Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 18:05

Егорьевск — Россия Июль 2022

Все помнят крылатую фразу из культового фильма: «Георгий Иваныч, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора, здесь проживает?», которая иронически обыграла многообразие имени Георгий.

В дальнем Подмосковье есть город с необычным названием Егорьевск, интересно, а кто такой Егорий? Удивительно, но это имя тоже производное от Георгия, но не Иваныча, а Победоносца. В старину почитаемого на Руси Святого звали Святым Егорием. Изначально появилось с. Высокое, потом в нем выстроили приходскую церковь в честь Егория, а село стало Егорие-Высоким.

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

Каждый старинный город может похвастаться красивой легендой о своем основании. Один город основал князь на месте знатной охоты, другой заложил император, чтобы грозить врагам, третий город возник на древнем торговом пути.

У Егорьевска тоже есть своя легенда, правда, она не столь красивая. Причиной рождения города стала тюрьма — острог «Егорьевский замок». Якобы, в 1778 г. Екатерина II посетила с. Высокое, где уже была выстроена огромная тюрьма в виде буквы «Е». Царица, увидев «дивный острог», сразу оценила прогиб местных чинуш и присвоила селу статус города. Вполне логично, одно жаль, что по документам острог на реке Гуслица срубили чуть позже — в 1785-м. Краеведы же считают, что статус города был получен за счет хлебных ярмарок, что проводились здесь со времен Московского княжества.

А еще говорят, что именно на ярмарках села Егорье родилось слово «объегорить» — обмануть, обвести вокруг пальца. На торгах продавцы и покупатели пшеницы постоянно пытались обмануть друг друга. Другая версия гласит, что ы XIV веке в эти места приезжали за данью из разных княжеств — Владимира, Рязани и Москвы. Баскаки так достали аборигенов, что те начали владимирцам втирать, что уже заплатили москвичам, москвичам — что рязанцам, рязанцам — что владимирцам.

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

Краеведы считают все это красивые легенды, ведь глагол возник намного раньше, чем Высокое стало Егорьем. В реальности на Юрьев / Егорьев день крепостные имели право менять помещиков. Перед этим надо было рассчитаться со старым помещиком, тут то обе стороны пытались друг друга надуть или объегорить.

Соборная (Советская) площадь

Сам городок невелик, знакомство можно начать с самого центра — с Соборной площади, небольшой, но идеально круглой и геометрически правильной. С 1826 целых 12 лет тут строили белокаменный Успенский собор на 5 тыщ. прихожан. После революции площадь стала Советской, а в 1935 г. партийные чинуши решили взорвать собор, он, якобы «мешал прямому уличному движению». Строили собор 12 лет, столько же лет вывозили обломки взорванной святыни — такому вандализму нет оправдания.

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

Нынче на площади скульптура Ленина работы скульптора Алексеева Г.Д. вместо святого храма. Вроде бы таких тысячи по всей России, однако этот памятник совершенно особенный — автор самолично видел еще живого Ильича, делал зарисовки. Поэтому памятник 1927 г. считается наиболее похожим на оригинал вождя мировой революции. Гипсовая заготовка скульптуры хранилась в столице в музее им. Ленина. Кстати, памятник оказался непоседой — сначала его установили на Ленинской площади, а на Советскую он переехал только после уничтожения Успенского собора. В 2019 г. восстановили историческую справедливость: Советская площадь вновь стала Соборной, но, Ленина в этот раз беспокоить не стали — пусть уж стоит на своем месте. Площадь пешеходная, она по периметру обрамлена старинными домами, купеческими лавками, разбит сквер, есть потешный фонтан, где с удовольствием резвятся дети. На месте уничтоженной колокольни поставили символическую звонницу.

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

До сей поры на площади сохранились каменные лавки для сдачи в аренду торговцам. Их построили в 19 веке по указу городского главы Никифора Бардыгина из санитарных соображений. До того торговали прямо на улице — эка невидаль, это ж дикий 19 век, что с них взять? Но тут мне вспомнился самый конец 20в, когда после госпереворота 1991 г. мы — бывшие инженеры, оставшиеся без средств к существованию, пытались выжить, выезжая в Варшаву торговать на рынках. Знаменитый Стадион, превращенный в начале 90гг в огромную барахолку, Велосипедный рынок — какие воспоминания!

У нас не было денег купить торговое место, потому располагались шеренгой у стен рынка, а свое немудреное барахло раскидывали на газетки, брошенные прямо на землю или грязный асфальт. А со времен то Бардыгинских лавок почти 100 лет прошло. Изначально было построено два здания лавок, в лихие 90-е одно продали подонку-коммерсанту, который снес его до основания, и не восстановил. (ул. Советская, 77А)

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

Дом того самого Бардыгина располагается рядом на углу Соборной площади и ул Парижской коммуны. Жилой комплекс в два этажа считается красивейшим купеческим зданием города. В состав входит жилой дом, хозяйственный флигель, конюшня и сад. Позже дом был реконструирован сыном — Михаилом. Сейчас в доме БТИ, как пишут, внутри широкая лестница, просторные холлы в стиле модерн на 2 м этаже. К жилому дому пристроен нежилой флигель с конюшней, рядом разбит сад за кирпичной стеной. (ул. Советская, 87–89/11)

Егорьевский историко-художественный музей

Успешный фабрикант и управленец Никифор Бардыгин был настоящим благодетелем города до революции. Он исполнял обязанности городского головы почти 30 лет подряд — для города он сделал массу полезного! Настоящие дороги, а не грунтовые направления, современное освещение, водопровод и канализация, образование — все это результаты трудов праведных неутомимого городского головы. Его сын Михаил Бардыгин пошел по стопам отца, но не только по пути развития процветающего текстильного производства, но и по пути меценатства.

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

В отличие от российских «эффективных менеджеров» времен дикого постсоветского капитализма, Бардыгины не только гребли деньги в свою мошну. Они возводили новые фабрики за свой счет, строили жилье для рабочих, создавали богадельни для стариков. Михаил потихоньку собрал богатую художественную коллекцию, но не только для себя, а для трудового народа — он ее с 1911 г. экспонировал в здании фабричной библиотеки.

Перед самым крушением социализма для размещения остатков коллекций Бардыгина предоставили полуразрушенный особняк купцов Никитиных. Реставрация заброшки шла очень долго, а сегодня все могут оценить купеческую роскошь былых времен. Нарядная лестница, как в питерских дворцах, парадный каминный зал в стиле палат Алексея Михайловича, украшенные росписью стены и потолок. На вид обычный музей: витрина стекла и фарфора, изделия из металла кости и дерева, старинная мебель, часы, предметы купеческого быта. Но, музей не застыл в прошлом, он внедряет новые технологии, не брезгует интерактивом, и, даже, входил в 30 лучших провинциальных музеев Европы.

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

Из раритетов в экспозиции икона Христофора Псеглавца, ей более 4 веков. А чего стоит филигранная вещица из резной кости — блохоловка! Удивят две маленькие фигурки из кости — мужчина и женщина в разрезе. Женщина беременна, а если снять ей живот с грудью, внутри виден младенец в утробе. Даже дети не будут скучать здесь — в экспозиции «Феерия света» можно заглянуть в старинное зазеркалье. «Занимательный сундук» с секретами тоже классная штука. «Поющая книга» расскажет о староверах, в отдельной кабинке прорицатель Корейша сделает тебе персональное предсказание. (ул. Советская, 73/20, тел. +7 (49640) 2-41-84, egmuseum.ru)

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

Если верить И-Нету, в Егорьевске есть еще музей — краеведческий по ул. Советская 58/11, куда мы незамедлительно и направились, но обломались. Ибо остановка есть, даже Музейная площадь имеется, а музея уж нет — здание в глубокой капитальной реставрации, а экспонаты все в запасниках. Зато напротив в скверике памятник еще одному местному купцу-промышленнику — Хлудову, чья фабрика до сей поры высится на берегу реки Гуслица.

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

Гуляя по центральной улице Советской, никак не обойти Аллею героев. Тут чтут память об егорьевцах, погибших во времена ВОВ. Рядом Мемориал воинам в виде стелы с фигурой солдата, у подножия горит Вечный огонь. В дни памяти здесь проводят митинги, возлагают цветы, выставляют почетный караул. (ул. Советская, 174)

Собор Александра Невского

На сегодня, главный храм города, это белоснежный Собор Александра Невского 1897 г., чьи золоченые маковки устремлены в небеса. Ясное дело, что в его создании активно участвовал Никифор Бардыгин, который вложил в строительство немалые деньги. Колокольню пристроили позже — только в начале 20в. В апреле 1941 г. в храме решили устроить кинотеатр, но не успели. Прошло военное лихолетье, удивительно, но уже в 1946 г. храм вновь вернули верующим. Только за время войны храм разграбили до нитки — иконостас раздолбили, даже листы кровли с крыши умудрились содрать. Нынче огромный собор реставрирован, выглядит величественно, но, внутри не поражает своим убранством — простоват. В один комплекс с Собором входит и Крестильный храм Серафима Саровского (пл. Александра Невского, 1, она «нанизана» на ул. Советскую)

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

У входа в храм памятник Никифору Бардыгину и его знаменитые слова: «Служите родному городу, а с тем вместе и великому нашему Отечеству».

На противоположной стороне улицы вполне логично расположился памятник самого Святого Благоверного князя Александра Невского. Раньше на месте монумента стояла часовня святого. Великого воина увековечили в бронзе в честь его 800-летия, причем, не как привычного воина в доспехах, а как князя, сидящего в кресле. Мало кто знает, что легендарный воитель закончил свой жизненный путь в стенах Феодоровского мужского монастыря г. Городца в статусе монаха.

Храм Святого Георгия Победоносца

«Во времена далекие, теперь почти былинные» через село Высокое шел Дмитрий Донской со своей ратью к «месту встречи» с мамаевой ордой. По преданию, в селе пришлось оставить больных воинов, которых скосила эпидемия. Для отпевания умерших срубили храм во славу Георгия Победоносца, того самого, в честь которого Высокое стало Егорьем.

Церковь много раз сгорала, ее духовным правопреемником стал белокаменный храм во славу Георгия Победоносца 19в. Его построили староверы, которых при царе оставили без храма вовсе. Но потом чуть ослабил узду и разрешили потихоньку строить молельный дом, который превратился в полноценный храм. В советское время храм разграбили и обезобразили, одно время тут был дом пионеров.

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

Тут же вспомнился мой Дом пионеров на Полянке, куда я начал ходить в далеком 1968 г. Это был богатый купеческий особняк, который сохранился до наших дней. Мы там учились фото, лепке, авиа-моделированию. Кружководы рассказывали, что во время ремонта в стене особняка нашли настоящий клад. Как же мы мечтали тоже найти клад, тайком простукивая стены, ну, если не клад, то хотя бы золотую монетку.

В прошлом Егорьевские места звались Гуслицким краем по имени речки, что протекает в Егорьевске. Верующих, которые не приняли реформы Никона, и бежали от его нововведений, здесь собралось множество, потому край именовали «Старообрядческой Палестиной». В конце 90гг ХХ века местные староверы, вера которых не умерла даже во атеистического мракобесия времен социализма, вновь взялись за святое дело. Они начали восстанавливать обитель, сейчас церковь выглядит очень прилично, но полная реставрация еще не закончена. (ул. К. Маркса, 42)

А с Гуслицким краем связано еще одна байка: в давние времена местные очумелые ручки освоили печать фальшивых денег. Якобы, в конце ХIХв все фальшивки в Москве звались «гуслицкими деньгами». Это криминальный промысел расцвел пышным цветом после разгрома Наполеона. Именно тогда в руки гусляков нежданно попали наполеновские станки для печатания фальшивых русских ассигнаций. Прямо чудеса хитросплетений истории.

Егорьевский «тюремный замок»

Если вернуться на Соборную площадь и пройти по ул. Парижской Коммуны в сторону реки Гуслица, то метров через 200 справа можно увидеть странные башенки и замковую стену. Только рваться за эту стену совсем не стоит и фотать ее тоже не след… это СИЗО — тот самый острог, благодаря которому деревня стала городом. Тюрьма существует веками и ничего не меняется, кроме одного.

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

Чуть подальше старинной части острога выстроен огромный и высоченный корпус, оклеенный угрожающими надписями: «Запретная зона». Это новый тюремный корпус, где также сидят бедолаги будущие зэки, и он расположен едва не в самом центре города. С вершины тюремного замка грохочет музыка, которая раздается на километры по всему центру города — выглядит это ужасно… Сидельцы еще не осуждены, но уже пребывают в условиях зоны строгого режима. Также не завидую всем окрестным жителям, которым приходится терпеть принудительную дискотеку по 14 часов в день.

Здание бывшей фабрики Хлудовых

Если позабыть о горькой доле заключенных, и обратить свои очи к реке, можно увидеть диво-дивное — здание, напоминающее английский парламент. Это самый большой и примечательный промышленный объект Егорьевска — прядильная фабрика Хлудовых. Жаль, что сегодня главное здание фабрики и башня с часами все еще в процессе реставрации. Огромный корпус возвышается на левом берегу реки Гуслицы — прекрасный образец пром-архитектуры времен промышленной революции в России XIX века.

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

Огромный корпус украшен часами на высокой квадратной башне — прямо-таки настоящий Биг Бен в российской глубинке. Промышленное чудо в 1845 г. построили башковитые и мастеровитые братья Алексей и Герасим Хлудовы. Фабрику оснастили самым современным оборудованием, огорчает одно, что оно было английского производства — с технологиями в России всегда были проблемы. В те годы на фабрике работали до 6 тысяч человек. Бывшие крестьяне (!!!) Хлудовы из д. Акатово не только сумели выбиться в люди и стать крепкими промышленниками, но и всем сердцем полюбили Великобританию. А я-то все думал, откуда у русских богатеев такая любовь к Лондону? — а это уже вековые традиции.

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

При Советах фабрику национализировали и учредили хлопчатобумажный комбинат «Вождь пролетариата». Сейчас это «Егорьевский текстиль» который выпускает пряжу, суровые и готовые хлопчатобумажные и смешанные ткани. За 160 лет у нас так и не научились делать оборудование — фабрика продолжает работать на иностранной технике бельгийского производства. Думаю, оборудование также попало под санкции, и его дальнейшая эксплуатация может быть под вопросом. Просто удивительно, что удалось сохранить остатки легкой промышленности в глубинке, несмотря на тотальное уничтожение промышленного потенциала России после госпереворота 1991 г.

Вокруг промышленный городок, но, чувствуется, что бурление жизни покинуло большинство сохранившихся зданий. Доска почета сохранилась, но почета там уже давно нет — остался лишь остов с выбитыми окошечками, кое-где видны объявления — сдаются помещения под офисы. (ул. Парижской Коммуны, 1Б)

Через дорогу действующая Георгиевская гуманитарная гимназия, расположенная в «хлудовском» народном училище, она выглядит чистенько, но неважно. На фасаде выделяется барельеф Георгия Победоносца. (ул. Парижской Коммуны, д. 1б, egtm.ru)

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

Рядом большой корпус желтого кирпича, на вид приличная общага, но он совершенно пуст. Думаю, что количество рабочих на фабрике сильно уменьшилось по сравнению с социализмом и жить в общаге некому. Нынче местным мужикам приходится ездить на работу охранниками в Москву, а женщинам искать вакансии сиделок, вместо того чтобы трудиться в родном городе…

«Отель 5*»

Неподалеку от фабрики расположился совершенно необычный деревянный дом (ул. Тельмана, 10). Карта убеждает, что это гостиница, но вывески нет, только внутри нашли рукописный листочек «гостиница». В реальности это убогая общага, ее разместили в бывшем профилактории для рабочих, построенном в конце XIX века! Не всю правду нам говорили большевики при социализме — фабриканты то заботились о своих рабочих!

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

Домик совершенно необычный и напоминает огромный старинный терем из сказки. В нем живут строители и работяги — поговорили с ними, мужики стебутся — «живем в отеле 5*«))). А внутри деревянные покосившиеся перекрытия, старая проводка, пыль веков(((При дворе обитает милейший белоснежный котик — ласковый и контактный, жаль, что больной. Он очень хотел ласки, но рука не поднялась прикоснуться к сильно больному котейке(((

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

Мы немного устали и успели проголодаться, и первое что попалось на глаза — вывеска «1001 ночь» на отреставрированном здании в районе бывшего хоздвора фабрики. Зашли — на вид дорого-богато, но безвкусно. Наглый нацмен официант чуть не силой усадил за стол — заказали обед, цены московские, порции маленькие, вкус обыденный и без изысков. Когда пришли, в зале ни души и тишина, как только сели за стол, официант тут же врубил блатной музон. На просьбу выключить долбловку сначала не прореагировал, на повторный вопрос ответил, что директор заставляет мучать посетителей музыкой. Алкоголя в ресторане нет, даже пива. Результат закономерен — ушли с легким чувством голода, большим чувством недовольства, соответственно, вейтер остался без чаевых. Если кто увидит это заведение, лучше обойти его стороной.

Троицкий Мариинский монастырь — пожалуй, самое интересное и колоритное место города.

Ранее на этом месте было городское кладбище, в конце 19в по традиции возвели Троицкий кладбищенский храм на личные средства Никифора Бардыгина. В начале 20-го века его сильно молодая супруга решила основать тут монастырь, чтобы доживать в нем после смерти старого мужа. Но, есть поговорка — «загад не бывает богат». Младая жена умерла раньше мужа и навечно упокоилась в храме. А обитель появилась позже, его первой настоятельницей стала сестра Бардыгина — игуменья Олимпиада. Советский религиозный террор не обошел стороной эти стены. По горькой иронии судьбы сестры были арестованы и помещены в тот самый острог, что процветает до сей поры.

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

Монастырский комплекс за стенами с башенками из красного кирпича отстроили на славу — красота, лепота и потрясающая роспись внутри храма. Святые ворота с башнями и хозпостройкой — памятник архитектуры, храм, келейный корпус, Богадельня — все сохранилось с давних пор, но выглядят сегодня весьма неважно. Нужна большая реставрация, чтобы придать старинным, местами покосившимся кирпичам, новое звучание. Территория очень невелика, но очаровывает цветением роз, плодовыми деревьями, усыпанными плодами, и монастырской умиротворенностью.

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

В главном Троицком храме потрясающая роспись стен на золотом фоне в стиле XVII века. При Советах ее не раз забеливали, но она неуклонно проступала под краской. Сегодня росписи вновь сияют своей первозданной красотой. Одно жаль, снимать внутри запрещено — ну никак я не могу понять такого запрета, почему мы не можем отразить такую красоту и донести ее до зрителей? Я все ж не удержался и сделал пару кадров… (ул. Владимирская, 2)

Памятник корзине

Только башковитые егорчане додумались, что корзину можно сделать символом изобилия. Не мудрствуя лукаво, из металлических прутьев сковали конструкцию, похожую на корзину, и вуаля — единственный в стране и мире памятник Корзине готов! По слухам, первоначально она была установлена в центре в сквере на ул. Советская. Но сейчас необычная инсталляция стоит метрах в 500 от Монастыря.

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

Памятник «Ленин с солдатом и матросом» или «На троих»

В центре города на перекрестке улиц Советская и Тупицына в былые времена стоял еще один памятник Ленину. Вождь без пафоса беседуют с солдатом и матросом, беседа такая задушевная, что народ прозвал эту группу «На троих». В лихие 90е хулиганы стали пакостить и портить скульптуру. По неизвестным причинам ее перенесли в район бензоколонки. Даже здесь вождю-бедолаге покоя нет — у него оторвана рука, ее привязали на место скотчем (Егорьевск, бензоколонка на въезде в город со стороны Москвы близ деревни Ширяевская)

Дальнее заМКАДье. В гости к Егорию

Давным-давно хотел посетить Егорьевск, но никак не получалось, и вдруг — наша давняя подруга и попутчица Татьяна заехала к нам на дачу с ночевкой. Мы так душевно повечеряли, что на утро организовали культурную программу и смотались в град Егория. Что сказать — городок интересный, но одноразовый: заглянул, посмотрел, поудивлялся и поехал дальше, чтобы не возвращаться.