нет.

Восхождение на самую высокую гору Марокко Тубкаль

Ну, а дальше был подъем вверх, который в целом был не очень трудным, только последние 3 км уже дались с трудом, потому что рюкзак стал оттягивать плечи. Весь сегодняшний подход был 11 км, набор высоты 1300 м и я справилась за 5 часов.

По пути было несколько мест, где можно поесть и попить что-нибудь. Все доставляется сюда на осликах и лошадках. Их очень много встречается по пути и очень много следов их жизнедеятельности на тропе. Этого говна так много, что когда идешь уже не первый километр, обходишь только свежак, чтобы не вляпаться)).

Восхождение на самую высокую гору Марокко Тубкаль

И я думала, что цены на апельсиновый сок, например, будут раза в 3 выше, чем внизу, но оказалось нет. Стакан апельсинового фреша стоит также — 10 дх. Это я на обратном пути пила, на пути вверх попросила стаканчик чая. За него взяли 5 дх. И там же местные удивлялись, что я иду одна и говорили, что в рефуджи тоже полицейский контроль и меня на вершину без гида не пустят. Я уже думала, если это так, то решу по своему состоянию — или пойду вниз, или переночую и утром пойду вниз.

Рефуджи

Но никакого дополнительного контроля в рефуджи не было, на регистрации спросили тоже, есть ли гид, но без проблем заселили. Стоит ночь в рефуджи как в неплохом отеле — 150 дх, а с завтраком и ужином все 300 дх (2100 руб). И за эти деньги я получила место «на нарах» без белья естественно, спасибо хоть одеяло дали. Очень холодно внутри, я сразу надела пуховик. В душе почти ледяная вода.

Я с утра не очень много съела на завтрак в отеле, днем пила только чай и ела печеньки, и предстояло ждать еще около 4 часов до ужина, который был в 7 вечера. Съела еще печенья, полежала, искупалась в холодном душе. В рефуджи очень холодно, поэтому погреться можно только на улице, на солнце.

Там же только работает мобильный интернет, внутри не работает и вай-фая нет. Электричества тоже, собственно. Зарядить телефон можно только от пауэрбанка, или дождавшись ужина, когда на пару часов включают электричество от солнечных батарей на крыше.

Восхождение на самую высокую гору Марокко Тубкаль

На ужин можно было выбрать тажин с курицей или пасту. Я выбрала пасту. Вкусно вполне и много — большая тарелка, еще был суп перед основным блюдом и дыня на десерт. Большие группы едят отдельно, то ли гиды им готовят, то ли сами, а маленькие по 2–4 человека едят как раз из предложенных рефуджи вариантов ужина в столовой.

Восхождение на самую высокую гору Марокко Тубкаль

Эти большие группы так в общих гостиных гоготали и болтали, что я не сразу смогла уснуть. А завтра предстояло встать очень рано и пойти на вершину. Завтрак предлагался в любое желаемое время, начиная с 4.30 утра, да и Анжелика в отеле говорила, что она вставала в 4 утра, потому что восхождение на вершину занимает около 4 часов. Об этом же говорила и карта — 3 км, набор высоты 1000 м, расчет времени 4 часа.

Восхождение на вершину

Вот и я встала в начале пятого утра, кто-то тоже вставал, кто-то продолжал спать. В рефуджи темень, все с фонариками. Спустилась на завтрак, там еле разглядела того мужчину, который вчера подавал ужин, он провел меня в комнату для завтрака и поболтал со мной, сидя рядом. Весь персонал рефуджи был уже в курсе о русской девушке, собирающейся без гида на Тубуаль)).

Восхождение на самую высокую гору Марокко Тубкаль

На завтрак были чай-кофе из пакетиков, хлеб, порционные масло и джем. Не густо, но в 5 утра есть и не хочется. Был кипяток и я заварила в контейнере гречку, кинула туда же масло, правда соли не было. Ненужные вещи оставила в пакете на своей кровати и пошла.

Вот в тот момент было немного стремно, потому что вокруг ничего не видно, только месяц светит, холодно, а я совсем одна. И если на подходе гид 100% не нужен, то на восхождении, конечно, он нужен тем, кто без альпинистского опыта. Но впереди шли люди, благодаря свету фонариков я имела приблизительное направление, куда идти. Совсем недалеко шла группа из 3 человек, а я в нескольких метрах шла хвостиком за ними. Пересекали реку, шли как на спуске разгляделось, по огромным камням. В 6 стало светать, фонарики уже были не нужны и можно было видеть тропу.

Восхождение на самую высокую гору Марокко Тубкаль

И сразу совет: не стоит выходить в 5 утра или раньше, в 6 самое то (в июне и июле), потому что уже светло, а еще лучше в тот же день, когда идете в рефуджи. Заселитесь, оставьте вещи и идите на вершину, успеете и подняться и спуститься к ужину. Потому что мой не самый быстрый подъем занял 2.40 часа вместо 4, но вниз, правда, получилось не сильно быстрее — 2 часа.

В пути я обгоняла группы, пару раз уходила на ответвлениях от маршрута, по которому шли люди с гидами, но это не страшно, пути потом соединяются снова. В одном месте позади идущий гид освистнул меня, мол, не туда идешь, и указал на другую тропу. Послушалась его. С одним молодым парнем-гидом перекинулись парой фраз, пока он ждал своего клиента. Тому было 50 лет, подъем давался тяжело и местами он полз вверх на четвереньках. А его собачка бежала бодро.

Восхождение на самую высокую гору Марокко Тубкаль

И вот я дошла, увидела эту металлическую конструкцию на вершине, которую я видела на фото в интернете и слегка всплакнула, потому что цель/мечта сбылась!

Восхождение на самую высокую гору Марокко Тубкаль

На вершине было очень ветрено, я была в одной куртке, но пододела пуховичок свой лёгкий под низ. Долго не стала сидеть, гречку тоже не было желания есть. Сейчас бы горячего чая, но у меня в термосе была вода. Так что рекомендую брать термос и на завтраке наливать чай или кофе. Воду почти и не хотелось пить.

Восхождение на самую высокую гору Марокко Тубкаль

Вниз шла уже счастливая, улыбаясь тем, кто шел вверх. Спуск занял 2 часа, и по пути я пару раз плюхнулась на попу, когда ноги заскользили по тропе. Счесала мизинец, туда аж грязь забилась в ранку. В рефуджи забрала пакет с вещами, посидела немного в интернете, поделилась успехом с хозяином отеля Лахсеном и другом Джамалом.

Восхождение на самую высокую гору Марокко Тубкаль

Далее предстояли 11 км вниз, которые тоже дались мне нелегко. Вроде вниз идти легче, но это только в плане дыхалки, а ноги при ходьбе вниз болят сильнее. Так что вниз я шла 4 часа, да по жаре, как итог — поджаренные ноги по форме шорт и обгоревшие уши.

Рядом со мной шла мини-группа из 2 европейцев и гида, мы попеременно друг друга обгоняли. Так что когда я дошла до развилки, где мне нужно было уйти на секретную тропу, чтобы не идти через полицейский контроль, они потом увидели мой трюк.

Восхождение на самую высокую гору Марокко Тубкаль

В отеле меня ждал душ с горячей водой, чистая одежда и кровать с белым постельным бельем. Долго отдыхать не пришлось, потому что в Имлиль приехал Джамал и я пошла его встречать. Поели в кафе, отметили мой геройский поступок)). А к концу дня мой телефонный шагомер показывал 31 км. Несоленую гречку, кстати, я так и не доела и принесла в отель.

Восхождение на самую высокую гору Марокко Тубкаль

Джамал настойчиво уговаривал меня пойти снова на гору с ним. Но нет, это нереально! Ноги болели адски, я еще дня 3 по ступенькам вниз спускалась как ребёнок — спускала одну ногу, приставляла вторую, потом преодолевала следующую ступеньку. Хватило и того, что я на следующий день пошла с ним на хайкинг (кстати, за 2 дня какой-то добрый человек промаркировал тропу желтыми точками и стрелками на камнях) и потом еще показывала секретную тропу. А он молодец, совершил восхождение от отеля на Тубкаль и обратно без ночевки, одним днем за 12 часов. Потом вместе спускались с лестницы как дети)).

Восхождение на самую высокую гору Марокко Тубкаль

Также прогулялись до водопадов, верхний из которых красивее и менее многолюден, чем нижний.

Короче, опыт незабываемый, как все, что дается нелегко. Как перевал ВЦСПС в горах Кавказа, на который я думала никогда в жизни не пойду второй раз и пошла; как северо-западная вершина МНР, когда ходьба по снежинку казалась бесконечной; как Камино де Сантьяго, когда икры на ногах стали просто каменными от 35–40 км ходьбы каждый день.

Восхождение на самую высокую гору Марокко Тубкаль

Зачем себя так напрягать? В преодолении себя ты становишься сильнее, веришь, что сможешь все, что любое препятствие можно преодолеть — шаг за шагом. Из маленьких шагов складывается большой путь. При возможности повторю восхождение на Тубкаль, потому что бывших альпинистов не бывает и меня всегда будет тянуть в горы.
А я на этом завершаю рассказы про лето в Марокко-2022. Всем читавшим большое спасибо!
P.S. В 2023 году мне написал парень, который ходил на Тубкаль, что появился второй пост охраны уже после соединения основной и секретной тропы, так что шанс пройти бесплатно без гида пропал. Но не могу сказать точно, всегда ли они там стоят, проверяют ли всех повторно после первого пункта, потому что тот парень ходил на гору с другой стороны, а этой тропой возвращался в Имлиль.